Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие канонического и светского праваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Уже в V в. церковные каноны приближаются по своему статусу к законам государства. В VI в. Юстиниан окончательно придал церковным канонам (прежде всего канонам Вселенских Соборов) силу государственного закона (Сод. 11181.1, 3. 44; ноу. 1ш1. VI, 1.8; СХХХ1, 1). С официальным принятием христианства в систему светского права вводятся новые элементы. Так, в дополнение к светским законам и церковным канонам появляется новый тип императорских конституций - так называемые «божественные законы», т.е. императорские постановления о Церкви. В преамбулах к новеллам VI и СХХХУП Юстиниан Великий провозглашает, что император обязан заботиться о хранении истинных догматов веры и чести священников, наблюдать за исполнением не только общегражданских и «божественных законов», но и церковных канонов. Взаимодействие канонического и светского права не ограничивалось влиянием первого на второе. Светское право также сыграло важную роль в формировании церковных институтов. Так, по-видимому, влиянием светского права можно объяснить появление в Церкви института апелляционного суда (Ант. 12, Сард. 3-5; Халк. 9, 17), процедура заседаний Вселенских и некоторых Поместных Соборов была фактически скопирована с процедуры заседаний римского сената. Христианизация гражданского права. В светском праве Византии были предусмотрены ограничения в правах для лиц, не являющихся членами Церкви - еретиков, раскольников, отступников, отлучённых. Отступники от христианства лишались права выступать свидетелями в суде, наследовать по завещанию, совершать акт дарения, а отпавшие от христианства в иудаизм наказывались конфискацией имущества. Запрещалось любое отчуждение (продажа, дарение и т.д.) имущества православных общин в пользу еретиков или иноверцев. Еретики лишались права занимать официальные должности, быть адвокатами и участвовать в местном самоуправлении. Дети православных родителей, ставшие еретиками, получали юридический статус «неблагодарных» с вытекающими из этого последствиями, предусмотренными римским наследственным правом (нов. СХУ, 3.14). Имущество еретиков наследовалось, независимо от их последней воли, только их православными детьми или родственниками, а при отсутствии таковых отходило государству. В области семейного законодательства влияние христианства и Церкви было не менее сильным, чем в вещном праве. При Юстиниане введен запрет брака между духовными чадами и родителями (Сое. 1ш1. V, 4.26.2), позднее распространённый также на брак духовных родителей с физическими родителями новокрещённого (Трул. 53). Вопрос о допустимости браков в зависимости от степени родства впоследствии стал одной из тем византийских трактатов по каноническому праву. Были также запрещены браки между христианами и иудеями (Сой. 1ш1. I, 1Х.6; Халк. 14), а также между православными и еретиками (Лаод. 31). Жёнам еретиков, которые сами привержены ереси, запрещалось получать приданое и пользоваться связанными с ним преимуществами вплоть до отказа от ереси (Моу. 1ш1. С1Х). При уклонении одного из супругов в ересь брак подлежал расторжению. Если же один из супругов, живших ранее вне веры и Церкви, обращался в православие, такой брак предписывалось сохранить согласно указанию св. ап. Павла: «неверующий муж освящается женою верующею» (1 Кор. VII, 14; ср. Трул. 72). Детей, родившихся от смешанного брака, следовало крестить в православие (Халк. 14; Сод. 1ш1.1, 5.18.8). Согласно каноническому праву, из церковнослужителей могли вступать в брак после рукоположения только чтецы (анагносты) и поющие на клиросе (псалты) (Апост. 26; Трул. 6, 12, 13; Неокес. 1; Карф. 20, 34 (25)). Прочие клирики (диаконы и священники) имели право жениться лишь до рукоположения (Трул. 6), а епископам в некоторых локальных Церквах начиная с V в. официально предписывалось «воздержание от своих жён» (ср. Карф. 34 (25): «и да будут яко не имеющие их»). Целибат епископов, установленный на Карфагенском Поместном Соборе 419 г., был закреплён в канонах Трул. 12 и 48 (691—692 гг). Церковнослужителям запрещалось также вступать в брак с иноверцами или еретиками, если только последние не пообещают перейти в православие (Халк. 14; Лаод. 10; Карф. 21). Вопросы семейной жизни духовенства подробно регламентировал Трулльский (Пято-Шестой Вселенский) Собор 691-692 гг., оказавший затем значительное влияние на имперское законодательство о браке (например, в «Эклоге»). Христианизация уголовного права (К.