Формы организации обучения. Урок географии. Особенности и тенденции развития современного урока и его отличие от традиционного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации обучения. Урок географии. Особенности и тенденции развития современного урока и его отличие от традиционного.



ЛЕКЦИЯ №1

Формы организации обучения. Урок географии. Особенности и тенденции развития современного урока и его отличие от традиционного.

План:

Введение

Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.

Различия между традиционным и современным уроком.

Введение

Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, которое осуществляется в установленном порядке. В настоящее время в подавляющем большинстве школ распространена классно-урочная система обучения.

Выбор формы организации обучения определяется целями обучения, особенностями содержания учебной дисциплины, местом и временем работы школьников, их возрастом.

Формы обучения географии разнообразны и объединяются в 2 группы:

1)урочные

2)внеурочные

 К первой группе относят урок и лекционно - семинарско - зачетную систему обучения, которая развивается в рамках урока.

Во-второю группу входят учебные экскурсии, олимпиады, экзамены, дополнительные занятия, общественные смотры знаний, домашняя работа учащихся.

По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся различают фронтальную, индивидуальную и групповую формы организации учебной деятельности.

Выделяют также уроки нетрадиционные: урок -деловая игра; урок- путешествие; урок-ярмарка и др.

Урок географии и характер современного урока. Условия эффективности урока.

  Главной формой является урок.«Урок»-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке».

М.Н.Скаткин

 Урок - динамичная и вариативная форма организации обучения. В нем заложено два противоборствующих элемента: нормативность и творчество. Урок олицетворяет собой единство этих противоположностей. Поэтому творческий подход к уроку предполагает хорошее знание ненормативных начал.

 К отличительным признакам урока относят работу с постоянной группой учащихся по расписанию, в строго ограниченное время при обязательной работе учащихся под руководством учителя.

 Самый существенный признак урока - организация учебной деятельности школьников, обучение самостоятельному добыванию знаний, привитие навыков самостоятельной работы.

 Урок географии имеет много аспектов. В нем взаимодействуют все элементы учебно-воспитательного процесса:

цели, содержание, средства, методы, формы.

 Стержень урока - процесс формирования личности средствами содержания учебной дисциплины, а основа урока - единство деятельности учителя и учащихся.

 В настоящее время методика урока основана на организации самостоятельной деятельности. Роль урока определяется еще и индивидуальным подходом к учащимся, с учетом особенностей класса и отдельных групп учащихся.

К наиболее важным вопросам организации урока относится соотношение деятельности учителя и учащихся, т.к. занятость учеников класса продуктивной работой на протяжении всего урока - одно из основных условий достижения его эффективности.

 Результатам урока уделяют особое внимание, т.к. в них выражается приращение у учащихся знаний, умений, навыков. Оно выражается в овладении новыми знаниями, приемами, правилами мышления, навыками культуры труда, в обогащении эмоциональной сферы, в формировании идей, взглядов, интересов, стремлений.

ЛЕКЦИЯ №2

Типология уроков географии по дидактическим целям, месту проведения и характеру познавательной деятельности. Формы организации учебной деятельности на уроках. Подготовка учителя к уроку.

План:

Введение

Типология уроков географии.

Формы организации учебной деятельности на уроках географии.

  3.Подготовка учителя к уроку.

Типология уроков географии.

В дидактике типы уроков классифицируются по разным признакам, исходя из целей, методов обучения, форм организации учебной деятельности; по характеру познавательной деятельности выделяют проблемные и не проблемные уроки. Уроки целесообразно проводить в форме проблемной лекции или учебной игры – проблемы.

 

 Типологию уроков по основным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы урока:

1. Проверка опорных знаний и умений;

2. Изучение нового материала;

3. Закрепление и обобщение;

4. Задание на дом.

Сочетание этих элементов позволяет выделить следующие типы уроков по дидактическим целям:

-вводные уроки;

-уроки изучения нового материала;

-комбинированные уроки;

-уроки формирования умений;

-уроки проверки, контроля и коррекции знаний;

-уроки повторения изученного материала;

-обобщающие уроки.

1. Комбинированный урок.

 Комбинированный урок получил наибольшее распространение в практике работы школы, он имеет несколько дидактических целей и включает все структурные элементы.

 Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Однако установленная схема урока не всегда позволяет удерживать познавательный интерес школьников и приводит к снижению эффективности обучения.

 Необходимо менять структурные элементы урока, начинать с воспроизведения опорных знаний, что предшествует изучению нового материала, а проверку домашнего задания можно растворить в изучении нового материала или отнести на заключительную часть урока.

