Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г. Церковный календарь. Посты и праздникиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Воскресенье и праздник Пасхи. Церковный богослужебный календарь формировался в течение длительного времени. В I в. главным культовым днём, в который служилась Евхаристия, становится день Воскресения Христова - это следующий день после священной для иудеев субботы. Христиане называли этот день днём Господним. О еженедельном праздновании Воскресения Господня свидетельствуют самые ранние христианские авторы и памятники — Дидахе (гл. 14), Игнатий Богоносец (Магнес. 8, 9) и Иустин Философ (1-я Апол. 67). Евангелист Иоанн Богослов получил Откровение «вдень Господень» (Откр. I, 10), т.е. в воскресенье (ср. синодальный перевод этого места: в день воскресный). Воскресенье стало священным днём христиан далеко не сразу. Первые христиане, в том числе апостолы, чтили иудейскую субботу как день покоя от трудов. Так, ученики Иисуса после Его погребения «в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. XXIII, 56). Апостол Павел учил иудеев Фессалоники «три субботы» (Деян. XVII, 2, ср. XIII, 42). Первым противопоставил иудейской субботе воскресенье св. Игнатий Богоносец. Так же поступают и автор так называемого «Послания Варнавы», и Иустин Философ. Особый трактат «О дне Господнем» написал св. Мелитон Сардийский, однако это сочинение, за исключением небольшого фрагмента, ныне утрачено. Иустин Философ называет воскресенье «днём Солнца» — в соответствии с принятым у язычников названием дней «планетарной недели». Первым днём языческой недели был день Сатурна (соответствует субботе), за которым следовали дни Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры. До сих пор у романских народов названия будних дней, а у германских — и воскресенья напоминают о языческой планетарной неделе. Во II в. священным днём покоя у христиан окончательно становится воскресенье. Однако Восточная Церковь всё же считала (и считает) субботу особым днём, в который не следует поститься и преклонять колени (кроме одной субботы в году - Великой). На Западе, в Римской Церкви, субботний пост и коленопреклонение разрешались. Из-за этих расхождений в толковании смысла субботы периодически вспыхивали дисциплинарные споры между Западом и Востоком. Еженедельное празднование воскресенья имело свой ежегодный прототип — празднование Пасхи Христовой как дня искупления человечества. Празднование Пасхи восходит к самым первым временам Церкви, когда христианская Пасха лишь начинала формально обособляться от иудейской пасхи в рамках иудеохристианства. Слово Пасха происходит от др.-евр. песах 'проход' (о проходе карающего ангела по земле Египетской, ср. Исх. XII, 12). Этим праздником иудеи отмечали исход евреев с Моисеем из Египта и спасение от египетского рабства. Христианская Пасха (Воскресение Христово) по времени не совпадала с иудейской, поэтому отмечать две Пасхи совместно могли только иудеохристиане. Для христиан из язычников Пасха всегда была единственной — Пасхой Христовой. Иудейская пасха длилась одну неделю - с 14-го по 20-е число нисана, первого месяца еврейского года. Эта традиция перешла и в христианскую Церковь в виде Светлой седмицы. Другие церковные праздники. В Древней Церкви система Двунадесятых праздников лишь начинала формироваться. В апостольское время христиане праздновали только Пасху и, вероятно, Пятидесятницу. Первоначально все 50 дней от Пасхи до Пятидесятницы празднование шло каждый день с Евхаристией и причащением. Впоследствии праздник Пасхи был ограничен 40 днями (до Вознесения), а само Вознесение Господне объединялось с Пятидесятницей. Постепенно к ним добавились другие праздники, которые на Востоке также праздновались попарно. Таковы были, например, праздники Рождества и Крещения Господня (Богоявления). Богоявление впервые упоминает на рубеже II—III вв. Климент Александрийский (Строматы I, 21). Первоначально оно включало в себя воспоминание о Богоявлении как Рождестве (явление Бога в мир), о поклонении Христу волхвов (с VI в. в западной традиции под волхвами понимаются три