Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реализация межпредметных связей как условие формирования мировоззрения
В содержании географического образования в процессе обучения физической и экономической географии межпредметные связи выполняют образовательную функцию. Поэтому определяющее при отборе этих связей-это их роль в объяснении существенных черт изучаемых географических объектов и явлений. Анализ текста учебника позволяет выделить 2 подхода к реализации межпредметных связей. Один из них - это такое изложение учебного материала, понимание которого возможно только с опорой на знание по другим учебным предметам. Другой вид- такое изложение, когда авторы аппелируют к знаниям школьников по другим учебным предметам. Так, при изучении солнечной радиации в курсе 8 класса (физическая география России) учащимся предлагается вспомнить о трех видах передачи тепла, с которыми они знакомы по курсу физики: теплопроводность, конвекции, излучения. При изучении физической географии особенно большое значение имеют межпредметные связи с физикой, биологией, химией. Привлечение знаний по этим предметам позволяет раскрыть причины многих физико-географических процессов и явлений и тем самым создается научная база для мировоззренческих выводов и обобщений. Важность связей с курсом физики определяется тем, что ее фундаментальные законы лежат в основе всех естественных наук. Наибольшими возможностями для осуществления МПС обладает курс «Физическая география России» (8 класс). При изучении рельефа геологического строения и полезных ископаемых привлекаются знания по физике о строении вещества, его состояниях, плотности, силе тяжести, силе взаимодействия молекул. На основе этих знаний раскрывается процесс выветривания, объясняется механизм образования платформ и геосинклиналей, тектоническое движение земной коры. Изучение климатических условий опирается на знания по физике о тепловых явлениях: теплопроводности, конвекции, излучении, единицах количества теплоты, удельной теплоемкости и т.д., которые помогают формированию таких понятий, как «солнечная радиация», «воздушная масса», «океанические течения». Для научного объяснения взаимосвязей в ПК и причин образования почв необходимо во всех курсах географии привлекать знания о биологическом круговороте веществ (биология).
Так, в 6 классе при изучении темы «Взаимосвязь компонентов природы» знания по природоведению и ботанике помогают объяснить круговорот веществ между растениями и атмосферой, растениями и поверхностью литосферы, дать элементарные понятия об образовании почв. В курсах географии материков и океанов, физической географии России на основе знаний о биологическом круговороте раскрываются особенности формирования почв в разных природных зонах, например, причины сильного накопления гумуса в степных почвах и наоборот причины бедности латеритных почв питательными веществами, несмотря на, наличие в тропиках большого объема биомассы. Установление межпредметных связей начального курса физической географии и ботаники положительно воздействует на формирование понятия «ПТК» и «растительные сообщества» в изучении растительного мира и почв. Одно из существенных различий состоит в том, что в курсах биологии выясняется, как влияет окружающая среда на строение и жизнедеятельность растений и животных. При изучении географии внимание сосредоточено на объяснении состава и размещения растительного и животного мира в зависимости от физико-географических условий. Повышая научный уровень объяснений, МПС подготавливают базу для мировоззренческого вывода, о материальности изучаемых географических объектов, процессов, явлений, об объективности законов развития географической среды. Благодаря МПС учащиеся узнают, что в основе физико-географических процессов и явлений лежат физические, химические и биологические законы, это способствует формированию идеи о целостности географической среды, о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности, о том, что взаимодействие компонентов географического образования проявляется в обмене веществ и энергии. Межпредметные связи - средство осуществления принципа историзма при изучении географической среды. Историзм присущ диалектико- материалистическому взгляду на мир. Историзм в процессе обучения физической географии достигается путем введения некоторых геологических и палеографических данных в программу и учебники знаний по эволюции растительного и животного мира.
Эти сведения необходимы для объяснения особенностей природных зон отдельных материков, а именно для ответа на вопросы: -Почему растительный и животный мир в зоне влажных экваториальных лесов и саванн при сходных климатических условиях неодинаковы, по своему составу на разных материках? -Почему в составе растительного и животного мира тундры, лесотундры, тайги в Евразии и Северной Америке наблюдается большое сходство, хотя между материками не существует сухопутной связи? -Чем вызвано своеобразие растительного и животного мира Южной Америки и Австралии? Связь с физикой позволяет учащимся глубже понять причины и механизм перехода количественных изменений в качественные. Так, без опоры на знания по физике зависимость климата от географической широты местности может быть раскрыта лишь в словесной форме: широта больше - количество тепла меньше, широта меньше - количества тепла больше. Если привлечь знания по физике о количестве теплоты и единицах ее измерения, эту зависимость можно выразить в килокалориях (на 1 кв.см площади в течение года). Учащимся можно показать, что увеличение суммарной солнечной радиации примерно на 3 ккал см2 в год через каждый градус широты в направлении с севера на юг постепенно приводит к образованию на территории России новых типов климата в том же направлении. При изучении населения в курсах физической географии у учащихся должно быть сформирована мировоззренческая идея о равенстве рас. Необходимы знания по истории древнего мира, о происхождении и расселении первобытных людей, образе жизни и географических условиях и обитания. Связь с химией При изучении темы в 9 классе «Черная металлургия» выплавка чугуна C+O2 CO2; CO2+C - 2CO (угарный газ восстанавливает железо) Fe2O3+3CO 2Fe+3CO2 Чугунный сплав Fe с углеродом (2-4%) В 8 классе тема «Дыхание» (связь с химией: реакция разложения, окислительно - восстановительные процессы, свойства CO2 и O2 с физикой: движение жидкостей и газов, диффузия). При объяснении озоновых дыр (6 класс, 9-10 классы). Зимой над Антарктидой возникает околополюсной вихрь, своеобразная воронка из ветров, всасывающая воздух с обширных территорий. Молекулы фреона под воздействием космических лучей высвобождают Cl, он соединяясь с озоном замораживается при - 900С. Весной солнце разрывает соединение, образуя О2 и Сl. Cl вновь соединяется с молекулой озона, превращая ее в О2, а сам снова освобождается. Один атом Cl может разрушить 100 тыс. молекул озона. За несколько весенних недель исчезает 97% озона. Летом вихрь исчезает, воздух, обедненный О3 распространяется по планете, а в Антарктиду поступает воздух из других мест и озоновая дыра затягивается до весны. В процессе обучения экономической географии особенно большую роль в становлении мировоззрения играют межпредметные связи с историей. Так, например, раскрытие и обоснование идеи «экономическая отсталость развивающихся стран - следствие колониального прошлого и политики неоколониализма» курс экономической географии зарубежных стран обязательно предполагает привлечение знаний по истории (для объяснения таких черт как: низкий доход на душу населения, колониальная структура и размещение хозяйства).