 Закрепление на таком уроке целесообразно проводить по ходу изучения нового материала. Урок состоит из отдельных логических частей, каждую из которых следует анализировать.

 Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно проинструктировать, как его выполнять; какие знания, умения, опыт творческой деятельности необходимо приобрести и хорошо усвоить.

 Таким образом, структура урока – это производное целей и содержания, поэтому она подвижна. Уделяется время на изучение нового материала, выполнения самостоятельной работы.

2. Урок изучения нового материала.

 Такой урок посвящается изучению нового, большого по объему, сложного материала.

На уроке применяют комплекс методов обучения, активны и учитель и учащиеся (решают несколько познавательных задач).

Структура урока:

1. Постановка целей урока;

2. Организация познавательной деятельности по ходу изучения нового материала;

3. Обобщение и закрепление по частям – логическим разделам;

4. Домашнее задание.

Уроки применяют при рассмотрении важного географического материала (строение атмосферы, рельеф Африки; общая характеристика машиностроения, экономическое районирование).

3. Вводные уроки.

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, при изучении нового материала, в начале изучения большого раздела (региональный обзор материков и России, зарубежных стран).

 Цель вводных уроков – создание у школьников психологических установок на учебную работу, пробуждение интереса к географическим знаниям, раскрытие практической роли знаний. Вводный урок можно отнести к урокам изучения нового материала.

4. Уроки формирования (совершенствования) умений.

 Уроки направлены на формирование специфических для географии умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и применение.

 Формой учебной деятельности школьников являются практические работы. Это обучающие и тренировочные практические работы.

 Большие по объему и сложные по содержанию работы выполняются на специальных уроках (обработка результатов наблюдений за погодой, составление сравнительных характеристик территорий).

 Эти уроки содержат следующие структурные элементы:

1. Постановка образовательно-воспитательных задач;

2. Ознакомление школьников с учебными средствами, для выполнения практических заданий;

3. Инструкция по овладению приемами учебной работы и оформлению результатов;

4. Подведение итогов и задание на дом.

Результаты урока зависят от степени овладения школьниками приемами учебной работы:  умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы, работать с картами различного содержания, делать расчеты, анализировать статистические показатели, составлять описание и характеристики по  типовому плану, устанавливать зависимости, причинно-следственные связи, специализацию хозяйства той или иной территории.

5. Уроки проверки и учета знаний.

 Уроки проводятся в заключении серии уроков по темам, это могут быть уроки – зачеты.

Структура:

1. Постановка задач урока.

2. Разъяснение форм и методов проверки и учета знаний.

3. Требований к ответу, норма оценки.

4.  Ознакомление с правилами работы с источниками информации, с которыми разрешается пользоваться.

5. Постановка задания.

6. Проверка итогов выполнения (в учебниках специальные задания).

6. Уроки повторения.

Такие уроки проводятся редко, т.к. систематическое текущее повторение материала имеет место на каждом уроке. Эти уроки важны для закрепления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами по усмотрению учителя.

7. Уроки обобщающего повторения.

Обобщение сопровождается повторением.

 Уроки эти важны для осознания ведущих целей школьной географии, систематизации знаний, формировании взглядов, убеждений.

 Основная черта – приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации, обобщения, переосмысления.

 Основная цель этих уроков – в опоре на имеющиеся знания о фактах, связях выявить общие признаки, принципы, закономерности географических явлений. На таких уроках используется большое количество средств обучения: карты, схемы, таблицы, учебные картины и специально созданные с целью обобщения знаний экранные пособия.

 Цель – систематизировать, углубить знания, не только закрепляют полученные знания, но и приобретают новые. Учителю необходимо определить содержание (выявление причинно-следственных связей географических процессов и явлений, отработать умения устанавливать связи).

 Учитель используют фронтальную эвристическую беседу, фронтальные письменные работы, индивидуальные опросы, игровые приемы обучения (географическое лото, урок – путешествие).

ЛЕКЦИЯ №3

Классификация уроков.

Методические приемы.

Классификация уроков

 Как известно, в научном познании классификация представляет собой соподчинение объектов и явлений, процессов и понятий о них, относящихся к какой-либо области знания.

 Особенно нуждаются в классификации новые понятия и явления, недавно вошедшие в научный оборот или практическую деятельность.

 Процедура классификации предполагает определение общего основания и выделение соответствующих ему групп.

 Классификации вносят определенную ясность в познании исследуемых явлений и процессов, в том числе педагогических.