восточных царя — Каспар, Мельхиор и Балътазар), а также о крещении Христа в Иордане. Праздновали это Богоявление 6 января. Когда же во второй половине IV в. с Запада пришла традиция особого праздника Рождества Христова 25 декабря, то 6 января закрепилось за Крещением Господним, на которое было перенесено прежнее название — Богоявление. Евсевий Кесарийский пишет о постройке Константином Великим в Вифлееме церкви Рождества, «в честь первого богоявления Спасителя» (Жизнь Конст. III, 41). Таким образом, в Древней Церкви Рождество и Крещение Господне воспринимались в значительной степени как единое церковное событие, и даже при праздновании не различались два праздника, а праздновался один - Богоявление. Согласно правилу 43 локального собора 306 г. в Эльвире (ныне Гранада, Испания), в III — начале IV вв. тремя главными общецерковными праздниками были Пасха, Рождество и Пятидесятница. Споры о Пасхе и определение праздничных дней. Во II—III вв. между локальными Церквами возникали острые споры о том, как христианская Пасха должна соотноситься с иудейской и в какой день следует совершать этот праздник? Так, в Малой Азии христиане праздновали Пасху вместе с иудеями вечером 14 нисана независимо от того, на какой день недели она приходилась. Правда, в отличие от иудеев, христиане приносили в этот вечер бескровную Жертву — Евхаристию. В оправдание приводились свидетельства о праздновании иудейской пасхи самим Господом, а также ссылки на авторитет ап. Иоанна и Филиппа. Этот обычай продержался вплоть до IV в. Христиане, празднующие Пасху с иудеями 14 нисана, получили прозвище «четыренадесятники». Пасхальный пост они завершали также перед 14 нисана — иногда за несколько дней до воскресенья. Таким образом, очевидно, что четыренадесятники делали акцент на Страстях Господних («Крестной Пасхе»), а не на Воскресении. В богословском отношении это граничило с ересью — ведь главным событием истории Спасения является не столько крестная смерть Христа, сколько прежде всего Воскресение Господне. Римская Церковь праздновала Пасху именно как Воскресение («Воскресная Пасха») — поэтому, в строгом соответствии с евангельским рассказом, праздник всегда приходился на воскресный день после мартовского полнолуния. Между 150 и 155 гг. св. Поликарп, еп. Смирнский, прибыл в Рим, чтобы уладить разногласия относительно Пасхи с папой Аникетом (в греческом произношении Аникитом), однако согласия достичь не удалось (Евсевий, Церк. ист. V, 24.16). Около 170 г. среди самих квартодециманов возник спор о Пасхе -вероятно, некоторые из них приняли римский чин праздника. Тогда были написаны трактаты о Пасхе св. Мелитона Сардийского (сохранился) http://www.orthlib.ru/Meliton/paskha.html написана в соответствии с литературными приёмами античной риторики в жанре ораторского выступления. Милетон в данном сочинении защищает малоазийскую традицию празднования Пасхи в 14 день нисана (как у иудеев) и Климента Александрийского (утрачен). Наконец, самый ожесточённый спор, распространившийся на всю Церковь, произошёл между 190 и 194 гг. Еп. Поликрат Эфесский написал от имени малоазийских Церквей послание римскому папе Виктору (годы епископства: 189-198/199). Поликрат оправдывал практику Пасхи 14 нисана длительной традицией, которую разделяли святые предстоятели и подвижники локальных малоазийских Церквей, не говоря уже о самих апостолах Иоанне и Филиппе. Папа Виктор в ответ объявил всех квартодециманов отлучёнными от Церкви (пожалуй, это был первый случай единоличного отлучения еретиков римским епископом и первым случаем церковной анафемы вообще). Многие епископы, включая свт. Иринея Лионского, уговаривали Виктора не отлучать целые Церкви, но руководствоваться братской любовью и милосердием (Евсевий, Церк. ист. V, 24.1—15). I Вселенский Собор в Никее (325 г.) утвердил римский обычай праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния после дня весеннего равноденствия (21 марта). Посты. Христианство заимствовало от иудаизма также практику постов, однако их распределение по дням недели и месяцам года оказалось иным. В основу христианских постов были