Принципы обучения географии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы обучения географии.



2. Цели экологического образования.

3. Экологическое содержание школьной географии.

4. Основные пути экологизации географического образования.

Принципы обучения географии

2.Цели экологического образования.

       Одна из основных задач современной школы - повышение экологических знаний учащихся, вооружение их навыками грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту.

 Задачи экологического образования:

1.Вооружить школьников научными знаниями о природе, которые необходимы для оптимизации природопользования, сохранения и улучшения качества окружающей среды.

2.Сформировать представления об основных проблемах взаимодействия общества и природы; о формах, размерах и следствиях антропогенного воздействия на природную среду; о глобальных, региональных и локальных экологических проблемах.

3.Развить потребности общения с природой и личного участия в мероприятиях по ее улучшению и защите.

4.Дать представление об основных экологических проблемах трудовой деятельности людей и способах их решения.

5.Способствовать формированию экологического мышления, которое включает в себя представления:

А) о единстве мира и взаимосвязанности всех процессов, в нем протекающих;

Б) о необходимости соизмерять деятельность человека с интересами сохранения экологических свойств  природной среды;

В) о приоритете экологических интересов человечества над социальными, экономическими и политическими;

Г) о необходимости экологически обоснованных ограничений в потреблении природных ресурсов и энергии.

      Экологический подход не специфичен для какой-либо из наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла: в географии, биологии, химии, физике. Так, в биологических курсах изучаются теоретические основы взаимоотношения живых организмов и их природного окружения, даются основы учения о биосфере, экосистемах, биоэкологии, процессах экологической деградации окружающей среды и т.п.

      Особое место в экологическом образовании принадлежит географии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной географической науки, которое получило название геоэкологии. Геоэкология исследует проблемы охраны и рационального использования географической оболочки, географической среды и их геосистем, вопросы оптимизации и взаимодействия производственных и природных комплексов, эколого-географические основы создания и функционирования природно-технических геосистем. В школе эти проблемы могут быть изучены с достаточной глубиной на уроках географии, поскольку лишь география соединяет в себе естественные и социальные звенья.

 Цели и задачи географического и экологического образования взаимосвязаны между собой и во многом совпадают. Так, методологической основой экологии является комплексность, системный метод. Но именно комплексность, учение о геосистемах служат теоритической основой и географии.

3.Экологическое содержание школьной географии.

      Школьные географические курсы намного превосходят другие дисциплины по экологической направленности, по числу и глубине раскрытия экологических проблемах, по обоснованию путей их решения. В школьной географии представлено большое число понятий, которые являются опорными в теории геоэкологии и рационального природопользования. К их числу относятся представления о целостности природы, взаимосвязи всех ее компонентов и процессов, о природных комплексах, географической оболочке , биосфере, ландшафтах, круговороте веществ в природе и т.п.

       Географические знания, которые школьники получают в 6 классе, открывают возможности обосновать представление о целостности природы Земли, о ее роли в жизни каждого человека, осознать необходимость соизмерения любого вида хозяйственной деятельности и поведения людей в природе с ее законами, с необходимостью экологических ограничений.

       В 7 классе при изучении материков и океанов учащиеся получают представление о пространственной дифференциации взаимодействия природы и общества, о специфике антропогенных изменений природных ландшафтов применительно к разным материкам и океанам, о региональных мерах по охране природы, о заповедниках и национальных парках, их территориальном размещении. В заключении курса рассматриваются также некоторые глобальные геоэкологические проблемы.

 Основное внимание в области геоэкологии в 8 классе сосредоточивается на проблемах охраны природы, на антропогенных изменениях условий природных комплексов и крупных регионов России, и стран нового зарубежья.

      Принципы рационального природопользования, экологические аспекты географии наиболее полно представлены в учебниках географии для 9 класса. В этом классе на конкретных примерах рассматриваются сложные вопросы взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека. Причем они рассматриваются как в региональном аспекте, так и в хозяйственно отраслевом.

 Одна из сложных задач экологического образования - как соединить в сознании учащихся экологические проблемы с конкретными видами труда. Наибольшие возможности для решения этих задач открываются в курсе географии в 9 классе.

 Основные географические курсы в 7-9 классах построены преимущественно по региональному принципу. На более высоком уровне эти проблемы представлены в курсе 10 класса. Общая характеристика мира в нем начинается с изучения роли экологических проблем в жизни человеческого общества, а завершается обоснованием их места в ряду глобальных проблем человечества.