 В педагогической науке используют классификации по разным основаниям:

-по содержанию знаний;

-этапам развития;

-причинам возникновения;

-по составу элементов.

 Форм классификации несколько:

1)высказывание о группах процессов объектов и общим основании их выделения;

2)в форме таблиц;

3)в виде графических схем.

 Классификации призваны вооружить учителя пониманием сущности и назначения используемых форм, методов и приемов обучения и воспитания различных педагогических процессов. Они помогают учителю обеспечить преемственность в работе, наметить линию развития педагогической системы.

Нетрадиционные формы уроков появились на определенном этапе развития системы народного образования, теории дидактики и методики обучения учебным предметам.

 Они явились реакцией учителя на новые цели, связанные с развитием личности, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе.

 В центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средства развития личности учащихся заставил обратиться к психологической теории, ее механизмам, действующим в учебном процессе, в частности его мотивация, запросов и потребностей школьников. Именно поэтому в последние годы особую популярность приобрели нетрадиционные формы.

 Однако их использование обнаружило ряд существенных недостатков, снижающих педагогическую эффективность учебного процесса.

 Недостатки:

- стихийность и бессистемность использования. Исключения составляют уроки лекционно-семинарской системы, пришедшие из практики высшей школы (более обоснованные, но эта форма применятся в старших классах и не включает ряда новых форм уроков).

- отсутствие прогноза положительных изменений роста качества, формируемых знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся. Не все учителя могут определить главную идею урока, его развивающие возможности.

- преобладание репродуктивных технологий обучения. Обращается внимание преимущественно на форму организации учебного процесса, а не на его географическое содержание. Это сказывается на количестве и содержании выводов и умозаключений, итоговых форм деятельности.

 

ЛЕКЦИЯ №4

Введение

Школьная лекция.

Практикумы.

Урок-диалог.

Семинар.

Уроок - зачет.

Введение:

       Реализовать сложные задачи по развитию личности позволяет лекционно-семинарская система обучения.  Используется в основном в старших классах. Система имеет ряд существенных преимуществ:

-осознание школьниками процесса обучения;

-возможность активного включения в него;

-планирование своей деятельности, возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности;

-использовать нетрадиционные формы обучения.

Среди элементов лекционно-семинарской системы можно выделить 6 основных: лекции, уроки-практикумы, уроки-диалоги, консультации, семинары и зачеты.

 Системы имеет результативность при соблюдении трех главных условий:

1. Четкое планирование учебного процесса (ведение от первого до последнего занятия);

2. Тесная взаимосвязь всех ее элементов;

3. Систематическая отчетность учащихся.

Школьная лекция

    Слушание лекции сложный творческий процесс, к которому учитель последовательно готовит учащихся с младших классах (увеличивая время на рассказ, давая определенные задания). Слушать лекцию, значит понимать содержание, запоминать, выделять, представлять услышанное, причем в быстром темпе.

 Отличие от вузовской лекции заключается:

- в мотивации;

- меньшей продолжительностью (30-35 минут);

- в использовании богатого иллюстративного материала (карт, диаграмм, графиков, таблиц, видеофильмов);

- в продуманой обратной связи.

В 8-9 классах при проведении лекции учитель может предложить такие задания, как: следить за объяснением по плану или опорным ключевым словам; вести запись плана по мере изложения материала, т.е. разбивать материал по смысловым блокам, запись против плана привлекаемых источников информации.

 Эти задания  требуют соединения в быстром темпе 2-х умений – умение слушать и выделять главное в содержании  и делать краткие записи (такая задача стоит перед 10 кл.). Поэтому при подготовке и проведении лекции особое внимание уделяется продумыванию заданий на формирование умения слушать и вести записи с опорой на план, записывать тезисы (1 уровень сложности), заданий на самостоятельное выделение главного в содержании - составление планов, схем, резюме (2 уровень).

Например, 1 уровень сложности:

Темы лекций

:1. Введение.  Современный мир глазами географии.

2.Этапы взаимодействия природы и общества.

3. География промышленности.

Опора, помогающая слушать лекцию:

1.простой план;

2. план со схемой;

3.тезисы лекции.

Задания учащимся:

1.Записать географические названия, иллюстрирующие содержание, нанести на контурную карту.

2.Записать опорные слова, словосочетания, новые термины. Составить план, вопросы.

3.Раскрыть тезисы.

 2 уровень сложности.

Темы: «Основные черты географии США», «Европа. География промышленности».

