Изучение причинно-следственных связей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение причинно-следственных связей



    Выяснение причин образования природных и социально-экономических объектов и явлений - одна из важнейших сторон в деятельности учителя географии. Раскрытие причинно-следственных связей приводит к пониманию главного, существенного в географических объектах и явлениях. Теоретический характер знаний предявляет требования к организации их изучения. Учитель должен добиваться, чтобы учащиеся, во-первых, усвоили связи, которые даны в готовом виде (в тексте учебника, изложении учителя), и во-вторых, научились самостоятельно устанавливать эти связи в знакомых и новых учебных ситуациях.

   Вся деятельность учащихся в ходе изучения связей осуществляется на основе различных источников знаний: рассказа учителя,  работе с картой, текстом учебника, наглядными изображениями, цифровыми данными, в ходе наблюдений за природой и др.

      Знакомясь с содержанием нового урока и соответствующим параграфом учебника, учитель выделяет в нем причинно-следственные связи, которые станут одним из главных объектов усвоения, предусматривает соответствующую цель в плане урока, определяет учебный материал, в связи с которым будут изучены причинные зависимости, а затем определены методы и приемы их изучения.

Эти методы и приемы неодинаковы. Они изменяются в зависимости от содержания учебного материала и условий обучения в разных классах. Так, в начальном курсе физической географии изучают сравнительно сложные связи, нередко относящиеся к одной оболочке Земли. В 9, 10, 11-х классах изучение хозяйства России и зарубежных стран связано с выявлением и усвоением многозначных причинно-следственных связей, так как современное хозяйство отличается значительной сложностью, его развитие и размещение зависит от большого количества самых различных факторов.

     В усвоении связей в готовом виде особенно велико значение объяснения учителя. Оно раскрывает процессы возникновения и развития, происходящие в экономике, различные стороны современного хозяйства, его экономических районов, штатов, провинций, рассматриваемых стран,  тенденции развития экономики различных групп зарубежных стран.

Важно подвести учащихся к осознанию понятий «причина» и «следствие». Этому помогает схематическое изображение причинно-следственных связи, например:

Разрушение гор приводит к образованию равнин

Причина                              следствие

Причины образования ряда природных и хозяйственных явлений станут понятнее, если их рассматривать на местных примерах, в ходе наблюдений, экскурсий. В конце объяснения полезно сделать вывод, в котором назвать соответствующие причины, а главную из них выделить первой.

 Для изучения причинно-следственных связей часто используют различные схемы, например, схему связей в природном комплексе, в энергопроизводственном цикле и т.д.

Учащиеся нередко затрудняет полное изложение причин, вызывающих природные или экономические явления, действующих на изучаемый объект. Одним из методических средств, позволяющих систематизировано представить действующие в природе или экономической жизни причины и следствия, являются таблицы. Так, при рассмотрении темы «Образование и изменение равнин» в 6-м классе учащиеся самостоятельно называют географические факторы, влияющие на поверхность  своей местности, а затем устанавливают результаты их воздействия. Для систематизации полученного материала на классной доске можно составить таблицу следующего содержания:

Причины изменения равнины Как изменяется поверхность равнины
1. Реки   2. Дождь и весенние воды 3. Ветер Размывают местность и образуют углубления. Смывают верхний слой почвы, образуют рытвины и овраги. Сдувает верхний слой почвы, особенно с возвышенных мест.

 

Выявлять причинно-следственные связи школьники учатся в процессе выполнения заданий для самостоятельной работы. При этом учитель может наиболее широко использовать проблемные задания, так как содержание таких заданий чаще всего и составляет объяснение причин возникновения, размещения, развития изучаемых явлений и объектов.

Приведем примеры заданий, требующих установления причинно-следственных связей разного уровня сложности при изучении климата материков в 7-м классе.

1. Задание воспроизводящего характера: «Какая зависимость существует между температурой воздуха и давлением?» (Об этой зависимости школьники знают из начального курса физической географии 6 класса.)

2. Определите причинно-следственные связи по образцу: «Объясните, почему в Сахаре осадков выпадает мало, а в бассейне Конго - много?» Учащимся известна общая зависимость количества осадков от поясов атмосферного давления. В этом задании ее надо приложить к конкретным территориям материка.

3. Задание творческого характера: «Почему на Эфиопском нагорье осадков выпадает больше, чем на полуострове Сомали?» Учащимся необходимо установить, что на Эфиопском нагорье с поднятием воздуха вверх происходит конденсация водяных паров и образование осадков, на полуострове Сомали с его равнинной поверхностью такой конденсации не происходит. Сложность задания - в сопоставлении двух территорий. До сих пор, учащиеся не устанавливали связи равнинной поверхности и количества осадков.

Нередко ответ на поставленный вопрос дает учитель, если этот ответ учащиеся не могут дать самостоятельно.

Не менее важен частично-поисковый метод (эвристическая беседа). Начиная беседу, учитель сообщает ее цель, а затем с помощью вопросов подводит учащихся к выявлению соответствующих причин и нужному выводу. Этот путь широко используется и при проблемном изучении материала.

 Изученные причины нуждаются в закреплении, в доказательстве их действия. Наиболее простой способ закрепления – воспроизведение связей в первоначально усвоенном виде, например, перечислить причины, от которых зависит климат,  но полноценное усвоение причинно-следственных связей невозможно без самостоятельного применения знаний о связях и, следовательно, без овладения умением самостоятельно находить нужные причины.

Обучение умению самостоятельно устанавливать связи включает следующие основные этапы работы:

1. Постановка перед классом цели - научиться самостоятельно отыскивать причины изучаемых явлений и процессов в природной среде или в экономической жизни населения.