А. Максимович). Язычникам и иудеям запрещалось под угрозой крупного штрафа иметь рабов-христиан, а за обрезание раба-христианина хозяину-иудею грозила смертная казнь (Евсевий Кес. Жизнь Конст. IV, 27; Сой. 1ш1.1, 9.16; 10; Нов. XXXVII, 7). Начиная с 354 г. регулярно издаются эдикты, налагающие запрет на языческие культы под страхом смерти (§1айю иНоге) (Сой. 1и81.1, 11). Для отступников от христианства, еретиков и сектантов первоначально предусматривались административные наказания — штрафы и другие поборы в пользу государства (Сое. 1и§г. I, 5.1; 7.1). Начиная с 380 г. еретики и сектанты подвергаются уголовным наказаниям. Под страхом смерти им было запрещено устраивать собрания, рукополагать священников, крестить, участвовать в хозяйственной деятельности (Сое. 1и81.1, 5.14). Таким образом, Византийское государство в лице императора не только осуществляло верховную власть над имперской Церковью, но и тщательно заботилось о соблюдении церковного благочиния, укреплении христианской морали, поддерживало единство Церкви, её авторитет и влияние в массах. Такая политика в большей или меньшей мере была свойственна всем императорам (кроме, пожалуй, Юлиана), независимо от их православных или еретических убеждений. Для императоров Церковь и государство были едины если не по своей природе, то по крайней мере по своим задачам. Это единство нашло яркое выражение в системе византийского права, объединившей в себе право государства и право Церкви. Таким образом, между Церковью и государством со временем сформировалось относительно гармоничное единство — так называемая «симфония» (см. выше, с. 219). Теория церковно-государственной «симфонии» и проблема «цезаро-папизма» Юстиниана. В основу своей церковной политики Юстиниан положил впервые сформулированный им в преамбуле VI новеллы (535 г.) принцип «симфонии» (греч. гармония, созвучность; соглашение, договор) между церковной и государственной властью, «священством» и «царством». Величайшими у людей дарами Божиими, данными свыше по человеколюбию, являются священство и царство. Первое служит делам божественным, второе начальствует и наблюдает над делами человеческими; и то, и другое происходит от одного начала и гармонично обустраивает жизнь человеческую — и ничто так не важно для царствующих, как почёт иереев, которые за них вечно молят Бога. Ибо если первое будет совершенно безукоризненным и удостоится у Бога благорасположения, а второе будет по справедливости и подобающим образом обустраивать порученное ему государство, то наступит некая благая гармония, которая обеспечит все какие ни есть блага роду человеческому. Поэтому мы усерднейшим образом печёмся как о догматах божественной истины, так и о почёте иереев, при наличии и вследствие которого, мы уверены, нам будут дарованы от Бога великие блага — причем те из них, которые уже имеются, мы сохраним в целости, а те, что мы до сих пор не получили, приобретём. Но всё это может совершиться по-доброму и подобающим образом только если делу будет положено достойное и богоугодное начало. А оно, как мы полагаем, возможно лишь при соблюдении священных канонов, каковое нам заповедали истинно воспеваемые и поклоняемые самовидцы и сподвижники Бога и Слова — апостолы, а святые отцы сохранили и протолковали. Юстиниан и «политическая ортодоксия» в Византии. В обобщающем труде «Византийское тысячелетие» (Мюнхен, 1972) крупнейший немецкий византинист Х.