Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция церковных институтов в IV - I Х вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В IV—IX вв. продолжала развиваться и усложняться иерархическая структура Церкви. Выше (1.3.а) уже говорилось, что к началу II в. христианские парикии окончательно формируют трёхступенную иерархию (священноначалие) в составе епископов, пресвитеров и диаконов. Однако постоянное развитие и усложнение богослужебных и социальных функций Церкви, а также появление в IV в. монашества способствовали появлению в этой иерархии дополнительных, вспомогательных подразделений. Уже в ранний период помимо священнослужителей Церковь располагала штатом низших клириков, не имевших священного сана - сюда относились чтецы, певцы, аколуфы, привратники, диаконисы, иподиаконы, экзорцисты. Тогда же в чине диаконства появляется почётная должность архидиакона — наиболее авторитетного и уважаемого помощника епископа, имевшего право от имени епископа даже отправлять суд. В епископате появилась должность хорепископа (для сельских приходов). Начиная с 4 в. происходит дальнейшая дифференциация в церковных чинах - в диаконстве архидиаконов начинают именовать также протодиаконами, в пресвитерстве появляется почётное звание протопресвитера (оба названия впервые отмечены в начале V в.), а епископы крупных церковных центров получают почётные наименования митрополита, архиепископа, экзарха диоцеза, папы, патриарха. В принципе епископский сан в это время вполне мог совмещаться с монашеским званием (ср. Нов. Юст. VI и СХХ1П), однако епископы-монахи на деле были редкостью. Для епископов как Запада, так и Востока скорее был характерен целибат — т.е. воздержание от брака без пострижения в монашество (ср. лат. Caelebs, - ibis 'холостой'). Должность архидиакона претерпела различную эволюцию на Востоке и на Западе. На Востоке архидиаконы к VI в. теряют свои административные и судебные полномочия, сохранив за собой лишь богослужебные функции, тогда как на Западе, наоборот, институт архидиаконства постепенно укреплялся и достиг наивысшего развития в эпоху Карла Великого (конец VIII — начало IХ в.) и последующие века. Функции хорепископа на Востоке и Западе, по-видимому, также различались. Если на Востоке сельские епископы обладали относительной самостоятельностью в руководстве своими общинами, то на Западе к VIII в. хорепископы утратили связь с деревенской парикией и стали помощниками городских епископов, которым последние поручали управление своими епархиями. В каноническом праве институт хорепископов отменяется уже в IV в. канонами Сардикийского и Лаодикийского Поместных Соборов, однако хорепископы упоминаются ещё в VIII в. в канонах VII Вселенского Собора. После VIII в. на Востоке и после IX в. на Западе их следы теряются. На Западе кафедральное духовенство составляло совещательную коллегию при епископе — капитул (capitulum). Члены капитула — пресвитеры и диаконы — назывались каноники (сапо nici). Кафедральное духовенство при Римском папском престоле превратилось в коллегию кардиналов (са rdinales). На Востоке таких советов при епископах не возникало - по крайней мере, они не стали особым церковным институтом. Таким образом, уже со II в. иерархическая структура Церкви, постепенно усложняясь, начинает уподобляться сложной административной структуре государства. По образцу государства Церковь постепенно формирует систему канонического права и получает административно-территориальное деление, во многом повторяющее деление государства на диоцезы и провинции. Завершается этот процесс приданием церковным канонам в V — первой половине VI в. статуса государственных законов. Хиротония епископа. Территориальной ячейкой церковного митрополичьего округа была епископия, возглавляемая епископом. Епископ обладал всей полнотой духовной, административной и судебной власти в епископии. Поставление (хиротония) епископа разделялось на три части: избрание, рукоположение и назначение. Основные принципы поставления епископа были сформулированы уже в канонах св. Апостолов и 4-м правиле I Вселенского Собора. Затем они были дополнены последующими канонами и церковными новеллами императоров. Согласно имеющемуся каноническому материалу, можно реконструировать следующий порядок поставления епископа в IV—VIII вв. После того как епископия оказывалась вакантной по причине смерти епископа, его отказа