Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общинная жизнь и единство Церкви. Местные (локальные) соборы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Связь между Церквами выражалась на деле разными способами. Одним из важных способов общения был обмен разного рода посланиями. Так, св. Ириней Лионский уговаривал в своем послании Римского епископа Виктора, который неумеренно строго смотрел на обычай асийских церквей праздновать Пасху 14 нисана, смягчить свою позицию. Приведя письмо св. Иринея, Евсевий добавляет: «Он переписывался не только с Виктором, но и со многими главами Церквей по поводу поднятого вопроса» (Церк. ист. V, 24). Единство Церкви осуществлялось и через личные визиты представителей одной церкви в другую. Например, из того же письма св. Иринея известно о визите св. Поликарпа Смирнского в Рим при епископе Аникете (ок. 155-166(7) гг.). В середине III в. контакты с другими церквами через своих представителей активно осуществлял св. Киприан. Тем не менее к концу II в. такие единичные контакты между па-рикиями перестали удовлетворять нуждам времени. Высшим выражением церковного единства становятся местные (локальные) соборы. Епископы могли собираться, как правило, по двум причинам: или для поставления собрата на пустующую кафедру, или ради разрешения догматических и дисциплинарных вопросов. Все епископы (и подчинённые им епархии — епископии) обладали формальным равенством между собой. Однако соборы епископов проходили, как правило, в крупных провинциальных центрах империи (митрополиях) под эгидой местного епископа. Это способствовало возвышению отдельных кафедр над другими, что привело к появлению в конце эпохи гонений митрополичьих округов (провинций). Образец коллегиального руководства Церковью был дан ещё в апостольский век - таким образцом для всех последующих соборов стал собор апостолов в Иерусалиме. Из-за частых гонений соборы в то время не могли собираться регулярно и быть многочисленными по составу. В конце II в. заметным явлением церковной жизни стал ряд соборов о времени празднования Пасхи: в Риме, Кесарии Палестинской, Амастриде, Лионе, Эдессе, Коринфе и Эфесе. Чем выделялись эти города среди прочих, что именно они стали местом проведения этих древних соборов? Одни города, будучи крупными административными центрами, имели также крупные христианские общины (Рим, Коринф, Эфес), другие занимали видное место только в гражданском управлении (Кесария, Амастрида, Лион, Осроена). Таким образом, в скудных сведениях о первых соборах уже смутно проступает определённая тенденция начинающегося процесса церковной централизации: главный принцип — удобство организации, тогда как связь с особой церковной историей того города, вокруг которого идет централизация, второстепенна. Последующие соборы, состоявшиеся в течение III в. в Карфагене, Александрии, Иконии, Антиохии, Бостре, подтверждают этот вывод. Эти города являлись административными центрами провинций в различных областях империи. Среди этих соборов выделяется Карфагенский Собор, состоявшийся 1 сентября 256 г. От него сохранились первые по времени полные соборные акты (стенограммы заседаний). В этом Соборе принимали участие 87 епископов Проконсульской Африки под председательством св. Киприана Карфагенского, который и позаботился о ведении протоколов. Епископы решали вопрос о необходимости перекрещивания еретиков; Собор не был единодушным в своем решении, однако большинство присутствовавших высказалось в поддержку св. Киприана, который считал, что вне кафолической Церкви нет благодати крещения и всех приходящих к ней из ересей необходимо крестить заново. Интересные выводы дает сравнение актов Карфагенского Собора с процедурой слушаний римского сената. Оно выявляет большое сходство процедуры сената и Собора, так что епископский собор в середине III в. можно метафорически назвать епископским сенатом. Этот факт свидетельствует о готовности и даже желании Церкви заимствовать некоторые внешние формы политического и административного устройства позднеримской империи. Компетенция этих первых Поместных соборов была широка. На соборах решали вопросы догматические (борьба с монтанизмом, дело еп. Берилла Бострского и Павла Самосатского), еп. Бостры Аравийской (г. в Сирии), ок. 230-244 гг. О нем и его воззрениях известно из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (VI 33. 1-4). Придерживался еретических взглядов, проповедуя, что Иисус Христос не существовал до рождения как Личность, а был только в мысли Божественной, как предопределенный Искупитель. Божественность Иисуса Христа заключается лишь в духовном единении с Богом. В 244 г. в Бостре состоялся Собор, на к-ром Ориген в диспуте с Б. опроверг его воззрения. Тот осознал свои заблуждения и отрекся от них. Из Евсевия (Церк. ист. VI 20. 