положены события, описанные в Евангелиях. Еженедельный пост. Уже в Учении 12 апостолов (Дидахе) проводится чёткая грань между иудейским и христианским постом: Посты же ваши да не будут с лицемерами - ибо они постятся во второй и пятый день после субботы, вы же должны поститься в среду и пятницу (VIII, 1). С тех пор в Церкви существует традиция поста по средам и пятницам: в среду в память о предательстве Христа Иудой, в пятницу - в память о распятии Спасителя. Пожалуй, это одна из самых древних церковных традиций, дошедших до наших дней. По «Апостольскому преданию» (гл. 25), миряне и священство могли поститься, когда захотят, по желанию. Девы и вдовицы должны были поститься «часто». Предпраздничный пост совершался, как можно думать, только перед Пасхой — о других постах в течение года ранние источники не сообщают. Длительность Великого поста была различной в разных Церквах - в одних местах постились лишь один день (или 40 часов) накануне Пасхи, в других пост достигал шести недель. Различная продожительность поста связана с тем, что в разных Церквах строгость поста была неодинаковой. Так, в «Апостольском предании» св. Ипполита пост понимается как полное воздержание от пищи. Перед Пасхой св. Ипполит рекомендует поститься только два дня (в пятницу и субботу), а больным и беременным - только в субботу, с вкушением лишь хлеба и воды. Если кто-либо, будучи в дороге, пропустит дни поста, он должен «вернуть пост» (т.е. компенсировать пропущенное) после Пятидесятницы (гл. 29). Древнейшее бесспорное известие о 40-дневном предпасхальном посте содержится во 2-м пасхальном послании сет. Афанасия Александрийского от 330 г. На Востоке этот пост признавался не всеми, зато неукоснительно соблюдался в Риме, где он был связан с подготовкой к принятию Св. Крещения. Впоследствии под влиянием римской практики и в память о посте Христа в пустыне (Мф. IV, 2) повсеместно закрепилась продолжительность Великого поста в 40 дней с запретом вкушать животную пищу и вино. На Востоке пост перед Пасхой, как уже говорилось, не затрагивал субботу, кроме единственной в году - Великой. На Западе субботний пост был обычным явлением. Евхаристия и литургический пост. В апостольское время евхаристические трапезы представляли собой совместное вкушение пищи членами церковной общины с последующим произнесением благодарственных (евхаристических) молитв, освящением хлеба и вина и вкушением Св. Даров (1 Кор. XI, 21-31, ср. выше). Однако уже к III в. постепенно возобладала практика причащения Св. Даров натощак. Так в Церкви появляется практика литургического поста, когда и священнослужители, и миряне в течение дня перед Евхаристией полностью воздерживались от еды и питья.
Дополнительная литература по теме Богоявление (без авт.) // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 550. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. II. Минск, 2004. С. 536-541 (споры о времени празднования Пасхи). Воскресенье (группа авторов) // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 448-454. Желтое М.С., Лукашевич А. А., Ткаченко А.А. Великий пост// ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 454-463 (454-455). Кузенков П.В. К вопросу о раннехристианской хронологии: из истории возникновения византийских хронологических систем // XIII Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2003. С. 151-155. Ткаченко А.А. Год церковный // ПЭ. Т. XI. М., 2006. С. 672-683. Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. II. Доникейское христианство. 100-325 г. по Р.Х. СПб., 2007. С. 149-159 (христианские праздники и посты в 1-111 вв.).
