Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Евагрия схоластика и почетного префекта,
КНИГА ТРЕТЬЯ гл. 14 и «феликсова раскола» — продолжался с 482 по 519 г. (см. выше, с. 212). Он охватывает правление Зинона, Анастасия (491— 518 гг.) и первый год Юстина /(518—527 гг.). В формальном отношении это была попытка построить новое согласие враждующих сторон на общих основах, однако фактически это означало усиление монофизитства, у которого теперь появилась возможность свободного существования в виде унии высшего епископата с Константинополем. Это время является самым благоприятным для монофизитства периодом церковной истории. Надо сказать, что отчасти «Энотикон» свою функцию выполнил, он смог хотя бы формально соединить две основные враждующие в Византии группы. Вместе с тем «Энотикон» привнёс и ряд расколов. Разумеется, что радикалы с обеих сторон не приняли именно самого факта соглашения с противником. Так в Египте образовалась группировка «акефалов» («безглавых»). Первоначально основу их составляли египетские монахи, которые, конечно же, как весьма чувствительные в религиозном смысле люди, отказались войти в общение с подписавшим «Энотикон» монофизитским архиеп. Петром Монгом, однако не анафематствовали его. А у халкидонита Акакия возникли проблемы с Римским престолом, который в ту пору был независим от византийского императора. Папа Феликс III (483— 492 гг.) анафематствовал Акакия и всех находящихся с ним в общении за принятие в общение Петра Монга. Поэтому с принятием «Энотикона» в отношениях Константинополя и Рима наступила так называемая «акакианская схизма» (а точнее, «феликсов раскол» — см. с. 212). На Востоке же время «Энотикона» стало временем расцвета монофизитства. Загнанное в подполье во время правления Льва, оно там постепенно набирало популярность. Возможными причинами усиления монофизитства были его очевидная связь с учением св. Кирилла, неприятие антиохийского богословия противников Кирилла, ореол гонимых властью праведников над Диоскором и Тимофеем Элуром и активная монофизитская агитация в церковных массах. Преемник Зинона имп. Анастасий, также поддержавший «Энотикон», был тайным монофизитом. Он даже попытался было продекларировать свою принадлежность к этому учению введением в Константинополе так называемой «монофизитской» прибавки к Трисвятой песни — «Распныйся за ны» (511 г.). Впрочем, эта попытка была отвергнута церковным народом и нововведение пришлось почти сразу же отменить. В конце своего правления Анастасий осмеливался смещать халкидонских епископов и поставлять на их место монофизитов.
Одним из «светил» монофизитского богословия той эпохи был Филоксен (Ксенайя) Маббугский (между 440 и 455—523 гг.). В богословии своём Филоксен яростно противостоял халкидонизму, который он считал идентичным несторианству. Филоксен часто уклоняется в афтартодокетизм (представление о нетленности плоти Христа, см. ниже), который в то время ещё не стал причиной раскола в монофизитстве. Венцом этого развития принято считать богословие монофизитского патр. Севира Антиохийского (512—518 гг.). Севир создал вполне сбалансированную богословскую систему, в которой составляющие, соединённые во Христе, хоть и не могли быть названы «природами», но сохраняли свои свойства, не образовывая некоего третьего свойства, среднего между ними. Таким образом, именно свойство было тем пунктом, в котором проходило различие между Божеством и человечеством во Христе, а всё другое — лицо, ипостась-природа, воля — было общее и обозначало единого субъекта. С Юстина I (518—527 гг.) начинается очередной период, когда у власти стояли приверженцы Халкидона (династия Юстина — 518— 602 гг.). Это был период величайшего расцвета Византийской империи, её золотой век. Воцарение Юстина было с радостью воспринято жителями Константинополя, так как он обязался искоренить монофизитство и отменить Энотикон. Он был не особенно разборчив в методах своей религиозной политики, что выразилось в гонениях на монофизитов. Так, толпа верующих в Константинополе требовала от патриарха анафемы Севиру, находившемуся тогда в Антиохии, что Юстин и повелел сделать — однако Севиру удалось бежать в Египет. Монофизитские епископы (числом до 54) при Юстине были изгнаны со своих кафедр, активно велось преследование монофизитских монахов и мирян. В 519 г. произошло преодоление «феликсовой схизмы» и примирение с Римом в лице папы Гормизда.
