Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гностицизм. Значение, происхождение и характер гностицизма. Важнейшие гностические системы: Василид, Валентин, Маркион и другие гностические секты.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гностицизм — это сложное религиозное течение, истоки которого восходят к началу I в. Во II—III вв. он переживает свой расцвет, а с IV в. стремительно увядает. Небольшие группы гностиков первой волны продолжают своё существование до VIII в., оказывая вляние на вероучение таких сект, как павликиане и богомилы. К гностическим учениям примыкает и давно исчезнувшая мировая религия - манихейство. Слово гностицизм происходит от греч. γνωσις 'знание'. Гносисом ранние церковные писатели называли разнообразные (не только гностические) религиозные течения первых веков, однако уже с самого начала истинный, христианский «гносис» противопоставляется «лжеименному гносису (знанию)» (1 Тим. VI, 20). Из этого названия видно, что гностики делали акцент именно на тайном знании, обладателями которого они себя считали. Поэтому в своей мифологии и культовой практике гностицизм смыкается с эзотерическими (доступными только для посвящённых) философскими системами (платонизмом, пифагорейством, герметизмом) и тайными (мистериальными) культами поздней античности. Сами гностики называли себя пневматиками т.е. «духовными». Древние свидетельства о гностиках. По сути дела, гностицизм, в отличие от Церкви, представлял собой совокупность разрозненных общин (сект), имевших между собой существенные доктринальные расхождения. Многие из гностических сект исчезли без следа. Поскольку прямых последователей у них не осталось, исследователям долгое время почти не были доступны собственно гностические документы. Что касается других свидетельств, то церковные писатели, писавшие о гностицизме, ставили своей задачей не пропаганду гнозиса и не объективный рассказ о нём, а борьбу с ним. Поэтому долгое время потомки обладали однобоким представлением о гностических учениях, фактическая же история до сих пор ограничивается несколькими приблизительными датами. Наши сведения о гностицизме во многом почерпнуты из ортодоксальной христианской полемики против гностиков. Так, с гностиками спорили апостольские мужи сщмч. Игнатий Богоносец (годы епископства: ок. 68 - ок. 110/115 гг.) и сщмч. Поликарп Смирнский. Св. Иустин Философ был первым, кто написал книгу против ересей (в том числе гностиков), но самым ранним дошедшим до нас антигностическим трудом является книга св. Иринея Лионского (середина II в. — ок. 202 г.) «Опровержение лжеименного знания», более известная под названием «Против ересей» (написана в 180—192? гг.). Многие выдающиеся авторы II—III вв. — например, Тертуллиан, св. Ипполит Римский и Климент Александрийский — зарекомендовали себя как активные противники гностицизма. Антигностическая проблематика продолжает появляться в творениях отцов Церкви и после спада гностического движения (св. Епифаний Кипрский, «Против ересей»). До середины XX в. сочинения гностиков в коптском переводе с греческого были известны лишь в нескольких древних папирусных кодексах: это кодексы Аскевианский (IV в.), Бруцианский («Кодекс Брюса») и Берлинский папирус. В 1945 г. в Египте было сделано открытие, которое значительно расширило наши знания о гностицизме. В районе г. Наг-Хаммади (в античности этот населённый пункт был известен как Хенобоскион) найдена «библиотека» гностических текстов. К сожалению, рукописи пестрят лакунами. Так называемая «библиотека Наг-Хаммади» представляет собой подборку из 52 текстов, сгруппированных в 13 рукописных кодексов. Из них один текст - Апокриф Иоанна встречается трижды, а Евангелие Истины и Послание Блаженного Евгноста - дважды. Помимо этого в состав библиотеки входят герметические тексты (труды, составленные в рамках мистериального культа бога Гермеса Трисмегиста, т.е. «Трижды Величайшего») и отрывок «Государства» Платона. Тексты эти написаны на коптском языке, но они были переведены с греческого, который часто проглядывает в виде греческих слов, оставленных без перевода. Часто это происходило потому, что переводчики истолковывали их как имена собственные, принадлежащие божественным существам. Есть версия, что рукописи происходят из близлежащего монастыря Эннатон, основанного св. Пахомием. Основным доказательством этого служит то, что в обложке одного кодекса использованы монастырские хозяйственные документы. Происхождение гностицизма. Его связь с христианством. Согласно св. Иустину Философу (1-я Апология 26) и св. Иринею Лионскому (Против ерес. I, 23.4), первым известным гностиком был Симон, по прозвищу Волхв (греч. 