-Г. Бек предложил для описания церковно-государственных отношений в Византии термин «политическая ортодоксия» (роийзспе ОйЬос1ох1е). Согласно Беку, «политическая ортодоксия» - это неразрывная внутренняя связь государственной власти с православным христианством, а также согласование императорской политики по отношению к Церкви с высшими интересами государства. Формирование этого типа церковно-государственных отношений началось в правление Константина Великого, однако окончательно эта система складывается только при Юстиниане. На протяжении IV—VI вв. постоянно возрастала руководящая роль императоров в Церкви, достигнув при Юстиниане своего наивысшего развития. Даже догматические вопросы, ранее не входившие в компетенцию императора, Юстиниан сделал своей личной прерогативой. Церковный собор 536 г. однозначно провозгласил: «Против воли и приказа императора в Церкви вообще ничего не может происходить». Неустанные труды Юстиниана по возрождению Римской империи, надлежащей организации церковной жизни, восстановлению единства Церкви, строительству монастырей и храмов (в том числе чуда света — Великой Церкви св. Софии в Константинополе) снискали ему огромное уважение современников и потомков. Православная Восточная Церковь по праву причисляет его к сонму святых. Выводы. Итак, сформировавшиеся при Константине Великом отношения Церкви и государства явились образцом для их развития в последующие два столетия, приняв к VI в. форму «симфонии», т.е. гармоничного сотрудничества и «политической ортодоксии», т.е. полного совпадения интересов Церкви и государства. Покровительство, оказываемое Церкви государственной властью, постепенно укрепляло позиции христианства в империи. Уже во второй половине IV в. прежний языческий культ теряет официальный статус, в конце IV — начале V в. христианство становится единственной официальной религией. С официальным запрещением языческого культа при Феодосии I и его преемниках Аркадии и Гонории империя в начале Vв. окончательно становится христианской. Христианская Церковь, со своей стороны, постепенно превращается в Церковь имперскую и становится при Юстиниане I важнейшим после императора имперским институтом, полностью встроенным в правовую систему государства. Таким образом, главным содержанием церковной истории IV -VI вв. является постепенное «воцерковление» языческой империи и трансформация Церкви из угнетённой и гонимой в Церковь имперскую и торжествующую. Контрольные вопросы по теме 1. Как развивались отношения Церкви и государства в правление сыновей Константина Великого? 2. Когда и почему Римская империя официально становится христианской? 3. Какова была роль церковных вопросов в законодательной деятельности Феодосия II? Какие изменения произошли в этом отношении в правление Юстиниана I? 4. Каковы были главные направления церковной политики при императорах Зиноне и Анастасии? Что такое «Энотикон» Зинона, какова была его цель? 5. Почему между Римом и Константинополем при папе Феликсе возник раскол? Когда и каким способом удалось его преодолеть? 6. Какие задачи ставил перед собой имп. Юстиниан I в своей церковной политике? 7. Б чём суть церковно-государственной «симфонии»? 8. Что такое «политическая ортодоксия» по Х.-Г. Беку? Дополнительная литература по теме Белякова Е. В., Щапов Я.И. Новеллы императора Юстиниана в русской письменной традиции. К истории рецепции римского права в России. М., 2005. Величко А.М. Политико-правовые очерки по истории Византийской империи. М., 2008 (2-е изд.). С. 29-64 («Политический идеал Византии»). Геростергиос А. Юстиниан Великий — император и святой. М., 2010. Грацианский М.В. Акакианская схизма // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 362. Грацианский М.В. «Православная партия» и приход к власти императора Юстина I (518 - 527 гг.) // ВВ. Т. 66 (91). 2007. С. 125-145. Грацианский М.В., Этингоф О.Е. Анастасий I // ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 245-246. Император (без авт.) // ПЭ. Т. XXII. М., 2009. С. 393-406. Курганов Ф.А. Отношения между церковною и гражданскою властью в Византийской империи (325—565 гг.). Казань, 1880. Переизд.: §иЪ&М1а ВугаМша Ьиак Оре 11ега1а, уо!. XV. Ье1ргщ, 1983. С. 145-720 (Отношения Церкви с государством от Константина до Юстиниана I). Максимович К.А. К интерпретации понятия церковно-государственной «симфонии» в VI новелле Юстиниана // XXI богословская конференция ПСТГУ. Материалы. 2010. М., 2011. С. 160-163. Храпов А.В. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. Империя и Церковь от Константина Великого до Юстиниана // ПЭ. Т. VIII. М., 2004. С. 162-170. ЧупрасовА.В. Вигилий, папа Римский // ПЭ. Т. VIII. М., 2004. С. 117. Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. III. Никейское и посленикей-ское христианство. 311-590 г. по Р.Х. СПб., 2007. С. 33-54.