2) также известно о письмах Б. и др. работах. практические (празднование Пасхи), дисциплинарные (принятие в Церковь отступников и еретиков). Рост власти «первого епископа». Появление крупных церковных центров. Парикии, постепенно объединявшиеся на основе территориальной и этно-культурной близости в крупную церковную область, формировали устойчивые подразделения Древней Церкви. Они добровольно и без каких-либо формальных условий подчинялись руководству определённой епископской кафедры из их числа. Очень отчётливо этот центростремительный процесс виден в истории христианской Африки. Епископы отдельной общины или даже округа обращались с запросом к общине большого города (Карфагена) или к её епископу (Киприану). Как уже отмечалось, эти центры не всегда совпадали с главными городами гражданских провинций. Тем не менее города, претендовавшие на роль церковного центра, должны были обеспечивать удобство проведения соборов и последующее ознакомление отдалённых церковных общин с принятыми на них решениями. Такие города должны были быть достаточно крупными, имеющими развитые структуры гражданской власти. Они также должны были обеспечивать свободное сообщение с ближайшими парикиями данного округа. На авторитет кафедры могла оказывать влияние и местная церковная традиция - например, основание данной церкви одним или несколькими апостолами или выдающиеся качества одного из занимавших её епископов. Со временем эти традиционные (часто легендарные) представления уступили место факторам более практического свойства. Культурное и политическое значение города оказалось решающим для текущей соборной деятельности. Так, церковь Смирны, славная именем её предстоятеля, священномученика Поликарпа, в течение III в. теряет своё значение по сравнению с Эфесом, а слабый в политическом отношении Иерусалим уступает доминирование в церковной жизни Кесарии Палестинской - центральному городу римской провинции Палестина Первая. Все делопроизводство собора находилось в руках епископа митрополии, главного города провинции. Он рассылал на собор приглашения, председательствовал на нём, подводил итоги. Из истории карфагенских соборов видно, что св. Киприан подготавливал иногда даже соборные решения. Итак, крупные гражданские центры становятся удобными и для проведения соборов, и в качестве «узлов связи» одних частей христианского мира с другими. К концу III в. это приводит к тому, что власть первого епископа постепенно преображается из фактической, но неформальной в формальную и обязательную. Евсевий Кесарийский, говоря о начале гонения Диоклетиана, сообщает о борьбе за власть внутри Церкви, считая, что гонения попущены Богом за эти серьезные неурядицы: Всё пошло кое-как, само по себе, мы стали завидовать друг другу... а наши мнимые пастыри, отбросив заповедь благочестия, со всем пылом и неистовством ввязывались в ссоры друг с другом, умножали только одно — зависть, взаимную вражду и ненависть, раздоры и угрозы, к власти стремились так же жадно, как и к тирании тираны (Церк. ист. VIII, 7, 8). Церковные центры Востока, бесспорно установившиеся к концу III в., таковы (в алфавитном порядке): Александрия, Амасия, Амастрида, Анкира, Антиохия Сирийская, Арабела, Барата, Востра, Гангра, Гераклея Фракийская, Гортина (о. Крит), Иконий, Кесария Каппадокийская, Кесария Палестинская, Кизик, Коринф, Лаоди-кия Фригийская, Неокесария, Никомидия, Нисибис, Патера, Перга, Помпейополис, Родос, Саламин Кипрский, Сарды, Севастия, Таре, Тир, Фессалоники, Эдесса, Эфес. Особое место в этом списке занимал старый Иерусалим — Элия Капитолина. На Западе в это время крупных церковных центров было гораздо меньше: кроме Рима ещё только Арелат (во Вьеннской Галлии), Карфаген, Лугдун (Лион) и Медиолан (Милан). Содержание клира. Церковная десятина и благотворительность. Содержание церкви и клира в ранний период происходило только за счёт пожертвований верующих в форме так называемой «церковной десятины», т.е. десятой части доходов того или иного лица. Истоки десятины лежат в Ветхом Завете. Наиболее подробно иудейская десятина регламентируется в кн. Второзаконие. В апостольский период необходимость материального обеспечения Церкви через добровольные пожертвования неоднократно подчёркивается в посланиях ап. Павла (1 Кор. IX, 13-14; XVI, 2; 2 Кор. IX, 7) и в Дидахе (IV, 6-8; XIII, 1-7). Правда, речь здесь идёт не о десятой части доходов — вероятно, христиане отдавали на нужды Церкви кто сколько мог. Но начиная с III в. забытый было иудейский обычай жертвовать десятину оживает вновь. В так называемых Апостольских постановлениях (памятнике Ш- IV вв.) рекомендуется отделять десятину епископу и клиру (II, 26.1; XXXIV, 5; XXXV, 3), а также сиротам, вдовам, нищим и странникам (VII, 29; VIII, 30). Необходимость жертвовать Церкви десятину получает символическое обоснование: имя Иисуса начинается с еврейской буквы йод (греч. йота), имеющей числовое значение 10 (Апост. пост. II, 26.2). Таким образом, церковная десятина использовалась не только на содержание церковной иерархии, но и для целей благотворительности, т.