Опыты в преподавании географии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыты в преподавании географии.



 Опыт – более активная форма наблюдений в искусственно измененных условиях, созданных для того, чтобы глубже разобраться в сущности изученного явления

Павлов И.П. отмечал: «Наблюдения собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет от природы то, что он хочет».

Опыт имеет большое значение в преподавании физической географии, имеет образовательно-воспитательное значение.

 Проведение опытов способствует глубине, прочности и осознанности знаний, хорошо организованные опыты по географии захватывают школьников как нечто новое в обучении, связанное с раскрытием тайн природы.

Успешность постановки опытов определяется четкостью формулировки цели и вопросов, на которые должны быть получены ответы в результате проведения опыта. Существенное значение имеет также наличие наружного оборудования и продуманная последовательность проведения опыта.

Опыты по географии можно производить на географической площадке, на местности и в классной обстановке.

Требования:

1. Приборы для опытов не должны быть сложными, чтобы, не затруднять понимание сущности изучаемых явлений.

2. Опыты надо строить на фактах и явлениях, уже известных учащимся, чтобы процесс проведения опыта не был сложным, чтобы  внимание учащихся было сосредоточенно на выработке выводов самостоятельного характера.

3. До постановки опыта надо разъяснить, какова цель, какие вопросы предстоит разрешить.

4. В процессе проведения опыта учитель ставит контрольные вопросы и выясняет, усваивают ли учащиеся главное для правильного решения поставленных вопросов.

5. По окончанию опыта преподаватель вовлекает всех учащихся в обсуждение результатов.

Выводы учащиеся записывают и графически оформляют.

 

Проведение опытов на географической площадке.

 

Географическая площадка - лабораторная под открытым небом, удобна для проведения различных опытов.

1. Изменение t воздуха в зависимости от поверхностного покрова.

Выкапываем несколько ям 50*50 см глубиной 50 см.

1-ую яму засыпаем торфом,

2-ую глиной,

3-ю песком.

Наблюдения ведутся в определенные часы.

В Москве в летний день были получены результаты:

На поверхности торфяного покрова +49°, на песчаном покрове +53°. Учащиеся самостоятельно делают опыты.

2. Изменение t воздуха над водной поверхностью и над сушей.

В солнечный день установить термометр - один на берегу водного бассейна, другой опустить в воду.

Через 10 минут сопоставить показания термометров. Каковы результаты? Выводы записывают в тетрадь по вопросам, на каком участке (на берегу или воде) термометр показал более высокую температуру? Как это объяснить?

3.Изменение t воздуха в зависимости от формы земной поверхности.

В солнечный день установить термометр - один на горизонтальной поверхности, другой на южном склоне холма. Через 10 минут записать показания термометров. Учащиеся сопоставляют результаты наблюдения.

Беседа идет по таким вопросам: почему на южном склоне холма температура выше, чем на горизонтальной поверхности при одинаковом количестве падающих лучей?

Почему на северном склоне температура всегда ниже, чем на южном склоне? Почему весной южные склоны холма раньше освобождаются от снегового покрова, чем северные? Почему на южном склоне появляется иная растительность, чем на северном склоне?

В результате учащиеся должны сделать вывод о том, как влияют выпуклые формы земной поверхности на распределение солнечного тепла, как необходимо использовать результаты проделанных опытов при уходе за сельскохозяйственными культурами?

4.Изменение t воздуха с высотой.

Готовят 3 термометра:

На южной стороне склона устанавливается в вертикальном положении планку длиной 200 см, шириной 5 см.

На северной стороне доски вбиваются гвоздики для 2-х термометров на разных высотах.

Шарик одного термометра устанавливается на высоте 150 см от поверхности земли, шарик другого – на высоте 20 см, третий термометр помещен у поверхности.

Результаты опыта, произведенного в Москве 8 августа.

 

Час наблюдений

 

Поверхност-

ный слой

t

У поверхности На h 20 см На h 150 см
13 ч Торф Песок 53° 55° 41° 40° 29° 29°

 

По материалам опыта делаются выводы о том, как изменяется температура воздуха с поднятием вверх? почему даже в жарких странах вершины гор покрыты снегом?

5. Опыт, воспроизводящий процесс образования оврага.

Изготавливают деревянный желоб, в котором будет происходить процесс «образования оврага»

Размеры желоба: L-150 см, ш-50 см, глубина-40 см.

