Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Богослужебная жизнь ранней Церкви. ТаинстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первоначальное христианское богослужение строилось по образцу богослужения иудейской синагоги (разумеется, с тем отличием, что происходило не в субботу, а в «день Господень» — воскресенье). Состояло оно в основном из чтения Свящ. Писания и совместных молитв. Лишь в конце происходило особое Таинство преломления Хлеба и благословения вина — Евхаристия. Первые подробные сообщения о христианском богослужении датируются временем около 140 г. и принадлежат Иустину Философу. Он сообщает, что в начале богослужения (евхаристической трапезы) читались «сказания апостолов» (т.е. Евангелия) или писания пророков. После этого предстоятель говорил проповедь (поучение) с призывом к покаянию и добродетельной жизни, за которой следовала общая молитва стоя. Затем приступали к Таинству Евхаристии (1-я Апология, гл. 67). Иустин Мученик (Иустин Философ) (начало II в. — 166 г.) — раннехристианский апологет и философ, странствующий проповедник. Родился в древнем городе Самарии Сихеме, который после восстановления его императором Флавием Веспасианом (69—79 гг.) стал называться «новым городом Флавией» (Лот/а ШароШ). По происхождению был греком, получил хорошее философское образование в рамках платоновской школы. Переходя от одной философской системы к другой, Иустин наконец обратился в христианство. Его крещение относится ко времени не ранее 133 или 137 г. В гонения при Марке Аврелии был обезглавлен в Риме. Из многочисленных сочинений, приписаных Иустину, действительно принадлежат ему «Первая Апология» (139 или 150 г.), «Вторая Апология» (вскоре после Первой) и «Разговор с Трифоном-иудеем». Во 11—111 вв. в некоторых общинах за богослужением читались также сочинения (в том числе ныне признанные подложными) св. Климента Римского, так называемое «Послание Варнавы» и «Пастырь» Ермы. Ерм а — римский христианский писатель первой половины II в., автор апокалиптического (т.е. написанного в жанре откровения) сочинения «Пастырь». «Пастырь» Ермы, первоначально написанный по-гречески, сохранился полностью только в переводах на латынь (первый был сделан около 200 г., второй — в IV—V вв.) Имеются также относительно полные переводы на коптский (саидский), эфиопский и среднеперсидский языки. Греческий оригинал дошёл до нас лишь в отрывках на египетских папирусах.
В III в. (или даже раньше) к богослужебному чтению добавляется также книга апостольских Деяний (ср. Апост. пост. VII, 33; VIII, 3). Что касается пения гимнов, то уже в ранней Церкви широко практиковалось пение псалмов Давидовых (впоследствии для удобства и отдыха поющих Псалтирь была разделена на так называемые кафизмы). К Псалтири очень рано добавились гимны «Величит душа моя Господа», «Ныне отпущаеши» из Лк. II, 29 и «Слава в вышних Богу». Многие христиане восполняли недостаток богослужебных песнопений гимнами собственного сочинения, которые предлагали для пения на богослужении. Так, известен «гимн Спасителю Христу» Климента Александрийского, написанный античным анакреонтовым стихом. Суточный круг богослужений. Согласно «Апостольскому преданию» св. Ипполита, христиане молились в течение суток семь раз (в других версиях от шести до восьми раз): после пробуждения (по другой версии, на восходе солнца), перед началом работы, в третьем, шестом, девятом часу, перед сном и в полночь. На восходе солнца следовало благодарить Бога за сотворение дневного света; в третьем часу следовало молиться, ибо в этот час Понтий Пилат принял решение о казни Господа; в шестом часу (по другой версии, в третьем) — ибо Господь был распят в этот час; в девятом (по другой версии, в шестом) — ибо в этот час всё сотряслось, не терпя дерзости иудеев, распявших Господа. На закате солнца следует благодарить Господа за упокоение после дневных трудов. Молитва в полночь была связана с евангельской притчей о десяти девах (Мф. XXV, 6-13) (гл. 31, 34-36). Климент Александрийский упоминает обычай ранних христиан молиться, обратившись липом к востоку, а также о молитвах до, во время и после трапезы (Строматы, VII, 7.43, 49; Педагог, II, 9-10). Понятие о Таинствах. Слово Таинство передаёт греческое слово μυστη΄ριον, первоначально обозначавшее мистерию, т.е. культовый обряд, таинство, доступное только посвящённым. Посвящённые, иначе называемые также святыми, получали доступ к таинствам через символический обряд посвящения (инициации). Такие обряды существуют во всех религиях. Были они и в языческих мистериальных культах, где зачастую носили оргиастический и/или изуверский характер. В христианстве таким обрядом посвящения является Св. Крещение. Однако Таинства христианской Церкви в корне отличались от прежних обрядов инициации и мистерий формой, содержанием и эффектом, состоящим в благодатном, очищающем и просветляющем воздействии Св. Духа. Богословская дисциплина, изучающая происхождение, символику и духовный смысл Таинств, называется сакраментологией.