е. поддержки малоимущих и труждающихся ближних. В ранней Церкви благотворительность по отношению к бедным была подтверждением жизни в духе, жизни согласно учению Христа. В книге Деяний говорится, что все братия «продавали имения и всякую собственность и разделяли всем смотря по нужде каждого» (II, 45). Первые христиане поддерживали сирот и вдов (ср. Иак. I, 27) — ведь женщины и несовершеннолетние дети, лишившись мужа или отца, оставались без всяких средств к существованию. В ранней Церкви вдовицы официально зачислялись в церковный чин (однако без рукоположения - ср. Апост. пост. VIII, 25), если удовлетворяли особым требованиям. Согласно ап. Павлу, церковная вдовица должна быть не менее 60 лет, бывшая женою одного мужа, известная своей нравственной жизнью (1 Тим. V, 9—11; повторено в Апост. постановлениях III, 1—3). Юридически вдовицы занимали промежуточное положение между клириками и мирянами, не относясь ни к тем, ни к другим (Апост. пост. III, 8.1). Вдовицы получали содержание от Церкви и должны были брать на себя аскетические обеты, в частности обет безбрачия. В IV в. если вдовица намеревалась вторично выйти замуж (не забудем, что её возраст в это время должен был превышать 60 лет), она отлучалась от Причастия вплоть до отказа от своего неуместного желания (Вас. Вел. прав. 24). О необходимости милосердия и помощи ближнему в один голос говорят все произведения раннехристианской литературы - Дидахе (IV, 5—8), Ерма в своём знаменитом Пастыре (III, 2), Апостольские постановления (см. выше). С тех самых пор и по настоящее время благотворительность является главнейшим социальным служением христианской Церкви. Семинар: "Апостольское Предание" св. Ипполита Римского http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Article/IppRim_ApPred.php 1.3.д. Церковная дисциплина, церковный суд и начало канонического права
Роль права в жизни Церкви. Каноническое право — это система юридических норм, регулирующих повседневную жизнь христианской Церкви. Юридические нормы в Церкви сформулированы в соборных и святоотеческих канонах ('правило'). Как же случилось, что богосозданный институт Церкви — Тела Христова — стал пользоваться столь земным и человеческим установлением, как право? Соотношение закона и Благодати в Церкви представляет собой одну из самых сложных проблем экклесиологии -богословской дисциплины, изучающей сущность Церкви, её миссию в земном мире. В христианстве, в отличие от древнего иудаизма, отношения человека с Богом не носят ярко выраженного правового характера. Благодатные дары Св. Духа, получаемые человеком в церковных Таинствах, по самой своей природе не могут быть ограничены правовыми нормами, ибо Дух свободен и «дышит, где хочет» (Ин. III, 8). Однако могут и должны подвергаться правовому регулированию отношения между самими христианами в рамках Церкви. В определённой степени это уступка несовершенству человеческой природы, на которую воздействует не только свет Христов, «просвещающий всех», но и проникающие в душу силы тьмы. Поэтому земная Церковь не может обойтись без правовых норм, как она не может обойтись и без даров Св. Духа. В самом деле, чтобы служить Евхаристию, необходимо знать, кто имеет на это право, а кто нет. Обязанности каждого служителя Церкви должны быть закреплены в особых правилах, иначе в богослужебной жизни воцарится хаос. Церковное имущество следует сохранять и приумножать, однако без правовых механизмов (договор купли-продажи, завещание, дарение) сделать это невозможно. Взаимоотношения между Церковью и государственными институтами также должны строиться по определённым правилам. Сама жизнь очень скоро поставила Церковь перед необходимостью выработать механизм контроля и управления своим повседневным служением. Возникновение полноценной системы церковного права было лишь вопросом времени. Важной общей чертой права и церковной дисциплины является то, что они не вмешиваются в сферу богословия, вероопределений, догматической полемики, ибо это сферы духовные, по своей природе не подверженные правовому ограничению. Право и дисциплина регулируют только форму церковного культа - чины богослужения, количество и порядок молитв, последовательность действий при совершении Таинств, условия поставления в священный сан, порядок постов и т.