от кафедры или из-за необоснованного отсутствия более шести месяцев, клирики, первые лица города и местные епископы определяли трёх кандидатов на должность местного архиерея. Кандидатом мог стать клирик или мирянин (но не монах!), не из новообращённых, живущий согласно принципам христианской морали, не состоящий в браке (допускалось расторжение брака по договорённости с женой), имеющий надлежащее церковное образование, не состоящий на государственной службе, не моложе 35 лет и обладающий доброй репутацией. Кандидат в епископа, ранее не состоявший в клире, должен был пройти все степени священства в течение не менее трёх месяцев (Нов. Юст. СХХ1Н, 1.3). Список из трёх кандидатов подавался митрополиту, который созывал собор своего округа (провинции) для поставления нового епископа. Предварительно по епархиям рассылался список кандидатов. Каждый епископ должен был явиться лично или, в случае невозможности этого, прислать послание, выражающее его решение. Большинство епископов области (не менее трёх) собирались в месте, определённом митрополитом, и совершали избрание. Избранным считался тот, кто набрал большее количество голосов. Потом имя избранного оглашалось в присутствии народа, чтобы каждый желающий имел возможность возразить. Если избранный не подвергался обвинению или был оправдан после надлежащего рассмотрения обвинения и личности обвинителя, то митрополит утверждал результаты избрания. После этого следовала хиротония (рукоположение). Рукоположение совершали вместе с митрополитом все епископы. Если митрополит не мог участвовать в рукоположении, он определял не менее трёх епископов, а также место, где должна была состояться хиротония. После утверждения со стороны митрополита епископ прибывал в епископию. Каждая епископия имела резиденцию для проживания епископа и кафедральный храм, в котором должен был служить епископ. Менять кафедральный храм на какой-либо другой в епископии было запрещено. Кафедральный храм находился в главном городе епископии. Резиденция епископа могла располагаться и в другом месте области, которой заведовал епископ. Чаще всего резиденция находилась в центральном городе епископии. Она состояла из двора и ряда помещений, среди которых были трапезная и судебная палаты, а также другие помещения административного и частного характера. Каноническими препятствиями к рукоположению в епископа являлись: физические недостатки, препятствующие исполнению пастырских функций (к ним относились слепота на правый глаз, глухота, немота, хромота, наличие горба, карликовый рост, отсутствие указательного пальца правой руки), поставление на мзде (симония), помощь светских властей для продвижения на епископство, состояние в действующем браке на момент поставления (начиная с V в.) или незаконный брак в прошлом, наличие детей и внуков (последнее только в новеллах Юстиниана). Хиротония диакона и пресвитера Порядок рукоположения пресвитера и диакона в IV в. в целом оставался таким же, что и раньше, в III в. Однако теперь он получил более чёткую правовую форму в церковных канонах. Пресвитер и диакон рукополагались епископом. Минимальный возраст рукоположения был установлен канонами и государственными законами в 25 лет для диакона (Нов. Юст. 123.13; Трул. 14; Карф. 16 (22), 25 (34)) и 30 лет для пресвитера (Неокес. 11; Трул. 14). В отличие от епископов, очень рано утративших право состоять в браке, пресвитеры и диаконы на Востоке могли жениться до рукоположения и после него сохранять свой брачный статус, тогда как на Западе священство с IV в. (по крайней мере, в теории) стало полностью безбрачным (целибатным) (33-е прав. Эльвирского собора; ср. Карф. 4, 25 (34)). В Византии кандидаты в пресвитеры и диаконы избирались всей общиной и рукополагались епископом за любой полной литургией после окончания чтения анафоры. На Западе хиротония совершалась, как правило, в определённые дни года — в конце V в. папой Геласием были установлены для этого определённые субботы в июне, сентябре и декабре (в эти месяцы проходили особые посты времён года), а также в 1-ю и 5-ю седмицы Великого поста. Вероятно, с конца VIII в. на Западе обычным временем ординации (рукоположения) стал декабрь. Поставление низших клириков (К.