Глава 3. Основные проблемы философии Средневековья и эпохи Возрождения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Основные проблемы философии Средневековья и эпохи Возрождения



Возникновение христианства, его влияние на общество и философию. Истоки христианской философии. Основные этапы развития средневековой философии: патристика и схоластика.

Патристика. Креационизм (идея творения) – основа патристической онтологии. Философия Августина. Проблема соотношения знания и веры. Учение Августина о личности. Концепция времени и истории.

Схоластика. Философия Фомы Аквинского – попытка приспособить философию Аристотеля к учению католической церкви. Учение о гармонии разума и веры, «доказательства» бытия Бога. Борьба номинализма и реализма: Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам.

Реформация. Философия гуманизма. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Николай Коперник, Николай Кузанский, Парацельс, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Джордано Бруно). Творчество Леонардо да Винчи. Социально-политические учения (Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

С победой христианства над различными борющимися друг с другом религиозными направлениями западная философия на долгие столетия попадает в зависимость от христианской церкви. Философские идеи Платона и Аристотеля, философские школы стоиков, эпикурейцев в первые века нашей эры еще во многом сохраняют свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастает. В 529 году н.э. император Юстиниан запретил сторонникам античной философии иметь школы, преподавать. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться в лоно «святой церкви». На долгое время античная философия уходит в тень, чтобы возродиться через века.

Период со II – III веков н.э. по XIV век н.э. называется философией Средних веков. Этот этап в развитии философии является промежуточным между античной философией и философией Нового времени XVII-XVIII веков. Но он имеет и самостоятельное значение для дальнейшего развития философского мышления. Дело в том, что христианские идеи имели определенное философское содержание, с одной стороны, опирающееся на греческую философию, а с другой, отличное от нее в силу собственно религиозных оснований. Религия, конечно, не являлась философией в греческом понимании этого термина. Но она содержала в себе целую серию фундаментальных идей философского плана. Более того, некоторые из этих идей обладали такой силой, что их распространение необратимым образом изменило духовный облик западного мира.

Идейное содержание религии зафиксировано в Библии, или библейском послании (biblia – книги). Ветхий завет содержит 46 книг, он был написан в период 1300-100 годах до нашей эры. Новый завет, написанный в I веке нашей эры, состоит из 27 книг. После появления библии стали возможными три способа философствования:

- философствование вне веры и против веры;

- философствование в вере;

- философский поиск различимости двух сфер – разума и веры.

Но философствование, игнорирующее веру вообще, как если бы библейское послание никогда не заявляло о себе в истории, стало отныне невозможным.

Историю христианской философии можно разбить на два больших периода:

1) патристика (патристическая философия) – III-VIII века

2) схоластика (схоластическая философия) – IX-XIV века

 

Патристика

Слово «патристика» производно от латинского pater – отец. «Отцами церкви» называли людей, внесших значительный вклад в создание системы христианства. Первоначально «отцом» именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже были установлены четыре существенные характеристики «отца церкви»:

1) древность;

2) святость жизни;

3) ортодоксальность учения;

4) официальное признание церкви.

Какие задачи решались в это время? Во-первых, была необходима интерпретация библейских текстов, поскольку различные уровни понимания текстов создавали пространство для не только теологических, но и философских размышлений. Во-вторых, чрезвычайно важной являлась защита догматов церкви от нападок противников (язычников, еретиков и т.п.), искажающих евангельское послание. Таким образом, свою основную задачу патристика видела в создании системы христианской теологии, в обосновании христианских догматов.

В патристике выделяют две разновидности: греческая (восточная) патристика и латинская (западная) патристика. Греческую патристику представляют такие мыслители, как Климент Александрийский (150-215), Ориген (185-254), Василий Великий (331-379), Григорий Нисский (335-395) и др. Их сочинения написаны в основном на греческом языке. На Западе наибольший вклад в развитие христианской мысли внесли такие мыслители, как Тертуллиан (160-220), Иероним (347-420), Августин (354-430), Боэций (480-526). Их трактаты написаны на латинском языке.

Самым ярким представителем патристики является Аврелий Августин, или Августин Блаженный. Августин родился в провинции Новая Африка–Нумидия, в городе Тагасте в 354 г. во времена правления императора Констанция – сына императора Константина, узаконившего христианство. Он получил хорошее риторическое образование, в философском отношении был последователем Плотина (последователя Платона). В 387 году принимает христианство, в 391 году становится священником и отныне всю свою жизнь посвящает служению и написанию богословских и философских произведений. Можно сказать, что именно в произведениях Августина рождается христианская философия как философствование в вере.

Система Августина обширна. Она включала как проблемы, которые имели исключительно религиозное значение, так и те, которые оказали значительное влияние на последующее развитие светской философии. Какие же философские проблемы решает Августин?



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.009 с.)