Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая безопасность человека.

Поиск

Экологическая безопасность -это состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего его прав на благоприятную окружающую природную среду. 

Научной основой экологической безопасности населения и рационального природопользования служит теоретическая экология., в частности принципы поддержания гомеостаза экологических систем и сохранение экзистенционного потенциала.

Экосистемы имеют следующие пределы такой экзистенции                           (существования), которые нужно учитывать при антропогенных воздействиях.

Пределы устойчивости:

1) к негативному антропогенному воздействию(например, влиянию пестицидов)

2) против стихийных бедствий

3) гомеостаза -способности к саморегуляции

4) способность к самовосстановлению. 

Для экосферы и ее частей основным критерием экологической безопасности может служить уровень или степень соответствия общей антропогенной нагрузки на территорию ее экологической техноемкости -предельной выносливости по отношению к повреждающим техногенным воздействиям. Для отдельных экологических систем главными критериями безопасности выступают целостность, сохранность, их видового состава, биоразнообразия и структуры внутренних взаимосвязей.

Для индивидуумов главными критериями безопасности являются сохранение здоровья и нормальная жизнедеятельность.

Помимо медико-биологических критериев существуют технические критерии безопасности, определение которых основано на использовании пространственно-временной функции риска, которая характеризует поле риска вокруг технического источника.   

2.1. Экологическое образование

Ведущая роль в экологическом образовании и воспитании принадлежит естественным наукам, прежде всего биологии, фи­зике, химии и другим, что определяется содержанием научных знаний о системах разного уровня организации живой материи. В наши дни биология - комплексная наука, новейшие данные которой вносят существенный вклад в научную картину мира.

Выживание человека в виде целостной биоэнергетической и социальной структуры, его адаптация к меняющимся условиям существования составляют задачу его экологической безопас­ности.

В понятие "экологическая безопасность" человека входят:

- экологическое образование;

- экологическое воспитание;

- экологическая этика поведения;

- здоровый образ жизни.

· Экологическое образование необходимо рассматривать в контексте всеобщего образования. Экологическое образование и воспитание предусматривает формирование системы взглядов и убеждений, культуру поведения, выполнение конкретных заданий, направленных на оздоровление и сохранение природы. Важнейшими принципами экологического образования являются систематичность, непрерывность, экономическая целесообразность изучения экологического материала.

Экологическое образование и воспитание должны быте ориентированы на то, чтобы человек знал не только требования и нормы поведения в природной среде и формально исполнял их, но и осознавал их объективную необходимость, принимал как свои собственные. Достижению этой цели способствует не! только освоение человеком систем естественно-научных, социальных и этических знаний, но и формирование опыта практик ческой деятельности.

Экологические проблемы изучаются на разных уровнях - от глобального до локального (местного). Глобальные проблемы экологии и охраны природы должны рассматриваться через призму региональных и локальных проблем.

В современных условиях человечество должно мыслить глобально, а действовать локально. Только в этом случае можно успешно решать глобальные проблемы, Именно по­этому многие глобальные экологические проблемы могут быть успешно решены только путем международного сотруд­ничества.

Экологическое образование предполагает:

- усвоение основных идей, понятий, раскрывающих взаи­модействие общества и природы;

- формирование ценностных экологических знаний;

- развитие потребности общения с природой, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эс­тетическими переживаниями;

- соблюдение норм и правил поведения в природе, исклю­чение нанесения ей вреда: загрязнения или разрушения природной среды;

- овладение практическими знаниями и умениями по изу­чению и оценке состояния окружающей среды, приня­тие правильных решений по ее улучшению, недопуще­ние негативных воздействий на природу во всех сферах хозяйствования (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, рекреация).

Задачи экологического образования направлены на формирование естественно-научной картины мира и на этой основе научного мировоззрения. Новое мировоззрение человечества доллжно быть сформулировано с учетом обстоятельства, что один вид живого принимает на себя всю ответственность за сооблюдение "правил безопасности на планете", за сохранение устойчивого равновесия энергетических и материальных пото­ков. В современных условиях взаимодействия человека с природой большое значение имеют его активная позиция, организованность, ответственность.

Действующая в настоящее время в стране система экологи­ческого образования носит непрерывный, комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер с дифференци­ацией (в зависимости от профориентации). Созданы центры по экологическому образованию населения. Специалистов экологического профиля готовят сегодня более чем в 40 университетах и академиях и 30 педагогических вузах России.

Координация усилий различных стран в сфере экологического образования осуществляется ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

2.2. Экологическое воспитание

Экологическое воспитание призвано формировать актив­ную природоохранную позицию, ответственное отношение к окружающей природной среде. Экологическое воспитание, по Н.Ф. Реймерсу, достигается с помощью комплекса природо-охранного и экологического обучения, включающего в себя вос­питание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологиче­ское просвещение, пропаганду экологического мировоззрения.

