Практические работы и методика их проведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические работы и методика их проведения



      Формирование практических умений и навыков учащихся в процессе обучения географии происходит при выполнении практических работ.

 Практическая работа - это деятельность, направленная на углубление применения, развития теоретических знаний в комплексе с формированием необходимых для этого умений и навыков (самостоятельное использование карт, учебника, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов). Практическая работа  подготавливает к выполнению самостоятельных работ творческого характера. Практическая работа может быть тренировочной, закрепляющей знания и умения и итоговой на более высоком уровне самостоятельности. Наблюдение за деятельностью учащихся позволяет определить учащихся, которые нуждаются в дополнительном времени на обучение умениям, позволяет выявить наиболее сложные умения, выявить глубину понимания теоритических знаний.

 Различаясь по характеру обучения (практика) и форме деятельности (самостоятельное получение новых знаний и умений) практические и самостоятельные работы взаимодополняют друг друга. Самостоятельная работа может носить характер практической деятельности с картой, а практическая заканчивается получением нового результата. Практические и самостоятельные работы тесно связаны друг с другом и составляют основу практических методов обучения. Практические работы предшествуют самостоятельным работам. Сначала учащиеся должны овладеть некоторой суммой теоретических знаний, приемами учебной работы, простыми умениями и навыками, а затем использовать их для проведения самостоятельного исследования.

      Главной целью итоговых практических работ является формирование и закрепление, проверка уровня усвоения умений, необходимых для выполнения самостоятельных работ творческого характера. Предусмотрены тренировочные практические работы с целью подготовки к более сложным итоговым.

Каждый отдельный блок (система) географических знаний (климатических, геолого-геоморфологических, гидрологических должны включать тренировочные, итоговые практические работы), причем они должны усложняться от одного курса к другому. Вызывают затруднения задания на применение знаний в новой ситуации, самостоятельное изучение территорий по карте.

       Необходимо усилить внимание к практическим методам за счет повышения уровня самостоятельной познавательной деятельности.

 Часть практических работ выполняются достаточно просто и не требуют подробного разбора технологии их выполнения, например, нанесение основных форм рельефа на контурной карте, определение географических координат. Другие работы более сложные, требуют применения различных знаний, умений, например, определение поясного времени, коэффициента  увлажнения, характеристики ТПК.

 Практические работы по использованию учащимися новых знаний и умений требуют обязательного выполнения тренировочных работ. Выполнение итоговых после того, как учащиеся овладеют необходимыми приемами, последовательностью действий, работая с картой, диаграммой, статистической таблицей. Например, приступать к работе по определению коэффициента увлажнения можно после того, как учащиеся узнают, как определить испаряемость, годовое количество осадков, как рассчитывать коэффициент.

 Практические работы представляют усложняющуюся систему. В 6 классе используется карта полушарий и физическая карта России. В 7-8 классе учащиеся овладевают умениями комплексного использования различных тематических карт атласа, их сопоставления, анализа. В 9-10 классе формируются умения анализировать экономические карты, статистические таблицы. Уровень самостоятельности увеличивается от класса к классу по мере расширения и углубления основных умений и навыков.

Средства обучения, дополнительная литература, другие источники знаний подбираются учителем в зависимости от целей практических работ, содержания, применяемых приемов и методов, уровня знаний класса. Уровень самостоятельности учащихся при выполнении итоговых практических работ может служить определенным критерием качества работы учителя. Учитель сам продумывает систему предшествующих тренировочных заданий, упражнений к  итоговым работам, которые требуют такой подготовки. После качественной подготовки и проведения итоговой практической работы может быть проведена самостоятельная работа творческого характера.

Методика проведения практической работы.

1. Определение содержания программных практических работ.

2. Определение цели проведения практической работы (какие знания, приемы учебной работы, умения формируются).

3. Определить, на каком уроке, и в какой его части проводится практическая работа.

4. Определить форму выполнения и фиксации практического задания.

5. Отобрать необходимые средства обучения.