Заполнить желоб песком, перемешанным с глиной, по бокам крупные камни, а также под песком с глиной (придать оврагу извилистую форму).

Желоб установить с Севера на Юг. Северный край желоба приподнять, подложив под него кирпичи. Над северным краем желоба установить водопроводный край.

Приоткрывают кран. Струйка воды проникает в желоб, и через некоторое время в желоб возникает небольшая рытвина. Кран открывается больше, рытвина углубляется-расширяется.

Камни, находящиеся по бокам желоба препятствуют размыванию и рытвина принимает извилистый вид.

Через несколько минут в желобе на глазах у учащихся возникает подобие оврага.

Учащиеся находят на возникшей модели вершину, оврагу (ступеньку) у вершины оврага, обеспечивающую дальнейший рост оврага.

С помощью компаса определяют общее направление оврага, прослеживают  по оврагу, в каких местах возникают крутые склоны, а в каких пологие, находят дно и устье оврага; определяют длину оврага, наибольшую его ширину и глубину. Отвечают на вопросы:

- Какой вред наносят овраги?

- Каким путем можно приостановить дальнейшее развитие оврага?

- Как можно использовать овраги?

 

6. Опыт, воспроизводящий процесс образования речной долины.

  В желобе сформировать модель речной долины: коренные овраги, террасы, долину реки, русло реки, примерно посередине желоба преградить русло будущей реки тремя пластинками шифера, поставленными под углом - это участок будущих порогов, а через небольшое расстояние поперек «русла» размещают ряд кирпичей - участок будущей воды. Желоб надо установить в горизонтальном положении.

Открыть кран и проверить, насколько четко вырисовывается русло реки, долина, террасы и коренные берега, насколько видны пороги и водопады.

 

Открывается кран, учащиеся прослеживают исток реки, русло, долину, отмечают, где образовались овраги и какова причина их образования, на каком участке возникли водопады и какова причина их возникновения.

Под северный кран желоба подкладывают в 1-2 ряда кирпичи, и ведется наблюдение над теми изменениями, какие произошли в речной долине в связи с повышением истока реки.

Вопросы:

- Где исток реки?

- В каком основном направлении течет река?

- Как узнать по течению где правый, а где левый берег?

- У какого берега река наиболее откланяется от основного направления?

-В каком месте речная долина сужена? Чем это вызвано?

-О чем свидетельствуют террасы по берегам речной долины?

- Для каких целей можно использовать пороги и водопады?

 

 

Опыты по выращиванию растений, раскрывающих тайны географической среды.

  1. Компасные растения растут в местах, ярко освещенных солнцем, широкие пластинки ориентированы по сторонам горизонта.

Ребра листьев направлены с севера на юг, а широкая сторона листьев повернута с востока на запад (растение латук).

2. Растения, указывающие время (одуванчик, календула свертывают свои цветы в определенные часы).

3. Растения - предсказатели погоды (мокрица, заячья капуста).

4. Растения, указывающие на недостаток веществ (листья кукурузы, листья пожелтели – не хватает N, фиолетовая окраска – мало Р, по краям омертвели – мало К).

5. Растения указывающие на наличие полезных ископаемых

Известняковые (известняк, мрамор, доломит) помогает венерин башмачок.

 

Опыты в классе.

    1. Формирование береговой линии прибойной волной.

    Взять оцинкованный железный противень 60*80 см с боковым окаймлением h-10 см.

Вдоль одной из продольных стенок, сделать береговую линию из песка, глины, твердых материалов (обломков глины, кирпича, известняка) шириной 20 см, твердые обломки расположить так, чтобы после вымывания песков и глины они выступали то в виде скал, то окаймляли будущие заливы, острова, другие участки береговой линии.

  Весь береговой участок засыпать песком, выравнить его по линии, параллельно продольным стенкам противня, затем налить воду на ²/³ (море) медленно покачивать вверх и вниз. Через некоторое время возникают волны у берегов, они постепенно станут высокими и превратятся в прибойные волны. Ударяясь о береговую линию, волны размоют песчаные и глиняные участки, а места, где находятся твердые материалы, останутся почти нетронутыми.

На глазах будут разрушаться прямолинейная береговая линия, заливы, бухты, острова, полуострова, мысы, проливы.

 2. Давление воздушной оболочки (вода не выливается из стакана).

- Какая сила давит на стакан?

- Что доказывает опыт?

 3. Уменьшение давления воздуха с высотой?

