Классификация средств обучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация средств обучения.



Представим две классификации:

1. С.Г. Шапаваленко  (как эталон для всех школьных предметов).

2. В.П. Голова (по географии).

Средства, обеспечивающие операционную деятельность учащихся (формирование практических умений)

Средства для анализа и воспроизведения географических явлений
Приборы (метеорологические, гидрологические, угломерные
Средства для измерительных работ
Инструменты и приспособления для линейных измерений

 


Выделяют информационные средства обучения (учебно-методические пособия для учителя, научная литература, словари, справочники, инструктивные материалы):

- учебные пособия для учащихся (учебники, книги для чтения, тетради на печатной основе, сборники для самостоятельных работ, раздаточный дидактический материал);

- наглядные средства обучения (Натуральные объекты в природе, гербарии, коллекции, чучела, образцы горных пород). (Средства воспоизвдящие объекты и явления, картины, таблицы, фотографии, диски, Кино и видеофильмы);

- технические средства (компьютеры, интерактивные доски, видиомагнитофоны)

-натуральные объекты служат образованию непосредственных представлений;

-служат формированию конкретных представлений;

-служат развитию воображения, раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности пространственного размещения.

Требования к  средствам обучения.

       Требования необходимые для моделирования конструирования урока, позволяют обоснованно отбирать средства обучения:

-научно-педагогические,

-технические,

-гигиенические и техника безопасности,

-специфические, обусловленные содержанием предмета.

 По отношению к различным видам средств обучения общие и специфические требования носят избирательный характер. Например, учебным книгам присущий высокий уровень идейности, систематичности, доступности в изложении материала. Фотоизображениям присуща изоморфность, картинам-наглядность. К плоскостным средствам обучения относятся изображения объектов и явлений природы, выполненные с помощью фото или полиграфической техникой, должны быть доступными для усвоения:

-учебные картины (сложные, видовые) должны быть интересными и ярко выраженными характерными особенностями.

-модель должна иметь сходство с изображением объектов с сохранением пропорции.

-учебный фильм (3-5 минут).

-учебник должен соответствовать современным урокам географии и методической науки.

-иллюстрации учебника должны усиливать и дополнять познавательные и воспитательные функции текста, быть выразительными.

-текстовые карты должны соответствовать учебнику, должны быть яркими и контрастными.

-для таблиц следует отбирать учебный материал, требующий группировки, сравнения, обобщения, показа функционирующих сторон изучаемых объектов.

-таблицы, картосхемы должны содержать только однородную информацию: цифровые таблицы, смешанные (геохронологические).

Дидактические функции учебника:

-информационная,

-трансформационная,

-систематизированная,

-самообразовательная,

-интегрирующая,

-координирующая,

-развивающая и воспитывающая,

-закрепление знаний и контрольные работы.

 Для формирования непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях используются натуральные объекты.

      Карты - формируют пространственные представления о размещении природных и социальных объектов и явлений. Дидактические функции карты - формирование чувственных образов, объектов, явлений, составляющих первоначальный этап процесса становления новых географических знаний, позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительности, что способствует формированию географических понятий.

       Кино-видео позволяет воспроизводить на экране движение предметов и явлений действительности; осуществить анализ предметов и явлений с присущим динамизмом; показать за короткое время большой по объему материал, который всесторонне характеризует предметы и явления действительности;  позволяет моделировать явления.

 Вывод: различные виды средств обучения являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Усвоение географических знаний и умений опираются на разнообразные средства обучения.

4. Электронно-вычислительная техника в обучении географии.

       Компьютерная техника может передавать информацию числовую, графическую, текстовую; предложить вопрос, или задание; оценить ответ и т.д.

 Направление применения электронно –вычислительной  техники:

1. Банк справочного материала.

2. Средство управления учением ученика через подачу опорных логических обоснованных порций информации, заданий.

3. Как тренажер для учащихся при овладении ими знаниями и умениями.

4. Как динамическое средство условной наглядности.

5. Как средство контроля.

6. Как средство организации игровой ситуации.

7. Как средство, способствующее научной организации учебного труда.

 Исходя из особенностей географии и дидактических функций, большое значение имеет проведение самостоятельных и практических работ. Методистами рекомендованы следующие работы:

- В 6 классе (тренировка в определении географических координат, с помощью градусной сетки) определение средней температуры, построение графиков температур, облачности и осадкой.

-В 7 классе (тестовая проверка знаний географического положения материка, определение по климатическим характеристикам типа климата, определение названия реки по данным географических координат, характеристика течения, типа питания и режима) создание программ из 2-ух модулей (1.моделирующего: схема общей циркуляции атмосферы и распределение климатических поясов; 2.контролирующего усвоение этих знаний).

-В 9-10 классах- оценка обеспеченности мира природными ресурсами, этнический состав мира.

 В настоящее время в образовательном пространстве имеются электронные мультимедийные издания, где представлена высококачественная графика, слайды, видеоролики, звуковое сопровождение. Один из видов образованных продуктов - электронные энциклопедии, необходимые как источники информации для подготовки любого проекта. Учителя используют телекоммуникационные сети - типа интернет, включающие в себя: образовательные ресурсы www (всемирная паутина); E-mail (электронная почта); телеконференции (использование в проведении дистанционных исследовательских проектов.

 Использование интерактивной доски - как вида компьютерной технологии сочетает в себе уникальные возможности для вывода на нее любой информации с компьютера, произвольного дополнения на выведенное изображение ручными заметками, комментариями.

 Это помогает сконструировать внимание учащихся для разностороннего глубокого изучения материала, развития познавательной активности и творческих способностей учащихся.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.54.111.228 (0.022 с.)