Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расколы в древней Церкви: Каллиста и Ипполита, Новата и Новациана. Вопрос о падших. Споры о крещении и о времени празднования Пасхи.

Поиск

 

Расколы в Римской Церкви. Одним из первых был раскол, который инициировал римский епископ Виктор, осудивший (вскоре после 189 г.) древнюю малоазийскую традицию празднования Пасхи в один день с евреями. Тогда большинство локальных Церквей поддержало Рим.

Сама Римская Церковь также не была свободна от расколов. Первый раскол произошёл в понтификат Каликста (Каллиста) (217— 222 гг.). Он провёл ряд реформ в области христианской дисциплины в сторону её смягчения, чем вызвал неудовольствие партии консер­ваторов. Последние поставили первого антипапу (т.е. альтернатив­ного римского епископа) — св. Ипполита Римского, который в своём труде под названием «Философумены» обвинял своего противника не только в ереси модализма (см. ниже), но и в дисциплинарных по­слаблениях для паствы и отступлении от древних традиций Церкви. В частности, Ипполит не одобрял огульное принятие Каликстом в Церковь всех отлучённых от церковного общения, а также снисходи­тельное отношение к тем священнослужителям, которые женились после посвящения в сан.

Последующие папы Урбан /(222-230 гг.) и Понтиан /(230—235 гг.) хотя и осудили модализм, однако не вступили в общение со св. Иппо­литом. Примирение произошло на личном уровне во время ссылки Ипполита и Понтиана на Сардинию в короткое правление гонителя христиан Максимина Фракийца (235—238 гг.). После смерти св. Иппо­лита и его оппонента (по слухам, общая ссылка примирила их неза­долго до смерти) враждующие фракции объединились под руковод­ством папы Антера (235—236 гг.).

Новый раскол произошёл в Римской Церкви в 250 г., когда по­сле смерти еп. Фабиана (236-250 гг.) во время уже упоминавшегося гонения Деция произошло разделение между сторонниками жёстких и мягких подходов к принятию в Церковь кающихся отступников. Сторонников жёстких мер возглавил пресвитер Новациан (ок. 200— 258 гг.), незаконно получивший епископство и ставший в 251 г. вто­рым антипапой. Сам Новациан, бывший видным богословом своего времени, получил широкую поддержку со стороны многих известных епископов (например, Маркиана Арльского и Фирмилиана Кесарийского), а также карфагенского раскольника Новата (см. ниже).

Раскольнические общины, возводящие своё происхождение к Новациану, существовали вплоть до VIII в., привлекая в свои ряды также сторонников других церковных расколов — монтанистов, донатистов (см. ниже), мелитиан (см. ниже).

Расколы III в. в Карфагенской Церкви. Во время гонений импе­ратора Деция в 250-251 гг. в Карфагенской Церкви вспыхнул дисци­плинарный раскол, в котором вновь отразились противоречия между различными подходами к управлению Церковью.

Гонения при Деции, в отличие от предыдущих, были хорошо ор­ганизованы и охватили всю империю. Помимо огромного количества отпавших полностью (sacrificati, принесшие жертву) или формаль­но (libellatici, купившие официальную справку о принесении жерт­вы) это гонение породило множество «исповедников» (со nfessores), т.е. людей, кровью засвидетельствовавших свою верность Христу, но оставшихся в живых. До этого гонения исповедники были ред­костью. После окончания гонения множество отступников захоте­ли вернуться в Церковь. Согласно обычаю Карфагенской Церкви и позиции её предстоятеля св. Киприана, принятие отпадших должно было осуществляться соборным совещанием во главе с епископом по рекомендации исповедника. Однако исповедники начали игнориро­вать это правило под тем предлогом, что Киприан во время гонений скрылся, оставив свою Церковь без предстоятеля.

Уход Киприана в подполье был связан с тем, что он получил от римского наместника (проконсула) предписание явиться для ис­поведания своей веры в г. Утику, где проконсул в то время нахо­дился. Однако, как сам Киприан пишет в особом послании к своей Церкви, епископ должен исповедовать свою веру в своей собствен­ной области (епархии), а не в чужой. По этой причине Киприан не стал выполнять распоряжение богоборческой власти, а предпочёл скрыться.

