Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расколы в древней Церкви: Каллиста и Ипполита, Новата и Новациана. Вопрос о падших. Споры о крещении и о времени празднования Пасхи.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Расколы в Римской Церкви. Одним из первых был раскол, который инициировал римский епископ Виктор, осудивший (вскоре после 189 г.) древнюю малоазийскую традицию празднования Пасхи в один день с евреями. Тогда большинство локальных Церквей поддержало Рим. Сама Римская Церковь также не была свободна от расколов. Первый раскол произошёл в понтификат Каликста (Каллиста) (217— 222 гг.). Он провёл ряд реформ в области христианской дисциплины в сторону её смягчения, чем вызвал неудовольствие партии консерваторов. Последние поставили первого антипапу (т.е. альтернативного римского епископа) — св. Ипполита Римского, который в своём труде под названием «Философумены» обвинял своего противника не только в ереси модализма (см. ниже), но и в дисциплинарных послаблениях для паствы и отступлении от древних традиций Церкви. В частности, Ипполит не одобрял огульное принятие Каликстом в Церковь всех отлучённых от церковного общения, а также снисходительное отношение к тем священнослужителям, которые женились после посвящения в сан. Последующие папы Урбан /(222-230 гг.) и Понтиан /(230—235 гг.) хотя и осудили модализм, однако не вступили в общение со св. Ипполитом. Примирение произошло на личном уровне во время ссылки Ипполита и Понтиана на Сардинию в короткое правление гонителя христиан Максимина Фракийца (235—238 гг.). После смерти св. Ипполита и его оппонента (по слухам, общая ссылка примирила их незадолго до смерти) враждующие фракции объединились под руководством папы Антера (235—236 гг.). Новый раскол произошёл в Римской Церкви в 250 г., когда после смерти еп. Фабиана (236-250 гг.) во время уже упоминавшегося гонения Деция произошло разделение между сторонниками жёстких и мягких подходов к принятию в Церковь кающихся отступников. Сторонников жёстких мер возглавил пресвитер Новациан (ок. 200— 258 гг.), незаконно получивший епископство и ставший в 251 г. вторым антипапой. Сам Новациан, бывший видным богословом своего времени, получил широкую поддержку со стороны многих известных епископов (например, Маркиана Арльского и Фирмилиана Кесарийского), а также карфагенского раскольника Новата (см. ниже). Раскольнические общины, возводящие своё происхождение к Новациану, существовали вплоть до VIII в., привлекая в свои ряды также сторонников других церковных расколов — монтанистов, донатистов (см. ниже), мелитиан (см. ниже). Расколы III в. в Карфагенской Церкви. Во время гонений императора Деция в 250-251 гг. в Карфагенской Церкви вспыхнул дисциплинарный раскол, в котором вновь отразились противоречия между различными подходами к управлению Церковью. Гонения при Деции, в отличие от предыдущих, были хорошо организованы и охватили всю империю. Помимо огромного количества отпавших полностью (sacrificati, принесшие жертву) или формально (libellatici, купившие официальную справку о принесении жертвы) это гонение породило множество «исповедников» (со nfessores), т.е. людей, кровью засвидетельствовавших свою верность Христу, но оставшихся в живых. До этого гонения исповедники были редкостью. После окончания гонения множество отступников захотели вернуться в Церковь. Согласно обычаю Карфагенской Церкви и позиции её предстоятеля св. Киприана, принятие отпадших должно было осуществляться соборным совещанием во главе с епископом по рекомендации исповедника. Однако исповедники начали игнорировать это правило под тем предлогом, что Киприан во время гонений скрылся, оставив свою Церковь без предстоятеля. Уход Киприана в подполье был связан с тем, что он получил от римского наместника (проконсула) предписание явиться для исповедания своей веры в г. Утику, где проконсул в то время находился. Однако, как сам Киприан пишет в особом послании к своей Церкви, епископ должен исповедовать свою веру в своей собственной области (епархии), а не в чужой. По этой причине Киприан не стал выполнять распоряжение