Билет 11. Эдикты имп. Юстиниана о трех главах. Оппозиция Запада. Папа Вигилий. Пятый Вселенский Собор в Константинополе в 553 году: состав, ход заседаний. Осуждение Феодора Мопсуестийского и сочинений Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Следствия Пятого Вселенского Собора. Волнения и расколы на западе из-за V Вселенского Собора.
Осуждение оригенистов. V Вселенский Собор 553 г. и его итоги. Одной из попыток Юстиниана привести монофизитов к единству с поддерживаемой императором Православной Церковью стал V Вселенский Собор. В некотором смысле это был уже весьма запоздалый акт, который должен был показать монофизитам верность халкидонитов учению св. Кирилла. Поводом к этому послужило гонение, которое Юстиниан предпринял по просьбе св. Саввы Освященного (439-532 гг.) против отколовшихся от него монахов-оригенистов под руководством аввы Нонна. Ориген, видный богослов III в., уже неоднократно становился поводом для церковных смут. Возвышаясь над всеми богословами своего времени, уже к концу IV в. он стал выглядеть слишком экстравагантным и эллинистичным. Одним из последних оплотов оригенизма стала Новая Лавра, возрождённая под руководством аввы Нонна (ум. в 547 г.). Борьба с оригенизмом в Палестине стала поводом для визита св. Саввы Освященного в 531 г. к имп. Юстиниану, что привело к двум императорским эдиктам против авторитетных у этих монахов авторов - Оригена и Евагрия (533 и 543 гг.) и осуждению последних на соборе 545 г. в Константинополе. Вопрос о том, произошло ли осуждение Оригена и Евагрия на V Вселенском Соборе, остаётся открытым, однако долгое время, в том числе сразу после Собора, оно не вызывало сомнений. Анафематизмы, представленные Юстинианом, можно разделить на три группы: 1) против оригеновской христологии (воплотился не Бог Логос, а непадший предсуществовавший дух), 2) антропологии (первоначальное творение нематериальных духов, которые вследствие своего падения стали различными существами нашего мира) и 3) эсхатологии (апокатастасис, учение о конечном восстановлении всех падших существ, в том числе и дьявола, в состояние изначальной безгрешности). Эти мнения, которые встречаются в сочинении Оригена «О началах», были распространены среди палестинских монахов. Таким образом, осуждение Оригена и Евагрия было вызвано деятельностью их последователей, которые смогли сохранить их идеи в течение столетий, хотя и несколько изменив их первоначальное содержание в сторону большей эллинизации. Палестинский монашеский оригенизм стал прибежищем внутри Церкви того типа людей, которые во II—IV вв. были увлечены гностицизмом. Итак, Феодор Аскида подал императору мысль (довольно дельную, если рассматривать её изолированно от сложившейся ситуации), что одной из важнейших причин, по которой монофизиты так противятся Халкидонскому Собору, является якобы уклонение халкидонитов в несторианство. По Феодору, несмотря на осуждение Нестория, халкидониты признают богословскими авторитетами Феодора Мопсуэстийского и Феодорита Кирского — учителя и защитника Нестория. Поэтому халкидонитам необходимо ясно выразить осуждение их идей. Около 544 г. Юстиниан, по предложению Аскиды, издал указ, в котором содержались так называемые «Три главы» (т.е. три пункта, параграфа с осуждениями конкретных лиц и произведений): 1) послание Ивы Эдесского (435—445 гг.) (сирийский богослов, близкий к несторианству) к Маре Персу, в котором соглашение 433 г. между св. Кириллом и антиохийцами толковалось как признание Александрийским архиепископом своей неправоты, 2) антикирилловские творения Феодорита Кирского и 3) личность и все творения Феодора Мопсуэстийского. Под этим указом должны были подписаться все православные епископы, начиная с патриархов. Указ вызвал большое волнение среди епископата. Дело в том, что у Феодора Мопсуэстийского на Востоке было всё ещё много почитателей, и при этом, разумеется, не несториан (их давно уже вытеснили за пределы империи), а