Задания: самостоятельно составить план, сформулировать краткие выводы.

По дидактическим целям выделяют:

-вводные лекции (мотивация изучения крупного раздела, темы, выделение узловых вопросов, понятий, ознакомление с формами проведения занятий);

-текущие лекции (ознакомление с новой темой, раскрытие ее содержания);

-обобщающие лекции.

По характеру изложения: информационного и проблемного характера.

В кабинете учителя географии можно вывесить памятку «Как обучится умению слушать лекцию»:

1.Запишите тему, уясните цели, характер задания.

2.Ведите краткие записи, так, чтобы сохранить логику.

3.Проведите самопроверку при подведении итогов. Выполните задания.

4.Дома прочитать записи, внесите коррективы.

5.При чтении не отвлекайте учителя.

 Лекции имеют большое значение в формировании не только глубоких знаний, но и общеучебных умений: слушать, выделять главное, вести короткие записи.

Практикум

     Роль уроков важна, так как учащиеся в процессе самостоятельной работы закрепляют знания, полученные на лекциях, изучают новый материал на основе работы с разными источниками информации.

 Уроки-практикумы разнообразны по форме: выполнение заданий индивидуально, в группах, сочетание индивидуальной и фронтальной работы; по характеру заданий: работа по плану, по инструктивной карточке, обоснование предложенных тезисов развиваются и эмоциональная сферы, вводятся игровые элементы. Характер заданий разнообразный - от инструктажа до творческого уровня.

В отличие от традиционных уроков, где на самостоятельную работу выделяют от 5-15 минут, уроки-практикумы тщательно планируются в течение 40 минут. Необходимо оборудовать рабочее место: атласы, учебники, справочники, статьи, контурные карты, инструктивная карточка. Как было уже сказано, учащиеся могут работать парно, мобильными группами. Сложным является – удержать интерес и внимание к выступлениям учащихся. Слушать других внимательно помогут следующие приемы:

1. Двум группам дать параллельно задание (они дополняют, задают вопросы).

2. Требовать кратких записей.

Оценку при индивидуальной и парной работе ставит учитель. При групповой работе коллективно оценивают. Тетради оцениваются при тематическом и итоговом контроле.

Урок диалог

    Урок-диалог строится на неожиданных вопросах. Роль уроков - формирование умений задавать вопросы, развитие диалогической речи, формирование культуры общения, стимуляция мышления, овладение учащимися знаниями в новой учебной ситуации.

 Диалог может проходить между учителем и классом, между группой учеников и коллективом, между двумя группами. В учебном году  проводится 5-7 занятий.

  Уроки-диалоги можно проводить  при изучении отдельных стран (США, Япония, Индия) или общих вопросов (ресурсы Мирового океана, рекреационные ресурсы) у учащихся есть знание на уровне бытовых или сообщений средств массовой информации.

 Если учитель планирует провести урок-диалог с помощью специально отобранной группы, то задание дает  за 2 месяца: группе необходимо ознакомиться с разными источниками информации, отобрать важные географические данные, составить вопросы, подготовить иллюстрации.

 Остальным учащимся учитель предлагает за 1-2 недели подготовить интересующие их вопросы, сам производит отбор, значительная часть вопросов на уроке экспромтом и к ним тоже нужно подготовиться. На уроке можно выделить группу-учета  группу-анализа или взять функцию оценки на себя, делая пометки в процессе урока или поощрять фишками разного цвета (за удачный ответ). Завершается урок коллективным обсуждением итогов.

Правила проведения урока:

1. Задайте вопросы четко и кратко, старайтесь сформировать вопросы в логике изучаемой темы.

2. Умейте выслушать собеседника.

3. Помните – наиболее сложными являются вопросы для объяснения географических явлений и процессов, анализ, и сопоставление.

4. Облекайте вопросы в корректную форму.

5. Решите для себя, какой вопрос и ответ были наиболее интересными и почему.

4. Урок семинар

   Роль семинаров значительна в обобщении знаний по крупным темам, систематизации знаний, формировании мировоззренческих идей, усвоение более сложных понятий и представлений курса. Подготовка к семинару включает следующие этапы:

1. В начале изучения крупной темы при ознакомлении с ее планированием внимание учащихся обращается на семинарское занятие, а за 2-3 недели учитель дает вопросы и список литературы.

2. Проведение коллективных и индивидуальных консультаций в урочное и внеурочное время.

3. Подготовка 2-3 учащихся, которые помогают в ведении семинара.