     Изучение экологических проблем следует строить с позиции гуманизации общего образования. Гуманизация выражается через идеи формирования человека с новым типом мышления, способного к экологически целесообразной деятельности, с установкой на приоритетность задач сохранения жизни на Земле - спасение человечества от экологических и ядерных катастроф. Осознание сложных социально-политических и экономических  процессов, несущих за собой экологические бедствия для сотен миллионов людей, приобретает острое гуманистическое значение. В курсе экономической и социальной географии мира, где изучаются индустриально развитые и развивающиеся страны, эти процессы могут быть рассмотрены достаточно широко.

4.Основные пути экологизации географического образования

     Экологическое содержание школьных географических курсов может быть усилено и раскрыто разными способами:

-путем расширения экологической информации;

-в формировании экологического мышления.

 Изучение сфер материального производства и хозяйственного освоения территорий позволяет выявить экологические следствия производственной деятельности, меры по защите природной среды.

    Среди обширного круга экологических задач региональные экологические проблемы целиком находятся в фокусе внимания географии. Под региональными понимаются  ситуации во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения географических и экологических знаний, становления и формирования экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Проблемность в данном случае вытекает из самого изучаемого материала, а не оказывается лишь надстроечной методической конструкцией.

     Одним из наиболее эффективных способов изучения региональных экологических проблем является дискуссия. Вопросы для дискуссии предлагаются заранее в порядке выполнения домашнего задания.

Изучение региональных геоэкологических проблем возможно также с помощью организации деловых игр. Наиболее удобной формой проведения игры является составление регионального географического прогноза.

     Многие географические понятия используются в качестве опорных при изучении экологических вопросов в курсах биологии, физики и химии. В свою очередь, географо-экологические знания могут быть углублены и расширены, приобрести интеграциионный характер за счет включения в них данных других предметов. В этом проявляется межпредметный характер экологического образования.

 Традиционная для географии работа с картой может найти широкое применение в процессе экологического образования. С помощью карты можно конкретизировать эколого-географические связи, перевести их на уровень зрительных образов. Для целей экологического образования могут быть использованы любые картографические материалы атласов и учебников.

Необходимой частью экологического образования является непосредственное общение школьников с природой. В процессе изучения географии оно осуществляется посредством практических работ на местности. В их число следует включать и наблюдения за характером воздействия человека на природную среду, за антропогенными изменениями природных условий.

      Для развития конкретно-экологического мышления учащихся, формирования потребностей общения с природой, навыков экологически обоснованной деятельности особенно полезны экскурсии, в содержание которых входят геоэкологические наблюдения. В начале экскурсионного маршрута перед учащимися должны быть поставлены вопросы геоэкологического характера. К их числу, относятся такие вопросы: каково качество воды в реках и прудах? Для каких целей эту воду можно использовать? Чем загрязняется вода в водоемах? Откуда они поступают? Как загрязнения влияют на природные особенности реки или озера? Какие меры надо предпринять для защиты и сохранения благоприятных качеств водоемов? Подобного рода вопросы возможны и при организации наблюдений за атмосферными процессами и воздухом.

 

Таблица практических работ на местности по изучению взаимоотношений человека и природы.

Класс Название практической работы Рекомендуемая система заданий
6 Изучение форм поверхности, характера залегания пород. 1.Какое влияние на поверхность изучаемой территории оказывает деятельность людей (карьеры, котловины, насыпи, плотины и т.д.)? 2.Каково состояние исследуемой территории (наличие свалок, кострищ, следов вытаптывания, разрушения почв, устройств по охране природы и т.д.) 3.Какие меры принимаются по восстановлению использования поверхности?
  Ознакомление с водами, их использованием и охраной. 1.Каково состояние прилегающей к гидрологическому объекту местности (наличие растительности, ее состояние, следы деятельности человека и т.д.)? 2.Какое влияние оказывает прилегающая местность на исследуемый объект? 3.Что необходимо сделать по улучшению состояния прилегающей местности и самого гидрологического объекта? 4.Что можете сделать вы?
  Выявление взаимосвязи между компонентами природного комплекса своей местности. Использование природного комплекса населением, изменение, охрана. 1.Как используются человеком пойма реки и каково влияние его деятельности (на каком расстоянии от реки ведется распашка, в каком направлении по отношению к реке; какие и в каких количествах применяются удобрения, правильно ли это; осуществляется ли выпас скота; имеются ли его последствия и в чем они проявляются)? 1.Какие меры по охране поймы принимаются? Что еще можно предпринять? Что предлагаете вы?
7 Описание природных комплексов с выявлением их особенностей и характера воздействия на них человека. 1.Установите, в результате чего идет рост оврага (под действием талых и дождевых вод, деятельности человека: распашка территории вблизи оврага, уничтожение растительности). 2.Какова роль растительности в развитии оврага? 3.Каково влияние оврага на окружающую местность? 4.Какие меры необходимо предпринять для предупреждения развития оврага?
8 Изучение местного предприятия и описание его по плану Обоснуйте с точки зрения рационального природопользования деятельность предприятия: а) расход сырья, воды, топлива на единицу продукции; б) производственно-территориальные связи по сырью, топливу, отходам производства, готовой продукции; в) применение ресурсосберегающей технологии; г) использование отходов производства; д) меры предупреждения вредного воздействия предприятия на окружающую среду, их эффективность; е) обеспечение безопасности труда людей, занятых в производстве; ж) экологическая оценка деятельности данного предприятия.

