Религиозная философия хх века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозная философия хх века



 

Христианская философия ХХ века и неосхоластика – не одно и тоже. Около двух тысяч лет западная философия развивалась внутри христианской традиции. Неосхоластическая философия (и неотомизм как ее ответвление) развивалась в русле христианской католической мысли как конструкция для размежевания с современной философской проблематикой. Но она занята содержанием и выводами философии ХХ века, дает интерпретацию истин веры, уточняет сущность и границы рациональности человека и моральных норм, область раскрываемого в природе человека при помощи разума. Притом, что вера сущностна для всей схоластики, потому что только она спасает, но разум не безразличен вере. Неосхоластическое движение открыли две энциклики «Aeterni Patris» Льва XIII (1879) и «Pascendi» Пия Х (1907). Энциклика Льва XIII призывала католиков соответствовать динамизму науки, культуры, промышленности, политики. А энциклика Пия X напротив выступила с осуждением модернизма в культуре. Особо обращалось внимание на то, чтобы схоластика понималась в истинном духе святого Фомы Аквинского (1224– 1274), связавшего разум с верой предельно органическим образом, так что и разум, и вера сохранили свои права и достоинство в полной неприкосновенности. Центрами изучения схоластической мысли стали католические институты в Париже, Лионе и Тулузе. Неосхоластика возникла в начале XIX века в связи с возрождением интереса к католической философии в Италии, Испании, Германии и других европейских странах. Кроме неотомизма к католической философии относятся такие течения, как персонализм, скотизм, католический экзистенциализм и др. По своему происхождению они составляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм, персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинской традиции, а неосхоласты – суарезианизм, скотизм и неотомизм – к аристотелевско-томистской традиции. Наиболее влиятельным направлением в католической философии является неотомизм, обновленное учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе «христианизации» аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Главная особенность неотомизма – стремление рационально обосновать многие положения католической веры

Со второй половины XIX века неосхоластика существует в форме неотомизма, потому что именно учение Томазо Аквинато (в русской транскрипции Фомы Аквинского) было провозглашено единственно истинной философией католицизма, «вечной философией». Кроме него значимым для католических философов был испанский систематизатор схоластики XVII века Франсиско Суарес.

Неотомизм обладает рядом преимуществ схоластической философии – системностью, синтетичностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов и потому достаточно конструктивно реагирует на многообразные феномены современной культуры. Он не отрицал значения частных наук, признавал в определенных границах эмпирическое знание, использовал постулаты рационализма и одновременно ставил их на службу теологии.  Неотомизм в энциклике Льва XIII провозглашался официальной философией Римско-католической церкви. Его развитие привело к появлению четырех течений: 1. традиционного (Д. Мерсье, Г. Манзер), разрабатывавшего апологетику и доктринально-догматическую проблематику, а в философии – теорию познания; 2. лувенского (Э. Мунье, А. Джемелли), стремящегося соединить томизм с данными частных наук; 3. трансцендентального (И. Б. Лотц, К. Ранер, Б. Лонерган, К. Войтыла), связанного с философским трансцендентализмом и феноменологией; 4. экзистенциального (Ж. Маритэн, Э. Жильсон, М. А. Кромпец), требовавшего очищения томизма от элементов аристотелизма и ставившего во главу угла разработку категории существования. Основными центрами неотомизма являются Институт св. Фомы в Лувене (Бельгия), католический университет в Фрибурге (Швейцария), академия Альберта Великого в Кельне, католические институты в Париже, Лионе, Лилле, Турине и др.