Как уже говорилось выше, первичные церковные сообщества (парикии) были по своей сути евхаристическими общинами верных. В литургии, которая служится в такой общине, каждый раз мистически присутствует и во всей полноте участвует Сам Господь Иисус Христос. Таинство Евхаристии по этой причине является главным церковным священнодействием. Однако для вхождения в евхаристическое собрание необходимо получить св. Крещение, «родиться от воды и Духа» (ср. Ин. III, 5). Поэтому вторым по важности (хотя и первым по времени посвящения) Таинством для христианина является, конечно, Таинство Крещения. Именно эти два Таинства восходят непосредственно к заповедям Спасителя. В свою очередь, Евхаристия и Крещение неразрывно связаны с очищением души посредством покаяния в грехах, которое помогает вступить в Церковь и сопровождает христианина в течение всей земной жизни. Таинство Евхаристии. Главное Таинство Христианской Церкви заповедано Спасителем апостолам перед иудейской Пасхой во время Тайной Вечери. Перед тем как преломить хлеб и предложить апостолам выпить вина, Христос произносит благодарственную молитву Богу — отсюда и весь обряд впоследствии получает имя Евхаристия (греч. ευ’χαριστι΄α 'благодарение'). По свидетельству ап. Павла, первые евхаристические трапезы (тогда они ещё не назвались литургиями, т.е. 'службами', а агапами – вечерями любви) проходили в церковном собрании, на которое каждый приходил со своей едой и вином. Апостол призывает совершать трапезу Господню чинно и благопристойно, не торопясь поскорее съесть лучшие куски. Те, кто голоден, говорит апостол, пусть лучше ужинают дома. В противном случае они вкушают Тело и пьют Кровь Господа себе в осуждение (1 Кор. XI, 21—22; 31). Из этого послания очевидно, что первоначально Евхаристия соединялась с обычной трапезой. Лишь к III в. вошло в обычай вкушать Св. Дары только натощак. В самых ранних христианских памятниках мы находим тексты первых евхаристических молитв. Например, в главе IX книги Дидахе («Учение 12 апостолов») об этом сказано так: IX. А что касается евхаристии (благодарения), то благодарите так. Сперва о чаше: «Благодарим Тебя, наш Отец, за святую лозу Давида, Твоего слуги, Которую Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса. Слава Тебе во веки». О преломляемом же хлебе: «Благодарим Тебя, наш Отец, за жизнь и ведение, которые Ты нам явил через Твоего Слугу Иисуса. Слава Тебе во веки. Как этот преломляемый хлеб был рассеян по горам и, будучи собранным, стал одним, Так да будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твоё Царство: ибо Твоя слава и сила во веки». И пусть никто не ест и не пьёт от вашей евхаристии (благодарения), кроме крещённых во имя Господа, ибо сказал об этом Господь: «Не давайте святыни псам» (Мф. VII, 6) В Дидахе также предписывается перед трапезой исповедать свои прегрешения и примириться с братьями по вере (гл. XIV). Общий контекст сообщений Дидахе позволяет сделать вывод о совершении Евхаристии по воскресным дням и после крещения новообращённых.
