Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Основные проблемы философии Средневековья и эпохи Возрождения
Возникновение христианства, его влияние на общество и философию. Истоки христианской философии. Основные этапы развития средневековой философии: патристика и схоластика. Патристика. Креационизм (идея творения) – основа патристической онтологии. Философия Августина. Проблема соотношения знания и веры. Учение Августина о личности. Концепция времени и истории. Схоластика. Философия Фомы Аквинского – попытка приспособить философию Аристотеля к учению католической церкви. Учение о гармонии разума и веры, «доказательства» бытия Бога. Борьба номинализма и реализма: Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам. Реформация. Философия гуманизма. Натурфилософия и диалектика Возрождения (Николай Коперник, Николай Кузанский, Парацельс, Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Джордано Бруно). Творчество Леонардо да Винчи. Социально-политические учения (Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла). С победой христианства над различными борющимися друг с другом религиозными направлениями западная философия на долгие столетия попадает в зависимость от христианской церкви. Философские идеи Платона и Аристотеля, философские школы стоиков, эпикурейцев в первые века нашей эры еще во многом сохраняют свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастает. В 529 году н.э. император Юстиниан запретил сторонникам античной философии иметь школы, преподавать. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться в лоно «святой церкви». На долгое время античная философия уходит в тень, чтобы возродиться через века. Период со II – III веков н.э. по XIV век н.э. называется философией Средних веков. Этот этап в развитии философии является промежуточным между античной философией и философией Нового времени XVII-XVIII веков. Но он имеет и самостоятельное значение для дальнейшего развития философского мышления. Дело в том, что христианские идеи имели определенное философское содержание, с одной стороны, опирающееся на греческую философию, а с другой, отличное от нее в силу собственно религиозных оснований. Религия, конечно, не являлась философией в греческом понимании этого термина. Но она содержала в себе целую серию фундаментальных идей философского плана. Более того, некоторые из этих идей обладали такой силой, что их распространение необратимым образом изменило духовный облик западного мира.
Идейное содержание религии зафиксировано в Библии, или библейском послании (biblia – книги). Ветхий завет содержит 46 книг, он был написан в период 1300-100 годах до нашей эры. Новый завет, написанный в I веке нашей эры, состоит из 27 книг. После появления библии стали возможными три способа философствования: - философствование вне веры и против веры; - философствование в вере; - философский поиск различимости двух сфер – разума и веры. Но философствование, игнорирующее веру вообще, как если бы библейское послание никогда не заявляло о себе в истории, стало отныне невозможным. Историю христианской философии можно разбить на два больших периода: 1) патристика (патристическая философия) – III-VIII века 2) схоластика (схоластическая философия) – IX-XIV века
Патристика Слово «патристика» производно от латинского pater – отец. «Отцами церкви» называли людей, внесших значительный вклад в создание системы христианства. Первоначально «отцом» именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже были установлены четыре существенные характеристики «отца церкви»: 1) древность; 2) святость жизни; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное признание церкви. Какие задачи решались в это время? Во-первых, была необходима интерпретация библейских текстов, поскольку различные уровни понимания текстов создавали пространство для не только теологических, но и философских размышлений. Во-вторых, чрезвычайно важной являлась защита догматов церкви от нападок противников (язычников, еретиков и т.п.), искажающих евангельское послание. Таким образом, свою основную задачу патристика видела в создании системы христианской теологии, в обосновании христианских догматов. В патристике выделяют две разновидности: греческая (восточная) патристика и латинская (западная) патристика. Греческую патристику представляют такие мыслители, как Климент Александрийский (150-215), Ориген (185-254), Василий Великий (331-379), Григорий Нисский (335-395) и др. Их сочинения написаны в основном на греческом языке. На Западе наибольший вклад в развитие христианской мысли внесли такие мыслители, как Тертуллиан (160-220), Иероним (347-420), Августин (354-430), Боэций (480-526). Их трактаты написаны на латинском языке.
Самым ярким представителем патристики является Аврелий Августин, или Августин Блаженный. Августин родился в провинции Новая Африка–Нумидия, в городе Тагасте в 354 г. во времена правления императора Констанция – сына императора Константина, узаконившего христианство. Он получил хорошее риторическое образование, в философском отношении был последователем Плотина (последователя Платона). В 387 году принимает христианство, в 391 году становится священником и отныне всю свою жизнь посвящает служению и написанию богословских и философских произведений. Можно сказать, что именно в произведениях Августина рождается христианская философия как философствование в вере. Система Августина обширна. Она включала как проблемы, которые имели исключительно религиозное значение, так и те, которые оказали значительное влияние на последующее развитие светской философии. Какие же философские проблемы решает Августин?
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.143.119 (0.007 с.) |