Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия, политика, мораль, искусство

Поиск

 

В XVIII веке Иммануилом Кантом были предложены четыре вопроса, на которые должна ответить философия: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что такое человек?». Рано или поздно не только всякий философ, задавшийся целью построить непротиворечивую и полную систему идей, объясняющих мир и положение человека в нем, но и каждый из нас должен прийти к ответу на эти вопросы. Несмотря на то, что в современной философии существуют специальные дисциплины, в рамках которых осуществляется поиск подобных ответов и обобщение опыта предшествующих исследований, для любого человека, как замечательно сказал Карл Ясперс, «философия всегда начинается с самого начала», и помимо строгих и выверенных систем в обществе всегда присутствует множество воззрений на явления природы и социальную реальность. Это множество воззрений, выраженное в языке, социальных нормах, творениях культуры, принято называть общественным сознанием, одной из форм которого, наряду с политикой, правом, моралью, религией и искусством, является философия.

Важно помнить, что одной из основных задач философии является формирование целостной картины мира, в которой определенное место отведено и человеку. Будучи положена в основание мировоззрения, философия служит поиску смысла жизни, обретению устойчивых жизненных ориентиров. В отличие от религии, мифологии или искусства, философия стремится к рациональному, т.е. основанному на разуме, логических законах, объяснению реальности. Поэтому философия как форма общественного сознания не только обобщает интеллектуальные достижения других форм, сводя их в некое целостное единство, но нередко и вступает с ними в противоречие.

Задавая вопрос о смысле жизни, а тем более давая на него ответ, философия неминуемо входит в «сферу ответственности» религии. Обе эти формы мировоззрения равно искренне стремятся определить место человека в мире, им равно свойственно трансцендирование – т.е. прорыв за границы разумного и опытного, или, как сказал бы Мартин Хайдеггер, «заглядывание за край сущего», выход к бытию. Объединяет философию и религию также и умение видеть «истинное и мнимое» в бытии – различение, обозначенное еще античными философами. У Парменида «бытие по истине» неподвижно, тогда как нам кажется, что все изменчиво и находится в движении. Мир эйдосов-идей Платона идеален и вечен, тогда как земной, зримый мир временен и зыбок, как и люди, его созерцающие. У некоторых христианских мыслителей земная жизнь сравнивается с ночью, проведенной в гостинице: то, что нам кажется устойчивым и долговечным, есть лишь временный приют перед дорогой к истинному дому – небесному царству.

Среди учителей церкви можно найти как обличителей, так и защитников философии. Первые критиковали ее за привязанность к миру, «гордость», заключающуюся в первую очередь в высокой оценке познавательного потенциала человека, своеволие в отношении религиозных канонов и священных текстов. Вторые видели те возможности, что открывает перед богословием обращение к философскому наследию, и с гордостью, подобно Иустину-Мученику, носили прозвание философа. Нельзя, впрочем, забывать и о том, что адаптация философских идей и методов для разработки богословских теорий зачастую влекла за собой умаление роли философии, сведение ее, по знаменитому выражению Фомы Аквинского, к положению «служанки теологии». Среди философов также встречались как те, кто, будучи верующим человеком, использовал философские идеи для построения целостной религиозно-философской системы: это Б. Паскаль и Н. Бердяев, А. Августин и Э. Жильсон, так и мыслители, работавшие в рамках философии религии, т.е. делавшие религию предметом философского исследования: Э. Коллинз, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель.

Оставляя в стороне разногласия отдельных философов и теологов, стоит отметить, что философия, в отличие от религии, является скорее не массовой, а элитарной формой общественного сознания. Она не требует беспрекословной веры в некие основополагающие догматы, демонстрируя пытливому уму калейдоскоп различных теорий. Именно в этом, по мнению отечественного философа А. Л. Никифорова, заключается истинная ценность и «ненаучность» философии: она справляется со своей задачей тогда, когда для всякого ищущего представляет на выбор многообразие имеющихся концепций, не стремясь избрать из их числа единственно верную.