Показать барометр-анероид, продемонстрировать, как изменяется давление с высотой.

Записать показания атмосферного давления на 1 этаже, подняться на верхний этаж и  измерить его там, задать вопрос: как изменилось давление с высотой?

Ответ:

.-На каждые 10 м  давление уменьшается на 1 мм. с высотой.

4. Образование атмосферных осадков.

А.Опыт «образование росы».

Приготовить стеклянные прибирки и нетающий лед (твердая угольная каша). Бросить в пробирки.

Вопросы:

- Почему стеклянные пробирки потускнели, как образуется на стенках водяной пар?

- При каких условиях водяной пар стал превращаться в капельки?

- При каких условиях в природе может образоваться роса?

- В какое время года, в какое время суток, какая погода предшествует образованию росы?

 

Б. Опыт «Образование инея»

В пробирки добавляем несколько кусочков угольной кислоты (2-3) и наблюдаем, что произойдет с капельками росы, когда t понизится, во что превратятся капельки росы, какой вид приобретут стенки пробирки, почему они стали поблескивать, из чего же образуется иней, при каких условиях он возникает.

 

В. Опыт «Образование облаков и дождя»

Стеклянный тонкостенный сосуд высотой 25-30 см прогревают, чтобы его стенки не запотевали во время опыта. На дно сосуда выливают теплую воду 3- 4 см (спирт). Сосуд ставят на треножник. Под треножник спиртовку для подогрева. Сверху сосуд прикрывают чашкой или тарелкой с куском льда. Поджигают спиртовку. Наблюдают, как в верхней части сосуда из видимого пара образуется облако, через некоторое время из облака начинают падать капельки дождя вниз.

Ответить на вопросы:

- Из чего образуется облако?

- Почему оно возникло под тарелкой с куском льда?

- Почему облако стало видимым?

 

Географическая площадка.

Географическая площадка позволяет эффективно вести учебный процесс  преподавателю географии: развивать умение наблюдать в физико-географической среде происходящие явления и процессы, повышать качество наблюдений, благодаря, наличию различных приборов.

Для организации площадки нужен небольшой участок земли 21*12 м. (если на площадке размещается учебный класс).

1. Место для площадки выбирают вдали от построек и высоких деревьев, затрудняющих перемещение воздуха, желательно, чтобы линия горизонта была открыта с юга на север.

2.Поверхность земли должна быть ровной.

3. Весь участок необходимо оградить изгородью, чтобы обеспечить сохранность установленных приборов.

Практическая работа на площадке

1. Ориентирование по компасу

2. Ориентирование по Полярной звезде (в северной части горизонта)

 Созвездия: Лира, Вега, М. Медведица, Б. Медведица, Кассиопея, Возничий.

3. Измерение расстояний (сначала с помощью ростомера, затем столба высотой 10 м.). (Отойти от площадки на 100 м., вытянуть руку с линейкой, скольки делениям  столба соответствует  определяемая высота – 6 делений)

60×1000/ 6 = 10.000 см (100 м)

Расстояние измеряются с помощью линейки, шага, рулетки.

 Изображают направление на чертеже С-Ю, З-В.

4. Осенняя экскурсия

1) упражнение в ориентировании;

2) познакомиться с наиболее характерными формами земной поверхности;

3) с помощью нивелира определить, в какую сторону понижается местность, определить высоту берега реки;

4) у одиночного холма определить вершину, склон, подошву;

5) в каком направлении течет река ( осмотреть: пойму, русло, террассу, речную долину, исток, устье);

6) взять образцы почвы у источника.

6. Съемка плана местности (ориентировщик, визировщик, съемщик, мерщик)

На географической площадке можно использовать солнечные часы, вертикальный угломер.

Когда конец тени от заостренного конца, коснется цифра 12 ,наступает солнечный полдень. Высчитав разницу в показании часов по местному времени можно определить географическую долготу.

 

 

Работа с вертикальным угломером (по определению широты места).

 

Литература:

1. Бекетова С.И., Губеева С.К. Современная школьная географическая площадка. Учебно-методическое пособие. – Казань: 2012г. -36с.

2. Географический комплекс средней школы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. – 143с.

3. Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 1966. – 390с.

4. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению. – Смоленск, 2000. - 224с.

5. Сухорукова А.В. Работа на географической площадке. М.: Просвещение, 1970. – 152с.

6. httр//sрacegubkin.narod.ru>geoglonass

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.019 с.)