Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации учебной деятельности школьников на уроках географии



 Урок включает три формы организации:

-фронтальную;

-индивидуальную;

-групповую.

 1.Фронтальная – учитель работает со всем классом, управляет деятельностью всего класса, который выполняет единое для всех задание. Учащиеся работают рядом, а не вместе (учитываются индивидуальные различия, хотя этот процесс затруднен).

 Учитель работает только с  самыми активными, оставляя в не поля зрения остальных. Используется объяснительно-иллюстративный метод, проблемное изложение, частично – поисковый метод; организуется работа с экранными средствами обучения.

2.Индивидуальная работы.

 Индивидуальная работа в рамках урока ограничена.

 Именно она позволяет соблюдать различный темп обучения, учитывать индивидуальные различия, отношения к учебе, различия в типах восприятия, памяти, способности выдерживать психологическую и физическую нагрузку.

 Каждый ученик работает самостоятельно. Используется репродуктивный и исследовательский методы. Даются задания на сравнение объектов, составление схем, таблицы по тексту учебника, заполнение контурных карт, вычерчивают профиль, используется различный дидактический материал.

3.Коллективная форма.

 Такая форма сочетается с фронтальной работой и дифференцированным подходом к учащимся, с учетом их индивидуальных особенностей.

 Коллективная работа имеет следующие признаки:

1. Цель осознается как единая, требующая объединений усилий всех членов группы.

2. Организация деятельности предполагает разделение труда.

3. В процессе работы между членами коллектива устанавливаются отношения ответственности и зависимости.

4. Контроль за деятельностью частично осуществляется самими учащимися.

Работа в группах имеет психологическое и социологическое обоснование. Труд наиболее рационален. Учитываются возрастные особенности учащихся.

 Виды коллективной работы:

-работа в парах;

-в малых группах;

-ролевая игра;

-дискуссия.

Группы могут формироваться по желанию, временно и постоянно. Учитель сам группирует учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

 Старшего (лидера) можно выбрать самим. Он распределяет в группе всю работу, организует обсуждения. Роли распределяются следующим образом:

1-одни выдвигают идеи;

2-другие конкретизируют, подбирают примеры;

3-третьи в роли критиков.

 Организация групповой работы требует соблюдения нескольких этапов.

1) Подготовительный - распределение учащихся на группы по 4-5 человек, определение лидеров или консультантов, разработка заданий, отбор средств обучения, постановка познавательной задачи и инструктаж о порядке работы групп.

2) Второй этап – самостоятельная групповая работа по выполнению задания, распределение лидерами групп функций между членами групп для выполнения отдельных работ, обсуждение полученных результатов и составление группового отчета.

3) Третий этап – обсуждение в классе результатов групповой самостоятельной работы, заслушивание групповых отчетов, постановка вопросов выступающей группе, рецензирование ее выступления.

4) Четвертый этап – Учитель сообщает итоги работы групп, оценивает решение учебной задачи, вносит уточнения и дополнения.

При коллективной работе действует сложная схема: учитель – коллектив – ученик. Применять групповую работу рационально на обобщающих уроках, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.

 Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, которую в методике обучения географии рассматривают и как форму организации обучения, и как вид учебной деятельности учащихся.

3. Планирование и подготовка учителя к уроку.

 Планирование учебной работы включает составление календарного, тематического и поурочного планов. Данные вопросы мы с вами рассматриваем на практическом занятии. Поэтому коснемся вопроса кратко. Тематический план предполагает выявление системы уроков по теме взаимосвязанных по содержанию, методам обучения, характеру познавательной деятельности.

Это важный элемент в работе учителя географии. Подготовка начинается с анализа программы, методических пособий, учебника и другой методической и географической литературы.

 На первом этапе составляют календарный и тематический планы. В тематических планах учитывают единство формы и содержания учебного процесса, связь всех элементов, необходимость организации учебной деятельности школьников на разных уровнях самостоятельности. Тематические планы – это сценарии учебного процесса, составляемые на четверть, полугодие или сразу на весь учебный год. Обычно планы используют несколько лет. План системы уроков включает примерно следующие пункты:

Тема уро-ка, тип и вид, сро-ки Це-ли уро-ка Основное содер-жание урока Опорные знания и межпред-метные связи Структура урока Средства и методы обучения Практические и самостоятельные уроки

 

Предлагаемый вариант планирования – это лишь основа плана. В реальных условиях работы каждый учитель вносит в него необходимые коррективы.

Планирование урока является одной из областей творческой деятельности учителя, в которой реализуются его научно-методические воззрения, мастерство, смелость и находчивость в оригинальном построении учебного процесса, знание своего предмета знание своих учащихся.

