Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение причинно-следственных связей
Выяснение причин образования природных и социально-экономических объектов и явлений - одна из важнейших сторон в деятельности учителя географии. Раскрытие причинно-следственных связей приводит к пониманию главного, существенного в географических объектах и явлениях. Теоретический характер знаний предявляет требования к организации их изучения. Учитель должен добиваться, чтобы учащиеся, во-первых, усвоили связи, которые даны в готовом виде (в тексте учебника, изложении учителя), и во-вторых, научились самостоятельно устанавливать эти связи в знакомых и новых учебных ситуациях. Вся деятельность учащихся в ходе изучения связей осуществляется на основе различных источников знаний: рассказа учителя, работе с картой, текстом учебника, наглядными изображениями, цифровыми данными, в ходе наблюдений за природой и др. Знакомясь с содержанием нового урока и соответствующим параграфом учебника, учитель выделяет в нем причинно-следственные связи, которые станут одним из главных объектов усвоения, предусматривает соответствующую цель в плане урока, определяет учебный материал, в связи с которым будут изучены причинные зависимости, а затем определены методы и приемы их изучения. Эти методы и приемы неодинаковы. Они изменяются в зависимости от содержания учебного материала и условий обучения в разных классах. Так, в начальном курсе физической географии изучают сравнительно сложные связи, нередко относящиеся к одной оболочке Земли. В 9, 10, 11-х классах изучение хозяйства России и зарубежных стран связано с выявлением и усвоением многозначных причинно-следственных связей, так как современное хозяйство отличается значительной сложностью, его развитие и размещение зависит от большого количества самых различных факторов. В усвоении связей в готовом виде особенно велико значение объяснения учителя. Оно раскрывает процессы возникновения и развития, происходящие в экономике, различные стороны современного хозяйства, его экономических районов, штатов, провинций, рассматриваемых стран, тенденции развития экономики различных групп зарубежных стран. Важно подвести учащихся к осознанию понятий «причина» и «следствие». Этому помогает схематическое изображение причинно-следственных связи, например:
Разрушение гор приводит к образованию равнин Причина следствие Причины образования ряда природных и хозяйственных явлений станут понятнее, если их рассматривать на местных примерах, в ходе наблюдений, экскурсий. В конце объяснения полезно сделать вывод, в котором назвать соответствующие причины, а главную из них выделить первой. Для изучения причинно-следственных связей часто используют различные схемы, например, схему связей в природном комплексе, в энергопроизводственном цикле и т.д. Учащиеся нередко затрудняет полное изложение причин, вызывающих природные или экономические явления, действующих на изучаемый объект. Одним из методических средств, позволяющих систематизировано представить действующие в природе или экономической жизни причины и следствия, являются таблицы. Так, при рассмотрении темы «Образование и изменение равнин» в 6-м классе учащиеся самостоятельно называют географические факторы, влияющие на поверхность своей местности, а затем устанавливают результаты их воздействия. Для систематизации полученного материала на классной доске можно составить таблицу следующего содержания:
Выявлять причинно-следственные связи школьники учатся в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы. При этом учитель может наиболее широко использовать проблемные задания, так как содержание таких заданий чаще всего и составляет объяснение причин возникновения, размещения, развития изучаемых явлений и объектов. Приведем примеры заданий, требующих установления причинно-следственных связей разного уровня сложности при изучении климата материков в 7-м классе. 1. Задание воспроизводящего характера: «Какая зависимость существует между температурой воздуха и давлением?» (Об этой зависимости школьники знают из начального курса физической географии 6 класса.)
2. Определите причинно-следственные связи по образцу: «Объясните, почему в Сахаре осадков выпадает мало, а в бассейне Конго - много?» Учащимся известна общая зависимость количества осадков от поясов атмосферного давления. В этом задании ее надо приложить к конкретным территориям материка. 3. Задание творческого характера: «Почему на Эфиопском нагорье осадков выпадает больше, чем на полуострове Сомали?» Учащимся необходимо установить, что на Эфиопском нагорье с поднятием воздуха вверх происходит конденсация водяных паров и образование осадков, на полуострове Сомали с его равнинной поверхностью такой конденсации не происходит. Сложность задания - в сопоставлении двух территорий. До сих пор, учащиеся не устанавливали связи равнинной поверхности и количества осадков. Нередко ответ на поставленный вопрос дает учитель, если этот ответ учащиеся не могут дать самостоятельно. Не менее важен частично-поисковый метод (эвристическая беседа). Начиная беседу, учитель сообщает ее цель, а затем с помощью вопросов подводит учащихся к выявлению соответствующих причин и нужному выводу. Этот путь широко используется и при проблемном изучении материала. Изученные причины нуждаются в закреплении, в доказательстве их действия. Наиболее простой способ закрепления – воспроизведение связей в первоначально усвоенном виде, например, перечислить причины, от которых зависит климат, но полноценное усвоение причинно-следственных связей невозможно без самостоятельного применения знаний о связях и, следовательно, без овладения умением самостоятельно находить нужные причины. Обучение умению самостоятельно устанавливать связи включает следующие основные этапы работы: 1. Постановка перед классом цели - научиться самостоятельно отыскивать причины изучаемых явлений и процессов в природной среде или в экономической жизни населения. 2. Обучение умению различать причины и следствия. Школьники должны отчетливо различать, что является причиной, а что - следствием. 3. Тренировочные упражнения в нахождении связей в рассказе учителя, в тексте учебника. 4. Самостоятельное связывание причины и следствия учащимися, перенос приемов в новые условия обучения. Овладение приемами нахождения связей требует длительного учебного времени. Оно идет на всем протяжении изучения географии в школе. Целенаправленное изучение причинно-следственных связей подводит школьников к осознанию объективных закономерностей развития и размещения как природных, так и социально-экономических объектов и явлений. В процессе познания географических закономерностей причинно-следственным связям принадлежит ведущая роль. 2.Формирование знаний об общих географических закономерностях Процесс усвоения географических закономерностей отличается особой сложностью. Она объясняется большой обобщенностью теоретических знаний в форме закономерности. К тому же географические закономерности, как и другие теоретические знания, не могут быть усвоены одномоментно. Их усвоение состоит из ряда этапов. 1. Наблюдение объектов и явлений, выявление в них наиболее существенных свойств, особенностей возникновения и развития. Этот этап характерен преимущественно для усвоения физико-географических закономерностей. Закономерность - это связь повторяющаяся, поэтому ее усвоение предполагает изучение ряда географических объектов и явлений, их сопоставление дает возможность выявить закономерные связи и изменения. Так, прежде чем назвать природную зональность как закономерность географической оболочки, учитель обращает внимание школьников на особенности расположения природных зон на равнинах и в горах, направления их смены, причины, влияющие на размещение зон, и др.