'маг'), упоминаемый в книге Деяний (VIII, 9-25). Гностицизм часто называют продуктом религиозного синкретизма эпохи принципата (1-111 вв.). В целом так оно и есть. Однако слово «синкретизм», как слишком общий термин, скрывает от нас сущность гностицизма, перенося наше внимание на метод его формирования. Действительно, гностицизм объединяет в себе элементы христианства, зороастризма, иудаизма, средиземноморских тайных культов с некоторой примесью вульгарного платонизма. Однако едва ли можно сказать, что гностицизм представляет собой просто смесь из этих учений. Он обладает своей собственной спецификой, однако свободно заимствует у конкурентов отдельные положения, которые встраивает в свою систему. Помимо сходства со всеми вышеперечисленными учениями гностицизм содержит нечто им противоречащее или выходящее за их рамки. Например, в построениях гностиков часто появляются такие термины античного платонизма, как «материя» и «демиург», но отнюдь не всегда в платоническом контексте. Важнейшим текстом, проясняющим отношение гностицизма к платонизму, является сочинение «Против гностиков», принадлежащее виднейшему философу эпохи эллинизма Плотину (204—270 гг.). Плотин считается основателем неоплатонизма, ставшего последним крупным направлением античной философской мысли (направлением, кстати говоря, тоже синкретическим). Гностики посещали занятия Плотина и водили с ним личное знакомство, что само по себе не было чем-то исключительным, так как Плотин по роду своих занятий был публичной фигурой. Верный ученик Плотина Порфирий в своей «Жизни Плотина» прямо приводит имена этих людей и называет их христианами, хотя в самом произведении «Против гностиков» Плотин направляет свои претензии в основном к метафизической и этической, а не религиозной составляющим гностицизма. Довольно часто современные учёные приписывают гностицизму дохристианское или внехристианское происхождение. Наряду с гностическим движением в христианстве существовали схожие тенденции в иудаизме (в виде так называемой мистики Меркабы) и в язычестве (неопифогорейство, герметизм). Однако наибольшего расцвета и славы гностицизм добился в своём христианском облике. Отличительной чертой христианского гностицизма было то, что, в отличие от современных ему учений, он предпочитал именно христианский язык выражения своих идей. Прослеживается ясная связь между канонической христианской литературой и гностическими построениями. В частности, гностики используют многие термины, которые мы находим, например, в Новом Завете: эон 'век', духовные (самоназвание гностиков) (Рим. XV, 27; 1 Кор. II, 15; III, 1; Гал. VI, 1), Плирома (полнота) (Эфес. I, 23; III, 19; Кол. II, 9), странные упоминания ангелов (Кол. I, 15-19; II, 8-23), намёки на то, что тело Христа было иным, чем у людей (Флп. II, 6—7; Рим. VIII, 3). Очевидны стилистические и содержательные параллели между гностическими писаниями и иоанновским корпусом. Особое значение в гностической среде играли книги, известные под названием апокрифов. Если для усвоения книг, распространённых внутрицерковной среды, гностикам нужно было особое толкование, часто натянутое или связанное с искажением текста, то апокрифы часто были произведениями самих гностиков и поэтому уже имплицитно содержали в себе основы их учения, которые приписывались разным авторам, часто — Самому Христу и апостолам. Следует напомнить, что само слово апокрифический впервые употреблено всё тем же Иринеем Лионским, мимоходом, в контексте «есть у них апокрифические и подложные книги» (Против ерес. 1,20). В переводе с греческого слово апокриф означает «скрытый, тайный». Начиная с Иринея так называют все раннехристианские произведения, которые не вошли в канон. Отнюдь не все из них имеют гностический характер. Упоминание о существовании подложных текстов мы встречаем уже во Втором послании ап. Павла к фессалоникийцам (II, 2). Однако не стоит забывать, что в раннем христианстве не существовало строгого разделения на канон и апокриф и бывало, что книги, которые в одной части империи считались неоспоримыми, в другой