Весьма непросто развивались взаимоотношения философии и с другой формой общественного сознания – политикой. Политика сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами. В основе политики лежит проблема государственной власти, ее завоевания и удержания. Первым эпизодом столкновения между собой этих двух форм общественного сознания можно считать казнь Сократа, ставшую поворотным пунктом в истории политической мысли. Будучи осужден «за введение новых божеств» и смущение умов молодежи, угрожающее подорвать полисное устройство, Сократ даже перед казнью в беседе с друзьями высоко оценивал риторику – искусство убеждения, в том числе и в политических прениях, – хотя сам и не смог убедить судей в своей невиновности. Его ученик Платон сделал из произошедшей несправедливости «анти-Сократовский» вывод: истина и мнение – не одно и то же, более того, они противостоят друг другу, и попытка философа убедить толпу на рыночной площади в своей правоте – лишь насмешка над его истинным призванием. Философ не может встроиться в существующую политическую систему. И для Платона это означает, что ее следует изменить. Государством должны управлять мудрецы.

Однако результатом столкновения философии и политики стало не только возвышение «истины» над «мнением». Политика стала предметом философского постижения – «высшим из искусств», как называл ее Аристотель, и также высшей формой коллективного бытия человека, который, в сущности, есть не что иное как «политическое животное». Осмыслением политических процессов, постижением оснований, границ и возможностей политики занимается особый раздел философского знания – политическая философия. И хотя эта дисциплина обособилась сравнительно поздно, лишь в XIX веке, уже у античных мыслителей мы находим и стройные системы справедливого государственного устройства, и рассуждения о природе и границах политической власти, и попытки сформулировать основные принципы политической деятельности. До Нового времени – эпохи появления либерализма – было написано множество философских произведений, в которых эти принципы формулировались на основании различных исходных посылок. К числу влиятельных представителей политической философии этого периода стоит отнести Августина («О граде божьем», 413–426), Фому Аквинского («О правлении государей», 1265), Данте Алигьери («О монархии», 1310), Марсилия Падуанского («Защитник мира», после 1342), К. Салютати («О тиране», 1400), М. Пальмиери («О гражданской жизни», 1430), Н. Макиавелли («Государь», 1513), М. Лютера («О светской власти», 1523), Ж. Бодена («Шесть книг о республике», 1576–78), Ф. Гвиччардини («Рассуждения об устройстве Флорентийской республики», 1521–25) и др.

Политические деятели нуждаются в философии как одном из средств для создания целостной системы воззрений, мнений, идей и суждений о социальной реальности – идеологии, которую могли бы поставить себе на службу как мощный инструмент влияния на поведение людей, а также оправдания собственных притязаний на власть. Яркой иллюстрацией роли философии в формировании и развитии идеологии служит марксизм, политическое, социальное и экономическое учение которого на протяжении более чем 70 лет господствовало в нашей стране. Трудно переоценить значение политической философии в создании и других видов идеологии: консерватизма (Э. Берк, С. Колридж, У. Вордсворт, Ф. Новалис), социализма (А. К. де Сен-Симон, Ф. М. Ш. Фурье, Р. Оуэн), анархизма (М. Штирнер, П. Ж. Прудон, М. А. Бакунин) и т.д., а также ставшего наиболее распространенным в современном мире либерализма (Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Ф. Вольтер и многие другие). Именно философами в XVII – XVIII веках были сформулированы те требования к государственному устройству, к которым сейчас обращаются в своих речах политики: требование равенства всех граждан перед законом, признания неотчуждаемых прав личности, ограничения вмешательства государства в экономику, разделения ветвей власти. С другой стороны, и философия нуждается в благосклонности политиков: философам нужна свобода слова и совести, возможность исследовать политические и социальные процессы, а также доносить свою оценку до тех, кто способен не только объяснить, но и изменить мир.

Нетрудно заметить, что, занимаясь поиском ответа на вечный вопрос о смысле жизни и месте человека в мироздании, философия, как, впрочем, и религия, должна заниматься и проблемой нравственности, определением моральных ориентиров, критериев различения добра и зла. Связь философии и морали оформлена также и дисциплинарно в рамках такого раздела философского знания как этика, часто называемая также «практической философией». Имея предметом своего изучения мораль, т.е. сферу высших ценностей и должествования, этика всегда была наукой теоретической и практической. Еще Аристотель, в трудах которого впервые встречается этот термин, разделял этическую теорию, этическую практику и этические книги, – и серьезность философского вопрошания о нравственности. Последнее опирается в первую очередь не на отвлеченное созерцание, но на необходимость иметь прочный фундамент для познавательной или преобразующей мир деятельности. В качестве такого фундамента выступает система моральных ценностей – императивов, следование которым основывается на понятиях долга, совести, а также обоюдности моральных отношений. Иммануил Кант выделил среди этих императивов один, представляющий собой высший принцип нравственности – знаменитый категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».