халкидонитов. К тому же неприятие вызывала сама идея, что следует осудить человека давно умершего, причём в мире с Церковью. Все главы восточных Церквей, начиная с наиболее приближенного к Юстиниану Мины Константинопольского (536-552 гг.), поставили свои подписи под этим документом только под давлением со стороны власти. Они рассматривали это движение как первую попытку ревизии решений IV Вселенского Собора и надеялись на помощь Запада, который всегда был консервативен в церковных делах. И действительно, реакция Запада была весьма негативной. Прежде всего, римские представители в Константинополе изначально выступали против указа и вместе с главами восточных Церквей старались настроить таким же образом папу Вигилия. Ведущий богослов Запада Фульгенций Ферранд по поручению папской курии написал сочинение, в котором подробно рассмотрел юстинианову идею и отверг её по двум причинам: 1) нельзя осуждать мёртвых братьев, 2) не следует начинать пересмотр идей Халкидона. Такое мнение о затее Юстиниана стало господствующим на Западе. Для усмирения церковного Запада Юстиниан решил пригласить в Константинополь папу Вигилия (537—555 гг.), который был первым из числа «византийских пап», т.е. пап того времени, когда Рим входил в состав Византии (до оккупации лангобардами в 751 г.). Своим назначением Вигилий был лично обязан Юстиниану и особенно Феодоре. Зная настроение паствы, Вигилий в течение двух лет добирался до Константинополя, по дороге собирая наказы не предавать Халкидонский Собор. Вскоре по прибытии, в 547 г., папа, по совету своих сторонников, осудил и низложил патр. Мину и всех, кто подписал Три главы (за невозможностью осудить самого Юстиниана). Мина ответил тем же. Состояние взаимного отлучения продлилось пять месяцев. В течение этого времени на папу оказывалось сильное давление со стороны Феодоры. В конце концов папа восстановил общение с патриархом и подписал тайные обязательства содействовать проведению императорского указа. В 551 г. Юстиниан почувствовал себя увереннее и выпустил в форме эдикта новое «Исповедание правой веры» с 13 анафематизмами в адрес Ивы, Феодорита и Феодора. Это исповедание он повелел выставлять на обозрение верующим в церквах. Вигилий, не согласный с таким крутым поворотом дел, собрал новое большое совещание епископов (восточных и западных), на котором просил их убедить Юстиниана, чтобы он отозвал «Исповедание» до того времени, пока латинские епископы не выскажут своего мнения. Однако папа не встретил поддержки — более того, епископы вскоре низложили защитника Трёх глав Александрийского архиеп. Зоила. Расстроенный Вигилий был вынужден пойти на демонстративный шаг — он воспользовался убежищем в храме св. Петра. Там он составил отчёт о произошедших событиях, низложил Феодора Аскиду, которого считал главным виновником этого необычайно досадного конфликта, и отлучил Мину Константинопольского. Это послание было сокрыто как от народа, так и от Юстиниана и должно было являться ответным ударом императору, если тот решится на серьёзные действия против папы. Юстиниан был раздражён метаниями папы и предпринял (неудачную) попытку насильственно извлечь Вигилия из священного убежища. Это привлекло нежелательное внимание народа. Пришлось выманивать папу из храма клятвами и обещаниями, и, хотя сам Юстиниан так и не дал папе личных гарантий безопасности, которые тот просил, Вигилий всё же вышел из своего ненадёжного пристанища только для того, чтобы к концу года под гнётом неприязненного отношения императора снова скрыться в храме. На сей раз он избрал весьма символичное убежище — халкидонскую церковь св. Евфимии, где происходил IV Вселенский Собор. Находясь там, папа обнародовал своё послание, составленное в первом убежище, и отказался покидать второе. В 552 г. на место умершего Мины по прямому указанию императора был поставлен патр. Евтихий (552—565, 577—582 гг.), который был сторонником осуждения Трёх глав. В 553 г. он предложил Вигилию созвать Собор под его, Вигилия, председательством, на котором предполагалось уладить все спорные вопросы. Вигилий согласился на Собор, который пройдёт на Западе (где должно было быть много западных епископов), или на