Структурно-содержательная характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структурно-содержательная характеристика



В разделе «Познавательно-исследовательская деятельность» заявляется о целесообразности деятельности, направленной на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных связях и отношениях), упорядочение, систематизацию представлений о нем. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — начинает овладевать средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.

Данный раздел введен в программу вместо традиционных занятий по ознакомлению с окружающим и выстроен с учетом специфики ГКП. Во-первых, это разнородность группы по уровню познавательного развития, что делает необходимым гибкое проектирование содержания занятий с детьми, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей группы (независимо от их исходного уровня развития). Во-вторых, необходимость строить образовательный процесс максимально компактно, чтобы в условиях сжатого времени обеспечить освоение ребенком культурных средств познания и охватить наиболее значимые представления об окружающем мире.

Поэтому работа с дошкольниками строится не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми (где взрослый-партнер учитывает детские интересы и инициативы).

Чтобы сделать занятия привлекательными и вызвать исследовательскую активность детей, воспитатель использует доступные и интересные старшим дошкольникам «типы исследования»:

— опыты (экспериментирование);

— коллекционирование (классификация);

— путешествие по карте и по «реке времени».

Каждый «тип исследования» создает благоприятные условия для реализации развивающих задач:

опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей, получение представлений о связях и зависимостях в живой и неживой природе и т.п.;

коллекционирование (классификационная работа) — освоение родо­видовых отношений, получение представлений о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.;

путешествие по карте — освоение пространственных схем, получение представлений о пространстве мира, природных ландшафтах, частях света и родной стране;

путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений, получение представлений об историческом времени, истории материальной цивилизации.

В методических рекомендациях к организации работы ГКП детей в ДОУ (рекомендации методиста В. Сахаровой) «Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» отмечается, что очень важно, чтобы уже в раннем детстве малыши получали достоверные природоведческие знания и приобретали практические навыки доброжелательного общения с природой. Здесь раскрывается содержание экологических представлений, которые должны быть усвоены детьми в ГКП.

Так, по теме «Растения, животные, человек — живые» следует помочь детям понять и увидеть жизненно необходимые живому организму проявления: питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение, чувствительность, обмен веществ, наличие жизненного пространства. Ребенку надо дать представление о том, что такое здоровый образ жизни в природе. Это прежде всего здоровая среда обитания: чистые воздух и вода, полезная здоровая пища. Малышу следует объяснить, что такое лечебная пища, какая пища бывает вредной, что в жилище человека полезно для здоровья, а что нет. Здоровый образ жизни в природе — жизнь в гармонии с природой, понимание и принятие ее ритмов (в природе все подчинено ритму: смена времен года, дня и ночи, бодрствования и сна, ритмично бьется сердце у человека и т.д.).

По теме «Формирование представлений о живой и неживой природе в разные сезоны» нужно дать детям знания:

— о приспособленности растений (комнатных, дикорастущих);

— животных (домашних, диких, уголка природы);

— человека к среде обитания и сезонным изменениям;

— месте человека в окружающем мире.

Помимо этого — привить навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человека, научить понимать красоту природы, любоваться ею в разное время года и сохранять эту красоту.

В то же время отмечается, что содержание знаний и основные показатели отношения к природе на каждый возрастной период определены в комплексных программах и в программах парциальных, таких как: «Юный эколог» С.Н. Николаевой и «Наш дом — природа» Н.А. Рыжовой.

В ГКП детей в ДОУ предлагается использовать самые разные формы и методы работы. Это занятия, наблюдения, целевые прогулки, игры с экологическим содержанием, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видеофильмов, слайдов, экспериментирование, помощь животным и растениям.

Наиболее сложный материал рекомендуется давать на занятиях — в основном тот, который недоступен для наблюдения в повседневной жизни. Занятия с экологической направленностью желательно проводить один раз в неделю. В зависимости от условий, количество их может быть увеличено или уменьшено, но в таком случае определенный объем информации включается в другие виды деятельности, например изобразительную, речевую. Это могут быть «путешествия» с использованием игровых ситуаций, литературных персонажей. Предлагается проводить экскурсии по территории ДОУ, знакомить ребят с различными растительными сообществами.