4. От первого до последнего урока крупной темы, учитель готовит к семинарскому занятию, обращая внимание на узловые вопросы, разные взгляды. Семинары формируют общеучебные умения: умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить иллюстрационный материал, смотреть документальные выступления, слушать, анализировать), развивается диалогическая речь.

 Затруднение составляют вопросы дискуссионного плана. В учебнике дается несколько больше вопросов, чем их можно обсудить в учебное время. Учитель может сам отобрать наиболее важные для закрепления и обобщения темы. Среди вопросов ценны те, которые могут вызвать желание выступить (либо спорный, либо всем ясный).

 Учитель умело руководит семинаром. Реплики «Допустим вы правы», «очень интересная мысль,  требующая развития».

 В школе получили распространение несколько типов семинаров:

-семинары-отчеты (ответы на вопросы, дополнения, выводы);

-семинары-обсуждения;

-диспуты;

Рекомендации:

1. Говорите, а не читайте.

2. Выступление стройте четко и обоснованно.

3. Не говорите долго.

4. Умейте слушать и критически оценивать ответы.

5. В ходе семинара делайте записи.

Урок зачет

    Функции контроля самые разнообразные: обучающие, развивающие и воспитывающие.

 В практике известны несколько видов контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий проводится на лекции и семинаре; тематический контроль позволяет осуществлять семинарские занятия и зачет.

 Вопросы на зачет составляются на 2-3 уровне сложности, тем самым дается возможность судить о знаниях, мировоззрении, интуиции учащихся.

 Зачет-автомат ставится, активно работающим за проверяемый период учитель анализирует все выполненные задания в тетради, контурных картах, просматривает записи, текущие оценки.

 Можно предложить дополнительно тестовые задания (1 уровень сложности), проверка номенклатуры.

 Число уроков-зачетов 2-3 за учебный год. Создается группа актива, определяется число постов проверки знаний, умений, продумывается оформление рабочих мест, составляются вопросы и задания, часть из которых заранее вывешивается в кабинете. Учащиеся приходят с зачетным листом, где выделены посты и графа для отметок, в классном журнале ставят промежуточные + итоговая и только последняя  как сумма нескольких.

1. Пост проверки усвоения теоретического материала (понятия, представления, взаимосвязи).

2. Пост по проверке номенклатуры (покажите, назовите, какой объект под №5).

3. Пост проверки умений анализировать карту.

4. Пост работы со статистическим материалом.

5. Пост проверки работать с материалами средств массовой информации.

6. Пост по проверке тетрадей контурных карт (2 ученика).

Итоговый контроль можно провести как защиту реферата. Как форма творчества рефераты рекомендуются при изучении каждой темы. Перед защитой реферата проводятся групповые и индивидуальные консультации. При защите можно предложить рассмотреть лишь некоторые аспекты темы.

Темы рефератов:

«Мировые природные ресурсы и их проблемы»

«Сырьевая проблема как глобальная»

«География внешних миграций»

«Международное географическое разделение труда»

  Литература:

1. Лисенкова Г.Я. Лекции и семинары по географии в 10-м классе. – М.: Просвещение, 1992.

2. Чередов И.М. Система форм организации обучения в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика,1987.

3. Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов/ И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможня.- М.: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2004.-203с. 320с.

4. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе: Учеб. пособие для студентов геогр. Спец. Высш. Пед. учеб. заведений и учителей географии. Л.М Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов и др.; Под ред. Л.М.Панчешниковой.-М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320с.

5. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студентов вузов/Д.П. Финаров.- М.:АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382с.

6. Шатных А.В. Использование лекционно-семинарской системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе. Курганский Госуниверситет, Курган, 1996.

7. Шатных А.В. Современный урок географии. Ч.3: Методические разработки уроков географии в 10 классе/ Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Школьная пресса,2002. -128с.

 

ЛЕКЦИЯ №5

Общая характеристика.

Модульная технология.

Игровая технология.

Проектная технология.

 

Общая характеристика.

        На чертам технологии обучения относят:

-разработку диагностично поставленных целей обучения;

-направленность на гарантированное достижение учебных целей;

-оперативную обратную связь посредством современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.

 Термин «технология» заимствован из зарубежной методики. К особым диагностирующих проверочных работ;

-обязательную оценку текущих и итоговых результатов обучения;

-воспроизводимость обучающих процедур, возможность их повторения любым учителем.

 Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. Обязательная часть любой технологии обучения-диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

В технологиях обучения цели ставятся через результаты, выраженные в действиях школьников.

Педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности.