А. Максимович). Наряду с иерархией священной, в Древней Церкви довольно рано сформировались виды церковного служения, не связанные со священством. Лица, служившие в приходе на различных вспомогательных должностях, составляли низший клир. Вступление в этот разряд церковнослужителей сопровождалось не хиротонией (коллективным избранием с последующим посвящением в сан), как у священнослужителей, а хиротесией — возложением рук епископом и произнесением ритуальных молитвенных формул. Согласно уже известным нам «Апостольским постановлениям» (VIII, 3—5, 16—28), через руковозложение вступали в клир только диаконисы, иподиаконы и чтецы (анагносты). Остальные разряды церковнослужителей — певцы (псалты), вдовицы, исповедники, заклинатели злых духов (экзорцисты), привратники, аколуфы, могильщики, трудники — вероятно, получали простое благословение. В юридическом отношении все они составляли разряд церковных людей и подлежали суду своего епископа. Каноны разрешали чтецам и певцам вступать в брак даже после поставления, подобно мирянам, однако диаконисам и вдовам брак категорически запрещался. Церковные должности (К.А. Максимович). Пресвитеры, бывшие в I—III вв. полностью зависимыми от епископа в богослужебном отношении, с IV в. постепенно получают автономию и право совершать Таинства в отсутствие епископа. Таким образом, они фактически становятся во главе отдельных церковных общин (парикий). Сан диакона освобождается от присущих ему ранее административно-хозяйственных функций и постепенно приобретает почти исключительно богослужебный характер (хотя по-прежнему диаконов используют и для исполнения поручений епископа — в частности, обязанностей посыльного или секретаря, ср. правила Сард. 8, 9). Для помощи епископу в управлении епархией начиная с IV в. создавались особые должности (оффиции). Зачастую они буквально повторяли должности, существовавшие в государственных ведомствах, и даже носили такие же названия. В Церкви эти должности, как правило, замещались клириками, пользующимися доверием епископа. Должности эти были таковы. Эконом - помощник епископа по хозяйственным вопросам, избиравшийся из клира. Должность известна с конца 4 в., отмечена в правилах IV Всел. 25 и 26. Скевофилакс (сосудохранитель) — вторая по значимости церковная должность после эконома. Скевофилакс заведовал церковной утварью храма или монастыря, следил за её сохранностью и своевременной заменой, когда она приходила в негодность. Обычно скевофилаксом был клирик в сане пресвитера (в женских монастырях эту должность могла занимать простая монахиня). В Великой Церкви Константинополя Скевофилакс назначался императором. В его ведомстве работали несколько письмоводителей — хартулариев. Сакелларий — заведующий церковной казной (сакеллием). Хартофилакс — хранитель архива крупных церковных центров (Великой Церкви Константинополя и других патриархатов), составитель важных церковных документов и консультант патриарха (митрополита) по церковным вопросам и судья по дисциплинарным делам. Обычно должность хартофилакса исполнял клирик в сане диакона. Экдик (адвокат) - церковный юрист, занимался защитой церковных интересов в гражданском суде. Эта должность перешла в Церковь из светского судопроизводства. Обычно экдиком был диакон. В Константинополе коллегией церковных экдиков заведовал протэкдик. Апокрисиарий — полномочный представитель церковно-админи-стративной единицы (патриархата, диоцеза или монастыря) при более высоких гражданских или церковных учреждениях, а также при императорском дворе. Должность появляется в V в., но официально утверждается только при Юстиниане в первой половине VI в. для контроля над главами местных церковных администраций (Сое. 1шг. 1.3; коу. 1и81. 6.2—3; 123.25). Главной задачей апокрисиариев были представительские функции при императорском дворе. Главные патриархаты, митрополии и архиепископии имели в Константинополе своих апокрисиариев на постоянной основе. Апокрисиарием в Константинополе с 579 по 586 г. был, например, будущий Римский папа Григорий / (Великий). Во многом функции апокрисиариев пересекались с функциями референдариев (см. ниже). Церковная по происхождению должность апокрисиария перешла затем в государственную бюрократию (упомянута в сочинении имп. Константина Багрянородного «О церемониях», середина Xв.). Референдарий — служил представителем патриарха Константинопольского при императорском дворе. Эта должность была заимствована Церковью из византийской имперской бюрократии, в которойколлегия референдариев осуществляла связь между императором и