Помимо ответа на второй философский вопрос Канта: «что я должен делать?» – система морали имеет дело с категориями добродетели и порока, свободой воли, нормами и санкциями. В некоторых философских концепциях различаются понятия «мораль» и «нравственность»: если первое относится к общим критериям различения хорошего и плохого в социуме, то нравственность является интериоризированной, т.е. внутренней, принятой человеком стороной морали. Как критерии нравственности, так и обоснование ее важности основывались по-разному на протяжении истории развития этики. Существовали как концепции, основывавшие требование соблюдения моральных норм на религиозных предписаниях, принципах рациональности или потребности сосуществования с другими людьми, так и скептические или даже нигилистические, утверждавшие право человека на переоценку устоявшихся взглядов.   Философия может быть аморальной, бросая вызов устоявшимся взглядам на добро и зло. Свои знаменитые слова «Бог умер» Ницше сказал не о личностном Боге христианской традиции, но о той системе ценностей, что была основана в Европе на религиозном фундаменте, и в которой не было места для идеи о сверхчеловеке.

Взаимоотношение философии и другой формы общественного сознания – искусства имеет длинную историю. Как и мораль, искусство очень рано стало предметом философского исследования, причем влияние этих двух форм общественного сознания с самого начала было обоюдным. Философов всегда интересовали природа искусства, его значение как вида духовного освоения действительности. Искусство же оставалось открытым для влияния философских идей, так что в творчестве некоторых литераторов, к примеру, Ф. Кафки или Ф. М. Достоевского, иногда сложно провести четкую грань между философией и литературой.

Изучением сущности и форм прекрасного, искусства как особой формы общественного сознания занимается эстетика, сравнительно поздно обретшая статус самостоятельной философской дисциплины. Сам этот термин был введен в XVIII веке А. Баумгартеном и первоначально относился к постижению способностей чувственного познания вообще, в том числе и через искусство, но со временем его значение было сужено. В истории философии до XIX веке есть два основных воззрения на отношение философии и искусства. Первое – рационалистическое – ставит выше философию: к примеру, у Гегеля искусство является лишь одной из стадий развертывания Абсолютного Духа, тогда как философия – это форма его высшего самопознания. Противоположное воззрение может быть названо романтическим, поскольку именно в эпоху романтизма (конец XVIII – начало XIX века) оно достигло максимального распространения. Романтики: Шеллинг, Шлейермахер, Новалис, – понимали природу как находящееся в процессе становления символическое произведение искусства, стирая тем самым грань между искусством как таковым, религией и философией, и полагая, что именно в эстетическом созерцании наиболее полно выражаются сокровенные основы бытия. Иррациональность, интуитивность искусства была для романтиков залогом его преимущества перед наукообразной философией эпохи Просвещения.

В XIX веке происходит переоценка взаимоотношений философии и искусства: Ф. Ницше провозглашает наступление «эстетического века» – века, в который философия, утратив опору на традиционную систему ценностей, способна оправдать существование мира лишь на эстетических основаниях, и когда лишь эстетическое чувство может сохранить позитивность и жизненность в ситуации «смерти бога» старой культуры. Философии жизни в этом отношении близок и экзистенциализм, также утверждающий ненаучность философии, ее значимость именно как «искусства познания» (Н.А. Бердяев), подчеркивавший роль одаренного творца в философском поиске. Для XX века характерно дальнейшее сближение философии с искусством, рост синкретизма (сочетания разнородных начал) в культуре. Искусство все чаще понимается как игра, провокация, метафора, но не рациональное постижение реальности – такой взгляд наиболее характерен для философии постмодернизма (Ж. Деррида, Ж. Делез, М. Фуко и др.). Афоризм, метафора, нарратив окончательно стали частью философии и приемами философствования, тогда как художественная литература все чаще выступает в роли своеобразного «полигона» для испытания новых философских идей.