В процессе экологического воспитания формируется науч­ное мировоззрение, которое вооружает человека социально зна­чимыми и экологически приемлемыми принципами подходов к окружающему миру. Научное мировоззрение является основой экологического воспитания и формируется в процессе глубоко­го усвоения знаний.

Важной предпосылкой для становления научного мировоз­зрения является формирование некоторых общих интеллекту­альных умений: анализировать и критически оценивать разные точки зрения, факты и явления. Экологическое образование и воспитание будущих врачей является одним из приоритетных направлений деятельности кафедры медицинской биологии, генетики и экологии. В наше время - время экспансии, чуждой российским национальным традициям культуры, когда подрас­тающее поколение деидеологизировано, наука является, пожа­луй, единственным базисом, идеологией в воспитании. Базис­ной концепцией в экологическом воспитании и образовании коллектив кафедры медицинской биологии, генетики и эколо­гии Сам ГМ У выбрал общеизвестный подход в воспитании через науку и через предмет. В подготовке заседаний студенческого научного кружка преподаватели занимают активную позицию, сохраняя за студентами право на самостоятельность принятия решения. Позиция кафедры - стараться не растерять, а наобо­рот, преумножить потенциальный творческий резерв молодого поколения. Целью работы студенческого научного кружка ка­федры медицинской биологии, генетики и экологии являются: развитие творчества студентов, формирование у них способнос­тей к моделированию профессиональных видов деятельности с учетом меняющихся условий окружающей среды; культивиро­вание в их среде "профессиональной" и "корпоративной культу­ры", в которой отражались бы особенности профессиональной деятельности, национальной культуры; создание условий для самореализации личности. Студенты на заседаниях студенче­ского научного кружка приобретают знания:

 

- о взаимосвязи окружающей среды Самарской области и здоровья человека;

- о распространенности и влиянии на человека приоритет­ных ксенобиотиков нашей области: пятиокиси ванадия, диоксида марганца, оксида цинка. Пятиокись ванадия обладает эмбриотоксическим, гонад отропным и мутаген-ным действием. Ванадий и его соединения, в том числе и пятиокись ванадия в больших концентрациях вызывают поражение центральной нервной системы, сердечно-со­судистой и дыхательной систем. По характеру пораже­ний органов и тканей водорастворимые комплексы отно­сятся к ядам общетоксического действия.

- о тератогенном и гематогенном влиянии солей тяжелых металлов;

- о профилактике йоддефицитных состояний у населения: Самарская область является территорией с природно-обусловленным дефицитом йода. В связи с условиями экологического неблагополучия заболевания щитовид­ной железы, связанные с дефицитом йода, в первую оче­редь, эндемический зоб, относятся к экологически зави­симым и экологически обусловленным заболеваниям. Исследования института НИИ гигиены и экологии че­ловека СамГМУ выявили усиление йодной недостаточ­ности у населения города Самары и Самарской области при повышении степени химического загрязнения окру­жающей среды.

2.3. Экологическая этика поведения

Формирование высокой экологической культуры - одно и I важнейших условий общественного и научио-техническо-т прогресса. Экологические знания являются основой формирования экологической культуры. Никакие изменения I вубинных социальных структур невозможны без изменения цен постных ориентиров, заложенных в культурной матрице соответствующего вида общества. Культура - духовно-нравственная, научная, творческая - выступает своеобразный канвой, н; которую накладывается узор, отражающий все многообрази конкретных программ поведения, общения и деятельности лю, дей. Экологическая культура предполагает наличие у человек; определенных знаний и убеждений, готовности к деятельности а также к выполнению практических действий, согласующихся с требованием бережного отношения к природе.

Формирование экологической культуры связано с усвоением студентами таких основополагающих знаний, как многообразие и сложность существующих в природе взаимосвязей между ее компонентами и элементами; целостность и единстве природы; изменение природной среды и возникновение качес­твенно новых природных комплексов; рациональное природой пользование и охрана природы.

Экологическое образование и воспитание должны быть ориентированы на то, чтобы человек знал не только требования и нормы поведения в природной среде и формально исполнял их но и осознавал их объективную необходимость, принимал как свои собственные. Формирование ответственного отношения студентов к окружающей природной среде связано с овладением не только системой знаний, но и с комплексом определенных умений, навыков, привычек. Их можно разделить на две следующие группы умений и навыков;

1) по изучению окружающей среды путем исследования и оценки ее состояния;

2) общественно-полезной деятельности по защите, уходу и улучшению окружающей среды.

Знания о нормах и правилах поведения в природной среде вызывает у студентов и перестройку сознания. Формирование осознанного отношения к природе накладывает отпечаток на целый комплекс объективных и субъективных факторов: жиз­ненный опыт, семья, общественное мнение, средства массовой информации и другие.

Важной психологической основой является личностная сто­рона убеждений: отношение к природе и оценка явлений, про­исходящих или производимых человеком действий, их мотивация, интересы, моральные принципы личности, уверенность м необходимости охраны природы и вера в то, что человечество осознает эту необходимость.

