Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Александрийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Александрийской школы: Пантен, Климент Александрийский, Ориген и др.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Александрийская богословская школа. Важнейшую роль в развитии христианского богословия II—III вв. сыграло так называемое Александрийское огласительное училище. Первый церковный историк Евсевий Кесарийский связывает его основание с деятельностью ап. Марка: Говорят, что этот самый Марк был первым послан в Египет, проповедал там Евангелие, им написанное, и основал церкви в самой Александрии. Его проповедь сразу же привлекла такое множество уверовавших мужчин и женщин, усердно упражнявшихся в любомудрии, что Филон решил написать об их занятиях, собраниях, общих трапезах и вообще обо всем образе их жизни (Церк. ист. II, 16). Известно, что в Александрии преподавал апологет Афинагор (см. выше), однако его связь с Александрийским училищем не установлена. Важную роль в истории школы сыграл христианский учёный-энциклопедист Климент Александрийский (ок. 150 — ок. 215 гг.), чьим предшественником и учителем был обратившийся в христианство философ-стоик Пантен (ум. ок. 200 г.), а учеником и преемником — Ориген (ок. 185—254 гг.), ставший руководителем школы в возрасте 18 лет (Евсевий. Церк. ист. VI, 3.3). Однако до начала III в. мы вряд ли можем говорить об Александрийской школе как о сложившемся богословском и образовательном институте, имеющем преемственность в руководстве и единую программу преподавания. Следует помнить, что в античности школы — это не организации, а группы учеников и единомышленников, объединённых вокруг наставника. Иными словами, на раннем этапе существовала не одна преемственная школа, а несколько школ вокруг разных учителей. При этом в трудах Климента Александрийского не упоминается, что он учился у Пантена, а Ориген не говорит, что его учителем был Климент. Только во времена Оригена (т.е. в первой половине III в.) можно говорить о превращении Александрийской школы в некое подобие высшего церковного училища. Необходимой предпосылкой этого стало сотрудничество руководителя школы Оригена с высшей церковной властью Александрии в лице еп. Димитрия (ум. в 232 г., еп. с 189 г.). По сообщению Евсевия, Ориген поначалу совмещал наставничество в слове Божием с преподаванием грамматики. Когда же число учеников умножилось, грамматику (а заодно и другие эллинские науки) пришлось оставить и всецело предаться преподаванию христианской «философии» (Церк. ист. VI, 3.8—9). Взаимодействие с церковной властью способствовало тому, что при руководстве Оригена Александрийское катехетическое (огласительное) училище становится подлинно церковным институтом.
Программа обучения в школе периода ее расцвета включала, вероятно, три этапа: на первом этапе изучались общеобразовательные предметы, на втором — античная философия в трудах её главнейших представителей и на третьем этапе — христианское богословие (в основном экзегетика - толкование Свящ. Писания). Обучение продолжалось, вероятно, пять лет, в течение которых христианское обучение сопровождалось практической аскезой. При Клименте и Оригене школа имела апологетический и миссионерский характер: образованным язычникам стремились показать, что христианство является высшим и единственно истинным любомудрием. Оригена, пожалуй, можно назвать самым влиятельным богословом ранней Церкви. Многие из его учеников заняли важные места в церковной иерархии, отцы и учители Церкви читали и очень хвалили его труды. С самого начала Ориген был спорной фигурой. Но влияние его было так огромно, что споры о его наследии велись и после его смерти. Эти споры привели к тому, что в середине VI в. Ориген был посмертно анафематствован. Среди обвинений - субординационизм (см. выше), учение о предсуществовании душ разумных существ до творения материального мира, об уничтожении материального мира после Второго Пришествия, учение о всеобщем спасении всех существ (апокатастасисе), особое учение о Воплощении Христа. Однако многие идеи и методы Оригена (учение о совечности Сына Отцу, экзегетический метод и др.) прочно вошли в богословие Церкви через его канонизированных авторитетых последователей, в первую очередь сет. Василия Великого и сет. Григория Богослова (Назианзина). Осуждение Оригена спустя 300 лет после смерти привело к тому, что мы сейчас владеем только малой частью произведений этого автора. Все свои сомнительные идеи он высказывает лишь в одной из сохранившихся книг, знаменитом трактате «О началах», который можно назвать первым христианским учебником богословия. Оставшиеся творения содержат вполне православное по своим временам учение. Ориген был известен своими глубокими познаниями в мирских науках и оставил после себя толкования на все книги Священного Писания, из которых сохранились лишь немногие. Также он предпринял неслыханный по тем временам текстологический труд — издание сводного текста Ветхого Завета на разных языках. Это издание получило название Гекзаплы (букв. «Шестичастная (Библия)).
