Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурно-содержательная характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Программа включает восемь тем («Земля — планета» — «Твердь» — «Вода» — «Воздух» — «Цветы» — «Насекомые» — «Деревья» — «Птицы»), содержащих 72 занятия. Учебные материалы состоят из трех блоков: учебник-хрестоматия, методика проведения занятий и разрезные листы заставок-иллюстраций по всем темам. Учебник-хрестоматия включает отрывки из художественных произведений, авторские тексты и пересказы, фонетические упражнения и фольклор, стихотворения «золотого фонда» (В. Бианки, Н. Сладкое, Ю. Дмитриев и др.). Перед началом каждой темы целесообразно изучить весь раздел хрестоматии, чтобы выбрать, по усмотрению педагога, наиболее выигрышный материал, подготовить его чтение или пересказ, дополнить при желании иными литературными источниками и наблюдениями. Это достаточно необычный курс, рассчитанный на содружество, сотворчество ребенка и взрослого. Рисунки детей являются одним из основных элементов творческой части курса. Ребенок с первого занятия приступает к созданию рукотворной экологической книги. Эти рисунки составят сердцевину праздников книги по каждой теме. На этих праздниках вместе с детьми можно проявить всю свою фантазию: украсить помещение, приготовить костюмы, разыграть сценки и пантомимы, порадоваться совместным успехам. Предполагается участие родителей. В программе используются легенды, мифы, сказки. Например, легенды Древней Индии сопровождают рассказ воспитателя о сотворении мира. При чтении необходимо правильно расставлять акценты, чтобы дети прочувствовали отличие мифа холодной Скандинавии от мифа жаркой Индии, нужно сделать акцент в тех местах сказания, где говорится о суровости климата, борьбе огня, льда. Древнеславянская легенда используется в рассказе о пробуждении Земли. Вводятся новые слова. На занятии «Чудесная песня льва» рекомендуется стремиться голосом передать звуки, которыми Лев населял Землю, расцвечивал ее цветами, наполнял голосами птиц, насекомых, передать не только сопереживание сказки, но и доброту, исходящую от Льва, обратить внимание детей на различия в характерах героев в зависимости от того, где находится та или иная страна. Вместе с детьми предлагается сконструировать модель Земли из крупного мягкого конструктора. На занятиях воспитатель доказывает и исследует некоторые свойства окружающей нас природы. Первое открытие — определение округлой формы Земли. Детям предлагается услышать чудесные звуки Земли. Ответить на вопросы: По чему мы ходим? Кто знает, чем пахнет земля? (Назовите эти запахи.) Кто слышал, как звучит земля? (Изобразите эти звуки.) Какого цвета наша земля? (Назовите.) Сказка про Лежач-камень сопровождается показом коллекции камней. Камни должны быть по возможности разными: большими и маленькими, округлыми и острыми, простыми, невзрачными и красивыми. Детям предлагается потрогать, погладить, прижать к щеке эти камни, чтобы они ощутили разнообразие поверхностей. Важно, чтобы дети могли взять их в руки и сжать в ладошке. Расскажите, о знатоках камней, которые говорят, что камень может быть «твоим»: такой камень быстро согреется в ладошке, а если он остается холодным, то лучше держать его подальше от себя. Предлагается создать горы. Попросите детей встать с разных сторон расстеленного на столе платка, просунуть под платок кисти обеих рук и по-разному сложить пальцы: либо в кулачок, либо растопырив. После этого дети приподнимают руки вместе с платком. Должен получиться горный рельеф со складками, ущельями, пологими горами. Детям объясняется различие слов «земля» и «почва». Земля — земной шар, название нашей планеты; это матушка-земля, земля-кормилица, Родина; это суша (в отличие от водного пространства). Почва — то, из чего состоит земля, верхний слой земной коры. Интересны опыты, предлагаемые детям. Например, можно взять достаточно глубокий, размером с большую суповую тарелку, лоток любой формы. Собрать детей вокруг стола и сделать почву: вниз положить немного песка, затем слой глины и перегнившие листья. Хорошо бы туда же поместить дождевых червей или жужелицу, которые, перерабатывая сухие листья, смешивают их с глиной и делают то, что называется почвой. Затем посадить туда семечко быстро прорастающего вида овоща или цветка. Можно посадить несколько видов. Полить водой и поставить на хорошо освещенное место. Если ухаживать вместе с детьми за посевом, то через некоторое время появится росток. Это будет прекрасным закреплением и обобщением знаний о земле, воде, воздухе, понимания их значения для всего живого. Детей знакомят с пустыней, ее растительностью и обитателями. Чтобы узнать о свойствах песка, можно провести опыт «Песчаный конус». В результате дети видят, что песок может передвигаться, быть похожим на волны моря, знакомятся со свойствами насеянного, мокрого песка. Детям предлагается увидеть красоту мира воды, рассмотреть капли, представить себе волшебную каплю из золотой тучи, услышать историю, что увидела Капля, путешествуя по реке. С детьми можно организовать пластическую игру «Буря на море». Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря. Часть детей изображает рыбок, прячущихся на дне морском, другие изображают чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу и т.