Исповедники направляли отпавших для воссоединения с Церко­вью не к Киприану, а к пресвитерам, среди которых первую скрипку играли пресвитер Новат и незаконно (без ведома Киприана) постав­ленный им диакон Фелициссим.

Этого Новата Киприан ещё в 248 г. обошёл при выборах Карфагенского епископа. Несмотря на то что Киприан получил Св. Кре­щение всего за два года до этого, народ именно его захотел видеть своим пастырем. С тех пор Новат затаил против него вражду и даже отделился от него вместе с четырьмя другими пресвитерами. Уход Киприана в подполье во время гонения Деция дал повод к большим соблазнам в Церкви и был тотчас истолкован сторонниками Новата как отступничество.

Новат и Фелициссим принимали падших в Церковь без всяко­го расследования и соборного решения только на основании дан­ных исповедниками рекомендаций — так называемых «писем мира». Ряды партии Новата постоянно росли за счёт массового принятия отступников, которые предпочитали мягкость Новата и Фелициссима более строгим подходам Киприана. При этом отступ­ники, получив «письма мира», уже не просили, а требовали принять их в Церковь, не останавливаясь перед прямыми угрозами в адрес избранного епископа

 

Киприан Карфагенский. О падших. http://www.pagez.ru/lsn/0062.php

 

После окончания гонений незадолго до Пасхи 251 г. Киприан провёл в Карфагене церковный собор, который лишил Новата и Фелициссима церковного общения. Собор также постановил, что наказывать отступников следует с рассуждением, после изучения всех сопутствовавших греху обстоятельств. Наибольшую строгость собор проявил к так называемым «принёсшим жертвы они должны были каяться всю жизнь в отлучении от Церкви с допу­щением к Евхаристии лишь перед самой кончиной. Однако в 252 г. другой Карфагенский собор смягчил это строгое требование и допу­стил возвращение отступников в Церковь после подобающего рас­каяния.

Тогда же раскольники во главе с Новатом избрали себе главу — еп. Фортуната, который был рукоположен пятью другими еписко­пами, запрещёнными в своё время в служении из-за отступничества. Ранее Новат завязал отношения с римским раскольником еп. Новацианом, который незаконно получил епископство и отпал от за­конного Римского еп. Корнелия. После этого два раскола фактически объединились в один, хотя и на разных принципах: так, если Новат и Фелициссим выступали за скорейшее принятие отпадших в Церковь, то Новациан, наоборот, проповедовал по отношению к ним особую строгость, предлагая предоставить прощение Богу. На Востоке новациане называли себя кафарами ('чистые'), полагая, что остальная Церковь осквернила себя общением с грешниками.

Раскол донатистов в Африке. Спустя полвека после раскола Новата и Фелициссима Карфагенская Церковь пережила новый рас­кол. Как и первый, он произошёл после гонений (на этот раз при имп. Диоклетиане, в 303—305 гг.) и был поначалу порождён спорами о каноничности поставления в 307 (или 311) г. Карфагенского еп. Цецилиана (здесь также видим полное сходство с прежним расколом, когда Новат оспорил каноничность поставления свт. Киприана всего лишь через два года после крещения последнего). Партия несоглас­ных с кандидатурой Цецилиана (при поставлении которого были до­пущены процедурные нарушения) поставила альтернативным главой Африканской Церкви еп. Майорина. В 312 г. сам имп. Константин Ве­ликий, будучи в Карфагене, вмешался в церковные разногласия, под­держав Цецилиана. После смерти Майорина раскол возглавил еп. До­нат, давший имя всему раскольническому движению. Тогда император направил дело Цецилиана и Доната на рассмотрение папы Римского Мильтиада (Мелъхиада) (еп. в 310/311—314 гг.). Последний в полном соответствии с традиционной церковной процедурой суда над епископом созвал собор 19 италийских и галльских епископов (313 г.), которые признали легитимным главой Карфагенской Церк­ви Цецилиана. В ноябре 316 г. Константин издал карательный указ против сторонников Доната, а местные власти приступили к разгону их собраний.

