Географическая карта и методика работы с ней. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Географическая карта и методика работы с ней.



План:

Введение

Классификация учебных карт.

Содержание картографических знаний в школьной географии.

Формирование умений работы с картами.

Введение

       Среди средств обучения географии ведущее место принадлежит географической карте. Карта позволяет ориентироваться в пространстве, извлекать разнообразную информацию. В школьной географии существуют только учебные карты, к которым предъявляются определенные требования: генерализация, информационная емкость изображаемого материала, обозримость, наглядность. По функциональным свойствам карта: объект изучения, источник знаний,  средство наглядности.

Классификация учебных карт.

        Школьные карты делятся в соответствии с учебными целями по способам их применения на настольные и настенные.

Карты классифицируются по территориальному охвату: мировые, океанов и морей, материков, государств, областей, районов; по специализации: общегеографические и специальные.

 Общегеографические карты делятся на крупномасштабные 1:200000, среднемасштабные 1:200000-1:1000000 и мелкомасштабные 1:1000000 и мельче.

 Специальные карты делятся на карты природных явлений (физико-географические) и карты общественных явлений (социально-экономические).

Специальные так же делятся на общие и частные (отраслей).

Общегеографические: карта полушарий, политическая карта мира и отдельных материков, физические карты мира и отдельных материков и их частей,  физическая карта России.

Специальные: климатическая, карта природных зон, карта растительности,  почвенная карта, карта сельского хозяйства, карта населения, карта машиностроения, карта транспорта.

 В преподавании используются типы картографических произведений:

географические глобусы, профили, рельефные карты (объемное изображение),блок-диаграммы (особенности внутреннего строения).

Содержание картографических знаний в школьной географии.

       Необходимо выделить: 1) знание об особенностях карт (карта как объект изучения); 2) знание географического содержания, заложенного в карте, т.е. карта как источник знаний и как средство наглядности.

Обучаемость школьников в работе с картой определяется тремя позициями: понимать, читать, знать карту.

     Понимать карту – значит, усвоить главные свойства карты, знакомство с языком карты, пониманием сущности и свойств географической карты. Понимание карты включает знания геодезической основы (параллели и меридианы), знания математической основы (проекции, масштаб, картографические искажения).

   Читать карту – значит, распознавать географическую действительность по ее изображению на карте.  Простое чтение предполагает грамотное прочтение условных знаков карты. Сложное чтение - установление связей между отображенными на карте явлениями, обобщение сведений, полученных из карты.

   Знать карту - понимать, представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов. Хорошему знанию карты должно предшествовать ее понимание, а затем многократное упражнение в чтение карт.

Требования к учащимся в знание карты и умении ее читать.

1. Знание программной географической номенклатуры.

2. Знание условных знаков карты и понимание ее построения.

 Обучение чтению карты слагается из двух последовательных  стадий:

1)Школьники учатся давать описание объектов и территорий на основе сочетания условных обозначений и надписей.

2)Учащиеся учатся истолковывать карту, и вскрывать взаимосвязи и зависимости,  признаки, которые на карте непосредственно не показаны.

 Например, в отношении пустыни Каракумы: на первой стадии учащиеся должны уметь на основе физической карты охарактеризовать рельеф и отметить слабую гидрографическую сеть.

На второй стадии, школьники должны уметь сделать логические умозаключения: о свойстве озер (соленые, бессточные), о климате (жаркий, сухой), о характере заселения (низкая плотность, размещение вдоль больших рек) и т.д.

       Умение читать карты включает в свой состав: умение читать условные знаки, умение пользоваться картами любой проекции и любого масштаба, различного содержания, умение элементарно разобраться в картографической сетке карты, в масштабе, контурах, надписях, уметь определять географические координаты, расстояния, направления, размеры, формы и положение географических объектов, умение устанавливать взаимосвязи географических объектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.234.234 (0.006 с.)