Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические и богословские предпосылки иконоборчества. Для↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
того чтобы понять, какие причины вызвали полемику вокруг икон, необходимо учесть ряд обстоятельств. Во-первых, вопрос о почитании икон был тесно связан с кругом более общих вопросов богословского характера, как то: допустимы ли вообще в Церкви изображения; если да, то следует ли почитать только изображения Христа, или можно изображать также Богородицу и святых; достойны ли такие материальные образы религиозного почитания и поклонения; как относиться к мощам святых и к празднованию их памятей. По сути, спор касался всего того, что свято для Церкви помимо Писания и письменного Предания, что было актуально не только в VIII—IX вв., но до сих пор порождает всё новые и новые споры. Во-вторых, необходимо учесть, что почитание икон, как и почитание других святынь, являлось большим искушением и соблазном для неокрепших в вере. С конца VII по начало VIII в. в империи и Церкви наблюдается интеллектуальная и духовная деградация, на фоне которой участились случаи, когда почитание икон начинало граничить с фетишизмом1. Например, некоторые священнослужители считали, что краска, которой написаны иконы Спасителя, имеет такую же благодатную силу, что и Евхаристия, и поэтому соскребали ее в чашу для Причастия. Другие же проникались такой сильной любовью к иконам святых, что наделяли изображения качествами человеческой природы и брали их в качестве восприемников при совершении Таинства Крещения. Подобные случаи не могли остаться незамеченными духовенством, в котором они возбуждали неприятие такого использования икон, граничащего с магией и кумирослужением. В-третьих, с 30-х гг. VII в. восточные границы империи ощутили на себе в полной мере всю силу арабского оружия. Нашествие мусульман привело не только к захвату значительных территорий Византийской империи, но и к распространению исламских религиозно-мировоззренческих представлений на оккупированных и приграничных землях, в том числе в Сирии (Исаврии?), откуда происходил император Лев. Одной из таких характерных для ислама идей, роднящих его с иудаизмом, был запрет на изображения людей — ибо считалось, что художник созданием подобий живых существ бросает вызов Аллаху, Творцу. Однако этот запрет в арабском халифате принимали не все, поэтому в 721 г. халиф Йезид II издал закон, направленный на борьбу с изображениями в исламе.
Настороженное отношение к иконам в исламе, вероятно, оказало влияние и на восточных христиан, однако ещё большее влияние, как можно полагать, исходило из среды иудеев. Согласно иудейскому мировоззрению, недопустимо никакое изображение или изваяние, которым воздавалось бы почитание, поскольку это запрещено Богом в Законе Моисеевом, как идолопоклонство. Подобные идеи были распространены также среди некоторых сект (например, у монтанистов и набирающих силу в Армении и Малой Азии павликиан), вызывая отторжение по отношению к церковному искусству в целом. Все эти влияния также необходимо учитывать при анализе богословских истоков иконоборчества. Основываясь на логике подобных рассуждений, иконоборцы кроме понятия «тварная святыня» выводят ещё одну ключевую для своего богословия концепцию, которая в Евангелии называется «истинным поклонением в духе и истине» (Ин. IV, 23-24). Это поклонение противопоставляется почитанию икон и имеет при этом вполне православные и высокие характеристики: духовность, церковность (по месту осуществления), внутренняя молитва и славословие. Оно чрезмерно принижает любые существующие в Церкви внешние проявления служения Богу и молитвенного состояния, но при этом крайне привлекательно кажущейся чистотой и торжеством духа. Борьба против икон проходила как раз под лозунгом борьбы за чистоту веры и служения Богу. Это единственная концепция иконоборцев, которая имела своё основание в Новом Завете с его заповедью о необходимости «поклонения в духе и истине», бывшей у многих на слуху. По мнению иконоборцев, вера была загрязнена излишними обрядовыми действиями, соблюдение которых вызывало у неопытных, начинающих или слабых духом христиан чувство материальности веры. Таким образом, иконоборцы протестовали против восприятия христианства как набора необходимых видимых действий, точное выполнение которых приведёт к спасению. Для них важное значение имела идея о глубинном соответствии обрядовых действий верующих их внутреннему духовному умонастроению: каждое такое действие несёт глубокий смысл и осуществляется с целью выражения христианской веры. Поэтому, когда христиане зажигают перед иконами свечи, свершают каждение или ещё какое-либо культовое действие, достойное лишь одного Бога, то, значит, они воздают божественное почитание иконе и тому, кто изображён на ней, что является введением новых богов и поклонением им. По этой причине иконоборцы нарочито избегали чрезмерных внешних проявлений своей веры, считая их вредными и допуская лишь минимальные обрядовые действия.