Еще одно раннее описание чина христианской Евхаристии (совершаемой по принятии св. Крещения) оставил св. Иустин Мученик (Философ). — Согласно описанию Иустина, порядок Евхаристии в середине II в. был следующим: сначала звучали общие молитвы, присутствующие верные давали друг другу лобзание мира, затем предстоятелю (епископу) приносили вино и хлеб с водой, звучали евхаристические молитвы с благодарениями Богу за сотворение мира, искупление (сюда же включались установительные слова Христа на Тайной Вечере), центральная молитва возношения — анафора (ср. греч. 'возношение') и совершалось преложение Св. Даров. В конце диаконы причащали народ «хлебом, и вином, и водой» (1-я Апология 65, 67). 65. После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о посвященном и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей, для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: аминь. Аминь — еврейское слово — значит: да будет. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют. 66. Пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос. Ибо мы принимаем это, не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божьим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получаете питание наша кровь и плоть, есть — как мы научены — плоть и кровь того воплотившегося Иисуса. Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб и благодарил и сказал: это делайте в Мое воспоминание, это есть тело Мое; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: это есть кровь Моя, и подал им одним. То же самое злые демоны из подражания научили делать и в таинствах Митры; ибо, как вы знаете или можете узнать, — при посвящении вступающего в таинства, предлагается там хлеб и чаша с водою.
67. С того времени мы между собою всегда делаем воспоминание об этом. Как видим, литургия апостольских времён в целом повторяет чино-последование современной православной литургии, однако в то время она ещё не получила единого образца (формуляра) и служилась по-разному в зависимости от местных литургических традиций. Довольно подробное описание чинопоследования Евхаристии (анафоры) имеется также в раннехристианском памятнике «Апостольское предание» (III в.). Авторство «Апостольского предания» усваивается сщмч. Ипполиту Римскому, однако текст памятника в первоначальном виде не сохранился. Имеются несколько редакций — самой древней из них является латинская редакция IV или V в., частично сохранившаяся в Веронском палимпсесте конца V в. Древняя греческая версия сохранилась только в восточных обработках начиная с V в. — сирийской, коптской, арабской, эфиопской. Считается, что из дошедших до нас чинопоследовании Евхаристии анафора «Апостольского предания» является наиболее древней. В ней литургия ещё не вполне отделена от трапезы — об этом свидетельствует вкушение воды, молока и мёда вместе со Св. Тайнами в чине крещальной литургии (см. ниже). Следующим важнейшим источником наших знаний о древнем церковном богослужении являются так называемые «Апостольские постановления» — памятник, формировавшийся на протяжении III— IV вв. «Апостольские постановления» — это свод церковных постановлений и предписаний морального, литургического и дисциплинарного характера, составленный, по преданию, 12 апостолами и переданный через св. Климента, еп. Римского. В действительности памятник составлен из частей разного происхождения и в дошедшем до нас виде относится ко второй половине IV в. Хотя в тексте «Апостольских постановлений» обнаружены следы еретических взглядов, тем не менее памятник содержит очень ценные сведения о церковной жизни первых веков христианства. Пято-Шестой Вселенский (Трулльский) Собор (691-692 гг.) в своем 2 каноне заклеймил «Апостольские постановления» как «порождение еретического лжесловия», однако фрагменты этого сочинения под именем «канонов свв. апостолов Петра и Павла» ещё долгое время переписывались в составе византийских номоканонов, а впоследствии были переведены на славянский язык и включены в древнерусские юридические сборники — «кормчие книги». Книги I—VI «Апостольских постановлений» повествуют о церковной иерархии, схизмах и ересях. Кн. VII содержит сирийскую переработку Дидахе, а кн. VIII - Апостольское предание св. Ипполита Римского. В ней речь идет о харизмах (духовных дарованиях) и приводятся тексты различных формул рукоположении и посвящений. В формулу рукоположения епископов включен полный текст литургии — древнейшей из тех, что сохранились в полном виде (VIII, 4-15). В конце помещена «литургия ап. Иакова» с чинами вечерни и утрени (VIII, 35-43). В приложении к VIII кн. помещены 85 так называемых «канонов свв. Апостолов».