п. Богословское содержание всех этих действий ни право, ни дисциплина не рассматривают и не регулируют. Отцы Древней Церкви придавали большое значение правовому регулированию церковной жизни и церковного обряда. Довольно рано возникает такая форма преодоления церковных разногласий, как церковный собор (см. выше). На соборах (сначала локальных, затем Вселенских) решались важнейшие церковные вопросы, нашедшие отражение в канонах. Эти каноны представляют собой не только юридическое, но и важнейшее духовное наследие, оставленное нам отцами Вселенских и Поместных Соборов и учителями Церкви. Именно поэтому в первые века христианства слово «каноны», как правило, сопровождалось определением «священные». Изучение и применение этого наследия в повседневной жизни имеет важное значение для всех христиан — от иерарха до мирянина. Церковный обычай и каноническое право. Мы знаем, что церковные соборы стали принимать особые, обязательные только для Церкви юридические нормы (каноны) далеко не сразу. Более двух веков своей начальной истории (примерно до середины III в.) Церковь жила без канонов. Значит ли это, что Церковь жила без права, а значит, и без церковной дисциплины? Конечно нет. Начиная с самого раннего времени Церковь пользуется так называемым обычным правом, т.е. правом, основанным на традиции, обычае. Сначала обычное право проявлялось в форме следования авторитету апостолов — ведь первые распоряжения об устройстве христианских Церквей восходят именно к апостольской проповеди (Ап. собор в Иерусалиме). Затем в локальных Церквах были выработаны свои формы культа, особые церковные обычаи, которые передавались устным путём, без письменной фиксации в форме канонов. И лишь после того как Церковь распространилась по империи и в ней возникло многообразие литургических форм и традиций Церковной дисциплины, возникла необходимость упорядочить их и привести к единообразию. Сделать это можно было только через их запись и сообщение им соборного авторитета. Так появились первые каноны локальных соборов, в которых нашли отражение местные традиции. Затем, уже на Вселенских Соборах, некоторые из этих традиций были распространены на всю Церковь, а другие официально отменены. Во многих случаях церковные каноны являются единственными источниками наших знаний о тех или иных церковных лицах и событиях. Отражение в канонах Поместных Соборов древних литургических и правовых традиций позволяет судить о региональных особенностях церковной жизни в отдаленных провинциях Византийской империи. Терминологический и юридический анализ канонов позволяет проследить становление и развитие церковно-юридической мысли и уточнить тёмные места в отдельных церковных правилах. Наконец, канонические послания православных иерархов, вошедшие в сборники канонов, содержат важнейшие сведения о путях решения тех или иных духовных, догматических и дисциплинарно-юридических вопросов, которые занимали Церковь в разные эпохи её существования. Всё это определяет важнейшее значение церковных канонов как источника истории Древней Церкви. Формирование системы епископского суда. Право местного епископа вершить церковный суд над своей паствой формируется в 1—111 вв. Право епископа судить свою паству восходит к словам ап. Павла о необходимости принимать суд от «мудрых» членов общины: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых? Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные <дела>? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более <дела> житейские?А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете <своими судьями > ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?Но брат с братом судится, и притом перед неверными (1 Кор. VI, 1—6). Первые упоминания о епископском суде встречаются в источниках III—IV вв. — например, в «Апостольских постановлениях»: Итак, восседай в церкви, изрекая приговор, как имеющий власть судить согрешивших, ибо вам, епископам, сказано: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. XVIII, 18). Поэтому верши суд, епископ, с властью, как Бог, но кающихся принимай — ибо Бог есть Бог милости. Укоряй согрешающих, вразумляй не исправляющихся, призывай стойких не оставлять добрых <дел >, кающихся принимай, ибо Господь Бог клятвенно пообещал дать прощение кающимся в том, в чём они прегрешили (II, 11. 