некоторыми государственными чиновниками. В Церкви патриаршими референдариями обычно были диаконы. Система особых административных должностей — оффициев, воспринятая Церковью от государства, способствовала упорядочению и формализации текущих церковных дел. Уже с IV в. Церковь формирует собственный чиновничий аппарат. Разумеется, проникновение в Церковь элементов делопроизводства и выстраивание церковного управления по образцу государственной администрации иногда порождало негативные явления бюрократии, карьеризма, интриганства. Однако выбора не было — ведь для столь крупных общественных институтов, каким со временем стала Церковь, нет иного способа обеспечить эффективное управление, кроме как посредством сложного административного аппарата. Расширение и усложнение церковной организации, её формальное уподобление системе имперской администрации стало прямым следствием превращения христианства в государственную религию в IV — начале V в. Формирование церковной системы митрополичьих провинций (округов). Права и обязанности митрополитов (свящ. Д. Пашков). Епископы, собранные в 325 г. императором св. Константином в Никее, воспользовались рамками внутриимперского управления, которые возникли в результате удачной территориально-административной реформы уже известного нам гонителя христиан имп. Диоклетиана (284-305 гг.), продолженной Константином Великим. По этой реформе империя была разделена прежде всего на четыре префектуры во главе с префектам: Галлия, Италия, Иллирик и Восток. Префектуры делились на диоцезы, во главе которых стояли викарии, иначе экзархи. Третью административную ступень составляли провинции, или епархии, которые возглавлялись чиновниками с титулом президент. Каждая провинция имела главный город, митрополию Для нас в этой реформе особенно важно то, что Диоклетиан, умножив число провинций, привёл их в соответствие с этнокультурными границами естественных областей империи. Число провинций, доходившее в начале его правления до 45, увеличилось в результате реформы более чем вдвое. Никейский Собор воспользовался только этим низшим уровнем административного деления Империи. Собор поставил территориальную организацию Церкви в строгое соответствие с делением империи на провинции (епархии). Выбор и поставление епископа предоставляется епископам только данной гражданской провинции (прав. 4); для этого они должны были составить чрезвычайный собор, при этом общего присутствия не требовалось строго. Отцы Никейского Собора ввели в употребление термин митрополит, обозначающий епископа митрополии — главного города провинции. За митрополитом было закреплено право и утверждать выбор, и совершать поставление нового епископа. Если 4-е правило говорит о чрезвычайных соборах, в которых епископы участвовали по возможности, то 5-е правило устанавливает регулярные соборы с обязательным участием всех здравствующих епископов: «...признано благом, чтобы во всякой епархии дважды в год были соборы... один перед Четыредесятницей, дабы чистый дар, приносился бы Богу по удалении всякой боязни, другой же - около осеннего времени». Таким образом, благодаря фиксированным границам церковных областей появляется возможность регулярно (дважды в год) собирать епископов каждой провинции для совместного решения вопросов общей значимости, превышающих компетенцию отдельного епископа (спорные судебные, дисциплинарные, богослужебные вопросы и т.д.). Эти соборы становятся важнейшим объединяющим фактором церковного общения. Локальные нерегулярные собрания епископов, характерные для доконстантиновской эпохи, уходят в прошлое. Согласно I Вселенскому Собору с важными дополнениями Ан-тиохийского Поместного Собора 341 г. (иногда датируется около 330 г., ср. прав. 9, 11 — 16, 19, 20), в круг обязанностей митрополитов входило следующее: подготовка и созыв Соборов, председательство на Соборах, а также наблюдение за своевременным выполнением их решений на территории каждой епископии. Только Собор с участием митрополита считался «совершенным», т.е. законным, легитимным. Без письменного согласия (грамоты) митрополита епископ не имел права отлучаться из своей области для ведения дел в столице. Однако митрополит не имел права решающего голоса на Соборе — его воля должна была подчиняться мнению большинства. Митрополит также не имел права единолично вмешиваться в дела отдельных епископии своего округа. Главенство митрополитов в крупных церковных округах основывалось на чисто практических соображениях, о чём недвусмысленно говорится в прав. 9 Антиохийского Собора: «...