В целом литургические сведения Апостольских постановлений относятся к IVв., однако некоторые особенности анафоры (в кн. VII, 25—26) восходят к очень раннему времени и повторяют структуру анафоры в Дидахе (см. выше). Евхаристия и «вечери любви» (агапы). В древнейших христианских памятниках встречается упоминание о так называемых «вечерях любви» — агапах (ср. греч. α’γα΄πη '(духовная) любовь'). Агапы представляли собой совместные трапезы христиан в частных домах, а примерно с конца II в. - в храмах. Первоначально эти трапезы, вероятно, имели евхаристический характер — об этом свидетельствует св. Игнатий Богоносец, запрещающий крестить и «совершать вечерю любви» без епископа (Посл. к Смирн. 8). Впервые такие агапы упоминаются в Послании ап. Иуды (I, 12). Примерно с середины II в. агапы отделяются от Евхаристии, превратившись в братские трапезы благотворительного характера, на которых богатые члены общины угощали за свой счёт бедную братию. Наиболее подробное описание агап находим в Апостольском предании III в. (гл. 26). Агапу (в лат. сепа «вечеря Господня») устраивают богатые члены общины, которые приглашают только тех, кого хотели бы видеть, за исключением оглашаемых («ка-техуменов»). Председательствует на вечере епископ, а в его отсутствие - пресвитер или диакон. Допускается и участие одних лишь мирян - тогда председательствует один из них. Если председательствует священнослужитель, то в начале трапезы он благословляет и преломляет хлеб (называемый евлогией — «благословением») и сам вкушает первую частицу, остальные части раздаются присутствующим. Над чашей с вином также произносится благодарение, после чего все пьют из неё. Остатки трапезы разносятся по домам отсутствовавших по какой-либо причине членов общины. В IV в. агапы теряют своё значение и в конце IV в. Лаодикийский Поместный Собор (прав. 28) запрещает проводить агапы в храмах (впоследствии запрет повторён на Пято-Шестом, Трулльском Вселенском соборе 691-692 гг., прав. 74). Таинства Крещения и Миропомазания. Таинство Крещения, как и Евхаристия, является богоустановленным священнодействием, восходящим к заповеди Спасителя апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. XXVIII, 19). Значение Крещения явлено в другом изречении Христа, адресованном иудейскому старейшине Никодиму. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. III, 5). Первое известие о совершении апостолами Таинства Крещения находим в книге Деяний, где рассказывается о крещении ап. Петром после Пятидесятницы почти 3 тыс. иудеев (Деян. II, 38-41). Ап. Филипп обратил и крестил в Самарии Симона Волхва и многих мужчин и женщин. Там же крестили народ Пётр и Иоанн (там же, VIII, 9-17). О крещении ап. Петром сотника Корнилия с семейством уже говорилось выше. Ап. Павел крестил «некоторых учеников», числом около 12, знавших только «Иоанново крещение» покаяния. Павел возлагает на них руки, после чего на них сходит Св. Дух и они получают благодатный дар пророчества и «говорения языками» (Деян. XIX, 1-7). Итак, все апостолы не только сами получили от Св. Духа благодатные дары исцелений и пророчеств, но и могли передавать эти дары другим. Знаменательно, что эта передача благодати другим людям происходила именно через руковозложение в Таинстве Крещения. Крещение предварялось катехизацией. Общая схема катехизации в Церкви была следующей (курсивом выделены этапы, зафиксированные на Западе, но отсутствующие на Востоке). 1. Предварительное собеседование с епископом или диаконом. 2. Посвящение в катехумены первого этапа через осенение печатью креста, экзорцистское «дуновение» с чтением молитвы, возложение рук и вкушение соли. Катехумены первого этапа могли присутствовать на всех богослужениях, за исключением Евхаристии (литургии верных). 3. Второе собеседование (как правило, с епископом). При этом роль поручителей играли близкие к ним христиане, готовые стать их восприемниками. 4. Интенсивная подготовка к Крещению, длившаяся около 40 дней. Занятия проводились почти ежедневно и строились как изучение истории спасения, в центр которой ставилось Боговоплощение. Кроме того, катехумены изучали моральный катехизис — объяснение Двух Путей (как в Дидахе), Десятословия Моисея и заповедей Нагорной проповеди и др. Особенно тщательно на этом этапе подходили к изучению Символа веры и объяснению его составных частей (членов). В этот этап включался также чин «передачи и возвращения Символа», который состоял в том, что в начале этапа епископ диктовал катехуменам Символ веры, а в конце обучения последние должны были «вернуть» его епископу, проговаривая наизусть и комментируя каждый член Символа. Непосредственно накануне Крещения практиковался аналогичный обряд «передачи и возвращения молитвы Господней». 