  Главными признаками технологии обучения считают:

1.четкая постановка учебных целей, задач, осознание значимости изученного материала, мотивация учебной деятельности школьников;

2.построение последовательной поэлементной процедуры, достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности;

3.обучение по образцам (тетрадям, практикумам, учебникам); выполнение указаний учителя (приемов учебной работы);

4.организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач;

5.широкое применение различных форм тестовых заданий для проверки результатов обучения.

Виды учебных технологий делятся на три группы:

1.Технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки общеучебных, специальных умений.

2.Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление индивидуального субъективного опыта ребенка (субъективная основа с установкой на саморазвитие личности) (Якиманская И.С.).

3. Технология развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников.

Каждая из этих групп технологий включает несколько технологий. Личностно-ориентированные технологии включает технологию разноуровневого:

-дифференцированного обучения;

-коллективного взаимообучения;

-полного усвоения знаний;

-модульного обучения.

Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научно-географической, особое внимание  к саморазвитию и самовоспитанию учащихся.

Условия реализации технологий личностно-ориентированного обучения.

1.Структурирование учебного материала по учебным блокам, постановка к каждому из них познавательных учебных задач.

2.Создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется не целями, а мотивами, отношением к предмету.

3. Постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на усвоение нового способа деятельности.

4.Реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения.

В методике географии накоплен опыт применения технологий обучения:

А) Технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы.

Б)Технология ЛОС, ЛОК.

В) Технология формирования учебной деятельности школьников (учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся).

Г)Технология дифференцированного обучения (классифицируются на группы с учетом технологических особенностей школьников, учитываются личностные отношения школьника к учебе, интерес к изучению предмета; разноуровневые приемы, дидактический материал; диагностики результатов обучения.

Д)Технология учебно-игровой деятельности.

Е)Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владение приемами эвристической беседы, умений вести дискуссии. «Ветер – враг или друг человеку?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?».

Ж) Модульная технология, функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладению им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает указания к использованию источников информации и разъясняет способ овладения этой информацией.

З) Метод проектов-технология проектной деятельности. Смысл состоит в организации исследовательской деятельности на основе краеведческой работы. Проекты развития малых городов, зеленых зон микрорайона школы.

Разработка технологии предполагает получение гарантированного результата деятельности учителя; четко задана цель и планируемый результат.

 

Модульная технология

 

 

      Одной из новых технологий, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное обучение.

Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно - познавательной деятельности в процессе работы с модулем.

Структура модульной программы.

      В основе любой модульной программы лежит совокупность целей. Составление модульной программы начинается с выделения основных научных идей курса, затем учебное содержание структурируется вокруг этих идей в определенные блоки.

 Совокупность целей можно представить в виде дерева. Ствол дерева по содержанию соответствует отдельной теме, для которой формулируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Стволовые ветви соответствуют отдельным урокам, к каждому из которых формулируется интегрирующие дидактические цели (ИДЦ). Модульные уроки подразделяются на учебные элементы (УЭ) или этапы урока.

 Отличительной особенностью модульной технологии является то, что для каждого учебного элемента разрабатываются свои частные дидактические цели (ЧДЦ).

 

ИДЦ III

ИДЦII                         ИДЦIV

 

                       ЧДЦ4

                                          ЧДЦ2                                          ИДЦV

   ИДЦI

 


            ЧДЦ3

                                   ЧДЦ1

 

 

КДЦ

Таким образом, модульная программа представляет собой многослойную структуру, состоящую из модулей разного порядка:

 

                                                  1-го порядка (УЭ)

                                                       2-го порядка (урок)

МОДУЛЬ                                      3-го порядка (тема)

4-го порядка (содержание курса)

                                                                                5-го порядка (учебный предмет)

  Модульный блок-цикл. Основа современного учебного плана – урок. Модуль должен соответствовать по времени его освоения уроку или занятию, так эффективность работы с одним модулем может быть снижена при его разрыве на несколько уроков или занятий. Системная работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часов:

                                                                        
Вводное занятие
                                 

М1
М6


                                                                                                                            

М2
М5
М3
М4
Выходной контроль

 

 


       

Модульную технологию отличают такие качества, как:

-гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);

-динамичность (обучение видам и способам деятельности);

-мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы);

-возможности проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);

-изменение форм общения учителя с учащимися.

 Типы учебных элементов. Любой модульный урок состоит из учебных элементов (УЭ).

Учебные элементы – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно.

 

Выделяют разные типы УЭ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.119.251 (0.273 с.)