![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурно-содержательная характеристика
В разделе «Познавательно-исследовательская деятельность» заявляется о целесообразности деятельности, направленной на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных связях и отношениях), упорядочение, систематизацию представлений о нем. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — начинает овладевать средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Данный раздел введен в программу вместо традиционных занятий по ознакомлению с окружающим и выстроен с учетом специфики ГКП. Во-первых, это разнородность группы по уровню познавательного развития, что делает необходимым гибкое проектирование содержания занятий с детьми, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей группы (независимо от их исходного уровня развития). Во-вторых, необходимость строить образовательный процесс максимально компактно, чтобы в условиях сжатого времени обеспечить освоение ребенком культурных средств познания и охватить наиболее значимые представления об окружающем мире. Поэтому работа с дошкольниками строится не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми (где взрослый-партнер учитывает детские интересы и инициативы). Чтобы сделать занятия привлекательными и вызвать исследовательскую активность детей, воспитатель использует доступные и интересные старшим дошкольникам «типы исследования»: — опыты (экспериментирование); — коллекционирование (классификация); — путешествие по карте и по «реке времени». Каждый «тип исследования» создает благоприятные условия для реализации развивающих задач: опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей, получение представлений о связях и зависимостях в живой и неживой природе и т.п.; коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений, получение представлений о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.;
путешествие по карте — освоение пространственных схем, получение представлений о пространстве мира, природных ландшафтах, частях света и родной стране; путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений, получение представлений об историческом времени, истории материальной цивилизации. В методических рекомендациях к организации работы ГКП детей в ДОУ (рекомендации методиста В. Сахаровой) «Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» отмечается, что очень важно, чтобы уже в раннем детстве малыши получали достоверные природоведческие знания и приобретали практические навыки доброжелательного общения с природой. Здесь раскрывается содержание экологических представлений, которые должны быть усвоены детьми в ГКП. Так, по теме «Растения, животные, человек — живые» следует помочь детям понять и увидеть жизненно необходимые живому организму проявления: питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение, чувствительность, обмен веществ, наличие жизненного пространства. Ребенку надо дать представление о том, что такое здоровый образ жизни в природе. Это прежде всего здоровая среда обитания: чистые воздух и вода, полезная здоровая пища. Малышу следует объяснить, что такое лечебная пища, какая пища бывает вредной, что в жилище человека полезно для здоровья, а что нет. Здоровый образ жизни в природе — жизнь в гармонии с природой, понимание и принятие ее ритмов (в природе все подчинено ритму: смена времен года, дня и ночи, бодрствования и сна, ритмично бьется сердце у человека и т.д.). По теме «Формирование представлений о живой и неживой природе в разные сезоны» нужно дать детям знания: — о приспособленности растений (комнатных, дикорастущих); — животных (домашних, диких, уголка природы); — человека к среде обитания и сезонным изменениям; — месте человека в окружающем мире. Помимо этого — привить навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человека, научить понимать красоту природы, любоваться ею в разное время года и сохранять эту красоту.
В то же время отмечается, что содержание знаний и основные показатели отношения к природе на каждый возрастной период определены в комплексных программах и в программах парциальных, таких как: «Юный эколог» С.Н. Николаевой и «Наш дом — природа» Н.А. Рыжовой. В ГКП детей в ДОУ предлагается использовать самые разные формы и методы работы. Это занятия, наблюдения, целевые прогулки, игры с экологическим содержанием, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видеофильмов, слайдов, экспериментирование, помощь животным и растениям. Наиболее сложный материал рекомендуется давать на занятиях — в основном тот, который недоступен для наблюдения в повседневной жизни. Занятия с экологической направленностью желательно проводить один раз в неделю. В зависимости от условий, количество их может быть увеличено или уменьшено, но в таком случае определенный объем информации включается в другие виды деятельности, например изобразительную, речевую. Это могут быть «путешествия» с использованием игровых ситуаций, литературных персонажей. Предлагается проводить