5. Объяснение Таинства Крещения. В некоторых Церквах объяснение Таинств проводилось не до, а после Крещения, поскольку представляло собой особое учение для посвящённых — мистагогию. 6. Принятие св. Крещения в 3 - 4 вв., как правило, совершалось раз в год, чаще всего на Пасху. После него неофитам объяснялся смысл Евхаристии и служилась литургия, за которой все новопросвещённые приобщались Св. Даров. В одном из самых ранних источников, Дидахе, о совершении Таинства Крещения говорится так (гл. 7): А что касается Крещения, то крестите так: во имя Отца, и Сына, и Св. Духа в живой <проточной> воде. [Если же нет у тебя живой воды, крести в другой воде, если же не можешь в холодной, то в тёплой. Если у тебя нет ни той, ни другой, вылей на голову воду трижды — во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. А перед Крещением пусть постятся крестящий и крещаемый, и остальные, если могут. А поститься вели крещаемому один или два дня]. Уже с очень ранней поры Таинство Крещения в Церкви совмещается с Таинством Миропомазания. Единого чина Крещения вплоть до III в. не существовало, и наши источники описывают его по-разному. Так, в «Апостольском предании» св. Ипполита Римского (гл. 21) находим следующие данные: неофиты (новички) принимают Крещение утром в воскресенье после ночного бдения. Епископ совершает освящение воды (которая должна быть проточной), а также освящение двух видов елея (оливкового масла), которые называются «елей заклинания» и «елей благодарения». Непосредственно перед Крещением совершается чин отречения от дьявола и помазание крещаемого «елеем заклинания». Произнесение Символа веры различается в разных источниках «Апостольского предания». Согласно одной версии, Символ произносился пресвитером в виде трёх вопросов, на которые крещаемый, стоя в купели, давал утвердительный ответ. По другой версии, Символ произносился от начала до конца диаконом, стоящим в воде вместе с крещаемым, после чего тот трижды подтверждал своё согласие. Вслед за каждой из частей Символа епископ или пресвитер погружали крещаемого в воду. После погружения крещаемый получал два миропомазания: первое помазание «елеем благодарения» совершал пресвитер сразу после Крещения, другое, как правило, совершал епископ в церкви, после руковозложения и чтения молитвы о даровании новокрещёному дара Св. Духа. После заключительного епископского лобзания совершалась литургия. Причащение после неё сопровождалось так называемым «чином священных чаш», когда между причащением Тела и Крови происходило вкушение от чаши с водой и чаши с молоком и мёдом. В другом важном источнике — «Апостольских постановлениях» -чин Крещения описывется трижды (III, 16-18; VII, 22 и VII, 39, 45). Здесь последовательность действий несколько иная, чем в предыдущем источнике. Принятию Таинства предшествует строгий пост. Крещение начинается отречением от сатаны и сочетанием Христу. Затем следует помазание крещаемых елеем, который благословляется архиереем — причём епископ помазывает голову, а диакон или диакониса (у женщин) довершает помазание всего тела. Затем освящается вода и епископ или пресвитер совершает Крещение через троекратное погружение во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. После этого новокрещёный получал Миропомазание как «печать соединения (со Христом)» (в «Апостольских постановлениях» приводятся две молитвы на освящение мира). После этого новокрещёный, повернувшись к востоку, читал слова молитвы Господней («Отче наш») и молитву о ниспослании Св. Духа. Таким образом, чин Крещения по двум нашим источникам отличается некоторыми особенностями: так, в первом случае освящение воды и елея предшествует Крещению, а во втором — включено в чин Крещения. Во втором тексте нет разделения освящённого елея на два вида, не упоминается «чин священных чаш» и т.д. После Таинства Крещения совершался чин крещальной литургии, на которой новокрещёные (неофиты) приобщались Тела и Крови Христовых. Так завершалось их вступление в ряды «святых», т.е. посвящённых в Таинства христианской Церкви.
