Северо-Африканская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Северо-Африканской школы: Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан Карфагенский и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Северо-Африканская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Северо-Африканской школы: Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан Карфагенский и др.



Тертуллиан, пресвитер карфагенской церкви, первый латинский церковный писатель (ум. ок. 223 г.), сын римского сотника, высоко-образованный адвокат. Обладал блестящим умом и твердой волей. Его стремление к строгости жизни и ревностное служение было причиной уклонения его в особый раскол с очень строгими нравственными правилами. Тертуллиан написал очень много апологетических сочинений (например, «Апологетика», «Две книги к народам»), вероучительных и нравоучительных (о крещении, покаянии, о молитве, о посте) и полемических («О давности против еретиков»).

Святитель Киприан, епископ Карфагенский (ум. 258 г.), происходил из богатой семьи. Был ритором, славился ученостью. Принял христианство на сороковом году жизни. В сане епископа прославился мудростью и ревностью служения. Он глубоко чтил Тертуллиана, но не разделял его крайностей. Святой Киприан написал много полемических и апологетических сочинений («О суете идолов», «Свидетельство против иудеев»). Самое главное его творение – «О единстве Церкви», против раскольников.

Билет 12.

Иерархическое и неиерархическое служение в древней Церкви. Происхождение епископата и его значение в Церкви. Образование епархий и митрополий. Митрополит. Взаимоотношения между Церквями в доникейский период. Отношение к Римскому епископу.

Структура ранней Церкви.

Христианская Церковь первых времён, состоящая из малых, локальных Церквей, располагавшихся в крупных населённых пунктах (ведь именно в городах христианская про­поведь была особенно успешной), быстро формировала собственную иерархию. К сожалению, наши знания о первоначальной структу­ре Церкви сильно ограничены самим характером наших основных источников, и в первую очередь Новым Заветом, который, являясь собранием самых древних христианских текстов, не даёт нам под­робных сведений об устройстве Церкви, а лишь иногда вскользь упо­минает о реалиях того времени. С самого начала книги Деяний мы видим, что решения принимаются апостолами, группой ближайших учеников Христа, среди которых выделяется ап. Пётр, который явля­ется скорее глашатаем их общей воли, но никак не монархическим главой. Также в книге Деяний (VI, 1—6) мы встречаем известие о на­чале института диаконов:

В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ро­пот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множе­ство учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещисьо столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь чело­век изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении (διακονει ^ ν) слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Сте­фана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённо­го из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.

Таким образом, первые диаконы были служителями, помощниками апостолов. В ранней Церкви диаконы исполняли административно-хозяйственные функции, главной из которых была организация по­мощи вдовам, сиротам, больным. Скорее всего, вначале они были подчинены предстоятелям локальных Церквей (т.е. либо самим апо­столам, либо их преемникам). По мере роста Церкви и с появлением чина епископов диаконы фигурируют как помощники последних (ср. Флп. 1,1). По свидетельству св. Игнатия Богоносца, они, вероятно, со­служили епископам на евхаристических трапезах (Посл. к Филад. X, 1-2). Церковные требования к диакону описывает ап. Павел (1 Тим. III, 8-13):

Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристраст­ны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. Равно и жёны честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляю­щий детьми и домом своим. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Слова Послания (Равно и жёны...) говорят о том, что в ранней Церкви служительницами (диа­конисами ) могли быть и женщины (о том же свидетельствуют и многие церковные каноны).

В книге апостольских Деяний упоминается рукоположение апо­столами пресвитеров (впервые упомянуты в Деян. XI, 30):

Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. XIV, 23). Первоначально пресвитеры (греч. πρεσβυ'τεροι 'старшие') были руководителями христианских общин и практически ничем не от­личались от епископов (греч. ε`πι'σκοποι 'надзирающие, блюстите­ли'). Например, ап. Павел называет «епископами» эфесских пре­свитеров после призвания последних в г. Милет, где он в то время находился. Ср.:

Из Милета же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, ког­да они пришли к нему, он сказал им:...Итак внимайте себе и всему ста­ду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (ε`πι'σκοπους), пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Сво­ею (Деян. XX, 17-18,28).

Очевидно, что в этом тексте Деяний слово епископ пока не име­ет иерархического смысла, отдельного от пресвитера. На основании упоминания епископов (1 Тим. III. 1-7, Тит. 1.7-9) и пресвитеров (1 Тим. У.17-19) в посланиях ап. Павла невозможно установить меж­ду ними какие-либо иерархические различия.

Анализ др. новозаветных текстов показывает, что помимо наименований «епископ» и «старец» (πρεσβύτερος) в апостольские времена были в ходу и другие наименования служителей, исполнявших функции Е. В частности, в 1 Кор 12. 28 при перечислении церковных служений говорится об имеющих дар «управления» (κυβερνήσεις). Упоминаются также некие «начальствующие» или «предстоятели» (формы от глагола προΐστημι в 1 Тим 5. 17; Рим 12. 8; 1 Фес 5. 12). Многократно говорится о «пастырях» (ποιμένες - напр.: Еф 4. 11).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.006 с.)