богоборческой власти, а предпочёл скрыться. Исповедники направляли отпавших для воссоединения с Церковью не к Киприану, а к пресвитерам, среди которых первую скрипку играли пресвитер Новат и незаконно (без ведома Киприана) поставленный им диакон Фелициссим. Этого Новата Киприан ещё в 248 г. обошёл при выборах Карфагенского епископа. Несмотря на то что Киприан получил Св. Крещение всего за два года до этого, народ именно его захотел видеть своим пастырем. С тех пор Новат затаил против него вражду и даже отделился от него вместе с четырьмя другими пресвитерами. Уход Киприана в подполье во время гонения Деция дал повод к большим соблазнам в Церкви и был тотчас истолкован сторонниками Новата как отступничество. Новат и Фелициссим принимали падших в Церковь без всякого расследования и соборного решения только на основании данных исповедниками рекомендаций — так называемых «писем мира». Ряды партии Новата постоянно росли за счёт массового принятия отступников, которые предпочитали мягкость Новата и Фелициссима более строгим подходам Киприана. При этом отступники, получив «письма мира», уже не просили, а требовали принять их в Церковь, не останавливаясь перед прямыми угрозами в адрес избранного епископа
Киприан Карфагенский. О падших. http://www.pagez.ru/lsn/0062.php
После окончания гонений незадолго до Пасхи 251 г. Киприан провёл в Карфагене церковный собор, который лишил Новата и Фелициссима церковного общения. Собор также постановил, что наказывать отступников следует с рассуждением, после изучения всех сопутствовавших греху обстоятельств. Наибольшую строгость собор проявил к так называемым «принёсшим жертвы — они должны были каяться всю жизнь в отлучении от Церкви с допущением к Евхаристии лишь перед самой кончиной. Однако в 252 г. другой Карфагенский собор смягчил это строгое требование и допустил возвращение отступников в Церковь после подобающего раскаяния. Тогда же раскольники во главе с Новатом избрали себе главу — еп. Фортуната, который был рукоположен пятью другими епископами, запрещёнными в своё время в служении из-за отступничества. Ранее Новат завязал отношения с римским раскольником еп. Новацианом, который незаконно получил епископство и отпал от законного Римского еп. Корнелия. После этого два раскола фактически объединились в один, хотя и на разных принципах: так, если Новат и Фелициссим выступали за скорейшее принятие отпадших в Церковь, то Новациан, наоборот, проповедовал по отношению к ним особую строгость, предлагая предоставить прощение Богу. На Востоке новациане называли себя кафарами ('чистые'), полагая, что остальная Церковь осквернила себя общением с грешниками. Раскол донатистов в Африке. Спустя полвека после раскола Новата и Фелициссима Карфагенская Церковь пережила новый раскол. Как и первый, он произошёл после гонений (на этот раз при имп. Диоклетиане, в 303—305 гг.) и был поначалу порождён спорами о каноничности поставления в 307 (или 311) г. Карфагенского еп. Цецилиана (здесь также видим полное сходство с прежним расколом, когда Новат оспорил каноничность поставления свт. Киприана всего лишь через два года после крещения последнего). Партия несогласных с кандидатурой Цецилиана (при поставлении которого были допущены процедурные нарушения) поставила альтернативным главой Африканской Церкви еп. Майорина. В 312 г. сам имп. Константин Великий, будучи в Карфагене, вмешался в церковные разногласия, поддержав Цецилиана. После смерти Майорина раскол возглавил еп. Донат, давший имя всему раскольническому движению. Тогда император направил дело Цецилиана и Доната на рассмотрение папы Римского Мильтиада (Мелъхиада) (еп. в 310/311—314 гг.). Последний в полном соответствии с традиционной церковной процедурой суда над епископом созвал собор 19 италийских и галльских епископов (313 г.), которые признали легитимным главой Карфагенской Церкви Цецилиана. В ноябре 316 г. Константин издал карательный указ против сторонников Доната, а местные власти приступили к разгону их собраний. Учение донатистов было основано на ригоризме, схожем со взглядами Тертуллиана и раннего Киприана Карфагенского, труды которых донатисты высоко чтили. Они проповедовали «Церковь святых» — т.