Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е. Христианское искусство и архитектура первых вековСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Строительство храмов. Первые христиане далеко не сразу получили возможность совершать богослужение в особых церковных зданиях — храмах. Для постройки храма необходимо было получить разрешение римских властей, но в то время это было невозможно - ведь христианство в течение первых веков считалось «недозволенным вероисповеданием». Поэтому христианам приходилось собираться в частных домах, где одна или несколько комнат были предназначены для богослужения: Евхаристии, Крещения, оглашения. По римской традиции такой дом называется термином domus ecclesiae или titulus, часто с добавлением имени его владельца (например, titulus Clementis). После 313 г. многие из этих домов превратились в официальные храмы (например, Сан-Клементе в Риме, Киркбизе в Сирии). Наиболее сохранным примером титулуса является раскопанная археологами в сирийском городе Дура Европос (на р. Евфрат) «домовая церковь», принадлежавшая богатому горожанину-христианину. В первом этаже этого дома, вокруг атриума (внутреннего двора), расположены три помещения, предназначенные для богослужения: зал собраний, притвор для оглашенных и крещальня. В зале собраний на особом возвышении находился стол - предполагают, что во время Евхаристии за ним восседал (а скорее, по античному обычаю, возлежал) епископ. Важно, что уже здесь (в баптистерии) стены храма украшены фресками со сценами из Священного Писания и христианского символами. Первые сообщения о христианских храмах относятся к концу II в. и принадлежат апологетам Тертуллиану и Клименту Александрийскому. Император Александр Север около 230 г. впервые официально разрешил христианам строить церкви. После гонений Деция началось активное строительство храмов, и к началу IV в. во многих крупных городах уже стояли большие христианские церкви. Так, уже говорилось, что гонение Диоклетиана началось с разрушения в 303 г. большой церкви в Никомидии. Однако до Константина Великого у христиан были ограниченные возможности строить отдельные церковные здания. По сути, они сводились к двум вариантам: небольшое верхнее помещение для совершения Евхаристии над склепом (мартирий св. Анастасия в Салоне) или здание на закрытой территории богатого гражданина (Сан-Крисогоно в Риме). И то и другое публичным зданием не было. Помимо Евхаристии и Крещения христиане также совершали богослужебное поминовение усопших; особенно торжественным было поминовение местных мучеников. Оно проводилось на месте их погребения - в склепах или катакомбах. Катакомбы обнаружены во многих городах Средиземноморья: в Риме, Неаполе, Александрии, Сиракузах и других местах. Знамениты римские катакомбы св. Присциллы, Домициллы, Коммодиллы, Понтиана, Каллиста, Себастьяна, Петра и Марцеллина, на Виа Ла-тина. Катакомбы строились с конца 11 в. Латинское слово catacumba происходит от греческого названия кладбища между второй и третьей милей Аппиевой дороги под Римом — κατα΄ τυ΄μβας 'у могил'. Некоторые из катакомб возникли на месте заброшенных карьеров, христиане использовали их для погребения своих единоверцев. Копали катакомбы так называемые фоссеры. Протяженность римских катакомб - около 1000 км. Богатые люди создавали внутри катакомб подобие склепов — т.н. кубикулумы с аркосолиями — арочными нишами для погребений, а бедные погребали своих усопших в нишах коридоров, закрытых плитами, — так называемых локулах. На плитах нередко помимо имён писали эпитафии. В катакомбах служили только заупокойные службы — церковные Таинства в них не совершались. Позднее, в IV—VII вв., катакомбы становятся местом паломничества и поклонения мученикам. Отсюда римские папы в V—VIII вв. выносят мощи святых, полагая их в церквах. Катакомбы были заново открыты в XVI в. итальянским ученым Антонио Бозио, а с XIX в. исследование катакомб является важным направлением христианской церковной археологии. Простота богослужения, состоявшего в основном из молитв и пения гимнов, позволяла христианам некоторое время обходиться без собственных храмов. Однако с увеличением числа верующих и усложнением обрядов возникла нужда в особых, достаточно вместительных церковных зданиях, имеющих престол, помещение или купель для Крещения, помещения для клира. Настоящий расцвет храмового строительства происходит несколько позднее, уже при Константине Великом. Изобразительное искусство. Декоративное убранство христианских храмов имеет долгую историю формирования. В кругах христиан из иудеев под влиянием ветхозаветной заповеди «не сотвори себе кумира» (Исх. XX, 4) существовало отрицание изображений - ведь невидимый Бог не может быть представлен средствами человеческого искусства. Однако следует помнить, что, несмотря на этот запрет, уже в первые века по Р.