Занятия могут проводиться как по подгруппам, так и со всей разновозрастной группой. Тема для младшего и старшего возраста может быть одна и та же, а содержание и задачи разные. Предлагаются примерные темы занятий: «Кто живет рядом со мной?» (Домашние животные, животные уголка природы), «Жизнь домашних животных в разные сезоны», «Дикие животные — какие они?», «Водные обитатели», «Птицы, растения — живые», «Комнатные, дикорастущие, лекарственные растения», «Лес — многоэтажный дом», «Неживая природа (воздух, вода, почва) — среда обитания живых организмов», «Взаимодействие человека с природой», «Экологическая безопасность ребенка». Количество занятий по каждой теме определяют сами педагоги.

Предлагается устраивать для детей праздники на природе и о природе. Это могут быть и комплексные занятия, и тематические досуги, проводимые один раз в месяц в сезон. Например: «Осенние узоры», «Встреча зимы», «День Земли», «Праздник первоцветов», «День птиц», «Волшебница-вода», «Праздник рябинки, березки» и др. По­лезно привлекать детей к уходу за животными, растениями, имеющимися в группе и на территории ДОУ.

В свободное время можно рассматривать с ребятами иллюстрации о природе, проводить дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто как кричит?», «Кто спрятался?», «Узнай животное (или растение) по описанию», «Что сначала, что потом?», «Путаница», «Найди такое же», «Вершки и корешки», «С кем не страшно?», «Кому нужна ель?» и т.п. На прогулке следует обращать внимание детей на изме­нения, происходящие в природе, рассказывать или зарисовывать то, что показалось им интересным. Обращать внимание ребят на птиц, обитающих около дома, — что они делают, какие звуки издают, чем питаются. Проявлять заботу о птицах зимой, вместе с детьми подкармливать их, объяснять, зачем это нужно делать. Понаблюдать за поведением птиц в разных ситуациях: клюют, купаются в луже, тра­ве, песке, летают, отдыхают и т.д. Предложить детям поиграть — повторить движения птиц: попрыгать, как воробей, ворона, «полетать», как голуби, вороны и т.д.

Методические рекомендации охватывают и организацию трудовой деятельности детей. Прежде всего рекомендуется объяснить ребенку, что его труд необходим и полезен. Лучше, если дети будут объединены в небольшие подгруппы — так легче установить контакты, укрепить дружеские взаимоотношения. Необходимо приучить ребят к тому, что прежде чем начать работу, надо подготовить рабочее место, а, закончив ее, убрать материалы и оборудование. Необходимо научить детей правильно пользоваться инвентарем, а старших дошкольников — еще и рационализировать свой труд.

Фундаментом трудового обучения служат впечатления об окружающей действительности. Чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше возможностей для его развития и воспитания. Помимо самообслуживания, хозяйственного, ручного труда выделяется труд в природе: дети могут кормить рыбок, птиц, домашних животных. Ухаживать за растениями (вместе со взрослыми), сеять семена, сажать луковичные растения, ухаживать за посевами и посадками (старший возраст).

 

 

Предметно-развивающая среда

Образовательный процесс, насыщенный разными видами активности, требует рациональной организации предметно-пространственной среды, отличающейся функциональностью, доступностью материалов и пособий для детей, многоуровневостью, обеспечивающей самореализацию детей с разным уровнем развития. В групповом помещении выделяется рабочая часть для занятий (с большим рабочим или несколькими столами) и пространство для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам. Это могут быть отделенные низкими стеллажами, шкафчиками места для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, а также книжный уголок, где можно спокойно рассматривать книги, альбомы. Оформление группы должно включать физическую карту полушарий, висящую в доступном месте, глобус, подвижную двустороннюю доску для занятий по рисованию, письму и как стенд для экспозиции схем, иллюстративного материала и пр. Доска всегда должна быть доступна детям.

Среди материалов и пособий, необходимых для свободной самостоятельной деятельности, должны быть следующие:

— для сюжетной игры: образные игрушки (куклы, плюшевые звери), наборы мелких фигурок людей и животных, игровые макеты;

— игры с правилами: настольные; для конструирования: разнообразные настольные наборы для конструирования;

— изобразительной деятельности и ручного труда: бумага различного формата, графические и живописные материалы, природный и бросовый материал, художественные мозаики и т.п.;

— экспериментирования и исследования: весы с разновесками, мерные стаканы, лупы, циркули, разнообразные коллекции и т.п.

Книжный уголок должен содержать иллюстрированные альбомы для рассматривания, детские иллюстрированные книжки для чтения и рассматривания, сборники сказок и стихов, рассказов о детях и животных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.70.232 (0.014 с.)