Святые в глазах иконоборцев становились идолами, почитание которых уводит христиан от истинного поклонения. Глубинное, сущностное соответствие иконоборцы находили не только между действиями христиан и их доктринальными убеждениями, но и между изображением святых и самими святыми. То же утверждение применимо и к иконе Богородицы, хотя позднее иконоборцы всячески подчёркивали особое почтительное отношение к самим святым и Пресвятой Деве. Главная же отличительная черта раннего иконоборчества заключается в том, что его сторонники практически не ставили вопрос о поклонении иконе Христа — поэтому ими не разрабатывалась христологическая область богословия. Точнее говоря, вопрос этот затрагивался, однако лишь вскользь и без каких-либо выводов: онтологическое соответствие иконы Христа Самому Христу не вводит нового Бога, потому что Христос — Бог, и особое поклонение Его иконе в глазах иконоборцев вовсе не выглядело идолопоклонством. С этим связано и отсутствие у ранних иконоборцев проблемы более приемлемых образов Христа, чем иконы. Этот вопрос никак иконоборцами не прорабатывался. Что касается символа Креста, то он будет в особом почитании у иконоборцев чуть позже - в середине VIII в. Это позволяло патриарху Герману уверенно называть их в том числе и врагами Креста — одного из немногих символов, признаваемых средними иконоборцами. Для обоснования своей доктрины и для убедительности обвинения иконопочитателей в языческом заблуждении иконоборцы обращались к такой теме, как древность традиции. Что в Церкви было раньше: почитание икон или чистая, беспримесная вера? В Новом Завете никаких свидетельств об иконах нет, в сочинениях святых отцов они ничего найти не смогли, поэтому посчитали, что все эти практики являются нововведениями, в которых и обвинялись иконопочитатели. И, судя по всему, этой чистой традицией, о которой говорят иконоборцы, являются ветхозаветные времена послушания и поклонения Израиля Богу, поскольку аллюзии на историю избранного народа присутствуют практически во всех сочинениях этого периода, где цитируется иконоборческая мысль. О преимущественной ориентации иконоборцев на Ветхий Завет свидетельствуют тексты посланий патриарха Германа, папы Григория и, прежде всего, идеи, высказанные императором Львом Исавром в беседе с Германом («Хроника Амартола») и во введении к Эклоге. В таком доктринальном виде иконоборческое богословие появилось на политической сцене. Вскоре оно стало представлять собой настоящую угрозу для инакомыслящих: христиан открыто порицали за поклонение иконам, подвергали хуле и оскорблениям, приводя в ужас целые города. Именно тогда иконоборческому движению стали свойственны агрессия и радикализм, а вскоре его идеи стали овладевать и светскими умами. Оно находило себе поддержку в среде учёных и придворных интеллектуалов, с помощью которой оно получило реальную силу и поддержку, что помогло ему впоследствии столь успешно закрепиться в Церкви и государстве. В какой-то момент правящие в империи круги пришли к усвоению иконоборческих взглядов: они органично вписались в идеологию императоров Исаврийской династии.