признавались ложными или сомнительными. Пока важно запомнить, что эти тексты отнюдь не всегда считались поддельными. Но самое главное — фигура Христа в учении гностиков часто занимала центральное место. Христос гностиков не похож на Христа, каким мы его знаем по трём (так называемым синоптическим) Евангелиям от Матфея, Марка и Луки. Часто он где-то вне того Христа, которого мы привыкли видеть в этих Евангелиях. Однако, несмотря на то что это как бы два разных Христа, их роднит то, что они являются посредниками между Богом и падшим миром. И второй - апокрифический, скрытый — как будто прячется за историческим Иисусом. Гностики иногда создают своих спасителей, но чаще всего это тот же самый Иисус Христос. Таким образом, даже события, описанные в синоптических Евангелиях, приобретают дополнительное толкование, которое следует из тайного знания, и становятся откровениями других тайн. Гностики, по-видимому, были первыми, кто заложил основы такого популярного впоследствии жанра, как толкование к текстам Нового Завета. И это неудивительно — ведь гностики не могли напрямую соотнести все свои идеи с оригинальными христианскими текстами и с Самим Христом церковного предания. Первым богословом, работа которого и кладёт начало христианскому жанру толкований, был известный александрийский гностик Василид (ум. в первой половине II в.). Гностические толкования были по преимуществу аллегорическими. Кроме того, мы можем установить связь гностицизма с церковным христианством и в области триадологии. Св. Троицу — Отца, Сына и Святого Духа — в принципе признавали (пусть и с различными оговорками) все ранние богословы от ап. Павла до Павла Самосатского. Так же относились к Троице и гностики. Они активно вводили в свою систему других божественных существ (в этом явно прослеживается влияние язычества), однако все три Лица Св. Троицы определённо присутствуют в христианском гностическом учении, более того — занимают в нём центральное место, как и в церковном христианстве. Есть Отец — источник Божества, Сам Бог. Есть Сын, причём и в космическом (как Божественный Ум, рождённый от Отца), и в сотериологическом (как Спаситель верных, открывающий божественное знание) смыслах. Наличие первого смысла сближает гностицизм с церковным христианством, в противоположность иудеохристианству. Во втором Он явно ассоциируется с историческим Иисусом Христом, хотя гностическое восприятие не совпадает с образом Христа в синоптических Евангелиях. Присутствует в гностических системах и Св. Дух. Также христианский гностицизм является христианским по месту своего обитания. Судя по Первому и Второму посланиям ап. Иоанна Богослова (см. ниже), гностические пророки вполне могли обитать внутри церкви. Примерно в том же духе можно толковать положение во времена апологетов, которые жили в эпоху расцвета гностицизма. По данным св. Иринея Лионского, гностики обращались в христианской среде, не раскрывая полностью своих убеждений, что вполне соответствовало как элитарным тенденциям в самом гностицизме, так и общему настрою христиан на отчуждение от мира. Епифаний Кипрский, умерший в начале V в. глубоким старцем, рассказывал, как в молодости его пытались вовлечь в секту гностиков, которая тайно существовала внутри христианской общины. Как уже говорилось, вполне не исключена принадлежность «библиотеки» в Наг-Хаммади пахомиевскому монастырю (т.е. монастырю эпохи зарождения монашества). При этом рукописи собраны не механически, а весьма вдумчиво и тематически разделены на кодексы. Как ни странно, в самом Житии Пахомия гностики не упоминаются. Связи христиан и гностиков, как социальных групп, общин и течений, были гораздо теснее, чем может показаться на первый взгляд, при рассмотрении и сопоставлении одних лишь богословских доктрин. Всё это даёт нам основания считать, что гностицизм не был просто инородным течением внутри христианства. Несмотря на то что многие положения гностицизма разнились с догматами христианской Церкви того времени, существовала общая среда, в которой существовали эти течения. Эта среда — раннее христианство, во всём многообразии его проявлений и тенденций. Если даже гностицизм зародился вне и до христианства, то он быстро обрёл в последнем среду обитания. Это связано, вероятно, с изначальным совпадением некоторых мировоззренческих тенденций, таких, как неприятие окружающего мира, особое