Тема власти в русской философии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема власти в русской философии



Отмеченные особенности русской философии делают понятным, почему в ней так много места занимает философия истории и социальная философия. А обращение к теме власти, ведущее свое начало от славянофилов, было постоянным. Именно славянофилы развили идею о том, что концепция общественного договора не годится для организации российской политической жизни. В России не общественный договор, в России отношения между властью и народом основаны на любви и доверии. И действительно, нигде в мире не говорили столько о любви к царю, вождям партии и даже самой партии, как в России. А где любовь, там и ненависть. Эти два полюса – любовь и ненависть – и породили государственников, с одной стороны, и анархистов – с другой. Константин Леонтьев считал, что русская государственность с сильной властью были созданы благодаря татарскому и немецкому элементам в русской жизни. Русский народ и вообще славянские народы ничего, кроме анархии, создать не могли. Н. А. Бердяев тоже говорил, что русские не любят государства и не склонны считать его своим. Они или бунтуют против государства или покорно несут его гнет. Зло и грех всякой власти русские чувствуют сильнее, чем европейцы. Это противоречие между русской анархичностью, любовью к вольнице и русским смирением перед государством и составляет движущую силу российской политики. Другим вариантом протеста против государства стали уход от государства, физический или духовный, раскол, сектанство. Светский вариант этого сектанства представлен орденом интеллигенции, религиозный – скитальчеством, уходом в «пустыню». Религиозный уход из государства объяснялся тем, что в государстве не было Христовой правды, в нем правил Антихрист. Царство Кесаря – царя – противоположно царству Божьему. А государственное православие всегда на стороне государства, оно оправдывает и укрепляет его тоталитарную мощь, его империалистическую и антинародную политику.

 Русская интеллигенция, начиная с А. Н. Радищева, борется с самодержавной государственностью, мощью империи, свободы она искала в культуре, в творчестве. Весь XIX век большая часть интеллигенции проповедует безгосударственность, безвластный идеал. Интеллигенция, народ, общество противопоставляются власти, государству, чиновникам. Русские писатели XIX века за редким исключением терпеть не могли империи. В литературе силен был обличительный элемент. Огромное государство, империя представлялись изменой земле и народу, искажением русской идеи. Небольшая прослойка государственников считали государство высшей ценностью, чем ценность личности. Но большинство так не считало. Это отсутствие чувства государства К. Леонтьев считал страшной бедой России. Именно в это время создаются самые крайние формы анархистской идеологии.

Первой формой анархизма можно считать политическую философию славянофилов. Славянофилы, как было отмечено выше, не любили государство и власть, считали, что складу русской души чужд культ власти и славы, которая достигается государственным могуществом. К. Аксаков писал, что государство как принцип есть зло, государство по своей идее – ложь. Православное дело и совершаться должно нравственным путем, без помощи внешней принудительной силы. Достойный путь для человека – путь свободного убеждения, тот путь, который открыл нам Божественный спаситель и которым шли его апостолы. Хомяков считал, что Запад не понимает несовместимости государства и христианства. И вместе с тем славянофилы – сторонники самодержавной монархии. Славянофилы считали, что тут нет противоречия. Изначально полнота власти принадлежит народу. Но народ власти не любит и не понимает, отказывается от нее. Тогда он избирает царя и поручает ему бремя власти. Хомяков очень дорожил тем, что царь избирается народом и царствует не в силу божественного права, а вследствие избрания народом. И это – минимум власти, минимум государства, так должно быть. Власть не радость, а бремя, тягота. Юридические гарантии не нужны, они вовлекли бы народ в политику, а это зло и грязь. Но, оберегая народ от политики, славянофилы вовсе не хотели свержения самодержавия, напротив, были законопослушными гражданами. Идея отказа от государства вообще родилась позднее, в радикальном анархизме, который представлен в русской философии творчеством М.А. Бакунина и П.А. Кропоткина.

Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) родился в семье дипломата, который был очень свободолюбивым человеком, поддерживал

декабристов и хотел освободить свои крестьян от крепостной зависимости. Свободолюбие увлекло и юного Бакунина. Закончив петербургское артиллерийское училище, он вступил в армию, а в 1834 году вышел в отставку. В Москве примкнул к кружку Н. Станкевича и В. Белинского. В это время он очень глубоко изучил Гегеля, который был тогда кумиром российской молодежи. В 1840 году Бакунин уезжает за границу, поступил в Берлинский университет, но не окончил его, увлекшись практической политикой. Знакомится с Прудоном, теоретиком французского анархизма, Марксом, Энгельсом. За участие в революции 1848 – 1849 годов был дважды приговорен к смертной казни. Во время восстания в Дрездене предложил выставить впереди восставших Мадонну Рафаэля, поскольку был уверен, что солдаты не будут в неё стрелять. В 1851 году был выдан Австрией Николаю 1, арестован и сослан в Сибирь. В 1861 году бежал из ссылки и снова включился в Европе в революционное движение.

Бакунин писал, что у нас нет Отечества, наше Отечество – всемирная революция. Свет придет с Востока. Из России пойдет мировой пожар, который охватит весь мир. Он неистово верил в стихийность народа. Народ не нужно готовить к революции путем пропаганды, его нужно только взбунтовать. Духовными предшественниками Бакунина были Разин и Пугачев. Страсть к разрушению есть творческая страсть, считал Бакунин. Нужно зажечь мировой пожар, разрушить старый мир. А на его пепелище сам собой возникнет новый лучший мир. Коммунизм не будет делом организации. Никакого государства не надо. Коммунизм возникнет из свободы. Государство тут только помеха, оно должно быть уничтожено. Управление в обществе должно вестись не сверху вниз, а снизу вверх, от народа. И тогда сам собой возникнет вольный союз, братский союз производительных ассоциаций. Из трех признаков человеческого развития – животность, мысль и бунт – только бунт является признаком поднявшегося и свободного человека. Но бунт сметает порядок. Воюя против Маркса, Бакунин обвинял того в приверженности государству и называл пан-германистом. Демократия тоже не устраивала Бакунина, к всеобщему избирательному праву он относился скептически, считая, что государственный деспотизм наиболее силен, когда опирается на мнимое представительство народа. Последовательный анархист, он был также против науки и ученых, управляющих страной. Марксистский социализм есть ученый социализм. Если какой-нибудь народ попробует осуществить в своей стране марксизм, то это будет самая страшная тирания, какую только знал мир, пророчески писал Бакунин. Анархизм противоречит религии, и Бакунин был воинствующим атеистом. В работе «Бог и государство» он писал, что государство опирается на идею Бога, которая представляет собой отречение от человеческого разума, от справедливости и свободы. Если Бог есть, человек – раб, говорил Бакунин. Бог злой, мстительный, все религии жестоки. Христа надо было посадить в тюрьму как бродягу. Одна лишь социальная революция будет обладать силой закрыть в одно и то же время и все кабаки, и все церкви.

Но человеческую свободу Бакунин все-таки приносит в жертву насилию. Личность подчинена коллективу, а её счастье заключается в счастье всего человечества. При этом анархистская революция совершается путем кровавого насилия.

Иного типа был анархизм П.А. Кропоткина.