 

Философия и философские дисциплины

(логика, философия науки, этика, эстетика, социально-политическая философия, философия права)

 

Как «любовь к мудрости», поиск истинного знания, занятия философией предполагают широту кругозора, многообразие интересов, междисциплинарный характер исследований. Действительно, в большинстве своем великие мыслители живо интересовались, по меткому выражению В. Дильтея, и «царством природы», и «царством духа»: первый философ Фалес был астрономом, Аристотель создал энциклопедически обширное описание всех известных ему наук. Спиноза был оптиком, Декарт и Лейбниц – математиками, математиком и логиком был Бертран Рассел, и таких примеров можно найти еще множество. Не случайно философия на протяжении значительной части своей истории была натурфилософией – «философией природы», т.е. наукой обо всем, что есть в мире – мире зримом и невидимом. Однако общая для всех естественных и гуманитарных наук тенденция к специализации, обособлению отдельных проблемных областей не обошла стороной и философию. Ныне, зайдя на философский факультет любого крупного университета, посетитель видит перед собой целый перечень самостоятельных кафедр, каждая из которых занимается определенным кругом вопросов. Иногда может показаться, что в современной философии уже не осталось философов как таковых – неких «перипатетиков», обсуждавших некогда вопросы на прогулках с Аристотелем, – но есть лишь историки зарубежной и русской философии, логики, религиоведы и т. п. Однако это впечатление обманчиво. Различение философских дисциплин призвано облегчить систематизацию и осмысление огромного многообразия философских концепций, отнюдь не подменяя собой «философствования» как такового, и, несмотря на многообразие разделов в современной философии, все они, как и два с половиной тысячелетия тому назад, органически связаны в «любви к мудрости». Как уже отмечалось выше, философия – это одна из форм общественного сознания, активно взаимодействующая с другими формами, и значительная часть работ в ней имеет междисциплинарный характер. Во многом именно этой междисциплинарностью обусловлено существование многих философских дисциплин.

В числе основных разделов философского знания можно назвать следующие: онтология, гносеология и философия сознания, философская антропология, социально-политическая философия, о которых речь шла выше. Кроме того, в структуру философии входит множество других философских дисциплин – логика, философия науки, этика, эстетика, философия права, философия религии и др.

Логика – философская дисциплина, занимающаяся законами, формами и приемами интеллектуальной познавательной деятельности. Поскольку наше мышление всегда осуществляется в языковой форме, объектом логических исследований являются языковые конструкции, выполнение ими познавательных функций. Этот раздел философского знания развивается и в древней Греции, и на древнем Востоке: в Китае (моизм) и Индии (школа ньяя), – не в последнюю очередь благодаря потребности в совершенствовании навыков публичных выступлений (риторика) и дискуссий (диалектика). Софисты, учившие искусству спора, часто прибегали к недобросовестным полемическим приемам, обращая в свою пользу логические ошибки, которые их оппоненты зачастую замечали, но не могли объяснить и исправить. Основателем логики как науки является Аристотель, создавший первую логическую теорию и сформулировавший в «Метафизике» три логических закона: закон тождества («невозможно ничего мыслить, если не мыслить [каждый раз] что-нибудь одно»), закон запрещения противоречия («невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле») и закон исключенного третьего («не может быть ничего посредине между двумя противоречащими [друг другу] суждениями, но об одном [субъекте] всякий отдельный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать»). Позднее к этим трем законам был добавлен четвертый – достаточного основания (всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным, т.е. должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным).

 В настоящее время логика – многоплановая и разветвленная наука, в которой существует три основных раздела: теория рассуждений (дедуктивных и правдоподобных), металогика (в ней исследуются способы построения различных логических теорий и их свойства) и методология, – а также различается значительное число видов: силлогистика, логика высказываний и логика предикатов, модальная, неформальная, математическая, символическая, диалектическая и др. В XX веке появляются также так называемые неклассические логики, значительно отличающиеся от предшествовавших логических систем вариациями в законах и правилах, благодаря которым становится возможным создание новых моделей логической истины. Примеры неклассических логик, отрицающих третий логический закон – «нечеткая» логика (fuzzy logic) и интуиционистское исчисление высказываний, отражающее характерные для интуиционизма (рассмотрение математических суждений с позиций интуитивной убедительности) способы рассуждения.

Философия науки – это, пожалуй, не менее близкая к научному взгляду на мир, чем логика, философская дисциплина. Предмет ее изучения – наука как гносеологический и социокультурный феномен – интересовал ещё Платона и Аристотеля. Однако лишь ко времени расцвета науки в Новое время этот раздел философского знания, будучи тесно связан с теорией познания, становится важнейшей областью философского исследования, сохраняя свое значение и впоследствии и оставаясь одной из самых технически сложных и близких к междисциплинарности философских дисциплин. Над вопросами отношения науки и философии, научной методологии работали такие мыслители как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Дидро, И. Кант, Г. Гегель. В качестве особого философского направления философия науки формируется в трудах позитивистов: О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера, поставивших перед собой задачу разработать некий методологический идеал, к которому можно было бы привести научно-познавательную деятельность. Их учение было воспринято и дополнено представителями нео- и постпозитивизма – философских течений, в рамках которых, как и в рамках неорационализма и критического рационализма, философия науки выступила не только в роли философской дисциплины, но фактически исчерпывает своей проблематикой содержание этих философских концепций. В марксизме, феноменологии, неотомизме, экзистенциализме и др. направлениях современной философии рассмотрение науки не является главной задачей, будучи встроено в более общий философский контекст. Основные проблемы философии науки – поиск критериев объективности знания, закономерностей исторического развития науки и возможности его реконструкции, степени и характера влияния на науку социальных и культурных детерминант познания.