Х. многие синагоги были украшены мозаиками и фресками с религиозными символами и сценами из Священного Писания. Такое же двоякое отношение к изображению проявляется и в раннехристианской среде: наряду с многочисленными примерами священных изображений в катакомбах и на саркофагах (с конца III в.), а позднее и в храмах (со второй половины IVв.) нам известны и запреты на их почитание. Выросшие в позднеантичном мире, наполненном произведениями искусства — статуями, изображавшими языческих богов, ранние апологеты христианства, такие как Татиан (II в.), Афинагор Афинский, Арнобий, Лактанций, объясняют современникам, что статуи суть не боги, но плод рук человеческих и не следует их почитать: «неправильно, что образ Божий почитает образ человека» (Лактанций). Татиан прямо призывал к уничтожению статуй. Во второй половине II в. язычник Цецилий, персонаж диалога Минуция Феликса «Октавий», прямо указывает, что у христиан нет изображений (гл. 10). Крайнюю позицию занимает Тертуллиан в сочинениях «Об идолопоклонстве» и «К язычникам»: «всякую картину, что-либо изображающую, следует считать идолом». Из его сочинений мы узнаём о христианах-художниках и даже клириках-художниках (последние вызывают особенный гнев автора). Отношение к образам в раннехристианское время могло различаться в различных общинах. По мнению Климента Александрийского (ок. 150 — ок. 215 гг.), выраженному в «Строматах» и «Увещании эллинам», высота христианства несовместима с античным пластическим мышлением. Лишь через символы можно передать духовное. Таким образом, позиция Климента оказывается не столь категоричной — он признаёт символико-аллегорические изображения, широко распространившиеся в его время. 36-е правило собора 306 г. в Эльвире (Испания) запрещает «картины в храме, чтобы то, что служит предметом почитания и поклонения, не изображались на стенах». Категорически возражал против портретных изображений Христа историк Евсевий Кесарийский в послании к сестре Константина Великого Констанции, просившей прислать ей изображение Христа (цитируется в 6-м деянии VII Вселенского Собора 787 г.). Перелом в осознании возможностей искусства происходит, по-видимому, в IV в. и связан во многом с богословием великих каппадокийцев — свт. Василия Великого и Григория Нисского. Так, свт. Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» уподобляет Бога художнику, а сотворённый мир - художественному произведению. Бог есть источник красоты и приобщение к Нему — это путь богопознания. В «Слове на день муч. Варлаама» и «Слове в похвалу св. 40 мученикам» он обосновывает необходимость изображения, ставит его наравне со словом, и даже выше, ибо изображение может прояснить слово. Его учение о человеке как образе Божием, выраженное в сочинении «О Св. Духе», раскрывает способность человека к творчеству как уподобляющую его Творцу. На Западе обоснования христианскому искусству дает блж. Августин (354-430 гг.). Репертуар сюжетов в катакомбах и на саркофагах. Во II—IV вв. в искусстве сложился особый символико-аллегорический язык, своеобразная «тайнопись», понятная лишь верным. В катакомбах, как и в скульптуре, мы сталкиваемся с несколькими группами сюжетов. Первую составляют сюжеты из античной мифологии - такие, как подвиги Геракла, Орфей и Эвридика, Гелиос, мчащийся на колеснице по небосводу. Все они переосмысляются в христианском духе: подвиги Геракла (победа над Гидрой, борьба с Немейским львом) понимаются как победа Христа над силами ада. Солнечное языческое божество Гелиос переосмысляется как образ Христа. Орфей, выводящий Эвридику из преисподней, также отождествляется с Христом, выводящим праведную душу из ада. Орфей, призывавший к себе животных чудесным пением и