Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Восприятие христианства в римском обществеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Религиозная ситуация в Римской империи времён раннего принципата (I в.) благоприятствовала распространению христианства. Империя была толерантна к верованиям других народов и не навязывала никому языческих ритуалов римского образца. Главной причиной этого было то, что язычники римляне осознавали своё весьма скромное место в культуре Средиземноморья, более того — у них даже был некоторый комплекс неполноценности по отношению к наиболее культурным народам того времени - грекам и египтянам (ср. Вергилий. Энеида, VI, 847-851). Уважение Рима к восточной культуре переносилось и на экзотические древние культы. Очень рано в Риме начинают распространяться заимствованные из Греции, Малой Азии и Египта разнообразные мистерии - Диониса (Вакха), Исиды, Сераписа, Митры, Кибелы и многих других богов. Среди образованных римлян посещать различные восточные мистерии стало своего рода модой, элементом престижа. Отеческие римские боги почитались только в сельской местности, а также в рамках государственного культа Юпитера Капитолийского, Марса, Весты, Януса и некоторых других богов. Начиная с Октавиана Августа, при котором римский сенат официально обожествил погибшего Юлия Цезаря, с конца I в. до Р.Х. в римский государственный культ вводится также почитание «гения» принцепса. Слово «гений» (лат. Genius) в древности имело совсем не тот смысл, который оно имеет в русском языке. Genius - это весьма загадочное римское понятие «духа» или «родовой сущности» (ср. корень gev - 'рождать'), существующей в тесной связи с личностью человека, но не тождественной ей. Видимо, речь идёт о некоем духовном «двойнике», который не умирал со смертью своего носителя, а продолжал существовать в идеальном мире. Римская терпимость к чужим обрядам, более того — активное усвоение восточных культов сыграли на руку новому учению. Уже из апостольских Деяний видно, что римские наместники не очень вникали в тонкости полемики христианства с иудаизмом, поскольку для них религиозные вопросы не имели большого значения. Граждане империи имели право почитать любых богов — главное, чтобы они при этом не нарушали общественный порядок и не пытались отделить от империи свои земли (с такими римляне всегда расправлялись быстро и беспощадно). Мирный характер апостольской проповеди, христианские принципы любви, самопожертвования и моральной чистоты нисколько не угрожали государству и потому не могли вызвать сколько-нибудь активного противодействия имперских властей. Не могли — однако время от времени конфликты с властями у христиан возникали, хотя и не по их, христиан, вине. Дело в том, что на первых порах римляне очень плохо отличали христиан от правоверных иудеев. Поэтому довольно долгое время римляне воспринимали христиан как иудейскую секту и приписывали христианам те же грехи, в которых они упрекали иудеев, — гордость, нетерпимость к другим культам, замкнутость и неприязнь к непосвящённым. Что касается образованного слоя язычников — философов, писателей, риторов, — то их отношение к новому учению характеризовалось критицизмом и пренебрежением к христианам, которые не имели в массе своей хорошего образования и престижных профессий, не умели гладко рассуждать согласно логическим категориям Аристотеля, не понимали тонкой диалектики диалогов Платона, зато регулярно собирались на свои таинственные вечери и молились непонятному Богу- «помазаннику» со странным именем Иисус. Культурные язычники не принимали всего этого всерьёз — к тому же по причине огромного разнообразия религиозной жизни в языческой империи они, видимо, и не испытывали особого желания разбираться в тонкостях христианского вероучения, называя его «суеверием», «предрассудком» и прочими словами, которыми люди часто называют то, что не могут понять и оценить по достоинству. Так, крупнейший римский историк начала II в. Корнелий Тацит в рассказе о гонениях при императоре Нероне (54—68 гг.) после пожара в Риме (64 г.) обвиняет христиан в «позорных делах», называет христианство «зловредным суеверием», «пагубой». Христиан, по Тациту, в Риме не любили якобы за «ненависть к человеческому роду». Разумеется, никаких конкретных, доказанных судом преступлений в вину христианам поставить было невозможно — поэтому такие преступления приходилось им приписывать. Язычники не только упрекали христиан в различных бессмысленных и даже вредных, по их мнению, поступках - были также опыты концептуальной философской полемики с христианством. Так, философ второй половины II в. Цельс написал целый трактат, в котором последовательно, с разных точек зрения