Богословие иконы прп. Иоанна Дамаскина и свт. Германа. В ответ на иконоборческую концепцию свт. Герман и прп. Иоанн уже не могли ограничиваться аргументами VII в., изложенными в армянской «Апологии» Вртанеса Кертога, поскольку теперь еретическое учение против икон стало более разработанным. Работа отцов была направлена на то, чтобы создать богословскую систему иконопочитания, превосходящую иконоборчество в теоретическом отношении. Свт. Герман находился в Константинополе, где встречался с иконоборческими епископами, поэтому он хорошо представлял себе суть их заблуждения. Но в то же время открыто выступать против них он не мог, поскольку в этом случае мог подвергнуть себя смертельной опасности со стороны расположенного к иконоборцам императора Льва III Исавра. Ситуация прп. Иоанна была принципиально иной: он жил в Дамаске, вдали от споров, столкновений и гонений, на безопасном расстоянии не только от Константинополя, но и от границ Византийской империи. Поэтому, обращаясь в своих «Словах» к Льву Исавру, он не стеснял себя в выражениях и обвинениях — ибо ничто не препятствовало ему свободно излагать свои мысли. Несмотря на разные условия написания своих сочинений, оба отца в большинстве позиций были согласны между собой, хотя очевидно, что свт. Герман не так ярок в образах и определениях, как прп. Иоанн. В результате их параллельной работы Церковь получила систему богословия иконы, на которую она опиралась в полемике с иконоборчеством на протяжении всего VIII столетия. Итак, в учении об иконах, сформулированном свт. Германом и прп. Иоанном, можно выделить несколько основных пунктов: 1. Древность традиции. Это самый распространённый довод во всех богословских спорах Древней Церкви и даже в более позднее время. В свое время в Римской империи именно этим критерием оценивалась истинность религиозного культа. Православные авторы, так же как иконоборцы, используют аргумент древности, посколькув предании и творениях христианских авторов встречается достаточно свидетельств в пользу иконопочитания. Используя ссылки на Свящ. Писание, иконопочитатели показывают, как изображения входили в живую практику Церкви и постепенно стали неотъемлемой её частью. Так, например, прп. Иоанн Дамаскин в своём первом «Слове в защиту честных икон» обращается к императору Льву Исавру:
«...не делай нововведений и не переноси в другое место вечных границ, которые положили твои отцы. Они передали церковное законоположение не только через письмена, но и через некоторые незаписанные предания». Также и свт. Герман пишет, обращаясь к Фоме Клавдиупольскому: «...Мы всячески должны беречься нововведений... поскольку продолжительное время укрепило этот обычай [почитания икон] в церквах». Это утверждение доказывается и 82-м правилом Пято-Шестого Трулльского Собора (691—692 гг.), указывающим, как следует изображать Спасителя: «На некоторых честных иконах изображается, перстом Предтечи "наказуемый агнец", который принят в образ благодати, являя через закон нам истинного Агнца, Христа Бога нашего... Повелеваем отныне образ Агнца, "вземлющего грехи мира ", Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству1 вместо ветхого агнца; чтобы нам, созерцая смирение Бога Слова, приходить к воспоминанию Его жизни во плоти, Его страдании, и спасительной смерти, и таким образом совершившегося искупления мира». Данный канон свидетельствует о зарождении в конце VII в. споров относительно некоторых вопросов почитания икон. Канон прямо предписывает изображать Христа в том образе, в котором Он явился нам в образе человека. Таким образом, традиция повсеместного использования икон в Церкви восходит к более раннему времени, что и доказывают Герман и Иоанн. 2. Классификация образов. Ещё более значимой их заслугой стало разъяснение видов почитания и родов икон (образов). Иоанн Дамаскин подходит к проблеме икон фундаментально, поясняя, что нет ничего плохого ни в иконах, ни в их почитании. Сначала он определяет само понятие «икона» и выделяет шесть её родов: 1) «естественная икона», которой является Христос — Сын Божий. В отличие от других образов, только Христос рождён, остальные — сотворены, поэтому не могут считаться естественными иконами Бога Отца; 2) «прообразы всех вещей» — это некие видимые только духовными очами образы вещей, видение которых возводит ум к Единому Первообразу - Богу. Прп. Иоанн называет их «логосами», архетипами, общей сутью конкретного вещественного мира, в которых отражается Творец; 3) «человек» — отличается от Христа тварностью, подражает Богу, но имеет отличную от Него природу; 4) «священные изображения» порождаются своими невидимыми первообразами, архетипами, открываются пророкам и людям, обладающим духовным зрением, предлагаются каждому человеку в откровении Свящ. Писания. Сам Господь повествует о Себе через эти образы (например, ум, слово, сущность, жизнь, свет); 5) «ветхозаветные преобразования» - более понятные простому человеку «иконы» славы и любви Божией, выражаемые на страницах Писания в видимых образах: неопалимая купина, огненный столп (или же иконы Воскресенья Христова, выраженные описанием трёхдневного нахождения Ионы во чреве кита);