Споры о крещении еретиков. Появление в Церкви ересей заставило задуматься о том, как поступать с еретиками, оставляющими ересь и приходящими к кафолической Церкви. Следовало ли их перекрещивать или же правильнее было оставлять их в том Крещении, которое они получили в своей церкви? Этот на первый взгляд технический вопрос имел, однако, важное богословское содержание. Прежде всего это был вопрос о неповторяемости Крещения как посвящения в христианские Таинства. Ведь посвящение по самой своей природе, как рождение от Духа, не может быть многократным. С другой стороны, вопрос о перекрещивании еретиков имел прямое отношение к пониманию единства и кафоличности Церкви, на которые указывает христианский Символ веры. Ведь если принимать еретическое «крещение», то следует также признать и другие еретические «таинства». Однако этот путь ведёт в конечном счёте к признанию полного церковного равноправия еретиков с верными, что для единой Церкви недопустимо. Таким образом, принятие в Церковь еретиков порождало вопрос о том, как совместить два фундаментальных принципа — неповторяемость Св. Крещения и единство кафолической Церкви? Этот вопрос в разных локальных Церквах решался по-разному. Так, еп. Кесарии Каппадокийской Фирмилиан, а также Африканская Церковь в Карфагене во главе со св. Киприаном считали крещение у еретиков и раскольников недействительным. Такое крещение, по их мнению, является безблагодатным, так как происходит без участия епископа и в разрыве с материнской Церковью, которую представляет епископ. Поэтому, не признавая прошлого крещения, они крестили еретиков, не считая это Крещение повторным — ведь для них оно было единственным, истинным Крещением. Эта точка зрения была санкционирована собором 253 г. в Малой Азии и тремя соборами в Карфагене (255, 256 гг.). С другой стороны, Церкви Рима и Антиохии считали любое Крещение истинным, если оно было правильным по форме, т.е. совершено через троекратное погружение в освящённую воду с призыванием Отца, Сына и Св. Духа или даже одного Христа. Богословских оснований для этого мнения не приводилось — Римский папа Стефан (о котором уже шла речь выше, в связи со спорами о Пасхе) считал достаточным основанием древнюю практику Римской Церкви и своё собственное видение проблемы. Поэтому кающихся еретиков в Церквах Рима и Антиохии принимали без перекрещивания. Разногласия между Киприаном и Стефаном приняли острую форму. Карфагенская Церковь, будучи независимой от Рима (автокефальной), не считала необходимым во всём следовать политике Римских пап. Разумеется, последним это не могло нравиться. Так, папа Стефан не только не допустил к себе послов от Киприана, но и со ссылкой на предание, восходящее к апп. Петру и Павлу, письменно потребовал от Карфагена под страхом разрыва церковного общения принять римский взгляд на проблему. Аналогичные послания папа направил и на Восток - в Церкви Тарса и Кесарии Каппадокийской. Урезонить папу пытался архиеп. Александрийский Дионисий Великий (годы епископства: 247/8—264/5), который, хотя и разделял римский подход, однако ссылался на следование локальных Церквей собственным, не менее древним обычаям. Киприана поддержал еп. Фирмилиан Кесарийский, который весьма иронично писал о папе Стефане, что тот отлучил от Церкви не его, Фирмилиана, а себя самого. Конец этим спорам положили гонения на Церковь при имп. Валериане (см. выше, 1.2.6). Мученическая кончина сначала папы Стефана (257 г.), а затем Киприана (258 г.) в соединении с опасностью, грозящей Церкви со стороны государства, заставили христиан на время забыть о разногласиях. Окончательное разрешение спор получил на Арльском соборе 314 г. Правило 8 этого собора гласит, что при наличии православной веры во Св. Троицу еретиков и раскольников перекрещивать не следует. В последующее время в Церкви применялся то один, то другой подход к проблеме крещения кающихся еретиков. Соответственно, еретиков принимали в зависимости от степени их догматических расхождений с Православием либо через перекрещивание (Вас. Вел. прав. 1; I Всел. 8, 19; II Всел. 7; Трул. 95), либо через миропомазание (II Всел. 7; Трул. 95), либо через покаяние (Трул. 95). В Новое время (примерно к XIX в.) в Греческой Церкви в связи с необходимостью принимать обращающихся в Православие католиков и протестантов официально применялся подход свт. Киприана, и еретиков крестили вторично. В Церкви Русской, наоборот, возобладала икономия, т.е. снисходительное отношение к инославным Таинствам и принятие католиков и протестантов через миропомазание. Билет 15.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.61 (0.011 с.) |