 

 При изучении рельефа на местности следует обращать внимание на характер и интенсивность эрозионных процессов, на причины возникновения и развития антропогенного микрорельефа.

 Во время экскурсий на промышленные предприятия необходимо уделять особое внимание на влияние производства на экологические условия, организацию ресурсо- и средосберегающих технологий, работу малых и крупных очистных сооружений, малоотходных производств.

 При изучении сельскохозяйственного предприятия характер экологических вопросов и наблюдений определяется местными природными и хозяйственными условиями.

 Например: какие природные ресурсы и компоненты используются в сельскохозяйственной деятельности? В чем проявляется воздействие природных условий на сельскохозяйственное производство? С какими нежелательными следствиями сельскохозяйственного производства на природную среду необходимо бороться? Какие изменения произошли в состоянии природных комплексов в результате сельскохозяйственной деятельности?

      Эффективным средством экологического образования и воспитания является учебная экологическая тропа. Она позволяет проводить работу по экологическому обучению школьников непосредственно в природе. Учебная экологическая тропа-это специально оборудованный на местности экскурсионный маршрут, на котором проводятся учебные географические экскурсии и геоэкологические наблюдения, осуществляется природоохранительная деятельность детей. Работа на экологической тропе способствует развитию экологического мышления, стимулирует потребности в осознанном познании окружающей среды и стремление к личному участию в ее сохранении и улучшению. Экологические тропы создаются на территории различных природных комплексов в лесу, лесопарке, городском парке, в зонах отдыха и т.п. К маршруту тропы предъявляются следующие требования:

1. Информационная емкость.

2. Эмоциональная выразительность.

3. Возможность раскрытия местных ландшафтно-географических особенностей.

4. Наличие благоприятных условий, помогающих соединить естественнонаучное обучение с воспитанием эстетических, нравственных и других свойств личности.

5. Создание маршрута с максимально возможным сохранением природной среды.

6. Максимальная доступность и безопасность маршрута.

 Общая протяженность учебной экологической тропы рекомендуется не более 2-3 км. Маршрут такой длины рассчитан на экскурсию продолжительностью в 2-2,5 часа.

 В экскурсионный маршрут целесообразно включать и антропогенные объекты. Это геологические, геоморфологические, гидрологические, почвенные, ботанические, зоологические объекты, природные и антропогенные гео - и экосистемы.

   С каждым годом в общем числе учащихся возрастает абсолютная численность и относительная доля школьников-горожан. Поэтому необходимой частью экологического образования является эколого- краеведческое обучение школьниками своего города. Наблюдения и оценка экологических свойств, как отдельных частей городской среды, так и их совокупности может представлять специальное содержание геоэкологических экскурсий. Во время городских экскурсий необходимо акцентировать внимание учащихся на воздействии предприятий и транспорта на природные условия, экологическое состояние окружающей среды. В целом эколого-краеведческое обучение имеет значительные возможности для организации широкого комплекса эколого-географических наблюдений со школьниками.

Литература:

1. Гайсин И.Т. Преемственность и непрерывность экологического образования. Монография – Казань: КГПУ, 2008.

2. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. – М.: Просвещение, 1990.

4. Махов С.И. Формирование экологических умений в школьном курсе « География России» Методическое пособие. РГПУ им. Герцена, СПб., 1999.

5. Михеев А.В., Пашканг К.В., РодзевичН.Н., Соловьева М.П. Охрана природы. – М.: Просвещение, 1990.

6. Организация экологического образования в школе/ Под ред. И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной. – Изд. Проблемного Совета по экологическому образованию АПН, 1990.

7. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. Спец. Высш. Пед. учеб. заведений и учителей географии. – м.: Просвещение; Учебная литература, 1997. – 320 с.

8. Финаров Д.П. Особенности методики экологического прогнозирования при изучении родного края. В сб. « Природное и культурное наследие Петербурга» СПб, Образование, 1995.

9. Финаров Д.П., Жустров М.И. О правилах поведения учащихся в природе// География в школе, №3, 1984.

ЛЕКЦИЯ №7



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.185.78 (0.04 с.)