Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурно-содержательная характеристикаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В разделе «Познавательно-исследовательская деятельность» заявляется о целесообразности деятельности, направленной на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных связях и отношениях), упорядочение, систематизацию представлений о нем. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой — начинает овладевать средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Данный раздел введен в программу вместо традиционных занятий по ознакомлению с окружающим и выстроен с учетом специфики ГКП. Во-первых, это разнородность группы по уровню познавательного развития, что делает необходимым гибкое проектирование содержания занятий с детьми, чтобы заинтересовать и сделать успешными всех детей группы (независимо от их исходного уровня развития). Во-вторых, необходимость строить образовательный процесс максимально компактно, чтобы в условиях сжатого времени обеспечить освоение ребенком культурных средств познания и охватить наиболее значимые представления об окружающем мире. Поэтому работа с дошкольниками строится не в форме регламентированных учебных занятий, а в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми (где взрослый-партнер учитывает детские интересы и инициативы). Чтобы сделать занятия привлекательными и вызвать исследовательскую активность детей, воспитатель использует доступные и интересные старшим дошкольникам «типы исследования»: — опыты (экспериментирование); — коллекционирование (классификация); — путешествие по карте и по «реке времени». Каждый «тип исследования» создает благоприятные условия для реализации развивающих задач: опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей, получение представлений о связях и зависимостях в живой и неживой природе и т.п.; коллекционирование (классификационная работа) — освоение родовидовых отношений, получение представлений о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.; путешествие по карте — освоение пространственных схем, получение представлений о пространстве мира, природных ландшафтах, частях света и родной стране; путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений, получение представлений об историческом времени, истории материальной цивилизации. В методических рекомендациях к организации работы ГКП детей в ДОУ (рекомендации методиста В. Сахаровой) «Формирование первоначальных основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» отмечается, что очень важно, чтобы уже в раннем детстве малыши получали достоверные природоведческие знания и приобретали практические навыки доброжелательного общения с природой. Здесь раскрывается содержание экологических представлений, которые должны быть усвоены детьми в ГКП. Так, по теме «Растения, животные, человек — живые» следует помочь детям понять и увидеть жизненно необходимые живому организму проявления: питание, дыхание, движение, рост и развитие, размножение, чувствительность, обмен веществ, наличие жизненного пространства. Ребенку надо дать представление о том, что такое здоровый образ жизни в природе. Это прежде всего здоровая среда обитания: чистые воздух и вода, полезная здоровая пища. Малышу следует объяснить, что такое лечебная пища, какая пища бывает вредной, что в жилище человека полезно для здоровья, а что нет. Здоровый образ жизни в природе — жизнь в гармонии с природой, понимание и принятие ее ритмов (в природе все подчинено ритму: смена времен года, дня и ночи, бодрствования и сна, ритмично бьется сердце у человека и т.д.). По теме «Формирование представлений о живой и неживой природе в разные сезоны» нужно дать детям знания: — о приспособленности растений (комнатных, дикорастущих); — животных (домашних, диких, уголка природы); — человека к среде обитания и сезонным изменениям; — месте человека в окружающем мире. Помимо этого — привить навыки общения с дикой природой и творениями ума и рук человека, научить понимать красоту природы, любоваться ею в разное время года и сохранять эту красоту. В то же время отмечается, что содержание знаний и основные показатели отношения к природе на каждый возрастной период определены в комплексных программах и в программах парциальных, таких как: «Юный эколог» С.Н. Николаевой и «Наш дом — природа» Н.А. Рыжовой. В ГКП детей в ДОУ предлагается использовать самые разные формы и методы работы. Это занятия, наблюдения, целевые прогулки, игры с экологическим содержанием, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр видеофильмов, слайдов, экспериментирование, помощь животным и растениям. Наиболее сложный материал рекомендуется давать на занятиях — в основном тот, который недоступен для наблюдения в повседневной жизни. Занятия с экологической направленностью желательно проводить один раз в неделю. В зависимости от условий, количество их может быть увеличено или уменьшено, но в таком случае определенный объем информации включается в другие виды деятельности, например изобразительную, речевую. Это могут быть «путешествия» с использованием игровых