6. Сформулировать задания для учащихся.

7. Составить инструкцию для учащихся.

8. Составить текст ожидаемого ответа.

9. Разработать эталон ответа и критерии оценки для итоговой практической работы.

Те матика практически работ для 6 класса (количество 14).

1. Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов.

2. Изучение форм поверхности, характера и залегания пород, знакомление с водами их охраной.

3. Ориентирование на местности.

4. Глазомерная съемка.

5. Определение по карте положения и высоты гор и равнин, географических координат и высоты отдельных точек.

Практические работы для 7 класса (количество 12).

1. Определение географических координат крайних точек Африки, обозначение  на контурной карте названий изучаемых в теме географических объектов.

2. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, отражение результатов в таблице.

3. Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из названных в программе стран материка.

4. Определение типов климата в Евразии по климатическим диаграммам.

5. Составление характеристики одной из рек материка по плану.

Практические работы для 8 класса (количество 8).

1. Определение по физической карте России географических координат, крайних точек, границ России, нанесение их на контурной карте.

2. Решение задач на определение поясного времени.

3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа по тектонической и физическим картам на примере конкретных территорий.

4. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока, падения реки, возможностей хозяйственного использования.

Практические работы в 9 классе (12+7).

1. Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения России.

2. Характеристика одного из регионов добычи нефти, газа, угля по картам и статистическим материалам.

3. Составление типовой схемы АПК.

4. Составление типового плана экономической географической характеристики района.

5. Составление экономико- географической характеристики промышленного узла.

Практические работы по географии Республики Татарстан.

1. Определение по картам географического положения РТ.

2. Определение по картам плотности и особенностей размещения населения.

3. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

4. Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства.

5. Составление экономико-географической характеристики Нижнекамского ТПК, промышленных узлов.

6. Характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы.

7. Составление картосхемы внешних экономических связей.

Практические работы в 10 классе.

1. Характеристика политико-географического положения страны (по выбору).

2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.

3. Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности мира.

4. Составление экономико-географической характеристики стран по выбору.

5. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран.

Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения географии.

     Самостоятельность проявляется у учащихся в процессе обучения, прежде всего, в умении самостоятельно приобретать новые знания и применять их на практике.

 Самостоятельная работ -это деятельность, требующая умственного напряжения. Применятся на всех этапах урока.

 Признаки самостоятельной работы:

-наличие задания учителя;

-наличие времени на его выполнение;

-наличие результатов в виде ответа;

-необходимость умственной работы.

     На протяжении всего курса географии учащиеся выполняют различные самостоятельные работы. Чтобы определить географическое положение объекта, учащиеся должны уметь ориентироваться по карте. Для развития правильной ориентировки по карте и закрепления знаний географической номенклатуры учащимся даются упражнения по нанесению объектов на контурной карте.

 Проводимые в связи с усвоением общих понятий самостоятельные работы имеют цель закрепить знания основных признаков явлений, правильно применить терминологию и закономерности в конкретных случаях. Например, в учебнике 6 класса на рисунке возвышенности предлагается показать относительную высоту. Зная, определение относительной высоты и понимая, ее отличие от абсолютной высоты, учащиеся могут показать ее на данном конкретном примере.

 В формировании системы общих понятий большую роль играют сравнения единичных понятий по сходству. В процессе сравнения образуются типы географических явлений, объектов (типы рек, озер). Такая технология создается на основе выполнения самостоятельных работ на сравнение по сходству.

 Задания необходимо усложнить (например, определить черты сходства реки Сены и реки Рейна, затем установить тип реки по климатическому признаку, например, какие типы рек по режиму можно выделить в Европе).

 Усложнение должно происходить путем перехода от простого установления сходных признаков к выявлению причин сходства, т.е. связей и зависимостей (черты сходства Янцзы и Хуанхэ).