2. Обучение умению различать причины и следствия. Школьники должны отчетливо различать, что является причиной, а что - следствием.

3. Тренировочные упражнения в нахождении связей в рассказе учителя, в тексте учебника.

4. Самостоятельное связывание причины и следствия учащимися, перенос приемов в новые условия обучения.

Овладение приемами нахождения связей требует длительного учебного времени. Оно идет на всем протяжении изучения географии в школе.

Целенаправленное изучение причинно-следственных связей подводит школьников к осознанию объективных закономерностей развития и размещения как природных, так и социально-экономических объектов и явлений. В процессе познания географических закономерностей причинно-следственным связям принадлежит ведущая роль.

 2.Формирование знаний об общих географических закономерностях

     Процесс усвоения географических закономерностей отличается особой сложностью. Она объясняется большой обобщенностью теоретических знаний в форме закономерности. К тому же географические закономерности, как и другие теоретические знания, не могут быть усвоены одномоментно. Их усвоение состоит из ряда этапов.

1. Наблюдение объектов и явлений, выявление в них наиболее существенных свойств, особенностей возникновения и развития. Этот этап характерен преимущественно для усвоения физико-географических закономерностей. Закономерность - это связь повторяющаяся, поэтому ее усвоение предполагает изучение ряда географических объектов и явлений, их сопоставление дает возможность выявить закономерные связи и изменения. Так, прежде чем назвать природную зональность как закономерность географической оболочки, учитель обращает внимание школьников на особенности расположения природных зон на равнинах и в горах, направления их смены, причины, влияющие на размещение зон, и др.

2. Вычленение в изучаемом материале различных связей, преимущественно общих, чаще всего имеющих закономерный характер. Таковы, например, связи между особенностями рыночной системы современного хозяйства и темпами его развития, между колониальным прошлым ряда развивающихся стран и современным уровнем развития их хозяйства. При этом наиболее общие связи формулируются в виде закономерности.

3. Усвоение закономерности завершается ее применением, конкретизацией. Сложность этого этапа состоит в том, что в природе, как и в политической и экономической жизни населения, одновременно действует ряд различных закономерностей. Поэтому школьники затрудняются указать, какая из них определяет изучаемое явление и в какой мере. К тому же предварительно нужно проанализировать объясняемое явление, что само по себе не просто. Поэтому усваиваемую закономерность нужно конкретизировать, подкрепить различными примерами, использовать при выполнении практических и самостоятельных работ.

     Для показа действий закономерности используют различные приемы. К их числу относят разнообразные задания для самостоятельной работы учащихся, примеры учета географических закономерностей в хозяйственной и природоохранной деятельности человека, анализ проявления географической закономерности в различных районах земного шара и нашей страны и т.п. С этой целью широко используются и повторительно-обобщающие уроки.

    Раскрытие и усвоение закономерностей предполагает использование различных методов и приемов работы учителя и учащихся. Однако целевое назначение этих методов и приемов иное, чем при решении других учебно-воспитательных задач. Так, в своем объяснении учитель показывает механизм проявления усваиваемой закономерности в данных условиях или предлагает учащимся самим выяснить, например: в чем состоит своеобразие распределения природных зон в Северной Америке? Почему некоторые природные зоны на территории Евразии не образуют сплошной, проходящей через весь материк полосы? и т.п.

    Изучаемая закономерность может быть итогом эвристической беседы, в конце которой эта закономерность формулируется. Такой путь характерен для частных закономерностей, изучаемых, например, в курсе географии 6-го класса. Так, завершая изучение причин образования дневного и ночного бриза, учащиеся делают вывод, что главная причина образования ветра - разность атмосферного давления. Ветер  дует из мест с высоким атмосферным давлением в места с более низким.

     Характерный для школьной географии путь формирования закономерности - от данной учителем формулировки к последующей конкретизации, к закреплению различными способами. Однако и этот путь предполагает предварительное изучение объектов и явлений, обобщение знаний о них, на базе которого становится возможным дать определение закономерности. Так, в 6-м классе учащиеся изучают основные формы земной поверхности, их происхождение и изменение. В начале курса 6 класса учитель вводит важные понятия об устойчивых и подвижных участках земной коры, а затем знакомит с новой закономерностью: платформам, как правило, соответствуют равнины, а подвижным участкам - горные сооружения. В дальнейшем, при изучении материков, учащиеся объясняют особенности рельефа с учетом этой закономерности.

Для познания географической закономерности надо научить учащихся ряду важных приемов: сравнивать, сопоставлять, находить на протяжении всего курса или его большого раздела закономерности. Но особенно большие возможности в нахождении закономерностей, в их конкретизации имеют уроки обобщающего повторения.

    Для усвоения закономерности важен и подбор соответствующих средств обучения. Особое значение имеют, например, наблюдения, анализ карт, в частности мировых, статистических материалов, относящихся к различным социально-экономическим группам стран. Так, сравнение цифровых данных о темпах развития экономики ведущих экономически развитых стран: США, Японии, ФРГ, Великобритании и др. – предоставляет хорошую базу для усвоения закона неравномерности экономического и политического развития капитализма.

Литература:

1. Бекетова С.И., Гайсин Р.И. Формирование научного мировоззрения школьников средних классов в процессе изучения географии. – Казань: Отечество, 2012. -242с.

2. Володина Г.В. Система формирования знаний об общих географических закономерностях в курсе географии материков // География в школе. -1982. - №1.

3. Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1983

4. Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. Методика обучения географии в школе: Учеб. пособие для студентов геогр. спец.высш. учеб. заведений и учителей географии. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997. - 320с.

5. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.

6. Чернихова Е.Я. Изучение климата на уроках географии. – М.: Просвещение, 1980.

 

ЛЕКЦИЯ №12-13



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.012 с.)