ибо в митрополию отовсюду сходятся все, имеющие дела». Таким образом, с I Вселенского Собора над рядовыми епископами возвысились митрополиты, получившие некоторые формальные права власти. Поэтому можно говорить о «примате митрополитов» в ограниченном названными канонами объёме. Это значит, что самовластие епископов внутри своих парикий осталось прежним, кроме одного обстоятельства: решения регулярных провинциальных соборов с этого момента становятся для всех обязательными. Патриархаты. С появлением официально признанных церковных центров — митрополий и установлением «митрополичьего примата» не закончилось дальнейшее усложнение церковного территориального устройства и административной иерархии. К началу 4 в. среди епископских кафедр заметно выделялись три: Римская, Александрийская и Антиохийская, поскольку сложился долговременный обычай, чтобы в подчинении епископов этих трёх городов была не одна, а несколько гражданских провинций. Этот обычай был утверждён отцами I Вселенского Собора 325 г. (прав. 6). В то время названные кафедры ещё не назывались «патриархатами», однако сила авторитета и обширность относящихся к ним территорий ставила их в привилегированное положение. В последующие десятилетия эти кафедры будут стараться еще сильнее упрочить свое особое место во Вселенской Церкви, в результате чего появится новая ступень высшей епископской власти - патриархат. Развитие событий можно вкратце представить следующим образом. Кафедра Рима в течение следующих за Никейским Собором десятилетий выступала в защиту православной веры и её сторонников, утверждая свое первенство в общецерковной жизни. Папа Юлий I (337—352 гг.) аннулировал соборное низложение свт. Афанасия и Маркелла, подавших ему апелляцию, и призывал восточных епископов на пересмотр их дела к себе в Рим. Заступничеством Рима в судебных делах пользовались и другие восточные епископы. Так, настоящей апелляцией выглядит обращение весной 404 г. св. Иоанна Златоуста к папе Иннокентию I (402-417 гг.). Так же поступают и низложенные на Эфесском Соборе 449 г. Флавиан, Евсевий и Феодорит, причем Евсевий просит папу Льва Великого восстановить его в прежнем достоинстве, а Флавиан прямо называет свое послание Льву апелляцией. Присутствие Феодорита на Халкидонском Вселенском Соборе обосновывалось тогда тем фактом, что он был восстановлен в своем епископском достоинстве папой Львом; фактически отцы Халкидонского Собора признавали за папой право принимать подобные апелляции и пересматривать результаты соборного суда. Кафедра Александрии к концу 4 в. имела исключительный авторитет на востоке империи, прежде всего благодаря стойкости свт. Афанасия в период арианской смуты. Эдиктом имп. Феодосия I от 28 февраля 380 г. объявлялась в качестве кафолической та вера во Св. Троицу, которую исповедуют в Риме папа Дамас и в Александрии еп. Пётр. Таким образом, за Римом и Александрией признаётся значение важнейших центров христианской империи. К концу IV в. примат Рима и Александрии, с неоспоримым преимуществом Рима, становится фактом, нашедшим формальное закрепление в императорском законодательстве. К этому же времени окрепло политическое значение кафедры Нового Рима, Константинополя, и александрийские предстоятели вступают с ним в непрерывную борьбу за власть на востоке империи. Созванный Феодосием Великим в 381 г. Константинопольский Вселенский Собор наделяет столичного предстоятеля некими «преимуществами чести», пока без каких-либо властных полномочий (прав. 3). Эти привилегии начинают толковать в столице расширительно, на деле реализуя их скрытый потенциал. Фактическая юрисдикция Константинополя очень быстро становится поразительно обширной в территориальном отношении. Таким образом, к середине V в. происходит становление высшей формы территориальной организации Вселенской Церкви, которая позже получит наименование патриархатов. Следует отметить, что этот процесс проходил не менее болезненно, чем в свое время рождение митрополий. IV Вселенский Собор в Халкидоне (451 г.) положил конец этой борьбе за власть. Халкидонское 28-е правило наделило кафедру Нового Рима конкретными и не очень широкими правами реальной власти, подчинив ей митрополитов трёх диоцезов, оставляя рядовых епископов