Анализ литературы по экономической географии позволяет выделить следующие основные аспекты историзма, которые должны найти отражение в процессе обучения: 1) Исторические причины и условия, которые проявляются в современной географии населения и хозяйства. 2) Современные тенденции развития населения и хозяйства, темпы роста производства, структурные и территориальные сдвиги. 3) Перспективное развитие. 4) Оценка экономико- географического положения территории, ее природных условий и ресурсов в конкретных исторических, социально-экономических и технико-экономических условий. МПС с историей не исчерпывают всего содержания историзма в обучении экономической географии, но они играют важную роль в его осуществлении, в первую при рассмотрении исторических причин формирования экономической географии стран и регионов. Установление МПС – наиболее эффективный путь для внедрения историзма в обучение, так как появляется возможность объяснить многие особенности хозяйства путем перестройки ранее полученных знаний, не вводя дополнительный учебный материал. Так в курсе экономической географии России сведения об освоении русскими переселенцами Сибири и Дальнего Востока позволяет объяснить причины неравномерности размещения населения на территории России. В характеристике Дальне-Восточного экономического района знания по истории привлекаются с целью объяснить черты «молодости» в хозяйстве Дальнего востока. Объяснить в 10 классе причины, которые способствовали превращению США в мощную державу, установить причины более высокого развития Севера, по сравнению с другими районами страны. С опорой на курс истории раскрываются некоторые причины замедления темпов экономического развития Великобритании в период империализма, особенностей классового состава и структуры занятости населения страны. Обучение географии подводит учащихся к пониманию закона обязательного соответствия производственных отношений уровню развития и характеру производительных сил. Осуществление МПС с историей развивает у учащихся умение раскрывать связь между историческим прошлым страны, района и современной экономической географии. МПС играют большую роль в экономическом образовании учащихся. Проблема рационального использования природных ресурсов, охраны и воспроизводства окружающей среды является междисциплинарной по своей сущности.
МПС позволяют показать, что ведение хозяйства без должного учета взаимосвязей в ПК сопровождается отрицательными последствиями в природе и хозяйстве. Примером может служить распространение процессов вторичного засоления и заболачивания во многих давно орошаемых районах Средней Азии в результате неумеренной ирригации. Такие процессы не только сводят к нулю положительный эффект орошения, но и вообще выводят крупные земельные массивы из сельско - хозяйственного обращения. Чтобы понять причины засоления почв, учащиеся должны привлечь свои знания о растворах, полученных в курсе химии, движении жидкости по капилярам из курса физики. Мероприятия по расслаблению старых солончаков также основаны на физико-химических процессах. Для рассоления почвы солончаки заливают водой на несколько месяцев. Вода растворяет соли и просачивается вниз, уносит их в более глубокие слои. Промывание почвы практикуют в зимние и осенние месяцы, когда восходящее движение почвенных растворов уменьшается. Необходимо целенаправленно и систематически обучать школьников установлению межпредметных связей, используя с этой целью задания для самостоятельных работ. Эти задания можно объединить в 3 группы: 1. Задания, направленные на раскрытие МПС, необходимых для объяснения тех или иных процессов. -Какие причины, помимо суровых природных условий определили уменьшение плотности населения с запада на восток в России? -Объясните, какую роль играет растительность в регулировании поверхностного стока. -Почему Байкал замерзает поздно-в январе, хотя летом вода в нем не прогревается выше +100? -Влажные экваториальные леса – самое продуктивное растительное сообщество на Земле. Однако красные латеритные почвы, на которых они растут, бедны минеральными веществами. Объясните это противоречие. 2. Обобщающие вопросы и задания, которые требуют обосновать мировоззренческую идею. -Используя знания по биологии, докажите, что почвы и растительность находятся в постоянном изменении и развитии во времени. -На примере ПТК покажите, что все процессы и явления в природе находятся в тесной связи и взаимообусловленности (химия, физика, биология). -Докажите, что в основе многих географических явлений лежат законы физики, химии, биологии. 3. Задания на осуществление МПС в целях объяснения фактов и явлений современной политико - экономической жизни (история и экономическая география).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.76.153 (0.023 с.) |