е. Церковь непорочную, не принимающую грешников и отступников. Они учили о действительности не просто церковных Таинств, а лишь тех Таинств, которые совершены епископом-праведником, не запятнавшим себя малодушным поведением во время гонений. Донатисты почитали мучеников и отвергали союз Церкви с государством. Приходящих к ним «кафоликов» они перекрещивали, считая только своё Крещение истинно святым и благодатным. Несмотря на все признаки раскола, Карфагенская Церковь первоначально занимала по отношению к донатистам в силу их высокого морального авторитета в целом довольно миролюбивую позицию и принимала обращающихся от них священнослужителей в том же сане (ср. Карфагенского собора 419 г. правила 68 (79), 117 (131)-119 (133), 121 (135)). Как писал блж. Иероним, на сторону донатистов «перешла почти вся Африка». В самом деле, в 336 г. Донат смог созвать на собор 270 своих сторонников. Общины донатистов были созданы в Италии, Испании и Галлии. Поддержка в 397-398 гг. некоторыми донатистами африканского восстания берберов окончательно восстановила против них императорскую власть. С начала V в. Карфагенская Церковь в союзе с государством начала активную борьбу с донатистами. В результате предпринятых усилий раскольническое движение пошло на спад, донатистская иерархия стала возвращаться в кафолическую Церковь. После завоевания Северной Африки вандалами в 429 г. источники сведений о донатистах сильно оскудевают. Полный конец расколу положило арабское завоевание Африки в середине VII в. Раскол мелитиан в Египте. В гонение Диоклетиана и Максимина Дазы (303-305 гг.) начался раскол в Александрийской Церкви. Поскольку многие египетские епископы, в том числе предстоятель Александрийской Церкви сщмч. Пётр Александрийский (300-311 гг.), скрывались от гонений или находились в заключении, Мелитий, еп. Ликопольский (Фиваида, Верхний Египет), начал самовольное поставление епископов на пустующие кафедры и привлёк на свою сторону часть александрийского клира. Эта практика встретила жёсткий отпор со стороны Петра Александрийского. Собравшийся в 306 г. под его руководством церковный собор осудил мелитиан (Афон. Алекс. Апол. против ариан, 59). Поскольку и сам Мелитий был арестован властями и выслан из Египта в Палестину, Церкви поначалу удалось пресечь распространение раскола. Вскоре положение усугубилось вопросом об отношении к отступникам. Ещё до окончания гонений еп. Пётр издал энциклику (окружное послание архиепископа или митрополита к подчинённым епископам), в которой предписывал немедленно допускать к церковному (публичному) покаянию падших, если они отреклись от Христа после заключения в тюрьму и пыток. Те же, кто принесли жертвы добровольно, должны были ещё в течение года доказывать свою готовность к возвращению в Церковь, после чего получали особую епитимию. В энциклике Петра содержалось также подробное, обоснованное примерами из Библии оправдание бегства от гонений. Мелитий, претерпевший заключение и ставший таким образом исповедником, а также многие другие исповедники не согласились с позицией предстоятеля Александрийской Церкви. С одной стороны, их рекомендательные «письма мира» теперь лишались всякой силы. С другой стороны, они полагали, что до окончания гонений никого не следовало принимать в Церковь во избежание новой апостасии. Мелитиане, таким образом, заняли совершенно такую же позицию, какую полувеком ранее занимал св. Киприан по отношению к Новату и Фелициссиму. Разногласия по этому вопросу привели к обострению мелитианского раскола. Когда был обнародован эдикт августа Галерия о прекращении гонений (апрель 311 г.), Мелитий с триумфом вернулся в Египет. После этого во многие епархии были незаконно поставлены мелитианские епископы. Положение Церкви осложнилось внезапной мученической гибелью еп. Петра, который осенью 311 г. был внезапно схвачен и обезглавлен по приказу кесаря Максимина Дазы (Евсевий. Церк. ист. IX, 6, 2). На I Вселенском Соборе в Никее против мелитиан был принят ряд постановлений — в