небольшое совещание, где Восток и Запад будут представлены каждый четырьмя участниками. Однако Юстиниан не принял этого предложения и решил проводить V Вселенский Собор без участия папы. Собор открылся 5 мая в Константинопольской церкви Св. Софии. Он состоял из восьми заседаний, на которых присутствовало в общей сложности 164 епископа, однако собственно к обсуждению учения Феодора приступили только на четвёртом, поскольку долго ждали появления папы и некоторого количества западных епископов. На пятом заседании были рассмотрены еретические цитаты Феодорита, а на шестом — послание Ивы Эдесского к Маре Персу. Разумеется, везде восторжествовала точка зрения Юстиниана. За это время Вигилий, видя, что дело решается без его участия, опубликовал обширное догматическое послание, в котором упрекал Юстиниана и защищал отцов, осуждённых в Трёх главах. Это вызвало гнев Юстиниана, после чего Собор низложил папу. На последнем заседании было составлено 14 анафематизмов, которые в основном повторяли положения Юстинианова «Изложения веры». Яркие личности из западного клира были сосланы, а сам Вигилий арестован. Это сломило его волю, и он подписал решения V Собора. По дороге обратно в Рим Вигилий умер. На западе осуждение Трёх глав вызвало ряд расколов - отделились Церкви Карфагенская (впрочем, путём репрессий вскоре воссоединённая), Испанская и Аквилейская на севере Италии (воссоединена в 700 г.). Никакого массового воссоединения с монофизитами на Востоке не произошло. Таким образом, V Вселенский Собор не привёл к примирению церковных партий — наоборот, ряд Поместных Церквей ушли в раскол с Константинополем. В основу богословских решений V Вселенского Собора было положено «Исповедание правой веры» Юстиниана 551 г. Итогом Собора стали 14 анафематизмов Юстиниана против Трёх глав. В них последовательно опровергались и подвергались анафеме ключевые тезисы как несторианства (ипостасное разделение природ во Христе), так и монофизитства («единая природа» во Христе). Осуждение «трех глав» приняло форму, которую дал ей Юстиниан: Феодор Мопсуэстийский был осужден лично; у Феодорита и Ивы была осуждена лишь часть их писаний письма Феодорита, направленные против Эфесского Собора и св. Кирилла, а также письмо Ивы к Марию Персу. На основе антиоригеновских эдиктов Юстиниана Собор также издал 15 анафем против оригенизма. На Востоке собор был легко принят всеми, кроме монофизитов, они так и не смогли поверить, что принятие Халкидона не станет отступлением от св. Кирилла: раскол уже был укоренен, а необходимое взаимное доверие между «имперской» Церковью и монофизитскими общинами, после всех правительственных вмешательств в епископские назначения и смещения, после кровавых столкновений на улицах Александрии и других городов было безвозвратно утеряно.
Билет 13. Династия Ираклидов. Имп. Ираклий и его церковная политика. Патриарх Сергий и папа Гонорий. Издание имп. Ираклием в 638 г. «Изложения веры» (Экфесиса) и появление монофелитства. Деятельность против монофелитства прп. Максима Исповедника. Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г. Суд над прп. Максимом Исповедником. Имп. Константин Погонат и Шестой Вселенский Собор в 680-681гг. Трулльский собор 691-692 гг. Каноны Трулльского собора и Римская церковь.
После смерти Юстиниана новому императору Юстину II (565— 578 гг.) пришлось уделить главное внимание военным действиям на Западе (против вторгшихся в Италию в 568 г. лангобардов) и на Востоке (против персов). Однако продолжающееся укрепление монофизитства настоятельно требовало конструктивного вмешательства императора в дела церковные. Вскоре после прихода к власти Юстин II издал особый эдикт с целью достичь компромисса с лидерами монофизитов Иоанном Эфесским и Иаковом Барадеем на основе формул «Един от Св. Троицы пострадал» и «Христос есть единство двух природ». В эдикте Юстина содержалось также осуждение Трёх глав и реабилитация Севира Антиохийского, Халкидонский Собор не упоминался. В конце 60-х гг. VI в. для принятия этого эдикта был собран церковный собор в г. Каллинике (на византийско-персидской границе). Однако эта попытка примирения с монофизитами не увенчалась успехом из-за оппозиции