игрой на лире, также являет собой Христа, призывающего и врачующего своим учением всю тварь. Нередко изображаются также традиционные для позднеантичного искусства аллегории времён года. Ко второй группе можно отнести чисто символические изображения — специально придуманные христианские символы, которые прямо не изображают Божество, а лишь отсылают к Нему. Первым христианским символом становится знак креста, появляющийся на стенах катакомб и на христианских надгробиях во II в. Самые ранние формы креста - греческий (в катакомбе Люцины) и «андреевский» (в Пальмире, 134 г.), в виде буквы «тау» (в катакомбе Каллиста). Другими тайными знаками христиан были монограммы имени Христос, состоящие из букв X и Р, иногда в сочетании с буквами альфа и. В катакомбах встречаются также изображения рыбы - её греческое название ΙΧΘΥΣ скрывало первые буквы христианского кредо: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель. Рыбы часто изображаются вместе с евхаристическими символами — корзиной хлеба и сосудом вина. Рыба, наряду с хлебом, упоминается в евангельском эпизоде о чудесном насыщении толпы (Ин. VI, 9, И) - так, образ рыбы символически отсылает к чудесам Спасителя, дающего верным материальную и духовную пищу. В середине 4 в. символ рыбы выходит из употребления. По Тертуллиану, рыба символизирует спасительные воды Крещения, ср.: «Мы - маленькие рыбки, ведомые нашим Ихтис, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе как пребывая в воде» (О Крещ. 1). Другие символы и аллегории катакомб и саркофагов - это ветхозаветный голубь с оливковой ветвью или без неё, корабль, символизирующий Церковь или человеческую душу, плывущую к тихой гавани под водительством Спасителя, якорь — символ надежды, лань, стремящаяся «на источники водныя» (Пс. Х1Л1, 1), виноградная лоза «истинная», символизирующая Христа (ср. Ин. XV, 1), павлин и феникс — символы вечной жизни в античной мифологии (ср. у Геродота, Овидия, Плиния): эти птицы, согласно мифу, умирая, возрождались к новой жизни. Новую жизнь получают античные образы пастыря и пасомых овец - на античный пасторальный мотив накладываются тексты Свящ. Писания Ветхого и Нового Заветов. Изображения Христа Доброго Пастыря (Ин. X, 14) с овцой - человеческой душой - на плечах широко распространяются в живописи катакомб, нередко являясь центральным образом в своде кубикул. Агнец — образ жертвы в Ветхом Завете - становится в катакомбах и позднее, в ранних мозаиках, образом Христа. Он часто изображается стоящим на горке, из-под которой вытекают четыре райские реки, к нему идут овцы-апостолы. Иногда агнец изображается с проколотым боком, из которого струится кровь. Третья группа раннехристианских изображений — это сюжеты из Свящ. Писания. На стенах катакомб нередко можно встретить довольно живо написанные картины-фрески на сюжеты Ветхого и Нового Заветов. С самого начала в христианском искусстве образы из священной истории осмыслялись символически. Так, многие сцены из Ветхого Завета (Грехопадение Адама и Евы, Ноев ковчег, Жертвоприношение и Гостеприимство Авраама, Сон Иакова, Изведение Моисеем источника, Переход через Красное море, история Ионы, Валаам и говорящая ослица, Самсон, побивающий филистимлян, Даниил во рву львином, три отрока в печи) понимались как прообразы спасения человечества, совершившегося благодаря воплощению, смерти и воскресению Христа. Они обещали спасение и воскресение в будущую блаженную жизнь усопшим христианам. Такой же смысл имели образы Нового Завета: чудеса и исцеления Христа (Исцеление кровоточивой, Христос и самарянка), Поклонение волхвов, Воскрешение Лазаря, Крещение Иисуса в Иордане, Тайная вечеря. Однако Распятие и Страсти Христовы никогда не изображались, их лишь обозначали при помощи знака креста. В катакомбах также широко распространены образы орантов — душ умерших, мужчин и женщин с воздетыми в молитве руками. Часто изображаются также сцены погребальных пиров, в которых участвуют и мужчины, женщины, и дети. Такие мотивы встречались и в языческих некрополях. В литературе эти сцены иногда неверно именуются Евхаристией или Агапой, однако ни то, ни другое не имело места в катакомбах. Важная новая композиция, возникающая в катакомбах, — Собрание апостолов: вокруг центральной фигуры Христа полукругом