6) «живописная и словесная икона» — иконы, написанные красками, и Евангелие. Последний, шестой род иконы, так же как и предыдущие пять, являются образами Бога, который открывает Себя через них. Этим последним утверждением прп. Иоанн обезоруживает иконоборцев, которые теперь не могли бы отвергать иконы, как хотя и отдалённый, но всё же образ Бога, приравниваемый к Свящ. Писанию. По прп. Иоанну, Сам Господь дал человечеству все эти образы для того, чтобы через них быть познаваемым. Они не просто выстроены по родам, но имеют свою иерархию, так что даже далёкие от высокой духовной жизни души, взирая на иконы, способны постепенно восходить к Первообразу. По Божию соизволению весь мир преисполнен образами, возводящими возвышенный ум от восприятия материальных форм к созерцанию духовных сущностей. 3. Типы почитания (культа). Далее Иоанн Дамаскин делает различия и в понятии «почитание». Почитание истинное, о котором много говорили иконоборцы, действительно достойно одного Бога. Такое почитание имеет характерное свойство жертвенности, всецелой самоотдачи, устремлённости к вечной жизни — его прп. Иоанн называет словом «служение» (греч. λατρει΄α). Он принципиально отличает «служение» от «почитания» (греч. προσκυ΄νησις), которое мы воздаём старшим, начальствующим или другим людям, участвующим в установленной Богом общественной иерархии, в божественном миропорядке. Среди таких достойных чести людей находятся и святые, снискавшие милость у Бога, поэтому мы питаем к ним «почтение». Раскрыв истинное значение, мы знаем различные роды и этого. Первое поклонение — служебное, воздаваемое нами Богу, Который один только по Своей природе достоин поклонения. Потом, ради Бога, Который по Своей природе достоин поклонения, воздаём <последнее> друзьям Его и слугам, подобно тому, как Иисус, сын Навина, и Даниил поклонились Ангелу; или местам Божиим, подобно тому, как говорит Давид: «поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его», и посвящённым Ему предметам, подобно тому, как весь Израиль поклонялся скинии Завета, и, стоя кругом Иерусалимского храма и отовсюду взирая на него, поклоняются <евреи> ещё и теперь; или поставленным от Него начальникам, подобно тому, как Иаков — Исаву, как старшему, по воле Божией, брату, и Фараону — поставленному Богом правителю; также — Иосифу его братья. Я знаю также о поклонении, воздаваемом ради взаимоуважения, подобно тому, как Авраам — сыном Еммора. Поэтому или устрани всякое поклонение, или допускай всякие, имеющие должный смысл и характер. Прп. Иоанн в конечном счёте направлял своё богословие иконы в русло христологии, поскольку иконы прежде всего являлись свидетельством об истинности Боговоплощения. Важным аспектом этого свидетельства была идея Дамаскина о категорическом различии образа на иконе и сущности изображаемого на ней: «...ибо иное есть изображение и другое — то, что изображается, и во всяком случае между ними замечается различие, так как это не есть иное, а иное не есть то». Свт. Герману свойственна более скромная богословская позиция: он не стремился придать спору об иконах принципиальную догматическую проблематику. Находясь в столице империи, в центре всех перипетий, связанных с появлением иконоборчества, свт. Герман, как глава Константинопольской Церкви, просто не мог допустить открытой войны с иконоборцами и был склонен решать все вопросы мирным путем, посредством икономии. Поэтому в своих посланиях, несмотря на их пылкость, он не категоричен в обвинениях, а скорее увещевает иконоборцев отказаться от осуждения церковных традиций. Его мысль легка и понятна. Святитель пытается показать губительность отрицания икон. При этом заметны его пастырские забота и попечение о душах заблуждающихся клириков. Поэтому и сами иконоборцы долгое время надеялись, что в результате мирного диалога с патриархом они смогут переманить