внимание к фигуре Христа, признание истинности, но также и принципиальной неполноты ветхозаветного откровения. В результате гностицизм существовал как особое духовное течение, идентифицирующее себя с христианством и нашедшее в нём благодатную почву для насаждения своих идей. Основные отличительные черты гностицизма. Суть гностицизма составляет учение, которое подразумевает, что видимый и, отчасти, невидимый мир сотворены не высшим Богом, а божественным существом низшего порядка, которого часто называют платоновским термином демиург ('ремесленник; должностное лицо; мастер', у Платона — 'божественный создатель материального мира'). Демиург, как он предстаёт у Платона в диалогах «Тимей», «Государство» и «Политик» — это мировой Ум, который творит видимый мир, взирая на идеальный образец — высшую идею Блага («Тимей», 28а, 29а). Ум-Демиург создаёт мир из хаотически движущейся материи, которая, как и мир идей (эйдосов), существует независимо от него. Таким образом, демиург - это благой посредник между миром идей и материей. В силу своей благости он пытается организовать материю по идеальному образцу, однако пассивное сопротивление материи мешает сделать это в полной мере. Поэтому демиург - творец смог сотворить лишь самые главные, непреходящие объекты этого мира — светила, время, четыре мировые стихии, низших богов и бессмертную часть человеческой души (там же, 41Ь—с). Творение смертных существ он препоручил низшим богам. Учёный иудей и комментатор Платона Филон Александрийский (первая половина I в.) отождествлял платоновского демиурга с Логосом, которого он именовал «перворождённым Сыном» Бога и Богом (О сотв. мира 20—25; О землед. 51). Впоследствии этот взгляд на Сына-Демиурга (с некоторыми модификациями) будет усвоен христианским троичным богословием (св. Василий Великий. О св. Духе XVI, 38). Принято подразделять гностические секты на группы в соответствии с тем, как они решали онтологический вопрос о природе зла, материи и демиурга. У александрийских гностиков, которые в онтологических вопросах ориентировались на платонизм, это существо представляется не очень добрым, но и не совсем злым. В сирийском гностицизме присутствует изначальный злой демиург, заимствованный из иранских дуалистических2 ( 2 Дуализм (от лат. аио 'два') — в философско-религиозной онтологии признание бытия двух равных по силе противоположных начал, в данном случае начала доброго и злого) верований. Например, так обстоит дело у Маркиона (ок. 85—160 гг.); у основателя манихейства гностика Мани (III в.) злые боги правят вселенной. Психологической основой дуализма являлось осознание раздвоенности вселенной, присутствие в ней добра и зла, в конечном счёте — вечный и фундаментальный для осознанной веры вопрос теодицеи3 (Теодицея (греч. «оправдание Бога») — богословское направление, целью которого является объяснение причин, по которым благой Бог допускает существование зла в мире). Гностики александрийского направления, понимали этот вопрос так: Бог, как чистейшая идеальная сущность, высшая абстракция, не имеет никакого отношения к существованию материального мира. Внутри Его сущности происходят различные процессы, которые в основном описываются как «порождения». Часто при анализе используется метафорический термин «эманация» (из лат.'истечение'). А именно — процесс естественного распространения (эманации) Божественной Сущности сопровождается постепенным снижением Божественности и падением в материальность. В результате распространения Бога вовне появляются особые духовные миры-эоны. Греческое слово эон (αι ’ ω΄ν 'век; мир') объединяет в себе временное и пространственное значение и обозначает нераздельное единство (длительного) времени и места. Адекватный перевод этого термина на русский язык невозможен. В гностицизме «эон» — одно из важнейших понятий, обозначающее некую духовную сущность, имеющую начало в Боге, но не обладающую полнотой Божества. В ходе распространения-эманации на окраинах Божества происходит зарождение существа, которое несёт в себе значительно затемнённый образ изначального Бога. Это существо, которое и называется демиург, значительно ниже Бога в отношении знания (важнейшая категория для гностиков) и нравственных предписаний. Несовершенный творец-демиург и создаёт наш мир, в котором, с одной стороны, сохраняются остатки блага и тайные знаки иного, идеального