д. Проводится серия уроков, посвященных изучению воздуха. Предлагается исследовать свойства воздуха, например, «поймать» его. Дети узнают про полезные свойства «голубой рубашки» нашей планеты, знакомятся с понятием «атмосфера», слушают легенду об Эоле и Зефире. Необходимо обратить внимание на то, какую важную роль играли ветры для парусных кораблей. Дети рассматривают облака, придумывают, на что они похожи. Проводится пластическая игра: как образуется гроза. Детям предлагается сыграть в «капельки», которые, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, они жмутся друг к другу, образуя облака. Капельки, встречаясь друг с другом, увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю. Можно показать радугу в комнате: поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стенку. Поворачивать зеркало надо до тех пор, пока на стене не появится спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. Если наблюдать за радугой, то можно предсказывать погоду: высокая и крутая радуга — к хорошей погоде, пологая и низкая — к ненастью. Важно также обращать внимание на звуки, окружающие ребенка. Зачастую дети, особенно городские, плохо различают и выделяют природные звуки. Поэтому на занятии необходимо пробудить интерес к звукам природы, звучанию музыки. Рекомендуется устроить праздник цветов, в ходе которого дети узнают, как зарождается и растет цветок. На ярких и простых примерах дети запоминают названия дикорастущих цветов. Например, рассказывая о колокольчике, хорошо бы показать детям металлический колокольчик, обратив внимание, как древние люди учились у мудрой природы и знания переносили в жизнь. Уместно поговорить с детьми о царь-колоколе, о колоколах церквей, как они своим звоном могут возвещать о радости, беде, пожаре. Дети учатся составлять букет — композицию цветов в японской технике икебана, имеющий свои особенности: ярко выделяются не более трех цветков, они не затеняются массой других цветов. Для сравнения стоит показать европейский тип букета, т.е. привычный для нас «сноп» разных цветов, в котором подчеркивается как бы общая красота луга, леса или садовых цветов. Красоту японского и европейского букетов можно сравнить с красотой отдельного голоса и целого хора. Кроме того, дети знакомятся с миром насекомых. Чтобы детям было легче усвоить анатомические признаки насекомых, их надо сравнить с другими живыми существами (животными, птицами, рыбами). Особое внимание уделяется общему для всех насекомых признаку — зависимости от тепла и солнца. Хорошо бы рассмотреть вместе с детьми модель кузнечика, бабочки, стрекозы или понаблюдать их в природе. Дети знакомятся с муравьями, жуками, стрекозами, бабочками, пауками. Рассматривают и обсуждают четыре стадии развития бабочек. Важно обратить внимание детей не только на красоту, но и на их хрупкость, на то, как быстро погибает бабочка, если ее поймать. Можно затронуть вопрос о том, как безвозвратно от необдуманного действия может погибнуть красота, и в результате останется лишь маленькая щепотка пыли. Желательно показать детям, какая интересная паутина сплетается пауком, как она красива, когда на ней задерживаются капельки воды, как крепка тончайшая нить паутины, что выдерживает вес мухи. Хорошее дополнение к занятию — слайд-фильм или альбом с репродукциями о лесах, деревьях, парках. Можно пофантазировать и закончить сказку «Почему у березы белый ствол в черных полосках?». Например: «Стояла береза чистая, белая, красивая. Каждое утро она умывалась, и среди изумрудной зелени белый ствол ее был далеко виден. Каждые зверушка, птичка, насекомое хотели с ней подружиться, да только, чтобы с ней поговорить, нужно было подняться по ее белому стволу... Вот пришел медведь...». Обыграть на занятии можно и желуди и листья. Воссоздать с детьми образ дуба «в шубе, но без шапки» или образ могучего богатыря, например, Ильи-Муромца. Также дети знакомятся с хвойными деревьями, ельником, сосновым бором, смешанным лесом. Знакомятся с историей дерева и о том, как узнать, сколько ему лет, рассматривая спил дерева. Дети на занятиях знакомятся с птицами, — покорителями воздушного океана, со свойствами пера. Наблюдают за птицами, как они берут корм, чистят себя клювом, лапками. Слушают голоса птиц, рассуждая, что может выразить голос птицы, какое чувство, эмоции. Узнают о птичьих домишках.
Учебно-методическое обеспечение В программный пакет входят: компьютерная версия экологической программы, методика психологической диагностики степени усвоения знаний и развития ребенка (для психологов), слайд-фильмы и музыкальные фрагменты, консультационная помощь, семинар для педагогов, работающих по программе.
Программа «Живая экология» Автор А..И. Иванова Цель программы: определить образовательные и воспитательные задачи в области естественных наук, экологии и человековедения, доступные для понимания детей первых 7 лет жизни. Задачи: — выделить основные естественнонаучные и экологические понятия, которые могут быть усвоены детьми первых 7 лет жизни; — проследить возрастную динамику их формирования при переходе детей из одной возрастной группы в другую. Задачу по формированию экологического сознания дошкольников можно считать выполненной, если в конце пребывания в детском саду они овладеют следующими общими понятиями: — каждый живой организм нуждается для своего существования в одновременном присутствии многих условий (в комплексе условий); — нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению состояния, а зачастую и к гибели организмов; — у разных организмов потребность в условиях разная. По внешнему виду организма можно примерно определить, в каких условиях он нуждается; ориентиром служат отдельные его признаки; — по внешнему виду и поведению знакомых объектов можно примерно определить, какие условия жизни нарушены, чего им не хватает; — если человек берет под опеку животное или растение, он несет за него ответственность; поэтому вначале нужно узнать, в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия, глубоко изучив особенности данного организма по литературе и спросив у знающих людей; — в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов. Таковыми они считаются только по отношению к человеку. Поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование. Допустим, паразит не виноват, что не может питаться ничем, кроме тканей человека; точно так же, как человек вынужден использовать в пищу организмы растений и животных; — человек — единственное существо, которое обладает развитым разумом. Благодаря разуму он является самым сильным существом на Земле, поэтому оказывает более значительное влияние на природу, чем животные и растения. Следовательно, он несет ответственность за создание благоприятных условий жизни не только для домашних, но и для свободно живущих организмов; — последствия поступков человека отражаются не только на ближайшем окружении, но и в масштабах макрокосма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.225 (0.007 с.) |