его на свою сторону. И когда это не удалось, они его сместили с кафедры. В целом богословские идеи свт. Германа сходны с концепцией прп. Иоанна Дамаскина. Во-первых, он так же принципиально различал два поклонения: Богу и человеческому авторитету (царю, начальнику, старшим и уважаемым людям). Во-вторых, Герман выделял идею Боговоплощения как центральный сюжет христианского изобразительного искусства: если Христос воистину родился, жил, учил, страдал, умер и воскрес, искупив грехи человеческого рода, то Его изображение должно свидетельствовать об этом. Потому что Он не призрачно вочеловечился, как об этом говорили древние еретики-докеты, а всецело и явно, восприняв всю полноту человеческой природы, кроме греха. И тот верующий, кто признаёт Боговоплощение (вочеловечение Бога Сына), должен признавать и чтить образ Христа, который свидетельствует об этом. Особый акцент патр. Герман делает на учительном аспекте икон. Он называет их зрительным Евангелием, которое, ввиду яркости красок и наглядности образов, помогает лучше понять письменное Благовестие. Более того, именно благодаря изображениям сцен и мотивов из ветхозаветной истории возможно обращение язычников или начинающих христиан, которые пока не в состоянии постигнуть божественные истины. Свт. Герман, как житель Константинополя, встаёт на защиту икон Богородицы, особо чтимой именно в столице. Наряду с почитанием образа Девы Марии поклонение иконам святых является необходимым способом проявления нашего признания их заслуг. Богородица есть идеал чистоты человеческой природы, способной преображаться настолько, чтобы сподобиться принятия в свое лоно Христа Бога. Святые угодники показали пример следования заповедям Христовым, поэтому их изображения являются настоящим учебником для верных, а поклонение их образам прочно вошло в традицию Церкви. Герман фактически приравнивает почитание икон святых и Богородицы к уважительному восприятию заслуг самих святых и Девы Марии. Поэтому, по мысли Германа, всякий, кто отрицает их изображения, проявляет презрение к их трудам и жизни. Развитие богословской доктрины иконоборцев на Иерийском соборе 754 г. В таком виде богословие иконы было представлено свт. Германом Константинопольским и прп. Иоанном Дамаскином. Оно имело характерные черты прежней традиции: идеи зрительного Евангелия и свидетельства Боговоплощения. А также приобрело новые оттенки в виде разграничения родов икон и типов поклонения. В совокупности это стало веским ответом богословию иконоборцев, которые поначалу не смогли этому противопоставить ничего, кроме репрессий. Лишь в 754 г. на иконоборческом соборе в Иерийском дворце (см. выше, с. 243) они предприняли попытку на более высоком уровне представить своё богословие, однако столкнулись с серьёзными затруднениями, поскольку им очень сложно было состязаться с догматическим наследием патриарха Германа и Иоанна Дамаскина (последний, в частности, был предан анафеме на соборе четыре раза!). Тогда иконоборцы обратились к творениям святых отцов, среди которых наиболее близким к их идеям был свт. Епифаний Кипрский (правда, приведенные на соборе отрывки из сочинений последнего по большей части были подложными). Сохранившиеся определения собора передают выстроенную иконоборцами (при активном участии самого имп. Константина V) христологическую концепцию иконы. Иными словами, участники собора сконцентрировали своё внимание исключительно на иконе Христа и постарались раскрыть, как они полагали, заблуждения и еретические последствия иконописания Господа, исходя из прежней полемики вокруг соединения природ во Христе. Основы христологических дебатов с монофизитами и монофелитами были хорошо известны и ещё свежи в церковной памяти. Иконоборцы были убеждены, что изображать Господа недопустимо, поскольку это ведёт либо к несторианской ереси, либо к монофизитской. Материальные краски способны отразить лишь материальную природу. Применительно к иконе Христа это означает, что иконописец может изобразить человеческое естество Христа, оставляя без внимания Божественную природу. В свою очередь Божественная природа невыразима, её нельзя представить в видимом образе. Как бы ни рисовалась икона Господа, она отразит человечество и тем самым отделит Его от Божества. В таком случае происходит отделение, пусть лишь на иконе, человеческой природы в одну самостоятельную ипостась, что ведёт к несторианству. Если же иконопочитатели утверждают, что Христос стал видимым, как нам об этом говорит Свящ. Писание, и