Петр Алексеевич Кропоткин (1842 – 1921)  – уникальная фигура в русской истории. Князь-рюрикович и одновременно один из наиболее радикальных левых теоретиков своего времени, Кропоткин был бунтарем, атеистом, сторонником насильственной анархической революции. И при этом это был человек, всей своей жизнью доказавший возможность жизни на основах высокой нравственности. Он и апостол разрушения, и ученый, стремящийся к гармоническому синтезу биологии, социологии, этики. Кропоткин закончил Пажеский корпус – высшее привилегированное военное учебное заведение России. В 1861 году как первый ученик старшего класса он производится в фельдфебели и становится камер-пажем Александра II. Его ждала блестящая военная карьера. Но Кропоткин, бросив все, уезжает в Сибирь, в Амурское казачье воинство. В это время он активно включается в реформаторскую деятельность, совершает ряд путешествий по Амурскому краю и Маньчжурии, составляет географическое описание этого края. После отставки он учится в Петербургском университете на физико-математическом факультете, одновременно ведет исследовательскую работу в географии. В 1872 году во время путешествия по Европе он познакомился со взглядами Бакунина. По возвращению в Россию активно включился в подпольную революционную работу. В 1874 году был арестован, посажен в Петропавловскую крепость, из которой бежал за границу. В Россию вернулся только после революции 1917 года. Кропоткин дожил до  революции, в необходимость которой верил всю жизнь. Он пережил эйфорию Февральской революции, крах надежд на мирное добровольное самопреобразование общества на основе безгосударственного коммунизма. Бьет тревогу по поводу складывающейся новой государственности. При встречах с В.И. Лениным он предупреждает его о неизбежной тотальной бюрократизации общества, необходимости ориентироваться не только на крупную государственную промышленность, но и на развитие кооперации.

 Стержнем его мировоззрения является идея жизни на основах анархизма и коммунизма. При этом надо иметь в виду, что анархисты одинаково отрицательно относились ко всем типам государственного устройства – монархии, парламентской демократии, революционной диктатуре, к идее регулирования общества сверху вниз. Государство они считали источником всех несчастий людей. А, следовательно, его надо уничтожить. Но чем его заменить? Кропоткин один из первых стал разрабатывать концепцию безгосударственного устройства. Из биологии он перенес на общество сформулированный им закон взаимной помощи, объединяющий людей в общежитие. Формы этого закона положил в основу периодизации истории: родовой быт, сельская община, республика вольных городов. Общество будет представлять федерацию мелких производителей. Он с оптимизмом смотрел на предстоящую гибель буржуазной и бюрократической европейской цивилизации, воспринимая ее как прелюдию к анархо-коммунизму, где все будут свободны и счастливы.

Анархистские модели устройства общества, безусловно, являются разновидностью утопической политической философии. Но они при этом пользовались поддержкой в кругах интеллигенции. Поклонником этих идей был Л.Н. Толстой. Его мысль, что жизнь мира надо устраивать не по политическим доктринам, а по Богу, по евангельским проповедям, его критика государства, цивилизации, науки, идея непротивления злу насилием – тоже вариант этой утопической доктрины.

Среди сторонников крепкой государственной власти в виде монархической формы правления одной из ярких фигур является И.А. Ильин. Ильин был убежденным монархистом. Он пришел к выводу, что кризис, приведший Россию к трагическим событиям 1917 года в основе своей не экономическо-политический, а духовный. Это кризис русской религиозности, русского правосознания, русской чести и совести, национального характера. Наилучший для России политический строй должен основываться на сложном сочетании монархических, республиканских и аристократических элементов. Его взгляды претерпели эволюцию, но к концу жизни И.А. Ильин стал бескомпромиссным противником тоталитарных режимов XX века.

 

Контрольные вопросы

1. Особенности русской философской мысли.

2. Философия П.Я. Чаадаева.

3. Спор славянофилов и западников: основные темы.

4. Философская доктрина всеединства В.С. Соловьева.

5. Учение о свободе Н.А. Бердяева.

6. Два течения в русском космизме – религиозный и естественнонаучный.

7. Истоки и смысл русского анархизма.

 

Литература

1. Алексеев П. В. Философы России XIX-XX столетий (биографии, идеи, труды). М., 1999. – 944 с

2. Бердяев Н. А. Русская идея / О России и русской философской культуре. М., 1990. – 528 с.

3. Введенский А. И. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991. – 223 с.

4. Гиренок Ф. Патология русского ума (Картография дословности). М., 1998 – 416 с.

5. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2т. Л., 1991. –  880 с.

6. Лосский Н. О. История русской философии. М, 1991. – 480 c.

7. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., «Наука», 1995. – 624 с.

8. Философия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Минск, 2006. – 624 с.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.011 с.)