План урока составляется как часть общего плана системы уроков. Вариантов поурочных планов много, наиболее общая форма, может быть такой:

Содержание и цели Источники знаний и методы обучения Деятельность учителя Деятельность учащихся Уровни познавательной деятельности учащихся
         

 

Предлагаемая форма удобна тем, что она дает возможность подчеркнуть самую главную сторону учебного процесса – организацию деятельности учащихся на разных этапах урока. В практике работы учителя географии накоплен богатый опыт создания поурочных планов разной формы. Наиболее простая из них:

Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
     

 

Такая форма позволяет четко определять ход урока, выделять смысловые единицы учебного материала, определять для каждого из них познавательные задачи, обеспечить организацию деятельности  учащихся на каждом этапе урока.

Подготовка учителя к уроку включает:

1. Определение целей урока – цель – запланированный конечный результат.

Цели определяются на основе изучения программы и учебника, тематического планирования. Цели оказывают большое влияние на разработку содержания, методы и приемы обучения и всего хода урока.

 Выделим требования к целям урока:

1) Цели урока должны отвечать на вопросы: Какие знания будут усвоены? Какие умения будут сформированы? Каков вклад урока в воспитание учащихся?

2) Цели должны быть сформированы конкретно, чтобы можно было учесть, насколько они реализованы на уроке, т.е. в них должны быть зафиксировано, какие знания и умения будут сформированы, в чем воспитательная функция урока (формирование мировоззренческих идей и т.д.).

3) В целях полезно указать, начинается ли на уроке формирование тех или иных знаний и умений или намечается из развитие, систематизация, совершенствование. Учитель выделяет образовательные, воспитательные, развивающие цели.

Определяя содержание урока, учитель использует программу, где указано к каждому разделу, что должны знать и учащиеся, а так же материал учебников, который разбит по темам.

 Прежде всего, выделяют основное научное и мировоззренческое содержание курса.

 Следует четко дифференцировать материал на основной, подлежащий обязательному усвоению, вспомогательный, который дается в ознакомительном плане с целью конкретизации существенных признаков понятий; формирования представлений, и материал, отбираемый учителем в воспитательных целях.

 Учителю следует определить, какой материал дать на уроке, а какой на самостоятельное обучение. Отобрав учебный материал к уроку, учитель продумывает логику его изложения.

Отбор методов и средств обучения зависит от целей и содержания учебного материала урока, подготовленности учащихся, организованности, дисциплины, возрастных особенностей. Учитывается опыт учителя, т.е. владение тем или иным методом, наличие материальной базы (кабинет, учебные пособия, дидактический материал к уроку).

- Если при первичном ознакомлении с теоретическими знаниями у школьников отсутствуют необходимые опорные знания и умения, целесообразно использовать различные приемы объяснительно- иллюстративного метода (например: рассказ, объяснение, объяснительное чтение, беседа).

 Деятельность учащихся в этом случае носит воспроизводящий характер (подбор цифрового материала из таблиц, сведений из карт, текста и иллюстраций учебника, подтверждающих теоретические положения, высказанные учителем).

 Если у учащихся есть определенный запас теоретических знаний и умений из предшествующих тем и курсов географии, на первое место выдвигается

репродуктивный или частично – поисковый методы: самостоятельная работа на уровне применения учащимися знаний и умений в сходной ситуации, т.е. по образцу или использование проблемных вопросов и заданий.

 Если учебный материал использовать для создания творческого задания, соответствующего возможностям учащихся можно применить исследовательский метод.

 При определении методов учитываем возрастные особенности школьников: в среднем звене неустойчивое внимание, быстрая утомляемость (используются игровые моменты, переключение с его вида деятельности на другую; прием – путешествие, соревнование звеньев); в старших классах используют лекцию (как прием объяснительно-иллюстративного метода), эвристические беседы.

 Методы должны быть отобраны с учетом планирования всей темы.

 Отбор средств обучения тщательно продумывается, на каждом этапе урока.

 Особенно важно предусмотреть вопросы и задания, позволяющие учащимся самостоятельно извлекать знания из различных средств обучения в целях формирования понятий, представлений, выявления причинно-следственных связей, развития умений работать с данным источником географических знаний

Литература:

5. Даринский А.В. Урок географии в средней школе. – М., 1984.

6. Крылова О.В. Интересный урок географии. – М., 1989.

7. Панчешникова Л.М. Урок географии. ( Методические рекомендации). –М., 1990.

8. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.

 

ЛЕКЦИЯ №3



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.016 с.)