на иконе они пытаются показать обе Его природы, то они смешивают их красками на поверхности холста, камня или дерева. А смешение природ ведет к монофизитскому заблуждению. Таким образом, иконописец в любом случае впадает в ересь, как бы он ни объяснял сущность своего творчества. Данная идея, согласно сохранившимся документам, стала центральной для иконоборцев средней волны. Они полагали, что в мире просто не может существовать адекватной иконы Христа. Наиболее близкой к ней, по мнению иконоборцев, можно считать Евхаристию, в которой мистически соединяются Божественное (духовное) и материальное естества. В христологической концепции иконы иконоборцы допускали логическую ошибку, которая проявлялась в некорректном подходе к иконе. Ведь икона (образ) отражает некий прототип (прообраз), которым на иконе Христа является Его ипостась, имеющая в своём составе две природы и одно лицо. Икона отражает образ Его ипостаси, в то время как никакую природу (ни человеческую, ни Божественную) показать красками невозможно. Вероятно, иконоборцы это прекрасно понимали, но, поскольку не могли опровергнуть богословские аргументы отцов-иконопочитателей, предлагали такую тематику осуждения икон, которая изначально была сложной и запутанной. Неправильным был их изначальный посыл, что икона (образ) имеет ту же природу, что и представленный на ней прообраз. Некоторые определения иконоборческого собора оказались на удивление схожими с православными представлениями о богословии иконы. В частности, в них признаётся Боговоплощение, содержится православное учение о статусе святых и Богородицы в Церкви. Однако при этом принципиально отвергаются не только изображения Христа, но и священные образы святых и Девы Марии. Последние не признаются исключительно по аналогии: если уж Христос не должен иметь иконы, то и остальные тем более. При этом иконоборцы упускали из виду, что исповедуемый ими принцип «отражения природы» здесь неуместен: ведь святые были простыми людьми, обладающими человеческой природой и человеческим лицом, которые вполне можно отразить на иконе. Кроме того, на соборе была сформулирована концепция недопущения греческого изобразительного искусства в Церкви, поскольку оно относится к бездуховной языческой культуре: «Тому, кто пытается на бездушных и безмолвных иконах вещественными красками изобразить лики всех святых, не приносящие никакой пользы — поскольку это бесполезная затея и изобретение дьявольского коварства — вместо того, чтобы их добродетели, описанные в писаниях, изображать в самих себе, как некие живые их образы, и таким образом пробуждать стремление быть подобным им, как говорили божественные наши отцы, — анафема». Несмотря на то, что собор был благоприятно расположен к памяти святых, инициатор собора имп. Константин У на практике поносил их и даже уничтожал их мощи. Богословские определения VII Вселенского Собора. В 787 г. в Никее прошел VII Вселенский Собор, который рассмотрел деяния иконоборческого собора 754 г. и представил православное определение об иконах. В целом оно повторяет уже высказанные Германом и Иоанном идеи и сводится к следующим основным положениям. Иконопочитание имеет долгую и твердую традицию, подтверждаемую Писанием, Преданием и отцами Церкви. Иконы и являются тем самым Преданием, запечатленным красками. Главной вестью этого Предания признаётся воплощение Христа. Кроме того, Собор утвердил принципиальное различие, так и не осознанное иконоборцами, между служением (Атрею) и поклонением (лроохйу^очс;): первое совершается исключительно Единому Богу, а второе — святыням и богоустановленным авторитетам на земле, к которым относятся и родители, и начальствующие, и власть имущие. В конце центрального вероопределения отцы Собора постановили также, что любые иконы в отношении их почитания приравниваются к изображению Креста: «На этом основании мы... определяем со всей строгостью и порядком, чтобы точно так же, как изображение Честного и Животворящего Креста, и святые и честные иконы, сделанные подобающим -514- П.4. История догматов. Борьба с ересями образом красками, или плитками, или с помощью другого материала, помещались в святых церквах Божиих на священных, сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, в домах и при дорогах, будь то иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей». В основе богословской концепции Собора лежит понятие первообраза, впервые появившееся еще у свт. Василия Великого, а позднее разработанное прп. Иоанном Дамаскином: «Честь, воздаваемая иконе, относится к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». Богословие иконы после VII Вселенского Собора. Так завершился первый период иконоборчества, который дал Церкви необходимое доктринальное обоснование традиции почитания икон. Принципиально новых идей в последующее время сформулировано не было ни иконоборцами, ни иконопочитателями. Борьба между двумя партиями приобрела политическую окраску и не привела к созданию серьёзных богословских трудов. Из всего периода лишь два автора смогли развить богословие иконы, изложенное свт. Германом, прп. Иоанном и отцами VII Вселенского Собора и закрепить его в более глубоких идеях. Это были прп. Феодор Студит и патр. Никифор I. Патриарх Никифор оставил после себя несколько антииконоборческих работ, среди которых выделяются три «Антирретика (возражения) против Константина Каваллина» и «Апология в защиту икон». Никифор здесь выступает прежде всего как историк, поэтому значительную часть его трудов занимают повествования о том, как зародилось иконоборчество и как оно было низвергнуто иконопочитанием. Но оставляет он место и для раскрытия православного учения об иконах, где доказывает несостоятельность иконоборческого богословия. Никифор уличает иконоборцев в том, что они ввели некорректное понятие «неописуемости» Божества, поскольку к иконам более применимо понятие «изображаемости», что принципиально отличается от «описания», требующего времени и пространства. Так же, как и его предшественники, Никифор особое место отводит иконе Спасителя, которая становится, по его мнению, необходимым следствием учения Церкви о соединении природ во Христе: она должна свидетельствовать о Его воплощении. Следуя Иоанну Дамаскину, Никифор обличает иконоборцев в том, что они отождествляют икону и то, что на ней изображено, тогда как икона есть искусственный образ и сущностно отличается от своего первообраза: «Он [т.е. образ] сходен с первообразом и благодаря сходству выражает весь внешний облик того, кого отображает, но остаётся сущностно отличным от последнего из-за другой материи. Или: [искусственный] образ - это подражание первообразу и его отпечаток; от первообраза он отличается различием сущности... Ибо если бы он не отличался от первообраза, то он сам был бы первообразом». Прп. Феодор Студит менее систематично, чем патриарх Никифор, изложил свою богословскую концепцию икон в многочисленных творениях. Центральными из них являются «Опровержения» против иконоборцев. В них прп. Феодор, примыкая к идеям Никифора, выражает идею об описуемости Христа прежде всего потому, что Христос воспринял человеческую природу. И пусть она не имела печати греха и, по сути, была нетленной, это не отменяет её единосущия с нашей природой. И поскольку она входит в состав единой ипостаси Господа, то она и придаёт этой ипостаси признак описуемости красками. Характерен тезис Феодора: «Невидимое стало видимым... мы видели ипостась Логоса». Он также разделяет концепцию различия иконы и первообраза по естеству, однако обновляет её идеей об обязательной связи, которая между ними существует: «На иконе присутствует не изображённое тело по его природе, а только отношение... Поэтому если кто-то скажет, что Бог таким же образом присутствует и на иконах, это не будет ложью. То же самое касается символа Креста и прочих священных предметов. Правда, у иконы по естеству нет соединения с Божеством (что относится даже к обоженному телу Христову!), а есть только причастность по отношению, ибо все эти вещи (икона, крест и т.д.) имеют причастность к благодати и чести Божией». На этом богословие иконы в Православной Церкви достигает своего наивысшего расцвета, таковым оно исповедуется и по сей день. Контрольные вопросы по теме 1. Как зарождалось в Церкви богословие иконы? Кто был первым известным автором, писавшим об этом? 2. Какие богословские идеи о сущности икон разрабатывались богословием в VII в.? Какие доводы против икон приводили в это время противники иконо-почитания? 11.4. История догматов. Борьба с ересями 3. Какие доводы в пользу почитания икон и против них приводили авторы VIII в.? Кто был главным теоретиком иконопочитания в это время? Какие христианские авторы были идеологами иконоборчества? 4. В чём состоит суть и значение богословской аргументации прп. Иоанна Да-маскина и сет. Германа Константинопольского в защиту икон? 5. Какие аргументы против иконопочитания выдвинули иконоборцы на Иерий-ском соборе 754г.?В чём была слабость этих аргументов? 