Гекзаплы Оригена охватывали 6 тыс. листов пергамена и в переплетённом виде составили целых 50 томов! Каждый лист был разделён на шесть колонок (отсюда название всего труда). В первой колонке воспроизводился еврейский текст Ветхого Завета, во второй - транскрипция этого текста греческими буквами, в третьей - перевод на греческий язык, сделанный принявшим иудаизм греком Аквилой (первая половина II в.), в четвёртой - греческий перевод Симмаха (рубеж 11-111 вв.), в пятой - текст Септуагинты (70 толковников, см. выше) и в шестой — перевод Феодотиона Эфесского (80-е гг. II в.). Благодаря этому изданию Ориген считается основоположником библейской текстологии как особого направления библеистики. Оставил свой след Ориген и в жанре апологии. Он написал опровержение на антихристианскую книгу Целъса «Истинное слово». Только благодаря ему мы сейчас знаем из неё хотя бы отрывки. К сожалению, деятельность Оригена в Александрии была прервана ссорой между ним и еп. Димитрием в 231 г. Оригену пришлось уехать в Кесарию Палестинскую, где он создал новую богословскую школу по старому образцу. Димитрий же поставил главой Александрийского училища ученика и заместителя Оригена свт. Иракла (ум. в 247 г.), который вскоре, после смерти Димитрия, стал епископом Александрии (с 232 г.). Следующий александрийский епископ, свт. Дионисий Великий (конец II в. - 265 г., еп. с 247 г.), видный богослов и церковный политик, был учеником Оригена и Иракла и главой Александрийской школы. Вероятно, при нём училище использовалось прежде всего для подготовки служителей Церкви. Деятельность Александрийской школы имела специфический характер, поскольку в ней христианская катехизация совмещалась с изучением языческой философии и богословским творчеством. Соответственно, александрийское богословие имело следующие основные черты: Во-первых, оно активно использовало понятийный аппарат и методологию различных философских школ античности (преимущественно платонизма). В этом отношении представители Александрийской школы продолжали традиции греческих апологетов II в., особенно сщмч. Иустина Философа и Афинагора (см. выше). Однако философские категории античности были адаптированы ими к христианскому учению, переходя тем самым из языческой философии в систему христианского богословия. Во-вторых, под влиянием учёного александрийского иудея Филона александрийцы (и прежде всего Ориген) широко использовали так называемый аллегорический (иносказательный) метод толкования (экзегезы) Свящ. Писания. Однако если Филон ставил перед собой задачу согласовать иудейское Писание с греческой космологией, этикой и антропологией, то христианское богословие александрийцев было направлено на согласование Ветхого и Нового Заветов. Используемый ими метод аллегорической экзегезы Свящ. Писания состоял в том, что ключевые события и личности Ветхого Завета понимались как прообразы событий и личностей Нового Завета. Александрийцы исходили из идеи богодухновенности и тем самым сущностного единства обоих Заветов — поэтому, с их точки зрения, между ними существует таинственная, скрытая связь, которую можно вскрыть методами учёной экзегетики. В библейских повествованиях александрийцы искали особый, духовный смысл, скрытый за телесным (т.е. реальным, буквальным) рассказом об исторических событиях и лицах. Иногда духовное и телесное толкования дополнялись промежуточным - нравственным (иначе оно называлось психическим, т.е. «душевным»).
В качестве примера александрийской экзегезы можно привести толкование на историю взаимоотношений праотца Авраама с его женой Саррой и её служанкой Агарью (Быт. XVI, 1-6). По Клименту и Оригену, которые в этом следуют за Филоном Александрийским, Сарра означает богооткровенное знание, тогда как египтянка Агарьсимволизирует эллинские науки: геометрию, арифметику, грамматику, риторику и этику. Следовательно, подобно тому как Агарь была служанкой Сарры, эллинская мудрость должна занимать более низкое место в иерархии наук, чем мудрость Откровения (Филон. Вопр. и отв. на кн. быт. III, 18-30; Клим. Алекс. Строматы I, 5; Ориген. Поел, к Григ. Чуд. 1). В-третьих, Александрийская школа разработала довольно оригинальную христологию (правда, проявляется она уже за пределами нашего периода, лишь в V в.). В частности, сет. Кирилл Александрийский (376—444 гг., еп. с 412 г.) в учении о двух природах Христа - божественной и человеческой — подчёркивал тесное единство обоих естеств, но делал особый акцент именно на божественной природе. К этому времени (в IV—V вв.) в трудах александрийцев всё более важную роль начинает играть богословское учение о Св. Троице (триадология), христология и учение о спасении - сотериология (о чём будет подробно рассказано ниже). Школа в Александрии исчезает в начале V в., оказав (прежде всего через Оригена) огромное влияние на развитие всех направлений христианского богословия. Её традиции получили развитие в трудах отцов каппадокипской школы IV в., а через них были усвоены последующей богословской традицией — как восточной, так и западной.
Билет 10.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.119.140 (0.013 с.) |