Формирование умений работы с картами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование умений работы с картами.



Подведение учащихся к пониманию карты.

    Карта дает математически точные данные о картографируемых объектах. Чтобы учащиеся правильно поняли построение карты и отражение на ней действительности,  надо подводить к изображению местности на карте постепенно.

 Наиболее правильный путь подведения учащихся к пониманию построения карты - это последовательный переход от ориентирования на окружающей школу местности к построению плана, а от плана к карте.

Учащиеся должны быть подготовлены к пониманию плана. Для этого им необходимо последовательно усвоить:

-ориентирование на местности;

-изображение направлений на чертеже;

-измерение расстояний на местности и их изображение в масштабе на чертеже.

 Ознакомление учащихся непосредственно с планом проходит три этапа:

1)сначала выполнение чертежа небольшой площади (класс, школа);

2)глазомерная съемка плана более значительного участка на местности;

3)работа с топографическим планом.

 После этого подведение учащихся к пониманию карты обеспечивается их ознакомлением с градусной сеткой и переходом от топографического плана к крупномасштабной карте, а от нее к карте мелкого масштаба.

 Очень важны такие приемы, как объяснение условных знаков топографической и географической карт, как сопоставление карты с картиной. Это дает учащимся знание условных знаков и вместе с ним подводит их к пониманию построения карты.

Обучение чтению карты и приемы работы с картами.

 Умением читать карту учащиеся овладевают постепенно в связи с изучением географического материала. Сначала учащиеся знакомятся с общегеографическими картами, затем переходят к специальным картам.

 Обучение чтению карты происходит с помощью специальных упражнений, когда новый материал излагается на уроке с использованием карты как источника знаний.

 Учитель ставит вопросы, ответы на которые они вычитывают из карты, последовательным рядом вопросов они подводятся к выводам и обобщениям. Если на первых порах большую роль в обучении чтению карты играют специальные упражнения, то в дальнейшем эти умения развиваются в основном путем самостоятельных работ учащимся по карте в процессе изложения материала.

 Чтение карты происходит в несколько стадий:

- на первой стадии дети учатся первичному чтению условных знаков по обзорной физической карте. Например, учитель задает вопрос:

Чем отличается поверхность Западной Европы от поверхности Восточной Европы?

 Учащиеся: в Западной Европе преобладают горы, а Восточной Европе -равнины.

 Учитель предлагает назвать и показать на карте истоки и устья главных рек Европы, что учащиеся и делают, пользуясь условными знаками карты.

- на второй стадии, чтение карты усложняется. Учащиеся пытаются описывать географические объекты на основе показанных на карте условных знаков.

- на третьей стадии, учащихся обучают вычитывать из карты с помощью ассоциаций и не обозначенные данные. Например, засушливость климата района устанавливается на основе косвенных данных (наличие песков, соленых озер). Усложнение чтения карты идет по линии все более широкого применения специальных физических и экономических карт.

 Чтение карт можно строить иначе. Учитель дает планы характеристик по карте каждого географического объекта (моря, горного хребта, реки), которые ученики должны знать. На уроке, вызванные для ответа учащиеся рассказывают по этому плану, используя при ответе стенные карты,  другие дополняют с мест.

 Только после того, как закончена работа по карте учитель сообщает данные, не видные из карты. Например, по озеру Байкал такая коллективная работа по карте может дать учащимся следующие сведения. Байкал находится в южной части Восточной Сибири, вытянут с юго-запада на северо-восток, имеет удлиненную форму, берега высокие, гористы, глубина 1620 (1637) м. Так как в озеро впадает много рек, а вытекает одна - оно пресное, проточное. Оно поздно замерзает и вскрывается. Наряду с классной работой возможны домашние  задания по самостоятельной характеристике объектов на основе карты.

 Л.М. Панчешникова.

 «Любому виду использования карт должно предшествовать знакомство с нею сначала общее, а затем более углубленное.

 Представить карту – значит, ознакомить с заголовком, легендой, размещением дополнительных данных. Затем  прочитать масштаб и усвоить обычные ориентиры. Например, предложить ученикам найти на карте местожительство, затем познакомить с математической основой. Первое знакомство с картой необходимо завершить первыми пробами работы с ней (задания по чтению и использованию карты).

  Главные картографические умения:

1) 6 класс: ориентироваться на местности с помощью плана, топографической карты и без нее, измерять расстояния на местности, определять азимуты, определять направления по карте, географические координаты, читать по карте рельеф.

2) 7 класс: характеризовать по тематическим картам отдельные компоненты природы: рельеф, климат, почвы, природные зоны, растительность, животный мир; сравнивать особенности компонентов на разных материках; составлять комплексное описание природы определенных регионов по нескольким картам, используя прием наложения и сопоставления карт, анализировать и обобщать данные карт, объясняя закономерности.