в прежнем ведении митрополитов. При этом в правиле указываются причины провозглашения особых преимуществ Константинополя - он является второй столицей, где пребывают император и сенат. Кандидаты на ту или иную митрополичью кафедру избирались (согласно 4-му никейскому правилу) внутри провинции и только затем должны были получать в Константинополе разрешение на хиротонию. Эта трёхступенная структура правительственной иерархии (епископ - митрополит — патриарх), законодательно утверждённая в Халкидоне, является классическим видом патриархата. На Халкидонском Соборе кафедра Иерусалима, носившая почётное наименование «матери Церквей», получила под свою юрисдикцию всю Палестину (точнее, три провинции с таким названием). В результате Иерусалимская Церковь также приобрела вид патриархата. Титул «патриарх» для первоиерархов, возвысившихся над митрополитами, был принят в узко специальном значении не сразу. Им начинают широко пользоваться в Риме и Константинополе во второй половине V в., но терминологическую однозначность этому титулу придал в своих новеллах имп. Юстиниан. По мысли Юстиниана, пять патриархов — Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима - несут особую ответственность за управление Церковью и сохранение правой веры. Узаконенный окончательно императором порядок первенствующих престолов Вселенской Церкви остаётся формально неизменным до начала следующего тысячелетия, когда произойдет разрыв церковного общения между Римом и прочими восточными патриархатами с Константинопольской кафедрой во главе. Однако уже в VII в. три восточных патриархата — Александрия, Антиохия, Иерусалим — подпадают под власть арабов и фактически выбывают из «пентархии». После VII в. история христианской Церкви проходит под знаком соперничества двух оставшихся патриархатов — Рима и Константинополя.
Билет 17. Монашество: происхождение и развитие. Прп. Антоний Великий и развитие отшельничества. Прп. Пахомий Великий и зарождение общежительного монашества. Монашество на Западе: свт. Амвросий и блж. Августин, прп. Мартин Турский. Прп.Бенедикт Нурсийский и значение его Устава на Западе. П.З.б. Зарождение и развитие монашества (К Л. Максимович, С А. Медведев) Зарождение монашества. Важнейшим событием в развитии церковных институтов IV в. становится появление и юридическое оформление монашества. Христианское монашество — это аскетическое движение, связанное с уединением для поста и молитвы ради достижения духовной и телесной чистоты и в конечном счёте спасения души. Греческое слово μοναχο΄ζ 'монах' означает буквально 'одиночка, отшельник'. Основными отличительными особенностями монашества являются телесное воздержание (в первую очередь воздержание от противоположного пола), культивируемая бедность и уход из греховного мира. Начавшись как неформальное движение верующих, оно уже в ранней Византии превратилось во влиятельнейший институт, оказывающий существенное влияние на церковную жизнь. Монашество зародилось во второй половине III — начале IV в. и до сих пор играет важную роль во всех христианских конфессиях (кроме протестантских). Несмотря на то что монашество возникло спустя века после создания Церкви, оно имеет свои корни в предшествующей истории. На исходе II в. в Церкви складывается особый институт дев (греч. παρφε΄νοι). Девы представляли собой особый разряд церковных людей, давших обет безбрачия и находящихся на содержании Церкви. Как правило, девы жили в своих домах, приходя в церковь для участия в богослужении. В IV в. число церковных дев выросло настолько, что возникла потребность в каноническом регулировании этого вида аскезы. Согласно свт. Василию Великому (прав. 18), принимать в разряд дев можно было только по их доброй воле и только по достижении 16 или 17 лет, когда принятие ими обета безбрачия является осознанным поступком. За нарушение этого обета дева должна была понести церковное наказание — епитимию. Институт дев вполне можно считать первичной формой христианского женского монашества — правда, эта форма не предполагала обязательного ухода от мира, затворничества и т.п. С появлением и распространением классических форм монашества институт дев постепенно прекращает своё существование. Аскетизм в иудаизме и раннем христианстве. Ещё более походили на монашество аскетические обычаи иерусалимских иудеохристиан. Их отношение к такой важной для общества вещи, как имущество, было отрицательным. Презрение первых христиан к материальному богатству основывалось на знаменитой (и до сих пор часто ошибочно понимаемой) заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом [т.