располагаются апостолы. Иконографической основой для этой сцены стали античные изображения Учителя (Философа) с учениками. Помимо простого варианта этой сцены существует также два более сложных извода: Traditio legis — Даяние закона и Traditio clavium — Даяние ключей. В Traditio legis изображается передача Христом апостолам свитка - Закона нового (ср.: «Заповедь новую даю Вам» — Ин. XIII, 34). Иконография этой сцены была навеяна имперской практикой назначения чиновников: так, император поставлял чиновника в должность, подавая ему грамоту. Сцена Traditio clavium, в которой Христос передаёт ключи от рая (обычно ап. Петру), осмыслялась изначально как прощение грехов умершему и принятие его в Небесное царствие, но постепенно приобрела смысл основания Церкви, Скульптура. Скульптура была одним из основных видов искусства в античный период. Во времена ранней Церкви она была распространена и в среде христиан. Парадоксальным образом первое упоминание о скульптурном изображении Христа мы имеем не от христиан, а от язычников - так, уже упоминавшийся римский император Александр Север (222-235 гг.) поставил бюст Христа в своём домашнем святилище рядом с бюстами Орфея и Авраама (Элий Лампридий. Жизнь Ал. Сев. 29). По некоторым данным, «иконе» (статуе) Христа (наряду с «иконами» ап. Павла, Гомера и Пифагора) поклонялся Карпократ - основатель христианской гностической секты карпократиан (Епиф. Кипр. О ересях, 27). О статуе (возможно, первоначально изображавшей языческого бога врачевания Асклепия), почитавшейся как изображение Христа, которое поставила исцелённая им кровоточивая в Кесарии, упоминает Евсевий Кесарийский (Церк. ист. VII, 18.1). Видимо, против подобных изображений, слишком сходных с языческими статуями, и был направлен пафос ранних апологетов (см. выше). Сохранилось значительное число статуй Христа Доброго Пастыря с овцой на плечах (например, в Музеях Ватикана) - вероятно, некоторые из них (как названная) были частью оформления саркофагов. Иконография Христа и Богоматери. Подавляющее большинство ранних изображений Христа и Богоматери с младенцем найдено в римских катакомбах. Самые ранние из них относятся к концу II— III вв. Изображения Спасителя и Богоматери в этот период были сюжетными, т.е. они включались в групповые композиции, иллюстрирующие различные сюжеты. Первые образы Спасителя были аллегорическими — это Добрый Пастырь, несущий на плечах заблудшую овцу, жертвенный агнец с нимбом и крестом, рыбак или рыба. Христос изображался и в образе античных героев и божеств - Геракла, Орфея, Гелиоса (см. выше). Портретные изображения Христа появляются не ранее конца II в., когда в христианском искусстве сформировалось представление о Его внешнем облике. Наиболее распространённым стал тип юного Христа с короткими волосами — за основу этой иконографии было взято изображение юного и прекрасного античного божества Аполлона и врача Асклепия, поскольку в античной древности идеальной, самой лучшей порой в жизни человека считалась молодость, а старость считалась безобразной. В 4 в. появляется иконографический тип длинноволосого Христа с бородой — античной основой для такой иконографии стал образ философа. Первые подобные изображения находим в катакомбах Понтиана и Коммодиллы IV в. В последней фигура Христа представлена на фоне креста, а голова обрамлена нимбом, по сторонам от которого изображены буквы альфа и омега. Иконография Богоматери. Древнейшие изображения Богородицы сохранились на фресках в римских катакомбах и относятся к концу II - первой половине III в. Многочисленны изображения сидящей Богоматери с Младенцем в сцене Поклонения волхвов, древнейшее из которых (конец II в.) находится в катакомбах Присциллы. Возможно, именно Богородица изображается в виде Млекопитательницы в катакомбах Присциллы, в кубикуле Велаты (вторая половина III в.). Она представлена как римская матрона, но с непокрытой головой. Млекопитательница представлена также с пророком (Исайей или Валаамом, или персонификацией пророчества вообще), указующим на звезду (начало III в.) в катакомбах Присциллы. Как Оранта (молящаяся) с младенцем Христом на фоне груди Богоматерь изображена на Кладбище Майуса, по-видимому, времен Константина, т.