Краеугольным камнем неотомизма является учение о гармонии веры и разума, утверждающее, что религиозная вера и знание – суть различные пути постижения Бога, который открывается естественным образом через познаваемый разумом мир и сверхъестественным образом – через Откровение, Божественное Слово. Согласно неотомизму, существуют три формы постижения истины – наука, философия и теология. Наука фиксирует явления и устанавливает причинно-следственные связи между ними. Философия, будучи наукой о высших причинах вещей, вместе с тем, является наукой о первой Высшей причине, и в этом смысле смыкается с теологией. Рациональное знание ценно, потому что позволяет более полно понять истины Откровения. С помощью света разума неотомизм обосновывает такие догматы, как существование Бога, бессмертие человеческой души. Но есть догматы, при постижении которых обнаруживается ограниченность философии и тем более науки. Это догматы боговоплощения, воскресения, троичности Бога, которые постигаются только с помощью Божественного Откровения. Теология – вершина рационального знания, и одновременно нерациональное сверхразумное знание, тождественное вере.

Вплоть до Второго Ватиканского собора (1962-1965) неотомизм выступал как единственная официальная философская основа не только теории бытия и теории познания, но и католической социальной доктрины. Но уже на первых сессиях собора многие теологи выступили с критикой неотомизма как тормоза на пути развития католицизма к обновлению, к использованию других, более дееспособных и современных философских систем. В результате тот неотомизм, который существует ныне и признается официальной церковью, есть только ассимилирующий неотомизм, активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи экзистенциализма, феноменологии, позитивизма и структурализма. Один из его современных представителей Кароль Войтыла (1920 – 2005), с 16 октября 1978 года римский папа Иоанн Павел II, изучал философию и филологию в Польше в Ягелонском университете (г. Краков), принимал активное участие в написании документов Второго Ватиканского собора. Ему принадлежит ведущее место в разработке современного католического варианта социальной роли и функций церкви. Церковь у него выступает как средоточие жизни не только для католиков, но и для всех людей. Проблема современного человека находится в центре его религиозно-этических исканий. Особенность философско-теологического понимания человека и общества, принципов, на которых она должна развиваться, во многом определили специфику социальных энциклик и других документов Иоанна Павла II.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое позитивизм, неопозитивизм, прагматизм как философские направления?

2. В чем заключаются трудности проверки и опровержения знания постпозитивистами?

3. Каково главное свойство сознания в феноменологии Э. Гуссерля?

4. Каковы основные черты фундаментальной онтологии М. Хайдеггера?

5. Что такое экзистенция, по К. Ясперсу?

6. Герменевтика: основные проблемы

7. Что такое постмодернизм?

8. В какой мере правильно понимать знание как форму власти?

9. Каковы итоги борьбы за сексуальное освобождение?

10. Что такое деконструкция: метод или искусство?

11. Что именно в учении Фомы Аквинского оказалось актуальным для католической церкви и почему?

 

 

Литература

1. Аналитическая философия: становление и развитие. Антология / Общ. ред. и сост. А. Ф. Грязнова. М., 1998. 528 с.

2. Витгенштейн Л. Философские работы /пер. с нем. Ч I. М.: Гнозис, 1994. 612 с.

3. Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1989. 616 с.

4. Гадамер Г. Истина и метод /пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

5. Деррида Ж. О грамматологии/ пер. с фр. М.: Ad Marginem, 2000. 511 с.

6. Деррида Ж. Письмо и различие /пер. с фр. СПб: Академический проект, 2000, 428 с.

7. Рорти Р. Случайность, ирония, солидарность /пер. с англ. М.: Дом интеллектуалной книги, 1994. 296 с.

8. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. СПб.: А-Cad, 1994. 406 с.

 


Учебное издание

 

 

История философии

Учебное пособие

 

 

Составители:

 

АЛЕЙНИК Раиса Михайловна

 АЛИЕВА Кулуйпа Мукашевна

  КЛИШИНА Светлана Алексеевна

  КОРПАЧЕВ Петр Александрович

МАРТИРОСЯН Арег Арамович

     ПАНИН Станислав Александрович

ЧЕРЕМНЫХ Наталья Матвеевна

 

 

Редактор Е. В. Копасова

 

 

Подписано в печать 7.06.2018 г. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 18. Уч.-изд. л. Тираж 800 экз. Заказ

 

Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

Издательский центр

Адрес университета и Издательского центра:125047, Москва, Миусская пл., 9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.013 с.)