Семинар: Тертуллиан «О крещении» http://www.tertullian.org/russian/de_baptismo_rus.htm
Таинство Покаяния. Покаяние в грехах с первых лет истории Церкви становится важнейшим средством очищения души для соединения с Богом и в Таинстве Евхаристии: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот 0 ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого о многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1 Кор. XI, 28-31). Так, согласно апостолу, христианин перед участием в Евхаристии должен испытать свою совесть, чтобы не причаститься себе в осуждение. В «Учении 12 апостолов» (Дидахе) также говорится: «В день же Господень, собравшись, преломляйте хлеб и благодарите, предварительно исповедав грехи ваши, чтобы чистой была ваша жертва» (гл. XIV, 1) В современном виде ТаинствоПокаяния появляется не ранее VI в. (а скорее всего, гораздо позже) с появлением так называемой тайной исповеди. До этого времени покаяние было публичным и не имело особого богослужебного чина. С первых времён и на протяжении всей истории Церкви право судить грешников, назначать им наказание и отпускать грехи было делегировано епископу. Это право и поныне обосновывается ссылкой на слова Спасителя апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. XVIII, 18). Епископы, как преемники апостолов, получают от них это право. Начиная с III в. отпущение грехов наряду с епископами уже могут совершать и пресвитеры-духовники. По этой причине можно говорить о фактическом существовании Таинства Покаяния уже в ранней Церкви, однако это Таинство долгое время совершалось без специального церковного чинопоследования. Чин исповеди формируется в Византии только в VI - Х вв. Таинство Елеосвящения впервые упоминается в Новом Завете, а именно — в Евангелии от Марка и в Послании ап. Иакова: Они <апостолы > пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк. VI, 12—13). Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. V, 14—15). Уже в этом последнем известии присутствуют основные элементы Таинства — присутствие нескольких пресвитеров (своего рода собора, поэтому в русской традиции таинство нередко именовалось соборованием), помазывание больного елеем в сопровождении молитв («во имя Господне»). В начале III в. о помазании елеем для исцеления говорит Тертуллиан (К Скапуле IV, 5). В ранних христианских памятниках нет особого чина Елеосвящения. Лишь в Апостольском предании сразу за евхаристической молитвой находим молитву благословения елея: «Даруй, Боже, освящая сей елей...» (V, 2). В «Апостольских постановлениях» (VIII, 29) содержится молитва благословения воды и елея для «изгнания бесов и исцеления болезней». Подобные молитвы дошли до нас и в других памятниках III—IV вв. - таких, как Барселонский папирус, Евхологий Серапиона. В то время освящённым елеем, по-видимому, не только помазывали, но и вкушали его. Помимо использования елея в ранней Церкви были другие способы благодатного исцеления — возложением рук (Мк. XVI, 18; Деян. XXVIII, 8), лечением освящённой водой («Каноны Ипполита» (араб.), прав. 21), заклинаниями (экзорцизмами), участием в Евхаристии. Таинство Священства. В Церкви апостольских времён Таинство Священства ещё не оформилось в богослужебное чинопоследование. Сошествие Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы было не только их «крещением Св. Духом» (Деян. 1,5), но и в определённой степени дарованием Священства — т.е. права и возможности преподносить дары Св. Духа другим людям. Для апостолов (и только для них) Крещение и Священство соединились в одном благодатном акте. От апостолов дар священства таинственно передавался епископам-пресвитерам в акте поставления (хиротонии) (Деян. XIV, 23), который первоначально представлял собой избрание кандидата всей общиной и его утверждение апостолами или их полномочными представителями. По-видимому, такое утверждение имеет в виду ап. Павел, приказывая своему ученику и соратнику из язычников Титу «поставить пресвитеров» на Крите (Тит. 1,5). Процедура поставления в епископа апостольских времён нам неизвестна, однако можно предполагать, что она была простой и весьма неформальной. Соответственно, как и в Таинстве Покаяния, можно говорить о фактическом существовании Таинства Священства без его формальной регламентации в богослужебном чинопоследовании. Такое чинопоследование появляется, по-видимому, уже во II в., поскольку св. Ипполит Римский, в первой половине III в. уже описывает хиротонии епископа (Апостольское предание, гл. 2-3), пресвитера (гл. 8) и диакона (гл. 9). Согласно сообщениям Оригена (сл. 23 на кн. Иисуса Навина, 2; сл. 6 на