е. в духе, ср. с. 59], ибо их есть Царство Небесное» (Мф. V, 3). Укоренённые в ветхозаветной традиции иудеохристиане искали примеры и аналоги в жизни библейских пророков и в назорействе — например, св. Иаков, брат Господень, по описанию историка Егесиппа, был строгим назореем (ср. Евсевий Кес. Церк. ист. II, 23.4-7). Назореями у древних иудеев назывались люди, посвятившие себя Богу (или с детства посвящённые Богу родителями) по особому обету. Это своего рода монашество было установлено ещё Моисеевым законодательством (Числ. VI). Обет назореев предполагал воздержание от вина и винограда и запрет прикасаться к мёртвому телу. Большое влияние на иудеохристианский аскетизм оказали практики ессеев. Ессеи представляли собой одну из иудейских сект II в. до Р.Х. — II в. по Р.Х., существовавшую в Палестине наряду с фарисеями и саддукеями. Хотя ессеи существенно уступали последним в числе, тем не менее их отличала высокая религиозная дисциплина, которая включала, например, абсолютный отказ посвящать внешних в детали своей доктрины. Согласно некоторым источникам, ессеи обладали значительными влиянием и распространением в Палестине. Наши знания о ессеях существенно расширились после того, как в 1947-1957 гг. в пещерах Кумрана были найдены так называемые «свитки Мёртвого моря», принадлежавшие некогда одной из ессейских групп. Аскетизм ессеев (как затем и ранних христиан) носил эсхатологический характер. Он был основан на иудейских категориях чистоты и святости и предусматривал, например, частые омовения, отказ от пролития крови, существенные ограничения половых контактов в браке (супруги расходились после рождения ребёнка, который единственно считался оправданием брачного сожительства), разделение между группами верующих, которое в случае нарушения рассматривалось как ритуальная нечистота, отсутствие рабства, добровольную бедность, скромность в быту и общность имущества. Все эти ограничения ессеи принимали на себя в ожидании скорого Машиаха — Мессии, приход которого понимался во вполне иудаистическом духе как установление всемирного царства верных. Среди предшественников монашества мы должны обратить особое внимание ещё на два феномена. Один из них - это терапевты эллинизированного иудейского философа Филона Александрийского (20 г. до Р.Х. — 50 г. по Р.Х.). В своём сочинении «О созерцательной жизни» он описывает еврейскую аскетическую группу, которую называет «терапевтами» (греч. 'почитатели'). Их сходство с монахами было таково, что даже «отец церковной истории» Евсевий Кесарийский, путаясь в датах, считал их христианскими монахами. Это сообщество, состоявшее из мужчин и женщин, поселилось в египетской пустыне, причём каждый член общины в своём собственном жилище. Собирались они вместе только в священную субботу для совместной молитвы и наставления от авторитетного брата, а обычное их времяпрепровождение состояло в раздельной молитве и толковании Свящ. Писания. Поскольку о терапевтах больше нет никаких сведений, их иногда считали вымыслом Филона, особенно учитывая то, что он окрашивает их мышление в милые его сердцу эллинистические цвета, представляя их как бы практическими воплотителями его философских воззрений, склонными к аллегорическим толкованиям и объясняя их поведение с платонической точки зрения. Вместе с тем вполне вероятно, что терапевты были одним из ессейских братств, которое по дороге в Египет усвоило богословские элементы эллинистической философии. Другой образец домонашеского, но уже христианского аскетизма — это так называемые «сыны (и дочери) Завета», аскетическое движение, зародившееся в сирийской Церкви. Это был особый вид раннего сирийского монашества, которое при соблюдении обета девства не покидало мира и не прерывало семейных связей. По всей видимости, они обладали какой-то молитвенной психотехникой. К началу IV в. «сыны Завета» нашли признание в сирийских Церквах, однако к VI в. это движение сходит с исторической сцены, уступив место классическим формам монашества. В идеологии «сынов Завета» также прослеживается влияние иудаистической, предположительно ессейской аскетики. Первые монашеские общины. Мы не можем точно определить время возникновения христианского