радикально настроенных монахов, требовавших безоговорочного осуждения халкидонского учения о двух природах во Христе. На соборе возник раскол между монофизитами, и подписание совместного постановления было сорвано. Тогда император издал новый эдикт (около 571 г.), в котором грозил непокорным государственными карами. Эдикт был поддержан влиятельными монофизитами, однако большая часть священства и народа вновь отказались его признать. После этого по инициативе столичного патриарха свт. Иоанна III Схоластика (565—577 гг.) император провёл в Константинополе ряд репрессий против монофизитского клира, монахов и высокопоставленных мирян — их церкви были закрыты, а сами они брошены в темницы. Упорствующие предавались анафеме со всеми вытекающими из этого тяжкими публично-правовыми последствиями. В правление Тиверия I (578—582 гг.) отношение к монофизитам смягчилось, многие сосланные епископы смогли вернуться на свои кафедры. Имп. Маврикий (582—602 гг.) под влиянием Константинопольского патриарха свт. Иоанна IV Постника (582—595 гг.) проводил достаточно мягкую политику по отношению к монофизитам (Иоанн Эфесский. Церк. ист. III3, 5). При нём возник кратковременный спор с папой Римским свт. Григорием I Двоесловом (590—604 гг.) о титуле «вселенский патриарх», которым иногда именовали себя архиепископы Константинополя со времён Акакия и законность которого подтвердил Константинопольский собор 588 г., Папа Григорий увидел в титуле «вселенский» посягательство на привилегии Римского престола как первенствующего среди всех Поместных Церквей. Тем не менее с одобрения имп. Маврикия постановления собора не подверглись пересмотру. Преемник свт. Иоанна Постника патр. Кириак (596—606 гг.) продолжал пользоваться титулом «вселенский», из-за чего споры с Римом продолжались еще в течение ряда лет. В 602 г. в результате бунта в дунайской армии, оставленной скуповатым императором без содержания, Маврикий был свергнут и престол узурпировал грубый и жестокий армейский офицер Фока (602-610 гг.). После ряда неудачных сражений с персами он в свою очередь был свергнут народом и дворцовой кликой Константинополя и казнён вместе со своими сторонниками. Императором и основателем новой династии становится сын экзарха Африки Ираклий (610-641 гг.). Нового императора короновал Константинопольский патр. Сергий (610-638 гг.). В правление Ираклия положение Византии стало отчаянным. На севере империю разоряли племена аваров и славян, с востока теснили персы, захватившие в 611 г. Антиохию и Малую Азию вплоть до Кесарии Каппадокийской. В 613 г. пал Дамаск, в 614 г. - Иерусалим, причём город был сожжён, а жители уведены в рабство. Патриарх Захария был отправлен в столицу Персии Ктесифон, туда же доставили главную святыню города — Честное древо Креста Господня, обретённое, по преданию, матерью Константина Великого Еленой. В 619 г. персы взяли Анкиру, затем завоевали Египет, включая Александрию. Империя оказалась отрезанной от своих крупнейших торговых, экономических и церковных центров на Востоке, прекратился подвоз хлеба в столицу из Александрии. В этих условиях близкой национальной катастрофы византийская правящая элита (включая церковную) продемонстрировала самые лучшие человеческие и государственные качества. Патриарх Сергий призвал императора к походу на разрушителей Святого Града, и православное воинство, подобно крестоносцам грядущих веков, отправилось против неверных на Восток. К 629 г. персы очистили все занятые ими византийские территории и благоразумно отослали Честное древо Креста обратно в Иерусалим. Там Крест был вновь торжественно водружён в присутствии императора 21 марта 630 (или 631) г. (Ранее принятая датировка 14 сентября 629 г. ныне отвергнута наукой). С Персией был заключён мир. Персидские походы Ираклия ярко демонстрируют последствия той великой перемены в церковно-государственных отношениях, которая окончательно оформилась при Юстиниане. Вера и политика, религия и война стали в правление Ираклия общим церковно-государственным делом, а византийская «политическая ортодоксия» проявила себя как чрезвычайно эффективный строй церковно-государственных отношений, способный сплотить две ветви власти и