В числе важнейших для повседневного существования человека философских дисциплин можно смело назвать этику и эстетику. Нетрудно заметить, что, занимаясь поиском ответа на вечный вопрос о смысле жизни и месте человека в мироздании, философия, как, впрочем, и религия, должна заниматься и проблемой нравственности, определением моральных ориентиров, критериев различения добра и зла. Связь философии и морали дисциплинарно оформлена в рамках такого раздела философского знания, как этика. Помимо второго кантовского вопроса – «что я должен делать?» – система морали имеет дело с категориями добродетели и порока, свободой воли, нормами и нравственными санкциями. Этику иногда именуют также «практической философией», поскольку она, как наука о морали (нравственности), призвана дать человеку ориентиры повседневной деятельности и нормы общежития – сосуществования с другими людьми.

Разными вариантами ответа на этические вопросы были учение гедонистов, превозносивших удовольствия материального мира, знаменитое «золотое правило нравственности», призывающее «относиться к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Другие ответы мы находим в учениях стоиков об апатии – бесстрастии или в учении Августина о постижении божественного порядка в мироздании и исполнении христианских заповедей, в идее «следования за геометрией и физикой», к которому призывал Гоббс или в марксистском проекте трансформации общественной жизни на новых справедливых началах.

Этика нуждается в понятии ценности – того, к чему должно стремиться и что должно беречь как обладающее положительным значением и функцией. Ключевые категории аксиологии – категории добра и зла, их различение происходит не логико-дедуктивно, поскольку каждый человек вкладывает в них нечто свое, но интуитивно, эмоционально.

Помимо специальной теории ценностей, создаваемой мыслителями в рамках аксиологии, мы вырабатываем свою систему витальных (т.е. таких, от которых зависят жизнь, безопасность, здоровье), этических, эстетических, политических, социальных и религиозных ценностей, на которой основывается наша мировоззренческая позиция. Эта система ценностей оказывает непосредственное влияние не только на наше поведение, определяя моральные нормы, допустимое, желательное и запретное в повседневной деятельности, но и на эстетическое видение мира, нашу политическую позицию и положение в обществе.

 Философская разработка вопросов в этих областях, разрешаемых нами зачастую лишь интуитивно, осуществляется в рамках таких дисциплин, как эстетика (учение о сущности и формах прекрасного, искусстве как особой форме общественного сознания), политическая философия (философское исследование природы государства и власти, прав и обязанностей человека как гражданина), социальная философия (область философии, анализирующая общество, историю и человека как субъекта деятельности и социокультурных взаимодействий) и философия права. Философия права – дисциплина, исследующая онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы права как особого духовного явления и специфической формы общественных отношений.

 

Контрольные вопросы

1. Где и когда возникает философия? Признаки философского знания.

2. Философия и мифология: связь, отличия.

3.. Является ли философия наукой?

4. Какова роль философии в формировании мировоззрения?

5. Основные функции философии.

6. Как связана философия с другими формами общественного сознания?

7. Структура философии: философия и философские дисциплины.

 

Литература

Артемьева Т.В., Микешин М.И. Философия как судьба // Вопросыфилософии. 2000. № 2.

История философии: Запад – Россия – Восток (книга первая: Философия древности и средневековья). М., 1995. 336 с.

Клишина С.А. Философия науки. Наука и ценности. М., 2004, 124 с.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992, 416 с.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб., 1995. 880 с.

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские науки. 1989. № 6.

Губин В. Д. Философия. М., 2013, 342 с.

Голубинцев В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д. 2010.

Новая философская энциклопедия. М., 2010. Статьи: философия, мировоззрение, наука, религия, мораль, миф.

Яскевич Я.С., Вязовкин В.С., Гафаров Х.С. Основы философии. Минск, 2008. 267 с.