монашества. Оно зародилось в египетской среде примерно в конце III в., а в начале IV в. есть свидетельства о том, что в Египте уже существовали группы людей и отдельные лица, которые ведут уединённую жизнь и занимаются духовной и телесной аскезой. В это время появляются также термины «монах» и «монастырь» (букв, 'место уединения'). Древняя традиция связывает возникновение монашества с рядом имён, в первую очередь свв. Антония и Пахомия, однако жития этих святых говорят нам, что монашество в Египте к моменту начала их подвига было уже свершившимся фактом. Причины возникновения монашества именно в это время точно не установлены. Фигура св. Павла Фивейского проясняет одну из этих причин — гонения на христиан. После 251 г. гонения приобретают систематический характер, государство стремится окончательно разрешить христианский вопрос путём репрессий. После относительного затишья гонений в конце II — первой половине III в. государственный террор заставляет часть христиан спасаться от мучений в диких и не приспособленных для жизни окраинах. Кроме того, гонения усилили эсхатологические тенденции среди христиан и оживили раннехристианское отрицание мирской жизни. Уход из мира означал прежде всего разрыв родственных отношений (которые в те времена значили гораздо больше, чем сейчас). Однако человек далеко не всегда может обойтись без общества себе подобных — поэтому вдали от городов, в сельской местности создаются небольшие монашеские сообщества, практикующие обычные формы древнехристианской аскезы. Своеобразие монашества как социально-религиозного феномена состоит прежде всего в том, что оно отражает стремление людей преодолеть рамки земного сообщества и государства ради приобщения к сообществу неземному, надмирному. Святые монахи в христианской богослужебной традиции нередко получают парадоксальные определения: «земной ангел, небесный человек». Знаменитый христианский подвижник прп. Иоанн Синайский («Лествичник») (до 579 - около 650 г.) так определял сущность монашества: «Отречение от мира есть произвольная ненависть к веществу, похваляемому мирскими, и отвержение естества для получения тех благ, которые превыше естества» (Лествица I, 4). Особенностью раннего монашества служит преобладание в нём анахоретства — т.е. отшельничества, жизни в полном уединении. Обычно восточное отшельничество объясняют неприятием эллинистической культуры, распространённой в Александрии, Иерусалиме и других крупных городах Востока. Однако этого объяснения явно недостаточно. Зарождение классического анахоретства следует объяснять также и тем, что христианство в это время начало осознаваться не просто как коллективный культ, объединяющий многих людей в священных Таинствах, но прежде всего как спасительный путь индивидуальной аскезы. Индивидуализм первых монахов выражался прежде всего в том, что они искали полной свободы от оков материального мира, всей душой стремясь к самоотречению и сосредоточенному богопознанию в тишине и безмолвии, которого они не находили в шумных торговых городах Востока. Поэтому аскеты, стремящиеся к уединению в пустынях, стали называться «анахоретами», т.е. отшельниками, или «иремитами», т.е. пустынниками. Анахоретом был прп. Антоний Великий (ок. 251 — ок. 356 гг.). Он не был первым египетским монахом, однако стал настоящим символом монашества, родоначальником целой ветви монашеской традиции. Укреплению его авторитета способствовало то, что он поддерживал Никейское православие, которое в конечном счёте восторжествовало в империи над арианством. Именно его пример стал для многих определяющим при выборе жизненного пути. Его жизнь хорошо известна по житию, написанному вскоре после его смерти свт. Афанасием Великим, который отмечал, что после Антония пустыня стала похожа на многолюдный город.
Житие АНТОНИЯ. http://www.orthlib.ru/Athanasius/ant.html
Жизнь и судьба св. Антония являют типический пример того, как люди становились монахами на заре этого движения. Он происходил из семьи египетских христиан — коптов. Оказавшись в непростых жизненных обстоятельствах, Антоний, изначально склонный к созерцательной жизни, услышал во время церковной службы евангельское чтение о богатом юноше и слова Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. XIX, 21). Юный Антоний решает последовать призыву Спасител
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.73.221 (0.015 с.) |