Впрочем, сам Юстин был невежественным военным (он не умел даже читать и писать) и многими аспектами его политики, в том числе и религиозными, занимался его племянник и соправитель Юстиниан, который после его смерти и стал императором (527—565 гг.). В 536 г. в Константинополе прошёл собор, который осудил Севира. После попыток привлечь монофизитов в начале 30-х гг. VI в. возобновились гонения. После собора 536 г. был в очередной раз взят курс на лишение еретиков законной и действующей иерархии посредством назначения своих епископов на кафедры, занимаемые монофизитами. Перед этим, несмотря на многочисленные перестановки церковных иерархов, обе группы воздерживались от назначения альтернативных епископов на одни и те же кафедры. Таким образом, создание Юстинианом параллельной иерархии было своего рода шагом отчаяния после отказа от политики примирения и новой волны репрессий. Но жёсткая политика Юстиниана вынудила монофизитов на ответные шаги. Борьбу монофизитов за сохранение своей иерархии возглавил Иаков Барадей (конец V в. - 578 г., с 542 г. епископ Эдесский). В 40-х гг. VI в. Иаков путешествовал по имперскому Востоку, рукополагая епископов и священников. От Иакова Барадея ведёт своё происхождение монофизитская церковь Сирии, часто называемая «яковитской». Билет 10. Имп. Юстиниан, его церковная политика и теория двух властей. Права и привилегии Церкви при христианском государстве: имущественные права, судебные привилегии, свобода от податей и повинностей. Влияние христианства на гражданское законодательство. Юстиниан I (527-565 гг.) Законодательство Юстиниана о Церкви. В правление Юстиниана была исполнена грандиозная программа систематизации всего римского права. Для этой цели по указу императора была создана особая комиссия во главе с виднейшим юристом эпохи Трибонианом. Первым трудом комиссии стал Кодекс Юстиниана (первое изд. 529 г., второе - 534 г.), включивший в себя более 4600 императорских эдиктов от Адриана до Юстиниана. Затем, в результате работы последующих комиссий были составлены Дигесты, или Пандекты (530—533 гг.), — сборник из семи частей (50 книг, 150 тыс. параграфов), вобравший в себя отрывки из почти 1500 сочинений римских классических юристов, и Институции, т.е. «Наставления» — учебник права в четырёх книгах, также получивший нормативный статус. Законы Юстиниана, вышедшие после издания «Кодекса», получили название «новых конституций», или новелл. В Средние века Институции, Дигесты, Кодекс и новеллы получили в своей совокупности название «Свод гражданского права». Основным языком «Свода» был латинский, некоторые части Кодекса, Дигест и большинство новелл написаны по-гречески. Важной составной частью корпуса Юстиниана (подобно более раннему Кодексу Феодосия II) стало законодательство о Церкви, охватывающее все важнейшие стороны церковной жизни (кроме богослужения и церковного суда). В отличие от Феодосия, Юстиниан поместил законы о Церкви в самое начало своего Кодекса, начало I книги которого посвящено изложению догматических основ Православия. Таким образом, за время, прошедшее со времени издания Кодекса Феодосия, положение Церкви в государстве настолько укрепилось, что она стала восприниматься как важнейший имперский институт, стоящий в государственной иерархии на втором месте после императора.
Важнейшее место в законодательстве о Церкви занимают новеллы Юстиниана. Среди 168 новелл, 36 посвящены церковным вопросам (новеллы 3, 5—7, 9, 11, 16, 20, 37, 40, 42, 45, 46, 55-59, 65, 67, 76, 77, 79, 83, 86, 109, 111, 120, 123, 129, 131, 131-133, 137, 144, 146). Эти новеллы стали составной частью многочисленных византийских номоканонов и юридических сборников VI—VII вв., были включены в византийский юридический корпус IX—X вв. «Василики» и стали неотъемлемой частью церковного права Восточной Церкви вплоть до падения Византии. В славянских переводах эти новеллы распространились также у южных славян и на Руси, вошли в Сербский номоканон св. Саввы (начало XIII в.), русские юридические сборники («кормчие книги») - в том числе в Московскую Печатную кормчую 1653 г. Таким образом, законы Юстиниана о Церкви наряду с канонами в течение более чем тысячелетия служили руководством для решения важнейших церковно-административных вопросов не только в Византии, но и далеко за ее пределами. Судебные и административные полномочия епископов. В IV—VI вв. в Римской христианской империи получил развитие и официальное признание со стороны государства институт епископского суда по гражданским делам. Данный институт предполагал рассмотрение епархиальным архиереем или уполномоченными им лицами гражданско-правовых споров между любыми субъектами, которые проживали на территории данной епархии и добровольно обратились к епископу для осуществления правосудия. Еп. Суд быстро приобрел широкую популярность: папирологические и патристические источники свидетельствуют о том, что в IV—V вв. разрешение гражданско-правовых споров епископом представляло собой повседневную правовую практику. Так, блж. Августин жалуется на нехватку времени из-за необходимости осуществлять правосудие по гражданским делам (Августин. О мои. дел. 37) и сообщает, что сет. Амвросий Медиоланский также был постоянно занят рассмотрением судебных дел (Августин. Исповедь. VI, 3). Епископ мог передать (делегировать) свои судебные полномочия кому-либо из клириков или мирян своей епархии (о подобном случае упоминает Сократ Схоластик, ср. Церк. ист. VII, 37). Массовому обращению населения в Еп. Суд способствовали простота и дешевизна судебной процедуры. В упрощённом епископском судопроизводстве отсутствовал ряд обременительных процессуальных формальностей. Кроме того, первоначально правосудие в Еп. Суде было, по-видимому, полностью бесплатным, и даже в эпоху имп. Юстиниана судебные пошлины и издержки не должны были превышать 6 номисм (Сой. 1и§1.1, 4, 29.7). Немаловажным был и более гуманный характер епископского суда. В основе материальных норм, применяемых епископом, находился так называемый «христианский закон», что означало разрешение споров в духе христианского человеколюбия. Как до, так и после государственного признания Еп. Суда основной обязанностью епископа-судьи было содействовать примирению спорящих.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.01 с.) |