Экологически образованный человек не допустит стихийного отношения к окружающей его жизни, будет бороться против экологического варварства. В настоящее время остановить нарушение экологических законов можно только подняв на должную высоту экологическую культуру.

Одним из основных компонентов научного мировоззрения ется убеждение в необходимости охраны природы. Убежде­ния включают в себя мотивационную и эмоциональную стороны и реализуются в системе отношений к окружающей природе.

Любовь к природе — немаловажный фактор патриотического воспитания. Формирование экологического самосознания не может быть полноценным, если не будут учитываться мотивы гражданского долга и долга перед отечеством, народом, государством, потомками. Явно недооценивается формирова­ние возвышенных побуждений охраны природы по гуманистическим и эстетическим мотивам. В основе гуманистических Мотивов лежит проявление человеком доброты, стимулирова­ние природоохранительной деятельности. Чувство человечес­ки доброты необходимо воспитывать с детства. Если на это не обратить должного внимания, то люди вырастут эгоистами, Черствыми, жестокими и грубыми. Они утрачивают чувства сострадания не только к животным и растениям, но и к другим полям. В общении с природой следует воспитывать чувство ответственности за ее состояние. В связи с этим экологическое по< питание приобретает особое значение, оно формирует ответственное отношение к окружающей природной среде.

Человек, обладающий определенными экологическими зна­ниями и владеющий экологической культурой, который поможет не только прогнозировать результаты взаимодействия при­роды и общества, но и избежать экологической катастрофы на планете и таким образом будет способствовать формированию п развитию физически и нравственно здорового человеческого общества. Установлено, что никакие изменения глубинных социальных структур невозможны без изменения ценностных ориентиров, заложенных в культурной матрице соответствующего вида общества.

2.4.

Здоровый образ жизни

Характер жизни человека, его поведение и мышление, обес­печивающие охрану и укрепление здоровья, называют здоро­вым образом жизни. Это понятие предполагает рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий порядок бытия. Он основан на принципах нравственности и защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды, что позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Физическое здоровье - это естественное состояние орга­низма, обусловленное нормальным функционированием всея его органов и систем организма.

Психическое здоровье - это состояние полного душевно­го равновесия, умение владеть собой, проявляющееся ровным, устойчивым настроением, способностью быстро приспосабли­ваться к сложным ситуациям и их преодолевать, способнос­тью в короткое время восстанавливать душевное равновесие. Оно зависит от состояния головного мозга и характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памя­ти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

В результате научно-технического прогресса генофонд че­ловека оказался под угрозой "порчи и полома" с непредсказуе­мыми и катастрофическими последствиями. Этому также спо­собствует резкое увеличение нервно-психических стрессовых нагрузок на организм человека. В Европе 2% населения состав­ляют люди психически неполноценные, около 5% населения - это психопаты, а 10% - социопаты, которые не столько живут своей собственной жизнью, сколько интересуются чужой. От 2 до 9% детей посещают школы для умственно отсталых. Уве­личивается количество психических больных, ширится многообразиеие "болезней цивилизации" - антропогенных и экологических; растет число инфарктов, инсультов; происходит психофизическая, духовно-нравственная деградация человеческого

Психофизические нарушения связаны как с непомерной психической нагрузкой, разрушениями природных условий т. загрязнениями, так и с генетическими изменениями. Новые потребности и интересы овладевают человеческими и и душами, они оказываются все больше связанными никой и искусственностью человеческого развития. Есть основания полагать, что в последующих поколениях с неизбежностью будет воспроизводиться происходящая сейчас интеграция живого и техники (биосферы и техносферы). А это, вероятно, приведет к деформированию человеческого рода не только на социальном, но и на биологическом уровне. Таким образом, в условиях нарастания техногенной среды теряется способность природы к воспроизводству возобновляемых природных ресурсов, и, что особенно тревожно, приводит к нарушению способности человека как вида к воспроизводству. Человечество вступило в принципиально новую эпоху мировой цивилизации - эпоху выживания.             

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья являются сознательное отношение к труду, стремление к культуре, и, приятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой общечеловеческих качеств, которые и делают людей настоящими гражданами.

В современных условиях человечество уже не может раз­минаться без экологической ориентации во всех сферах жизни,и экономики до общественного сознания и культуры. Здо­ровье человека (эндогенная экологическая среда) связано со здоровьем биосферы (экзогенной экологической среды) через гелио- и геофакторы (радиация, температура, газовый состав, магнитное поле, состав воды и др.), а также через социальные факторы (промышленность, сельское хозяйство, архитектура и др.). Здоровье этих систем зависит от факторов, вызывающие загрязнение среды: экзогенной (атмосферы, воды, почвы, температуры, биогеоценозов, социальных условий) и эндогенной (кислорода, кислотности, осмотического давления, температур ры, обмена веществ, энергии, информации, психической сферы). Становится очевидным, что здоровье человека и биосферы надо рассматривать в комплексе - как здоровье единого орга-' низма, которое зависит от здоровья всех его частей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.162 (0.017 с.)