частности, согласно правилу 6, вся египетская Церковь должна быть под юрисдикцией архиепископа Александрийского. Особым соборным постановлением Мелитий и поставленные им епископы были запрещены в служении, однако оставлены в своём сане с правом вступать в руководство местными епархиями Александрийской Церкви после смерти «кафолического» епископа. Для этого также было необходимо их законное избрание клиром и народом и утверждение в этой должности со стороны архиепископа Александрийского. Выводы о причинах и значении церковных расколов. Церковные расколы II—III вв. имели не догматический, а дисциплинарный характер. В их основе лежали важные экклесиологические представления — о роли пророческого откровения в Церкви (раскол Монтана), о допустимости или недопустимости канонических послаблений (так называемой икономии) (расколы Ипполита и Новациана в Риме, расколы Новата/Фелициссима и Доната в Северной Африке, раскол Мелития Ликопольского в Египте), о единстве Церкви и действительности церковных Таинств (спор Рима и Карфагена о перекрещивании еретиков). Основной причиной расколов в Церкви было (и остаётся) то, что отдельные иерархи (иногда пресвитеры) ставили свои личные мнения и амбиции выше интересов церковного сообщества. Поскольку расколы являются безусловным злом для Церкви и соблазном для верующих, многие святители (в частности, Киприан Карфагенский) объясняли их появление человеческим превозношением под воздействием злого дьявольского начала. Это объяснение вполне очевидно, однако неполно - ведь дьявол действует всегда, а расколы случаются нечасто. Следует помнить, что сами раскольники, как правило, были людьми строгой христианской жизни, аскетами, подавали пример высокой нравственности. Они хорошо понимали и вред гордости, и ценность церковного единства. Тем не менее в силу веских причин они нарушили церковную дисциплину: одни (Новат, Донат) -поскольку стали свидетелями совершённой несправедливости (канонически спорные поставления епископов), другие (св. Ипполит, Монтан, Новациан, Мелитий Никопольский) — потому что их моральные требования оказались слишком высокими для большинства верующих. Таким образом, их ошибкой было то, что они не смогли найти правильное соотношение между смирением (подчинением воле Церкви) и сознанием собственной правоты. Нарушение дисциплины и права в любой человеческой общности безусловно наказуемо, однако, к сожалению, то и дело случается. Причиной дисциплинарных проступков являются не только личные качества подчинённых, но не в последнюю очередь и административные просчёты начальников — например, нарушение принципов коллегиальности, отсутствие такта и уважения к подчинённым, несправедливость. Для того чтобы не допускать расколов в Церкви, необходимо сделать выводы из истории и, во-первых, не допускать в Церкви несправедливости и канонических нарушений, во-вторых, быстро реагировать на возникающее в епископате недовольство, оперативно обсуждать возникающие проблемы, не загоняя их вглубь и не давая им вылиться в раскол, наконец, в-третьих, воздерживаться от чрезмерного ригоризма в дисциплинарных вопросах, принимать во внимание различие и хрупкость человеческой природы, Преодоление расколов II—IV вв. имело не только практическое значение в смысле восстановления церковного единства, но и огромный теоретический смысл, ибо в полемике с раскольниками с опорой на Свящ. Писание и Предание формировалось богословское учение о Церкви — экклесиология, а также учение о духовном окормлении христиан — пастырское богословие. Подобно тому как языческие гонения, временно ослабив Церковь, в конечном счёте привели к ещё большему распространению христианства, точно так же и борьба с расколами в конечном счёте укрепила Церковь в теоретико-богословском отношении, дав ей бесценный опыт самоанализа и самопознания. Билет 14. Древнее христианское богослужение. Место и время совершения богослужения. Возникновение христианских праздников и постов. Совершение таинств в эпоху ранней Церкви. Вопрос о крещении младенцев и еретиков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.014 с.) |