мобилизовать все силы нации против опасного внешнего врага. После этого Ираклий в тесном сотрудничестве с патриархом Сергием возобновил переговоры с монофизитами о церковной унии. Благодаря усилиям Сергия эта уния состоялась на основе формулы моноэнергизма: «Состоящий из двух природ Богочеловек всё произвёл единой богочеловеческой энергией». «Моноэнергизм» как формула единства обладал многими преимуществами. Главное из них то, что на основе этой формулы могло произойти объединение двух сторон. Например, Севир Антиохийский, различавший (правда, только умственно) две природы Христа, подтверждал единство энергии и действия Христа. «Один Деятель (ενεργών), писал он, то есть воплощенное Слово, одно действие (ενέργεια), но дела (τα ενεργηθέντα) различаются». Но ведь и V Вселенский Собор также признал, что во Христе не два конкретных существа, а одно, и две природы различаются лишь мысленно. Не было бы логичным признать, что во Христе лишь одна природа и одно действие? Если признать справедливой знаменитую формулу: «Одна природа Бога Слова воплощенная» (а она на Соборе 553 г. была признана имеющей право на существование), то и энергия может быть лишь одна. В аристотелевской логике и терминологии «энергия» всегда являлась конкретным явлением (манифестацией) любой природы. Однако категорически против этой формулы выступил строгий аскет и ревнитель православия Иерусалимский патриарх Софроний (634-638 гг.). В моноэнергизме он видел недопустимую уступку монофизитству. Во время описываемых событий ему было уже больше 80 лет. Софроний немедленно отправился в Константинополь, чтобы лично встретиться с патриархом Сергием. Сергий, похоже, согласился с его доводами и опубликовал свой указ «Псефос» («Авторитетное мнение»). В «Псефосе» не рекомендовалось говорить об одной или двух энергиях во Христе, так как это «неблагочестиво», и намекалось, но не говорилось прямо, что на самом деле во Христе одна воля. Софронию такой компромисс мало понравился, но Сергий взял с него обещание не высказывать публично своего мнения до того, как он тщательно во всем разберется. В письме к папе Римскому Гонорию патриарх Сергий с некоторым лукавством пишет, что Софроний удовлетворился его разъяснениями «Псефоса» и обещал не поднимать более этого вопроса. Он рассказывал об «успехе» в Александрии греческого православия под формулой «миа энергия». Теперь Сергий вынужден был рассказать о протесте Софрония против термина «миа энергия» и признать, что «Псефос», запрещая говорить об энергиях, может сорвать объединение, ибо «моноэнергизм» и был тем условием, на котором объединение было бы возможным. Но искать новые пути к единству необходимо. Сергий спрашивал совета Гонория в очень приятных и льстивых выражениях, говоря, что весь Египет теперь вернулся к учению папы Льва.Гонорий, активный, ревностный и энергичный папа, в это упадочное для просвещения время слыл в Риме за великого ученого. Современник выражается о нем: «Рассудительный умом, сильный советом, в учении ясный, изобилующий сладостью и смирением». Пером Гонория был его секретарь, впоследствии папа Иоанн IV. С этого момента моноэнергизм переходит в монофелизм (μο΄νη Φε΄λησις). Это учение получило в 638 г. императорскую санкцию Ираклия посредством особого «Эктесиса» (ве-роопределения), составленного патр. Сергием. Впоследствии Гонорий был осужден как ересиарх на VI Вселенском Соборе, и все римские папы в течение нескольких столетий при своей интронизации повторяли ему анафему, так как они должны были провозглашать веру Вселенских Соборов. Сергий, получив ответ Гонория, почувствовал большое облегчение. Наконец-то его поняли и поддержали. Теперь более не было нужды держаться за двусмысленную доктрину об «одной энергии», так как сформулированное Гонорием учение об «одной воле» открывало двери для христологической позиции, которая казалась весьма привлекательной: как один человек или Ипостась Христа может иметь более одной воли? В 638 г. Сергий и игумен Пирр составили новый документ «Эктесис», который, за подписью Ираклия, начали распространять по Империи ('Εκθεσις της πίστεως изложение веры):
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.111 (0.014 с.) |