кн. Левит, 3), все эти поставления совершает епископ. Складываются они из следующих частей: избрания, возложения рук и чтения молитвы. Диакона избирает и посвящает епископ, кандидата в пресвитеры - коллегия пресвитеров, а епископа избирает весь церковный приход (парикия) с утверждением избрания в воскресный день собором епископов посредством возложения рук на кандидата. После этого одним из присутствующих епископов совершается чин посвящения в епископский сан. Затем служится литургия с совершением Евхаристии и (местно) с благословением елея, сыра и маслин (Апостольское предание, гл. 4—6). Итак, в ранней Церкви чин поставления в епископа предполагал участие клира и народа и сопровождался принесением бескровной Жертвы (Евхаристией). Процедура избрания диакона и пресвитера не предполагала участия народа - избрание пресвитера проводили пресвитеры, а избрание диакона (как помощника епископа) - сам епископ. Христианский брак в первые века истории Церкви. Институт брака является одним из древнейших установлений человечества. Во всех обществах и религиях брак пользовался глубочайшим уважением и нередко находился под покровительством божеств. Во времена ранней Римской империи (принципата) брак заключался по римским законам между свободными людьми и состоял из подписания в присутствии свидетелей брачного контракта и торжественного переезда жены в дом мужа. Могла быть также принесена жертва домашним божествам — ларам. По сути своей римский брак — это правовой институт, при котором жена находится в полной власти мужа, а дети принадлежат к отческому роду и находятся в полной власти отца семейства. Слова Христа: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает» (Мф. XIX, 6) - легли в основу христианского представления о браке как институте, имеющем Божие благословение. Таковым признаётся любой брак - в том числе брак верного с неверующей, и наоборот (1 Кор. X, 12-16). Христианское представление о таинственной сущности брака основано на словах ап. Павла о «тайне» отношений мужа и жены как Христа и Церкви (Еф.У, 22-33). В первые века Церкви христиане заключали браки по законам римского права или по обычаям своих народов. При этом они могли по желанию получать епископское благословение на брак, однако этот обычай не был ни обязательным, ни повсеместным. Вероятно, только в IV в. начинают складываться местные чины церковного бракосочетания, включавшие в себя различные обрядовые традиции - например, надевание на жениха и невесту венков (этот обряд Тертуллиан осуждает, как заимствованный у язычников - ср. О венке, XIII, 4; XIV, 2). Подводя итог, можно сказать, что в Церкви I—III вв. совершались почти все те же Таинства, что и в Церкви наших дней, кроме Таинства Брака. Особого чинопоследования Таинства Брака не существовало до конца IV в. (официальный церковный чин венчания формируется в различных локальных Церквах примерно в это время). Таинство Покаяния, хотя и совершалось в Церкви изначально, долгое время не имело особого чинопоследования.
Дополнительная литература по теме Агапа (коллектив авторов) // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 214-219. Апостольские постановления (группа авторов) // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 113- 119. Желтое М.С. Анафора // ПЭ. Т. П. М., 2001. С. 279-289. Желтое М., диак. Водоосвящение // ПЭ. Т. 9. М., 2005. С. 140-148(140). Желтое М. С. Чинопоследование благословения брака // ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 166-178 (166-168). Евхаристия (коллектив авторов) // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 533-696 (537- 557). Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. 2. М., 2009. С. 554-802 (гл. «Таинства и обряды»). Пономарёв А.В. Апостольское предание // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 125-129. Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. М., 2004. С. 23-130 (богослужение 1-111 вв.). Первое изд.: Киев, 1910. ТкаченкоА.А. Дидахе // ПЭ. Т. XIV. М., 2001. С. 666-675 (673-675). Ткаченко А.А. Елеосвящение // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 325-329 (325- 328). Ткаченко А.А. Завет Господа нашего Иисуса Христа // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 457-461. Уайбру X. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослуже- ния византийского обряда. М., 2008. С.17-34 (таинство Евхаристии в доникейский период). Успенский Н.Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // БТ.Т. 13. 1975. С. 40-147 (42-82: история анафоры в доникейский период).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.19 (0.022 с.) |