2-12.1) Здесь же подробно говорится о правилах и процедуре епископского суда (II, 37-43, 47-53). Суд должен происходить по понедельникам, чтобы спорящие стороны успели примириться до следующей воскресной евхаристии, епископу во время суда помогают диаконы и пресвитеры. Судопроизводство строилось по образцу светского состязательного процесса с выступлением обеих сторон и выслушиванием свидетелей. При вынесении приговора следовало учитывать образ жизни и моральный облик каждого из участников тяжбы. Целью церковного суда было не наказание виновных, а примирение сторон. Формирование системы церковных наказаний. Публичное покаяние. В зависимости от тяжести проступка и усердия в его исправлении раннехристианское церковно-каноническое право сформировало к III в. систему «малого отлучения» от Церкви. В классической форме она состояла из четырех последовательно сменяющих друг друга ступеней публичного покаяния: 1) плачущие. должны были в течение всей церковной службы пребывать вне храма, на паперти, слезно умоляя входящих помолиться за них; 2) слушающие допускались в церковный притвор, где пребывали вплоть до прочтения Евангелия, выслушав которое обязаны были покинуть храм; 3) припадающие имели право проходить внутрь храма далее притвора, но были обязаны стоять на коленях и по окончании литургии оглашенных покинуть храм; 4) стоящие с верными имели право присутствовать на литургии, но не допускались к причастию. Прохождение публичного покаяния по этим четырём ступеням, на каждую из которых полагался определённый канонами срок (от одного года до нескольких лет), было широко распространено в ранней Византии, а также на Западе. Оно регламентировано многочисленными каноническими установлениями — решениями Вселенских и Поместных Соборов, канонами отцов Церкви. Церковное наказание тогда, как и в наши дни, называлось епит и мией (от греч. 'наказание'). Правом налагать на кающегося грешника епитимию (в просторечии — епитимью) обладал епископ. Помимо указанных выше правил публичного покаяния епитимия состояла в более или менее строгом посте (в зависимости от тяжести содеянного), особом молитвенном правиле и (возможно) благотворительности в пользу нищих. Кающиеся не допускались к причащению Св. Тайн в течение всего срока епитимий — только для умирающих делалось исключение. Срок определялся епископом, однако в случае явного исправления и демонстрации плодов покаяния время епитимий могло быть сокращено (а в случае повторения греха, наоборот, увеличено). Продолжительность и режим епитимий за грехи складывались стихийно и даже в классическом каноническом праве носят рекомендательный характер. Ведь любому опытному педагогу понятно, что разным людям за один и тот же проступок нельзя назначать одинаковое наказание из-за неизбежного различия мотивов, обстоятельств и последствий. Именно по этой причине даже в современном уголовном законодательстве можно нередко наблюдать не один, а много вариантов наказания за одно преступление: столько-то лет лишения свободы, или такой-то срок административного ареста, или такой-то денежный штраф. Епископ при назначении наказания выступал не просто как педагог-воспитатель, но как врач, излечивающий душу от греховной болезни. Об этом находим прекрасные слова, обращённые к епископу в «Апостольских постановлениях»: И вот ты, как сострадательный врач, излечивай всех согрешивших, прибегая к целительным рецептам, не только ампутируя и прижигая огнём или едкими зельями, но и перевязывай, налагай бинты и впрыскивай приятные снадобья для заживления ран, омывая <их> утешительными речами (II, 41.5-7). Контрольные вопросы по теме 1. Чем отличается церковное право от церковной дисциплины? 2. Какой характер носило церковное покаяние во II—III вв.? Из каких ступеней оно состояло? В чём состоит сущность церковного наказания — епитимий? 3. Какой смысл имел термин «ересь» во времена апостолов? В последующее время? Как следует оценивать появление ересей в Церкви — положительно, отрицательно или неоднозначно? 4. Какова была экклесиологическая проблематика споров III в. о крещении еретиков? Дополнительная литература по теме Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. II. Минск, 2004. С. 501—509 (спор о крещении еретиков). Иванов М.С. Ересь// ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 598-603 (598-599). Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. 2. М., 2009. С. 654-660 (гл. «Покаяние в Древней Церкви»). Максимович К.А. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. Право и Церковь // ПЭ. Т. VIII. М., 2004. С. 181-188. Павлов А.С. Курс церковного права... читанный в 1900-1902 г. СПб., 2002. С. 32-37. Пашков Д., свящ. Два взгляда на действительность таинств у инославных христиан // XVII богословская конференция ПСТГУ. Т. I. М., 2007. С. 146-152. Суворов Н.С. Объём дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период вселенских соборов. М., 1906. С. 78—87. Цыпин В., прот. Епитимия // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 533-535.
Билет 13.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.048 с.) |