Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-содержательная характеристика

Поиск

Ядро содержания программы Н.Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и природы.

Известно, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «мы», т.е. единства. Это и определило название программы. Мы — жители планеты. Все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней; те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщаться к нему, это коллектив единомышленников: ученых, методистов, воспитателей, родителей, осуществляющих экологическое образование детей с использованием отечественного и зарубежного педагогического опыта.

В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Особенность программы заключается в том, что природа представлена в ней как ценность, а гуманное отношение к живому — как этический принцип поведения человека.

В программе используется термин Н.Н. Кондратьевой «экологически ориентированная деятельность», т.е. доступная дошкольнику разнообразная деятельность, организованная сначала педагогом, а затем и самостоятельно ребенком с целью приобретения опыта гуманного взаимодействия с природой.

При отборе содержания авторы придерживались принципа научности. Так, в программе отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого, понимание которой составляет основу экологической культуры личности. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений о причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для его экологически целесообразного поведения.

Реализация идеи единства живого и неживого в природе предполагает раскрытие в программе понятия «живой организм».

В программе также раскрыта идея единства человека и природы. В соответствии с ней человек рассматривается как живое существо, похожее на животных и растения. Здесь же отражено влияние природы на жизнь человека и человека на природное окружение. Реализация идеи разумности и гуманности человека помогает дошкольникам увидеть своеобразие процессов жизнедеятельности человека как социального существа, осознать его отличия от других живых организмов. Гуманность человека проявляется в умении осуществлять взаимодействие с любым живым существом на основе признания его самоценности и права на жизнь, уважении принципов милосердия как нормы отношений, понимания его значения для жизни других природных объектов. Поэтому в программу включены знания о самоценности природы и ее многообразном значении для человека — эстетическом, нравственном, познавательном, практическом.

Природа на Земле представляет собой огромную сложную систему, что отражено в программе идеей системного строения природы. Каждый живой организм показан как система, в которой взаимосвязаны органы и их функции; представлены сообщества (системы) организмов одного вида (например, сообщества растений или животных) и установлено, что организм — их составная, связанная с другими, часть. В свою очередь, сообщества живых организмов включены в процессе жизнедеятельности в еще более широкие системы (например, экосистема леса, луга и др.), где они также взаимосвязаны.

Экологическое сознание человека основывается на понимании целостности природы. Для раскрытия этой идеи, одной из наиболее значимых в экологическом образовании, в программе показаны взаимосвязи, сложившиеся в природе на любом ее уровне: организм, живое — среда, экосистема. Разъясняется, что сохранение сложившихся связей — важное условие жизнеспособности живых систем, а нарушение их целостности влечет за собой негативные экологические последствия для живого.

Итак, содержание программы направлено на развитие у дошкольников начал экологической культуры.

Программа «Мы» построена системно. В отличие от первого издания, в последнюю редакцию вошли три раздела.

Так, содержание раздела «Как растет живое», представленного в первом издании, органично вошло в два современных — «Живые... какие мы?», «Как живые приспосабливаются к среде». Это позволило более точно выделить последовательность развития содержания программы и его освоения детьми: от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и среды и далее к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме.

В программе последовательно раскрывается сущность живого организма и его взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание предыдущего, представления в нем усложняются, пополняются новыми фактами, связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней. Программа знаний о живом для дошкольников разработана Н.Н. Кондратьевой в диссертационном исследовании «Формирование системы знаний о живом у детей старшего дошкольного возраста» (1986). Поэтому важно осваивать программу именно с первого раздела, не нарушая логику ее развития.

Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.

В программе представлены следующие виды познавательной деятельности: наблюдение, экологическое моделирование, поисковая деятельность, труд в природе. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие. Программа предусматривает также художественно-творческую деятельность, слушание, чтение и рассматривание с детьми книг с рисунками о природе.

Итак, экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.62.238 (0.007 с.)