экскурсии по территории ДОУ, знакомить ребят с различными растительными сообществами. Занятия могут проводиться как по подгруппам, так и со всей разновозрастной группой. Тема для младшего и старшего возраста может быть одна и та же, а содержание и задачи разные. Предлагаются примерные темы занятий: «Кто живет рядом со мной?» (Домашние животные, животные уголка природы), «Жизнь домашних животных в разные сезоны», «Дикие животные — какие они?», «Водные обитатели», «Птицы, растения — живые», «Комнатные, дикорастущие, лекарственные растения», «Лес — многоэтажный дом», «Неживая природа (воздух, вода, почва) — среда обитания живых организмов», «Взаимодействие человека с природой», «Экологическая безопасность ребенка». Количество занятий по каждой теме определяют сами педагоги. Предлагается устраивать для детей праздники на природе и о природе. Это могут быть и комплексные занятия, и тематические досуги, проводимые один раз в месяц в сезон. Например: «Осенние узоры», «Встреча зимы», «День Земли», «Праздник первоцветов», «День птиц», «Волшебница-вода», «Праздник рябинки, березки» и др. Полезно привлекать детей к уходу за животными, растениями, имеющимися в группе и на территории ДОУ. В свободное время можно рассматривать с ребятами иллюстрации о природе, проводить дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто как кричит?», «Кто спрятался?», «Узнай животное (или растение) по описанию», «Что сначала, что потом?», «Путаница», «Найди такое же», «Вершки и корешки», «С кем не страшно?», «Кому нужна ель?» и т.п. На прогулке следует обращать внимание детей на изменения, происходящие в природе, рассказывать или зарисовывать то, что показалось им интересным. Обращать внимание ребят на птиц, обитающих около дома, — что они делают, какие звуки издают, чем питаются. Проявлять заботу о птицах зимой, вместе с детьми подкармливать их, объяснять, зачем это нужно делать. Понаблюдать за поведением птиц в разных ситуациях: клюют, купаются в луже, траве, песке, летают, отдыхают и т.д. Предложить детям поиграть — повторить движения птиц: попрыгать, как воробей, ворона, «полетать», как голуби, вороны и т.д.
Методические рекомендации охватывают и организацию трудовой деятельности детей. Прежде всего рекомендуется объяснить ребенку, что его труд необходим и полезен. Лучше, если дети будут объединены в небольшие подгруппы — так легче установить контакты, укрепить дружеские взаимоотношения. Необходимо приучить ребят к тому, что прежде чем начать работу, надо подготовить рабочее место, а, закончив ее, убрать материалы и оборудование. Необходимо научить детей правильно пользоваться инвентарем, а старших дошкольников — еще и рационализировать свой труд. Фундаментом трудового обучения служат впечатления об окружающей действительности. Чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше возможностей для его развития и воспитания. Помимо самообслуживания, хозяйственного, ручного труда выделяется труд в природе: дети могут кормить рыбок, птиц, домашних животных. Ухаживать за растениями (вместе со взрослыми), сеять семена, сажать луковичные растения, ухаживать за посевами и посадками (старший возраст).
Предметно-развивающая среда Образовательный процесс, насыщенный разными видами активности, требует рациональной организации предметно-пространственной среды, отличающейся функциональностью, доступностью материалов и пособий для детей, многоуровневостью, обеспечивающей самореализацию детей с разным уровнем развития. В групповом помещении выделяется рабочая часть для занятий (с большим рабочим или несколькими столами) и пространство для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам. Это могут быть отделенные низкими стеллажами, шкафчиками места для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, а также книжный уголок, где можно спокойно рассматривать книги, альбомы. Оформление группы должно включать физическую карту полушарий, висящую в доступном месте, глобус, подвижную двустороннюю доску для занятий по рисованию, письму и как стенд для экспозиции схем, иллюстративного материала и пр. Доска всегда должна быть доступна детям. Среди материалов и пособий, необходимых для свободной самостоятельной деятельности, должны быть следующие: — для сюжетной игры: образные игрушки (куклы, плюшевые звери), наборы мелких фигурок людей и животных, игровые макеты; — игры с правилами: настольные; для конструирования: разнообразные настольные наборы для конструирования; — изобразительной деятельности и ручного труда: бумага различного формата, графические и живописные материалы, природный и бросовый материал, художественные мозаики и т.п.; — экспериментирования и исследования: весы с разновесками, мерные стаканы, лупы, циркули, разнообразные коллекции и т.п. Книжный уголок должен содержать иллюстрированные альбомы для рассматривания, детские иллюстрированные книжки для чтения и рассматривания, сборники сказок и стихов, рассказов о детях и животных.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.119 (0.014 с.) |