мира, а с другой — творится много зла и несправедливости, существует тирания, страдание и смерть. Этого творца-демиурга гностики отождествили с иудейским Богом Яхве. Таким образом, причину земного зла они видели в несовершенстве творца. В этом состояло их важное отличие от христианства, которое признаёт Творца-Демиурга совершенным и безгрешным и возлагает вину за существующее в мире зло не на Бога, а на его творения, наделённые свободой воли. Гностицизм, как и церковное христианство, признавал спасение во Христе, однако это спасение, как думали гностики, первоначально совершается в божественном мире, потому что и грехопадение совершилось там же: ведь прежде чем возник наш мир, было волнение в Божестве, которое и привело к созданию нашего грешного мира. Продукт этой изначальной божественной «ошибки, оплошности» - это не только мир, в котором мы сейчас живём, но и сами люди во всей полноте своей сущности и, более того, непосредственный источник нашего бытия, творец и повелитель нашего мира. Для космологии это означает, что нашего мира не должно было быть. В вечном божественном мире, иногда по терминологии напоминающем мир идей Платона, произошла некая трагическая случайность, результатом которой и стали бог-демиург, наш мир и мы сами. Божественный мир избавился от последствий грехопадения, но наш — ещё нет, да и сам он - всего лишь одно из таких последствий. Поэтому он должен исчезнуть. Что же касается Христа, то Он — наш Спаситель, вестник не этого бога, не создателя мира и покровителя евреев, а Того - истинного и совершенного, окружённого сонмами блаженных вечных существ, которые составляют вместе с Ним Божественную Полноту ( от греч. πλη΄ρομα 'полнота'). У гностиков не может быть подлинного духовного единения с почитателями и творениями Яхве, хотя какое-то общение всё же возможно — ведь Яхве не выдумка, а действительный творец мира. Но сам этот мир, как и его творец, заслуживают поклонения только от людей, у которых нет истинного знания и духа — частицы, искры божественной сущности. Те же, кто обладает высшим духом и знанием — это истинные пневматики (т.е. «духовные») и гностики (т.е «знающие» истину). С отвержением материального мира связана и гностическая христологическая концепция, называемая докетизм. Докетизм (от греч. δοκε΄ω 'казаться') — это учение о том, что человеческая, телесная природа Христа представляет собой всего лишь видимый образ, призрак. Сам Христос - это Бог, а Бог не может слиться с низменной материей. Поэтому Он принимает плотской образ лишь по видимости. Докетизм - это, наверное, одна из наиболее радикальных христологических ересей в истории богословия. Церковная борьба с докетизмом уже в апостольский век зафиксирована в Первом послании ап. Иоанна (90-е гг.), ср.: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (IV, 1—3). О том же апостол говорит в своём Втором послании: Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист (I, 7). Вероятно, докетизм был основным критерием выявления гностиков в церковных общинах, особенно с учётом того, что гностическая доктрина не проповедовалась открыто. Вероятно, ранние церковные полемисты, не желавшие или не имеющие возможности ознакомиться с гностическим учением, в первую очередь выступали против этого не в меру радикального тезиса. Одновременно гностики первыми поставили и пытались решить столь значимый впоследствии вопрос о природе Христа и значении Страстей Христовых, потому что гностическое философское представление о едином бесстрастном Боге и низменности любой материи не могло примириться с человечеством Спасителя. Важным основанием докетизма была антропологическая концепция гностиков — учение о трёх родах людей. Суть его в том, что человечество не является однородным. В гностицизме отсутствует учение о равенстве людей. В самых известных и разработанных гностических учениях человечество разделяется на три группы существ. Различие между ними состоит в том, что некоторые («саркики») полностью подчинены своей телесной природе, другие («психики») располагают телом и душой, а третьи («пневматики»), кроме тела и души, имеют ещё и дух. Дух в человеке — это частица Божества, в результате загадочных космических событий оказавшаяся в плену мира материи, который создал и которым правит, как уже говорилось, демиург. Дух существует изначально, но пленён в человеческом теле. Спастись