3) 8 класс:  при изучении физической географии России и сопредельных государств, свободно переносить знания и умения в работе с картами на конкретные территории России, более глубоко постигая сущность природных явлений и процессов, развивать умения комплексного использования карт при составлении характеристик ПТК, проводить оценку территорий по картам с целью их хозяйственного использования.

4) 9 класс: читать и анализировать социально-экономические карты; устанавливать зависимость размещения хозяйства от природных условий, давать по картам экономической географии характеристику страны, района, промышленного узла, города, проводить оценку ресурсообеспеченности отдельных регионов и стран, оценивать миграционные потоки, составлять картограммы и картодиаграммы»

Специальные карты и работа с ними (А.В.Даринский).

1. Значковые карты (размещение промышленных центров районов).

2. Картодиаграммы (масштабными фигурами показаны размеры явлений, карты размещения площадей, размещение поголовья скота).

3. Точечные карты (размещение явлений обозначается путем расстановки в определенных местах точек, имеющих одинаковое количественное значение).

4. Картограммы (разной штриховкой или раскраской территории показывается различие в степени выраженности явления: карта распределения осадков, карта  распаханности территории, карта населения).

5. Карты цветного фона  показывают качественные различия в пределах изображаемой территории (политико-административная, карта растительности, почв, экономико-географическая карта районов).

6. Карты ареалов (штриховкой или окраской показывается территории, в пределах которой распространено данное явление).

7. Карта изолиний - соединяются места одинаковые в отношении количественной выраженности явления (изотермы, изобары).

8. Карты линий движения - карты грузопотоков, направлений ветров, течений.

 

 

В учебном процессе часто используется прием сопоставления (наложения) карт.

      Этот прием позволяет учащимся выявлять взаимосвязи различных географических явлений и устанавливать простейшие географические зависимости и закономерности.

 В физической географии сопоставляются общегеографические и специальные тематические карты. Например, сопоставление физических и климатических карт Азии позволяет установить влияние рельефа на климат различных областей. В экономической географии сопоставляются физические карты и экономические. Например, для установления взаимосвязи между специализаций промышленности и размещением минеральных ресурсов.

 

Изучение географической номенклатуры.

       Учащиеся, усваивая названия географических объектов:

- одновременно запоминают характеризующие их фактические сведения и местоположение на карте,

-другим условием является правильно организованная работа с картой.

Должна идти работа, при которой работают зрительная, двигательная и словесно-смысловая память; надо называть объект, сразу показывать местоположение на карте и сопровождать пояснением.

 Так же требования предъявляются к учащимся. Учитель четко произносит название, в отдельных случаях пишет на доске, показывает на стенной карте, предлагает найти в атласах.

Необходим и контроль за правильностью картографических представлений, например, называя Нижний Новгород и показывая на стенной карте учитель предлагает охарактеризовать географическое положение города.

 Можно использовать цветные флажки, условные знаки, таблички, цветные фигуры, стрелки - они фиксируют внимание учащихся на определенных пунктах или местах на карте, содействуя их закреплению в памяти. Стоять у карты лицом к свету, не заслоняя ее.

Вычерчивание картосхем на классной доске.

    Одним из методических приемов, способствующим усвоению карты является вычерчивание картосхем на классной доске. Учитель по ходу изложения постепенно создает на классной доске картосхему, соответствующую по содержанию излагаемому материалу.

 В картосхему водятся только самые важные данные, что следует запомнить. Основная задача картосхем - показать расположение объектов, поэтому не нужна градусная сеть, а контуры могут быть весьма упрощены.

 Выверчивая на классной доске картосхему, учитель показывает на стенной карте все, что им наносится на чертеже, а учащиеся находят отмеченные объекты в атласах.

 Наиболее простые схемы-схемы железнодорожного Московского узла, схема электростанций на Волге и Каме. Сложные схемы, где нужно создать контуры материков, границы районов, учитель использует цветные мелки, что увеличивает выразительность.

Литература:

1.  Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1991.

2. Берлянт А.М. Карта – второй язык географии (очерки по картографии). М.: Просвещение, 1987.

3. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации// География в школе.- 1990.- №2

4. Грюнберг Т.Ю. Картографические понятия в школьной географии. М.: просвещение, 1979.

5. Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 1966.

6. Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. – М.: Промвещение; Учебная литература, 1997.- 320с.

 

7.  Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: АСТ. Астрель. ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 382с.

8. Щенев В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии. – М.: Просвещение, 1979.

 

 

Л ЕКЦИЯ №9

Практические и самостоятельные работы в обучении географии

План:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.014 с.)