 

Глава 2. Античная философия

 

Поиски первоначал бытия в греческой натурфилософии. Проблема единого и многого. Милетская школа. Пифагор и философия числа. Элейская школа Ксенофана и Парменида. Тождество бытия и мышления. Аргументы Зенона против движения.

Софисты. Протагор и его учение о роли чувственного познания. Сократ. Философия как образ жизни. Особенности сократического диалога. Рационализм Сократа.

Атомы и пустота как первоначала бытия у Демокрита.

Учение Платона о бестелесных «видах» («идеях») как учение объективного идеализма. «Бытие» («идеи»), «небытие» («материя») и мир чувственных вещей. Учение Платона о знании и государстве. Аристотель: критика платоновской теории «идей». Форма и материя. Учение о четырех причинах (началах). Натурфилософия Аристотеля, его физика и космология. Учение о физических элементах и его связь с космологией. Геоцентрическая система. Телеологизм. Логика Аристотеля.

Переработка Эпикуром атомистической физики Демокрита. Эвдемонизм – этика Эпикура.

Киники. Учение о добродетели.

Этика стоиков – ригоризм. Понятие «судьбы». Добродетель как жизнь разумная и согласная с природой.

Скептицизм как итог всей истории античной философии.

 

Античностью называется период с VII века до н. э. до конца IV столетия н. э., получивший свое название от латинского antiquus – «древний». Этому времени мы обязаны не только становлением философии, но и зарождением различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин.

Античная философия возникает в момент кризиса традиционного мировоззрения, переоценки ценностей, острого ощущения необходимости выработать новый подход к пониманию мира и места в нем человека. Для древних греков характерно философское «удивление» привычными и кажущимися простыми вещами: справедливостью, законностью, божеством, добродетелью, красотой и даже обычными стихиями: водой, землей, воздухом и огнем. Это удивление почтенных мудрецов, сравнимое с удивлением ребенка перед открывающимся ему во всем своем многообразии миром, любопытство к мелочам и частностям, во многом отличает философию греков от философии древней Индии и древнего Китая. В то время как на Востоке мыслитель был ограничен религиозной и политической традицией, подвизаясь на государственной службе или прилежно записывая комментарии учителя к религиозным текстам («сидя около» – буквальный перевод названия древнеиндийских философских трактатов), демократическое устройство греческих городов-государств допускало гораздо большую свободу мысли и слова.

Хронологическое первенство в ряду античных философов традиционно принадлежит Фалесу из Милета, которого Аристотель назвал «родоначальником философии». Первое же использование термина «философ» (от греч. «любящий мудрость») предание приписывает Пифагору, который в ответе спросившему его об отличии мудрецов от обычных людей тирану сравнил последних с атлетами, соревнующимися на арене, а философа – со зрителем, наблюдающим за ними со стороны. Философ любит мудрость, стремится к ней, но не претендует на полное ею обладание, отличаясь этим, в представлении Пифагора, от по-настоящему мудрых богов. Использованный Пифагором термин быстро входит в философскую литературу (уже у Герклита Эфесского), а у Платона развертывается до полноценного определения философии как формы мировоззрения.

Античная философия проходит в своем развитии три этапа: архаический (VI-IV вв. до н.э.), классический (IV-III вв. до н.э.) и эллинистически-римский (III в. до н.э. - V в. н.э.). Если прибегнуть к некоторой условности, можно очертить ее историю с точностью до года: в 585 г. до н.э. Фалес, считающийся первым философом, точно рассчитал время следующего солнечного затмения, а в 529 г. уже нашей эры византийский император Юстиниан повелел закрыть основанную некогда Платоном афинскую Академию, проведя тем самым в истории мысли выразительную границу между античностью и средневековьем, в христианской учености которого не должно было быть более места для языческих предрассудков.

Основными центрами ранней античной философии, представители которой часто называются досократиками (т. е. жившими до афинского философа Сократа), стали Иония (сейчас это западное побережье Анатолийского полуострова, территория Турции), Сицилия и Южная Италия. Несмотря на географическую отдаленность этих мест и их культурную несхожесть, в VI – V вв. до н.э. в них существовали богатые греческие колонии, бывшие частью единого культурного пространства – греческой ойкумены (от греч. «заселенная», т. е. обитаемая, обжитая греками, «земля»). Много позже, уже в эпоху эллинизма, разрозненные земли соберет в единое языковое, культурное и экономическое пространство могущественная Римская империя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.019 с.)