могут только люди, обладающие духом (пневматики), причём спасение возможно лишь для чистой, духовной природы этих людей. Люди, обладающие только душой и телом, также способны получить некую награду, но совсем не такую, как люди духа. Ведь у них нет иного выхода, кроме как раболепствовать перед демиургом и исполнять его капризы, ибо он — действительный творец их душ и тел. В противном случае их ждёт осуждение. Иногда гностики называли «душевными» (психиками) церковных христиан. С докетизмом связано и гностическое учение о воскресении. Во Втором послании к Тимофею ап. Павла (II, 17-18) упоминаются некие Именей и Филит, учившие о том, что воскресение уже было. Вероятно, это одна из лучших формул, которая могла бы выразить гностическое учение о воскресении. Поскольку человеческое тело — всего лишь неудачное творение несовершенного демиурга, то воскресение этого тела просто не нужно. Спаситель телом не обладал вообще, а для нас оно представляет только обузу. Однако гностики, будучи христианами, основывались на христианских символах и представлениях, поэтому воскресение превращалось у них в символическое воскресение души. Не будем забывать, что греческий глагол 'воскресать' имеет первое значение 'вставать, подниматься; пробуждаться от сна' (здесь мы видим мудрость языка, который напоминает нам о родстве сна и смерти в архаичном мировосприятии). Поэтому слово «воскресение» (α’να΄στασις), как и «эон», таит в себе многозначность. Гностики обыгрывали значение пробуждения уснувшей в тяжком сне души, которая просыпалась и осознавала себя, получая истинное знание. Таким образом, воскресение совпадало с моментом принятия гностической проповеди. В гностической вести новообращённый принимал «знание» (гносис), которое занимает важное место в гностической сотериологии. Хотя каждая гностическая секта передавала свой вариант истинного знания, оно практически всегда идентично спасению. Это знание, по которому гностики и получили своё название, не является знанием рациональным. Оно представляет собой интуитивное прозрение-воспоминание об изначальном Боге, которое оказывает на усвоившего преображающее действие. Поскольку дух - это изначальная частица Бога, то осознание себя «духовным» означает признание части своей человеческой сущности единоприродной Божеству. Учение гностиков о знании как «воспоминании» восходит, по всей видимости, к платоновской гносеологии (учению о познании). Согласно Платону (диалог «Федр»), человеческая душа, ниспавшая из мира идей в мир материи, не столько открывает для себя мироздание с помощью разума, сколько «вспоминает» те идеи, которые она уже видела раньше, во время пребывания в идеальных сферах. Такое познание, по сути, представляет собой не что иное, как воспоминание (по-гречески «анамнесис»). С другой стороны, гностики обосновывали наличие Божества в человеческом духе сотворением человека «по образу и подобию» Божию (Быт. I, 26). Таким образом, в гностической пневматологии (учении о духе) хорошо виден синкретизм этой системы, составленной из совершенно разнородных элементов. Поскольку «духовный» человек, гностик в важнейшей своей части единоприроден Богу, некоторые основатели гностических сект (Симон Волхв, Менандр и др.) прямо называли себя богами и поощряли свой собственный культ. Не всегда ясно выражается, но часто подразумевается учение о переселении душ, а точнее, духов или одного Духа, который существует от начала мира. Часто «духовные» (пневматики) предстают особым родом человечества, который существует в потомках какого-либо библейского персонажа, Сифа или даже Каина. Этот пункт учения вводит ещё одно важнейшее понятие гностицизма - гностическое предопределение. Спасение получает даже не человек, имеющий в себе духа, а только сам этот дух, потому что душа и тело, созданные демиургом, не могут войти в соприкосновение с высшей, Божественной реальностью. Спасение часто представляется возвращением живущего в человеке духа в то высшее состояние, в тот великий мир-эон, которому он изначально принадлежал. Судьба тварных душ и тел более печальна. Тело разлагается, воскресения для него не полагается, а душа может претерпевать суд демиурга, которым создана. Духи же неминуемо, по предопределению, возносятся в божественные миры-зоны. Эта концепция уже в те времена иногда именовалась спасением по природе, противостоя древнейшей христианской