 Другой путь формирования системы общих понятий - это усвоение содержания характеристик географических объектов и территорий. Учащиеся постепенно переходят от характеристики по плану отдельных объектов (дать характеристику по плану гор Альп) к характеристике элементов природы, например, дать характеристику по плану рельефа Восточной Европы, а затем к характеристике природных областей, стран, регионов, например, дать характеристику по плану природы Центральной Азии или п-ва Индостан.

 Самостоятельная работа на сравнение сочетается с работами по отличию.От заданий на сравнение объектов и территорий по отдельным признакам, например: чем отличается режим осадков в Западной Европе и Восточной Европе? Далее переходят к сравнению по комплексу признаков, например: в чем отличие Гималаев от Альп? Чем отличается сельское хозяйство в восточной и западной Индии? А затем сравниваются территории стран, районов. В чем отличие пустынь Сахары и Гоби? Сравнение усложняется путем введения в задание более сложных связей и зависимостей.

 Используются работы по графическому изображению связей и зависимостей. Таковы работы по составлению схем использования сырья, производственных процессов, межотраслевых производственных связей стран, регионов. Усложнение самостоятельной работы заключается в увеличении числа входящих в схему элементов и в переходе от создания схемы на основе текста к графическому выражению своих линий.

 Самостоятельная работа с картами проводится постоянно. Сначала с физической, экономической картами, тематическими, затем переходит к этапу наложения карт (от упражнений простейших измерений, чтению условных знаков учащиеся переходят к характеристике по картам отдельных элементов природы, населения, хозяйства, а затем к характеристике географических объектов в целом и территорий).

 Наряду с умением читать карты учащиеся приобретают умения отображать географические явления на карте, составлять картосхемы.

 Самостоятельные работы со статистическими материалами в старших классах начинаются с выполнения заданий по выбору из статистических таблиц определенных показателей, затем вводятся работы по анализу таблиц (в каких станах население растет быстрее?), усложним задание (привести показатели, характеризующие экономику страны). Овладев умением анализировать статистические таблицы, учащиеся переходят к составлению по статистическим данным графиков, диаграмм.

 Самостоятельные работы на местности - работы по измерению, ориентированию, по наблюдению за погодой, высоты стояния Солнца над горизонтом, сбор коллекций горных пород, определение широты, глубины, скорости течения реки, характеристика населенного пункта.

 Самостоятельные работы топографического характера - глазомерная съемка, определение высоты холма с помощью нивелира.

 Самостоятельные работы, связанные с пониманием современных событий – анализ газет, телевидение, интернета, радио. Учащиеся составляют доклады, делают сообщения.

 Самостоятельные работы могут быть синтетического характера, например, работа по сравнению 2-х стран одновременно, со статистическим материалом.

 

Виды самостоятельных работ (по Хайруллиной Н.М.)

1. С точки зрения логического мышления:

-на сравнение по сходству и отличию;

-на анализ;

-на раскрытие причинно-следственных связей;

-на классификацию.

2. По дидактическим целям.

3. По степени самостоятельности.

4. По компонентам знаний

5. По источникам знаний.

Литература:

1. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии СССР. М.: Просвещение, 1990. – 92с.

2. Кабанова-Меллер Е.Н. «Учебные навыки и умственное развитие учащихся», «География в школе», 1974, №3

3. Коринская В.А. Самостоятельные работы по географии материков. – М.: Просвещение, 1983. – 128с.

4. Малыгин Д.П. Практические работы с картой и наглядными пособиями. М.: Просвещение, 1965.

5. Махов С.И. Методика формирования экологических понятий при изучении курса «География России» // География в школе. – 1988. - №3. -75-77.

6. Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии. М.: Дрофа, 1997.

7. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии (6-10 классы): Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1991. – 128с.

8. Финаров Д.П. Прогнозирование и оценка экологических последствий антропогенного воздействия // География в школе. -2003. -№3 С. 54-56.

9. Хайруллина Н.М. Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения географии»: Методические указания. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. - 64с.

10. Щенев В.А. «Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии», М., Просвещение, 1979.

 

ЛЕКЦИЯ №10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.24.82 (0.052 с.)