6. Как иконоборцы доказывали ненужность почитания икон святых и Богородицы? Насколько основательны их доводы? 7. Кратко изложите основные положения богословия иконы, сформулированные VII Вселенским Собором. Идеи каких авторов были положены в основу этих решений? 8. Назовите богословские идеи относительно икон, высказанные после VII Вселенского Собора прп. Феодором Студитом и патр. Никифором I. Дополнительная литература по теме Асмус В., прот., Кузенков П.В., Цыпин В., прот. Вселенский VII Собор // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 645-660. Баранов В.А. Иконоборчество // ПЭ. Т. XXII. М., 2009. С. 31-44. Заплатников С.В. Богословие иконы в посланиях патриарха Германа I Константинопольского // XX богословская конференция ПСТГУ, 9—14 октября 2009 г. Материалы. М., 2010. С. 192-195. Озолин И., прот. Икона // ПЭ. Т. XXII. М., 2009. С. 8-13. Сидоров А.И. Послание Евсевия Кесарийского к Констанции (К вопросу об идейных истоках иконоборчества) // ВВ. Т. 51. 1990. С. 58-73. Стасюк В.А. Каролингские книги (ЫЬп СагоНш) о назначении иконы // XIII Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 2003. С. 91-96. 11.5. Миссия Восточной Церкви (К А. Максимович) Начало христианской миссии. Проповедь слова Божия среди разных народов восходит ко временам апостольской миссии, описанной нами выше (см. главу «Миссия апостолов» в разделе 1.1). Христианская Церковь, будучи по своей природе всеобщей (кафолической), является тем самым и Церковью проповедующей, миссионерской. Миссия обращения в христианство других народов заповедана апостолам Иисусом Христом: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. XXVIII, 19). «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. XVI, 15). «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. XXIV, 46-47). Само слово «апостол» (греч. «посланник») говорит нам о том, что главной задачей новой религии на первых порах была именно миссия (от лат. гп1то 'посланничество'), задачей которой было обращение в христианство новых и новых душ. Первыми христианскими миссионерами были апостолы из числа двенадцати ближайших учеников Спасителя. В свою очередь, посланные Христом на проповедь «апостолы из числа 70» (ср. Лк. X, 1) подхватили миссионерскую эстафету у Двенадцати и приобщили к христианству весьма отдалённые от империи народы. Распространение христианства. Миссия во II — IV вв. После окончания апостольской эпохи (I в.) распространение христианства по землям империи и вне её пределов продолжилось. Выше уже говорилось, что новая вера распространялась в основном усилиями отдельных людей - купцов, солдат, переводчиков Свящ. Писания (ср. 1.2.Г.). Тем не менее даже эти единичные миссионерские усилия отдельных людей приносили замечательные результаты. Так, в III в. пленные римляне-христиане, расселённые персидским царём Шапуром на землях провинции Хузистан, создали в Персии первую церковную общину во главе с епископом и начали христианскую проповедь среди местных язычников. На рубеже III—ГУ вв. в Армении проповедовал св. Григорий Просветитель (239-325/6 гг.). Юность он провёл в Кесарии Каппадокийской, был женат на христианке, имел двоих сыновей. Там же, в Кесарии, Григорий получил первичное христианское наставление и св. Крещение. После этого он по собственной воле отправился на службу к армянскому царю Трдату III (287—330 гг.) - язычнику и гонителю христиан, которого исцелил и обратил в христианство. Официальное крещение Армении в правление Трдата относится к 301 г. Около 314 г. св. Григорий на соборе в Кесарии Каппадокийской принял епископское рукоположение и стал первым предстоятелем Армянской Церкви. Отсюда были отправлены миссионеры в прилегающие языческие области Армении и сопредельных стран. Перед смертью св. Григорий оставил свою кафедру собственному сыну. Несколько позднее, в начале ГУ в., христианство распространилось в Грузии. Просветительницей этой страны стала св. равноап. Нина. Как и св. Григорий, она происходила из Каппадокии. Когда её родители целиком посвятили себя служению Церкви, девушка воспитывалась в Иерусалиме у армянки Сарры из г. Двин. Услышав от неё рассказ о хитоне Господнем, хранившемся в грузинском г. Мцхете, Нина решила поклониться святыне. Как-то во сне ей явилась Богоматерь, вручила крест из виноградной лозы и дала наказ проповедовать Христа в «Своём уделе» (Грузии). В 303 г., спасаясь от гонений Диоклетиана, несколько девушек-христианок, в числе кот
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.186.233 (0.022 с.) |