сотериологической концепции спасения по вере, выраженной уже у ап. Павла (Гал. II, 16). Собственно, мир существует только до тех пор, пока они не вознесутся, на этом его существование, по крайней мере в нашем смысле, прекратится. Целью и смыслом его существования является исход самого возвышенного, прекрасного, небесного начала — духа — в его изначальное место пребывания. Например, в манихействе открыто признаётся, что сам ход времени в нашем смысле, всё мироустройство имеет своей целью освобождение пленных, поглощённых материей духов. Ещё один пункт концепции спасения (сотериологии) и одновременно космологии гностиков - это учение о Софии-Премудрости как существе-посреднике между демиургом и Плиромой. Это божественное существо, собственно, и есть падшая частица Божества. Обычно оно описывается как низшая и последняя ступень эманатического распространения Бытия (в отличие от Спасителя, который всегда имеет высочайший, Божественный статус). Низкий ранг существа-посредника подчёркивается прямыми и косвенными намёками на его женственность. Его имя София (Премудрость) или сходные с ним имена указывают на связь с мышлением, умом. Гностики, несомненно, заимствовали этот образ из Ветхого Завета, придав ему весьма своеобразные черты и включив его в свою мифологию. Итак, если гностики - это дети высшего мира, то в первую очередь они обязаны своим происхождением Софии. В результате её падения полнота Божественности соприкоснулась с пустотой, небытием, порождением чего и стал демиург (который часто изображается как её сын), сам рождённый уже в низшем мире, в отличие от Софии и духов. Весь тварный мир вместе с населяющими его людьми соприроден прежде всего Софии, а уже через неё — высшему миру Божественной Полноты (Плиромы). И хотя демиург - это перворождённый сын Софии, а духи — позднейшее творение (особенно те, которые уже соединены с телом), однако они выгодно отличаются от демиурга тем, что имеют знание, покорность и высшую духовную природу. Процесс исхода духов из телесного плена — это одновременно и возвращение Софии к Богу. Обычно с именем Софии связывается грехопадение, которое нередко объясняется её стремлением к познанию изначального Бога. Именно за это она изгнана из божественного мира. Демиург — уже здешнее порождение Софии — является следствием её падения и либо ничего не знает о существовании высшего мира, либо противоборствует ему. Весьма заманчиво видеть в этом сюжете о Софии дальние отзвуки ветхозаветного предания о грехопадении Евы через вкушение от древа познания с последующим изгнанием из рая и рождением ею первоубийцы Каина (Быт. III, 1 - IV, 1). Особенности передачи и существования учения. Все эти положения обычно излагались в особой образно-символической форме, которая известна как гностический миф. Для изложения своих воззрений гностики, например, в рассуждениях о божественной природе предпочитали использовать не категории рациональной философии, как это было принято, например, у позднейших апологетов, а более архаичный, образный язык мифа. В результате гностические учения предстают перед нами бесконечными рядами теогонии и аллегорических событий. Как правило, гностический миф состоит из двух частей. Первая часть описывает Божественное бытие. Действие этой части обычно происходит до начальных событий библейской книги Бытия, потому что демиург Яхве, давший эту книгу, о подлинном Божественном бытии ничего не знает. Вторая часть гностического мифа рассказывает о том, что произошло после отпадения части Божества, т.е. о сотворении мира и человека. Эта часть мифа во многом не совпадает с традиционной библейской историей. В свои теогонии гностики без всякого ограничения (хотя часто не без определённых целей) вводили новые виды божественных существ. Очень часто они являются отражением высших существ на более низких уровнях существования, своего рода двойниками. Помимо визионерского опыта, умножение подобных существ, связанное с их понижением в причастности к Божеству, должно было указывать на отдалённость нашего мира от Бога, а также на то, что на пути к Богу стоит множество подобий. Можно сказать, что в зонах, архонтах и ангелах описывалось наше расстояние до Бога. Изложив происхождение небесных сил, гностики переходили к описанию взаимоотношений между ними, пересказывали библейскую историю (особенно первые главы книги Бытия) и вплетали