е. первой половины IV в. Богоматерь одета как римская матрона, голова её покрыта прозрачным покрывалом. Все эти варианты иконографии получат своё развитие в дальнейшем. Церковное предание об иконах. Согласно преданию, первым изображением Спасителя стал Нерукотворный Образ, посланный Христом царю Осроены Авгарю V. Царь Авгарь (4 г. до Р.Х. - 7 г. по Р.Х., и 13-50 гг.) был правителем области Осроены со столицей в г. Эдессе. Он считается первым христианским правителем Месопотамии. С его именем связана апокрифическая «переписка с Иисусом Христом». Согласно этому преданию, Авгарь и другие жители столицы были поражены тяжёлой болезнью. Прослышав о чудесных исцелениях, совершённых Христом, Авгарь направил Ему послание, в котором называет Его Богом, сошедшим с небес, и Сыном Божиим и просит посетить Эдессу, чтобы избавить его от страданий. В ответном послании Христос обещает послать к нему одного из своих учеников, но лишь после того, как «исполнит всё то, ради чего послан». После Вознесения Господня в Эдессу пришёл Фаддей, апостол из числа 70, который исцелил и крестил царя, а потом и весь его народ (этот сюжет подробно описан в «Церковной истории» Евсевия (I, 13) и в сирийском памятнике начала Vв. «Учение Аддая апостола»). Сюжет о Нерукотворном Образе фиксируется в источниках только с VI в. (в передаче Евагрия Схоластика - ср. Церк. ист. IV, 27). Согласно легенде, Иисус, омыв лицо, отёр его платком (убрусом), на котором чудесным образом запечатлелся Его лик. Этот убрус был доставлен в Эдессу и стал, наряду с посланием Христа Авгарю, главной святыней города. Этот чудотворный образ помог Эдессе освободиться от персидской осады 544 г. В 944 г. Нерукотворный Образ был доставлен в Константинополь в обмен на 200 мусульманских пленников (в честь этого события установлен церковный праздник Перенесения Нерукотворного Образа Спаса, который совершается 16 августа). Реликвия была утрачена в 1204 г. во время разграбления Константинополя западноевропейскими рыцарями-крестоносцами. Что касается образов рукотворных, т.е. собственно икон, то церковное предание о начале христианского иконописания исходит из постановления VII Вселенского Собора (Никея, 787 г.) о том, что традиция живописных изображений восходит к временам апостольской проповеди (Деяния Всел. Соб. Т. 4. С. 440). Создание наиболее почитаемых икон Богоматери в Византии приписывалось евангелисту Луке. Контрольные вопросы по теме 1. Что такое катакомбы? Как и почему они возникли? 2. Как и почему возникло храмовое строительство? Где происходили собрания христиан, пока у них не было своих храмов? 3. Каковы сюжеты христианских росписей в катакомбах? Почему первоначальные изображения носили характер символов и аллегорий? 4. Какие новые данные для истории христианского искусства в III в. были получены после раскопок в г. Дура Европос? 5. Когда появляется христианская скульптура? 6. Что такое «икона» в первоначальном, древнем смысле этого слова? Чем икона отличается от сюжетной композиции? Дополнительная литература по теме Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 54-86 (места молитвенных собраний христиан 1-1П вв.), 133-163 I (символы в раннехристианской живописи), 163-193 (изображения Спасителя), 194-211 (изображения Богоматери), 212-249 (изображения креста). Квливидзе Н.В. Богородица. Иконография // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 501-504 (501-502). Квливидзе Н.В. Иисус Христос. Иконография // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 705-713 (705-707). Мещерская Е.Н., Панченко К.А. Авгарь // ПЭ. Т. I. М., 2000. С. 88-90. Озолин Н., прот. Икона // ПЭ. Т. XXII. М., 2009. С. 8-13. Попова О.С. Искусство первых веков христианства. Искусство Византии // Очерки истории искусства. М., 1987. С. 211-303. Сусленков В.Е. Дура Европос // ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 341-346 (345-346). Уайбру X. Православная Литургия: Развитие евхаристического богослужения византийского обряда. М., 2008. С. 34-38 (Обстановка евхаристии. Рождение иконографии). Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. II. Доникейское христианство. 100-325 г. по Р.Х. СПб., 2007. С. 144-146, (Места совместного поклонения), 188-217 (Христианское искусство. Церковь в катакомбах).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.192.248 (0.013 с.) |