ситуаций, литературных персонажей. Предлагается проводить экскурсии по территории ДОУ, знакомить ребят с различными растительными сообществами. Занятия могут проводиться как по подгруппам, так и со всей разновозрастной группой. Тема для младшего и старшего возраста может быть одна и та же, а содержание и задачи разные. Предлагаются примерные темы занятий: «Кто живет рядом со мной?» (Домашние животные, животные уголка природы), «Жизнь домашних животных в разные сезоны», «Дикие животные — какие они?», «Водные обитатели», «Птицы, растения — живые», «Комнатные, дикорастущие, лекарственные растения», «Лес — многоэтажный дом», «Неживая природа (воздух, вода, почва) — среда обитания живых организмов», «Взаимодействие человека с природой», «Экологическая безопасность ребенка». Количество занятий по каждой теме определяют сами педагоги. Предлагается устраивать для детей праздники на природе и о природе. Это могут быть и комплексные занятия, и тематические досуги, проводимые один раз в месяц в сезон. Например: «Осенние узоры», «Встреча зимы», «День Земли», «Праздник первоцветов», «День птиц», «Волшебница-вода», «Праздник рябинки, березки» и др. Полезно привлекать детей к уходу за животными, растениями, имеющимися в группе и на территории ДОУ. В свободное время можно рассматривать с ребятами иллюстрации о природе, проводить дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто как кричит?», «Кто спрятался?», «Узнай животное (или растение) по описанию», «Что сначала, что потом?», «Путаница», «Найди такое же», «Вершки и корешки», «С кем не страшно?», «Кому нужна ель?» и т.п. На прогулке следует обращать внимание детей на изменения, происходящие в природе, рассказывать или зарисовывать то, что показалось им интересным. Обращать внимание ребят на птиц, обитающих около дома, — что они делают, какие звуки издают, чем питаются. Проявлять заботу о птицах зимой, вместе с детьми подкармливать их, объяснять, зачем это нужно делать. Понаблюдать за поведением птиц в разных ситуациях: клюют, купаются в луже, траве, песке, летают, отдыхают и т.д. Предложить детям поиграть — повторить движения птиц: попрыгать, как воробей, ворона, «полетать», как голуби, вороны и т.д. Методические рекомендации охватывают и организацию трудовой деятельности детей. Прежде всего рекомендуется объяснить ребенку, что его труд необходим и полезен. Лучше, если дети будут объединены в небольшие подгруппы — так легче установить контакты, укрепить дружеские взаимоотношения. Необходимо приучить ребят к тому, что прежде чем начать работу, надо подготовить рабочее место, а, закончив ее, убрать материалы и оборудование. Необходимо научить детей правильно пользоваться инвентарем, а старших дошкольников — еще и рационализировать свой труд. Фундаментом трудового обучения служат впечатления об окружающей действительности. Чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше возможностей для его развития и воспитания. Помимо самообслуживания, хозяйственного, ручного труда выделяется труд в природе: дети могут кормить рыбок, птиц, домашних животных. Ухаживать за растениями (вместе со взрослыми), сеять семена, сажать луковичные растения, ухаживать за посевами и посадками (старший возраст).
Предметно-развивающая среда Образовательный процесс, насыщенный разными видами активности, требует рациональной организации предметно-пространственной среды, отличающейся функциональностью, доступностью материалов и пособий для детей, многоуровневостью, обеспечивающей самореализацию детей с разным уровнем развития. В групповом помещении выделяется рабочая часть для занятий (с большим рабочим или несколькими столами) и пространство для свободной самостоятельной деятельности детей по интересам. Это могут быть отделенные низкими стеллажами, шкафчиками места для сюжетной игры, опытов и экспериментирования, настольных игр и дидактических упражнений, а также книжный уголок, где можно спокойно рассматривать книги, альбомы. Оформление группы должно включать физическую карту полушарий, висящую в доступном месте, глобус, подвижную двустороннюю доску для занятий по рисованию, письму и как стенд для экспозиции схем, иллюстративного материала и пр. Доска всегда должна быть доступна детям. Среди материалов и пособий, необходимых для свободной самостоятельной деятельности, должны быть следующие: — для сюжетной игры: образные игрушки (куклы, плюшевые звери), наборы мелких фигурок людей и животных, игровые макеты; — игры с правилами: настольные; для конструирования: разнообразные настольные наборы для конструирования; — изобразительной деятельности и ручного труда: бумага различного формата, графические и живописные материалы, природный и бросовый материал, художественные мозаики и т.п.; — экспериментирования и исследования: весы с разновесками, мерные стаканы, лупы, циркули, разнообразные коллекции и т.п. Книжный уголок должен содержать иллюстрированные альбомы для рассматривания, детские иллюстрированные книжки для чтения и рассматривания, сборники сказок и стихов, рассказов о детях и животных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.135 (0.007 с.) |