Учение донатистов было основано на ригоризме, схожем со взгля­дами Тертуллиана и раннего Киприана Карфагенского, труды которых донатисты высоко чтили. Они проповедовали «Церковь святых» — т.е. Церковь непорочную, не принимающую грешников и отступников. Они учили о действительности не просто церковных Таинств, а лишь тех Таинств, которые совершены епископом-праведником, не запят­навшим себя малодушным поведением во время гонений. Донатисты почитали мучеников и отвергали союз Церкви с государством. При­ходящих к ним «кафоликов» они перекрещивали, считая только своё Крещение истинно святым и благодатным. Несмотря на все призна­ки раскола, Карфагенская Церковь первоначально занимала по от­ношению к донатистам в силу их высокого морального авторитета в целом довольно миролюбивую позицию и принимала обращающих­ся от них священнослужителей в том же сане (ср. Карфагенского со­бора 419 г. правила 68 (79), 117 (131)-119 (133), 121 (135)).

Как писал блж. Иероним, на сторону донатистов «перешла поч­ти вся Африка». В самом деле, в 336 г. Донат смог созвать на собор 270 своих сторонников. Общины донатистов были созданы в Италии, Испании и Галлии. Поддержка в 397-398 гг. некоторыми донатистами африканского восстания берберов окончательно восстановила против них императорскую власть. С начала V в. Карфагенская Цер­ковь в союзе с государством начала активную борьбу с донатистами.

В результате предпринятых усилий раскольническое движение пошло на спад, донатистская иерархия стала возвращаться в кафо­лическую Церковь. После завоевания Северной Африки вандалами в 429 г. источники сведений о донатистах сильно оскудевают. Пол­ный конец расколу положило арабское завоевание Африки в сере­дине VII в.

Раскол мелитиан в Египте. В гонение Диоклетиана и Максимина Дазы (303-305 гг.) начался раскол в Александрийской Церкви. По­скольку многие египетские епископы, в том числе предстоятель Александрийской Церкви сщмч. Пётр Александрийский (300-311 гг.), скрывались от гонений или находились в заключении, Мелитий, еп. Ликопольский (Фиваида, Верхний Египет), начал самовольное поставление епископов на пустующие кафедры и привлёк на свою сторону часть александрийского клира. Эта практика встретила жёсткий отпор со стороны Петра Александрийского. Собравшийся в 306 г. под его руководством церковный собор осудил мелитиан (Афон. Алекс. Апол. против ариан, 59). Поскольку и сам Мелитий был аре­стован властями и выслан из Египта в Палестину, Церкви поначалу удалось пресечь распространение раскола.

Вскоре положение усугубилось вопросом об отношении к от­ступникам. Ещё до окончания гонений еп. Пётр издал энциклику (окружное послание архиепископа или митрополита к подчинённым епископам), в которой предписывал немедленно допускать к церков­ному (публичному) покаянию падших, если они отреклись от Хри­ста после заключения в тюрьму и пыток. Те же, кто принесли жерт­вы добровольно, должны были ещё в течение года доказывать свою готовность к возвращению в Церковь, после чего получали особую епитимию. В энциклике Петра содержалось также подробное, обо­снованное примерами из Библии оправдание бегства от гонений.

Мелитий, претерпевший заключение и ставший таким образом исповедником, а также многие другие исповедники не согласились с позицией предстоятеля Александрийской Церкви. С одной стороны, их рекомендательные «письма мира» теперь лишались всякой силы. С другой стороны, они полагали, что до окончания гонений никого не следовало принимать в Церковь во избежание новой апостасии. Мелитиане, таким образом, заняли совершенно такую же позицию, какую полувеком ранее занимал св. Киприан по отношению к Новату и Фелициссиму. Разногласия по этому вопросу привели к обо­стрению мелитианского раскола.

Когда был обнародован эдикт августа Галерия о прекращении го­нений (апрель 311 г.), Мелитий с триумфом вернулся в Египет. После этого во многие епархии были незаконно поставлены мелитианские епископы. Положение Церкви осложнилось внезапной мучениче­ской гибелью еп. Петра, который осенью 311 г. был внезапно схвачен и обезглавлен по приказу кесаря Максимина Дазы (Евсевий. Церк. ист. IX, 6, 2).