пытается опровергнуть христианское вероучение. Трактат Цельса «Правдивое слово» до нас дошёл лишь в пересказе великого христианского апологета и богослова Оригена (ок. 185 — ок. 254 гг.). Трактат состоял из четырёх частей, и его целью было показать христианам недопустимость отказа от официального языческого культа. Для этого Цельс частью с позиций «здравого смысла», частью опираясь на идеи античной философии пытается показать неоригинальность, вторичность христианского учения и его совместимость с язычеством. Примечательно, что в первой части своей книги Цельс спорит с христианами как будто с точки зрения иудеев (рассуждение ведётся от лица еврея), затем он переходит на позиции язычества. Третья часть книги содержит любопытные сопоставления отдельных тезисов христианской доктрины с идеями языческих философов, прежде всего Платона. Интересно, что для Цельса только безусловно и абсолютно новое учение заслуживает уважения. Стремлением к «новизне», «оригинальности» эллинская философия того времени была пронизана так сильно, что любое сходство с чем-либо известным, уже бывшим, тут же охлаждало интерес язычников. Так, например, афиняне, когда к ним прибыл ап. Павел, «ни в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. XVII, 21). Согласно замыслу Цельса, следовало посеять в умах христиан представление о вторичности их веры, её зависимости от языческих предшественников. Таким образом Цельс рассчитывал уронить авторитет этого учения в глазах как самих христиан, так и симпатизирующих им язычников. Однако план Цельса не оправдался. Поскольку он совершенно не понял сути учения, его полемика оказалась весьма поверхностной. Абрам Борисович Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/RANOWICH/firstpri.txt
Другой антихристианский полемист, античный сатирик и вольнодумец Лукиан из Самосаты (Сирия) (ок. 125 — после 185 г.) известен как автор сатирических произведений о шарлатанах-проповедниках («О смерти Перегрина», «Александр, или Лжепророк»), в которых упоминаются христиане (последний памфлет Лукиан посвятил своему другу Цельсу — вполне возможно, тому самому философу, речь о котором была выше).
«О смерти Перегрина»http://krotov.info/acts/02/03/lukian_61.htm
Из сочинения Лукиана «Александр» можно сделать вывод, что иногда христиан считали обычными безбожниками и ставили рядом с не верящими в олимпийских богов атеистами — в частности, с вульгарными эпикурейцами, адептами грубо понятого учения эллинского философа IV в. до Р.Х. Эпикура. Разумеется, христиане не считали себя безбожниками, однако никто из язычников не хотел разбираться в их учении — для их осуждения как безбожников достаточно было и того, что они не чтили римских богов. Интересные (и во многом скандальные) сведения о восприятии христиан язычниками содержит апологетический диалог «Октавий». Его автор, христианин Марк Минуций Феликс, жил, по всей видимости, во второй половине II в. В «Октавии» он выводит образованного римского язычника Цецилия, устами которого оглашает целый ряд претензий язычников к христианам. Из речи Цецилия мы узнаём о самых причудливых римских сплетнях, в которых отразилось представление обывателя о «жалкой, запрещённой, отчаянной секте» христиан. Так, слухи о тайных трапезах, на которых раздавалось освящённое вино, стали основанием для обвинений христиан в пьянстве, а участие христиан в «вечерях любви», агапах, порождали упрёки в сексуальной распущенности. Для язычников, многие мистерии которых в самом деле напоминали разнузданные оргии, было непонятно, как можно любить ближнего не в грешной плоти, а «в духе». Принесение христианами в жертву Агнца возбуждало подозрение в кровавых, в том числе человеческих, жертвоприношениях. Мракобесие, подозрительность, склонность к чудовищным сплетням и полное равнодушие к истине - все эти черты городских обывателей-язычников ярко демонстрировали тот духовный упадок, в котором пребывала империя в первые десятилетия существования Церкви Христовой.
«Октавий» http://krotov.info/acts/02/03/octavius.html
Таким образом, несмотря на терпимость язычников к самым разным, в том числе восточным, культам, христиане вызывали к себе неприязнь населения вследствие особой закрытости своих обрядов, воздержания от языческих зрелищ и увеселений, пренебрежения официальным государственным культом, полного воздержания от совместных с язычниками жертвенных пиршеств. Это в целом негативное отношение к христианам создавало ту социально-психологическую атмосферу, в которой при поддержке широких кругов языческого населения постепенно формировалась антихристианская, репрессивная политика государственной власти.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.192.214 (0.01 с.) |