в ткань повествования ветхо- и новозаветные аллюзии. В результате каждый вариант гностического учения превращался в отдельное произведение, которое впоследствии обрастало толкованиями и дополнениями учеников и последователей, переписчиков и переводчиков. Нередко мы можем выделить отдельные традиции, которым принадлежат сразу несколько текстов. Уже составители «библиотеки» Наг-Хаммади, вероятно, пытались сделать нечто подобное. И тем не менее даже если мы в состоянии объединить некоторые тексты в традиции, всё равно поражает количество разнообразных систем, в частных вопросах противоречащих друг другу, но объединённых в большей или меньшей степени приверженностью основным идеям, которые мы перечислили. Похоже, что творческая плодовитость как в количестве писаний, так и в наполнении повествования была одной из главных особенностей гностицизма. Явная нелепость и невероятность многих гностических сюжетов, вероятно, должна была служить указанием на «запредельность» проповедуемой истины. Согласно убеждениям гностиков, невероятной эта истина кажется только людям, лишённым духа. Тогда как человек «духовный», даже впервые столкнувшись с этим учением, чувствует («вспоминает») его истинность, ибо когда-то всё это происходило и с его духом как частицей Божества. Дух гностика признаёт истинным то, что другим кажется нелепым. Таким образом, сам абсурд и нелепость гностических рассказов были своего рода методом проповеди, в результате которого гностический проповедник находил людей, имеющих склонность к этому мировоззрению. Для гностиков сам факт обращения человеческого духа к гностицизму становился неопровержимым доказательством истинности учения. Этика и обрядность. Долгое время, поскольку мы пользовались в основном полемическими творениями святых отцов, мы имели неверную перспективу во взгляде на гностическую этику. Часто, выводя этику гностиков из их отвержения мира, они ссылались на секты, которые проповедовали и практиковали свободу от принятых в обществе правил и норм, в том числе моральных (в позднейшей европейской этике это направление получило название либертинизм). Так, церковные писатели сообщают о секте николаитов, упомянутой уже в книге Апокалипсиса (Откр. II, 15) и карпократиан (ср. Епиф. Кипр. О ересях (сокр.) 25, 27). По-видимому, грешили половой распущенностью также уже упомянутые последователи Симона Волхва симониане, сторонники Саторнила и Василида, почитавшие Каина в качестве демиурга каиниты (там же, 21, 23, 24, 38) и некоторые другие. Однако очевидно, что таковых было немного, и мы вряд ли можем прямо указать на прямую связь гностических убеждений с моральным нигилизмом. Напротив, такие крупные гностические движения, имевшие даже свою церковную иерархию, как манихеи и маркиониты, проповедовали строжайший аскетизм. Это верно также для большинства других сект. Представители ещё одного мощного течения древнего гностицизма, валентиниане, по свидетельству Климента Александрийского, признавали брак, что, по всей видимости, согласуется с их метафизическими воззрениями, которые будут изложены ниже. Вероятно, именно они, наряду с ап. Павлом (Еф. V, 22— 33), первыми попытались дать метафизическое обоснование Таинству Брака (у гностиков — «Таинство Брачного чертога») (ср. Ириней, Против ерес. I, 13.3). Насколько мы можем судить, гностическая обрядность во многом следовала эллинистическим оккультным традициям, совмещая их с христианской литургической практикой. В источниках упоминается использование заклинаний, а также пророчества, совершение литургии, крещений и прочих христианских таинств, поклонение «образам» (статуям). Многочисленные имена и эпитеты Бога, эонов, слуг демиурга, участвовавших в создании человека или властителей небесных миров, которые перечисляются в гностических сочинениях, были не просто продуктами мифологических фантазий, но, скорее всего, использовались в гностических обрядах, посвящениях,молитвах. Учение Валентина. В качестве примера гностического учения рассмотрим валентинианство. Оно основывалось на идеях древнего богослова Валентина, обладало разработанной богословской системойи было, насколько мы можем судить, широко распространено во 11-111 вв. Судя по различным фрагментарным упоминаниям в полемике против гностиков, жизненный путь Валентина можно пр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.223 (0.021 с.) |