2. Вычленение в изучаемом материале различных связей, преимущественно общих, чаще всего имеющих закономерный характер. Таковы, например, связи между особенностями рыночной системы современного хозяйства и темпами его развития, между колониальным прошлым ряда развивающихся стран и современным уровнем развития их хозяйства. При этом наиболее общие связи формулируются в виде закономерности. 3. Усвоение закономерности завершается ее применением, конкретизацией. Сложность этого этапа состоит в том, что в природе, как и в политической и экономической жизни населения, одновременно действует ряд различных закономерностей. Поэтому школьники затрудняются указать, какая из них определяет изучаемое явление и в какой мере. К тому же предварительно нужно проанализировать объясняемое явление, что само по себе не просто. Поэтому усваиваемую закономерность нужно конкретизировать, подкрепить различными примерами, использовать при выполнении практических и самостоятельных работ. Для показа действий закономерности используют различные приемы. К их числу относят разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся, примеры учета географических закономерностей в хозяйственной и природоохранной деятельности человека, анализ проявления географической закономерности в различных районах земного шара и нашей страны и т.п. С этой целью широко используются и повторительно-обобщающие уроки. Раскрытие и усвоение закономерностей предполагает использование различных методов и приемов работы учителя и учащихся. Однако целевое назначение этих методов и приемов иное, чем при решении других учебно-воспитательных задач. Так, в своем объяснении учитель показывает механизм проявления усваиваемой закономерности в данных условиях или предлагает учащимся самим выяснить, например: в чем состоит своеобразие распределения природных зон в Северной Америке? Почему некоторые природные зоны на территории Евразии не образуют сплошной, проходящей через весь материк полосы? и т.п.
Изучаемая закономерность может быть итогом эвристической беседы, в конце которой эта закономерность формулируется. Такой путь характерен для частных закономерностей, изучаемых, например, в курсе географии 6-го класса. Так, завершая изучение причин образования дневного и ночного бриза, учащиеся делают вывод, что главная причина образования ветра - разность атмосферного давления. Ветер дует из мест с высоким атмосферным давлением в места с более низким. Характерный для школьной географии путь формирования закономерности - от данной учителем формулировки к последующей конкретизации, к закреплению различными способами. Однако и этот путь предполагает предварительное изучение объектов и явлений, обобщение знаний о них, на базе которого становится возможным дать определение закономерности. Так, в 6-м классе учащиеся изучают основные формы земной поверхности, их происхождение и изменение. В начале курса 6 класса учитель вводит важные понятия об устойчивых и подвижных участках земной коры, а затем знакомит с новой закономерностью: платформам, как правило, соответствуют равнины, а подвижным участкам - горные сооружения. В дальнейшем, при изучении материков, учащиеся объясняют особенности рельефа с учетом этой закономерности. Для познания географической закономерности надо научить учащихся ряду важных приемов: сравнивать, сопоставлять, находить на протяжении всего курса или его большого раздела закономерности. Но особенно большие возможности в нахождении закономерностей, в их конкретизации имеют уроки обобщающего повторения. Для усвоения закономерности важен и подбор соответствующих средств обучения. Особое значение имеют, например, наблюдения, анализ карт, в частности мировых, статистических материалов, относящихся к различным социально-экономическим группам стран. Так, сравнение цифровых данных о темпах развития экономики ведущих экономически развитых стран: США, Японии, ФРГ, Великобритании и др. – предоставляет хорошую базу для усвоения закона неравномерности экономического и политического развития капитализма. Литература: 1. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. – Казань: Отечество, 2012. -242с. 2. Володина Г.В. Система формирования знаний об общих географических закономерностях в курсе географии материков // География в школе. -1982. - №1. 3. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1983 4. Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец.высш. учеб. заведений и учителей географии. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. - 320с. 5. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. 6. Чернихова Е.Я. Изучение климата на уроках географии. – М.: Просвещение, 1980.
ЛЕКЦИЯ №12-13
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.012 с.) |