На I Вселенском Соборе в Никее против мелитиан был принят ряд постановлений — в частности, согласно правилу 6, вся египет­ская Церковь должна быть под юрисдикцией архиепископа Алексан­дрийского. Особым соборным постановлением Мелитий и постав­ленные им епископы были запрещены в служении, однако оставлены в своём сане с правом вступать в руководство местными епархиями Александрийской Церкви после смерти «кафолического» епископа. Для этого также было необходимо их законное избрание клиром и народом и утверждение в этой должности со стороны архиепископа Александрийского.

Выводы о причинах и значении церковных расколов. Церковные расколы II—III вв. имели не догматический, а дисциплинарный ха­рактер. В их основе лежали важные экклесиологические представ­ления — о роли пророческого откровения в Церкви (раскол Монта­на), о допустимости или недопустимости канонических послаблений (так называемой икономии) (расколы Ипполита и Новациана в Риме, расколы Новата/Фелициссима и Доната в Северной Африке, раскол Мелития Ликопольского в Египте), о единстве Церкви и действи­тельности церковных Таинств (спор Рима и Карфагена о перекрещи­вании еретиков).

Основной причиной расколов в Церкви было (и остаётся) то, что отдельные иерархи (иногда пресвитеры) ставили свои личные мне­ния и амбиции выше интересов церковного сообщества. Поскольку расколы являются безусловным злом для Церкви и соблазном для верующих, многие святители (в частности, Киприан Карфагенский) объясняли их появление человеческим превозношением под воздей­ствием злого дьявольского начала. Это объяснение вполне очевидно, однако неполно - ведь дьявол действует всегда, а расколы случаются нечасто. Следует помнить, что сами раскольники, как правило, были людьми строгой христианской жизни, аскетами, подавали пример высокой нравственности. Они хорошо понимали и вред гордости, и ценность церковного единства. Тем не менее в силу веских при­чин они нарушили церковную дисциплину: одни (Новат, Донат) -поскольку стали свидетелями совершённой несправедливости (ка­нонически спорные поставления епископов), другие (св. Ипполит, Монтан, Новациан, Мелитий Никопольский) — потому что их мо­ральные требования оказались слишком высокими для большинства верующих. Таким образом, их ошибкой было то, что они не смогли найти правильное соотношение между смирением (подчинением воле Церкви) и сознанием собственной правоты.

Нарушение дисциплины и права в любой человеческой общно­сти безусловно наказуемо, однако, к сожалению, то и дело случается. Причиной дисциплинарных проступков являются не только личные качества подчинённых, но не в последнюю очередь и администра­тивные просчёты начальников — например, нарушение принципов коллегиальности, отсутствие такта и уважения к подчинённым, не­справедливость.

Для того чтобы не допускать расколов в Церкви, необходимо сде­лать выводы из истории и, во-первых, не допускать в Церкви несправед­ливости и канонических нарушений, во-вторых, быстро реагировать на возникающее в епископате недовольство, оперативно обсуждать возни­кающие проблемы, не загоняя их вглубь и не давая им вылиться в рас­кол, наконец, в-третьих, воздерживаться от чрезмерного ригоризма в дисциплинарных вопросах, принимать во внимание различие и хрупкость человеческой природы,

Преодоление расколов II—IV вв. имело не только практическое значение в смысле восстановления церковного единства, но и огром­ный теоретический смысл, ибо в полемике с раскольниками с опорой на Свящ. Писание и Предание формировалось богословское учение о Церкви — экклесиология, а также учение о духовном окормлении христиан — пастырское богословие.

Подобно тому как языческие гонения, временно ослабив Цер­ковь, в конечном счёте привели к ещё большему распространению христианства, точно так же и борьба с расколами в конечном счёте укрепила Церковь в теоретико-богословском отношении, дав ей бес­ценный опыт самоанализа и самопознания.

Билет 14.

Древнее христианское богослужение. Место и время совершения богослужения. Возникновение христианских праздников и постов. Совершение таинств в эпоху ранней Церкви. Вопрос о крещении младенцев и еретиков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.014 с.)