Борьба ариан и близких к ним течений против никейской веры в 50-е гг. IV В. 1, 2, 3 и 4 сирмийские формулы. Ариминская формула. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Борьба ариан и близких к ним течений против никейской веры в 50-е гг. IV В. 1, 2, 3 и 4 сирмийские формулы. Ариминская формула.



В 351 г. на кафедру Сирмия был избран арианин Германии. В изданной этим Собором формуле исповедания веры (так называемая 1-я Сирмийская формула ) прово­дился чётко выраженный субординационизм в отношениях между Отцом и Сыном.

В это время происходит разделение ариан на два основных лаге­ря. Одни из них выступали за «подобие» Сына Божия Отцу по сущ­ности. Их называли «подобосущниками» или омиусианами. Среди ариан омиусиане были ближе всего к православию. В то же время среди еретиков были и та­кие, кто полностью отвергал какое-либо подобие Христа Богу Отцу. Этих крайних ариан называли аномеями (от 'неподоб­ный'). Между ними разгорелась борьба. Во главе партии омиусиан стояли Василий, еп. Анкирский, и Георгий, еп. Лаодикийскип. Партия была многочисленной, и к ней примыкал сам император. Что каса­ется крайних ариан-аномеев, то их учение продвигали на Востоке еп. Евдоксий Антиохийскт (358-359 гг., Константинопольский - 360-370 гг.) и его диаконы Аэтий и Евномий (с 360 г. еп. Кизический).

Чтобы примирить эти партии, Констанций собрал новый собор в Сирмии в августе 357 г. 2-я Сирмийская формула, в которой проводился тезис о подчинён­ности Сына Отцу и отвергались никейские термины «сущность», «единосущный» и даже «подобосущный».

Ариане смогли убедить не­сведущего в богословии Констанция, что только принятие этой формулы восстановит мир в Церкви. Однако в 358 г. в Сирмии к импе­раторскому двору прибыло посольство от прошедшего в этом же году Анкирского Собора во главе с омиусианином Василием Анкирским, который доложил императору, что 2-я Сирмийская формула была отвергнута абсолютным большинством восточных епископов. Ан­кирский собор (вслед за Антиохийским Собором 341 г.) постановил, что Сын подобен Отцу по силе, действию («энергии») и сущности. Констанций собрал III Сирмийский собор (358 г.), на котором потре­бовал от Валента и Урсакия подписать омиусианское вероисповеда­ние, предложенное Василием Анкирским (так называемую 3-ю Сирмийскую формулу ). Согласно этой формуле, Сын является «подобным Отцу по сущности». Валент и Урсакий вынуждены были подчинить­ся. Однако решения собора не удовлетворили в полной мере ни ано­меев, ни омиусиан.

После отъезда еп. Василия Валент и Урсакий вновь восстановили свое влияние на Констанция, который решил отказаться от омиусианской формулировки о «подобии Сына Отцу по сущности» в пользу более общей — «о подобии во всём», предложенной еп. Марком Арефузским. Таким образом, из вероисповедной формулы был исключён термин «сущность». Сторонники такого подхода впоследствии полу­чили название омиев («подобников»). Как и православные, они при­знавали Сына Богом, отрицали арианскую формулу происхождения Сына «из не сущего», однако не считали Его равным Отцу ни по сущ­ности, ни по вечности, ни по славе. Этот новый подход получил от­ражение в так называемой 4-й Сирмийской формуле, принятой весной 359 г. в Сирмии представителями различных богословских партий по настоянию императора. В этой формуле говорилось о подобии Сына Отцу «во всём», а слово «сущность» было опущено. После этого Констанций поручил Валенту и Урсакию собрать новый Вселенский Собор для принятия этой формулы.

В декабре 359 г. собор в Аримине завершился подписа­нием так называемой Ариминской формулы. Таким образом, на Западе и Востоке окончательно сформировалась средняя, компромиссная партия «омиев», возглавляемая Валентом и Урсакием. Кредо этой партии — Ариминская формула — стала офи­циальным Символом веры западных ариан вплоть до начала VIII в.

Святитель Василий Великий. Свт. Василий, еп. Кесарии Каппадокийской (330—379 гг.), почитается в Православной Церкви как один из великих отцов-каппадокийцев.

«Великими каппадокийцами» церковная традиция называет трёх учителей Церкви IV в., происходивших из малоазийской обла­сти Каппадокии и занимавших там епископские кафедры. Это свт. Василий Кесарийский (Великий), его родной брат свт. Григорий Нис­ский и свт. Григорий Назианзин (Богослов).

Церковь чтит св. Василия как архипастыря, оратора, богослова и аскета. Прославился он своей неустанной деятельностью на пользу православной веры, своей самоотверженностью и силой характера. Справедливо был назван «Великим» уже своими современниками.

Жизнь. Родился Василий около 330 г. в Кесарии, административ­ном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славивше­гося как знатностью и богатством, так и ревностным исповеданием христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения императора Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была до­черью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

У них было десять человек детей - пять сыновей и пять дочерей, из которых особенно прославились: старший сын Василий, Григорий, еп. Нисский, Пётр, еп. Севастийский, и старшая дочь Макрина — обра­зец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на становление личности св. Василия.

Первые годы детства св. Василий провел вблизи Неокесарии в принадлежавшем его родителям поместье и своим первоначальным воспитанием обязан своей матери и особенно высокообразованной бабке Макрине, которая была живой свидетельницей последних го­нений на христиан.

После первоначального обучения под руководством отца Васи­лий отправлен был в Кесарию Каппадокийскую, где жили его род­ственники со стороны матери и где он мог пользоваться уроками известнейших представителей науки. Здесь он познакомился с Гри­горием, будущим великим богословом и епископом г. Назианз в Каппадокии.

Затем Василий обучался в школах Константинополя, где провёл 348—349 гг. Согласно свт. Григорию Нисскому, там он одно время учился у знаменитого ритора Ливания. Около 350 г. будущий святи­тель перебрался в «обитель наук» — Афины. В каждой науке, состав­лявшей в то время высшее образование - риторике, грамматике, ме­трике и философии, — Василий добивался исключительных успехов. Кроме того, он освоил астрономию, геометрию и арифметику. По­мимо этого, Василий Великий изучил не входившую в основные об­разовательные предметы медицину (не в последнюю очередь в связи с собственным слабым здоровьем).

В Афинах Василий застал Григория, который взял его под свою защиту и оградил от некоторых неприятностей, каким обычно под­вергались новички. Природные дарования Василия получили здесь полное развитие. К концу своего пребывания в Афинах он далеко превосходил всех своих сверстников и обладал всеми доступными тогда знаниями. Между ним и Григорием установилась дружба, про­должавшаяся затем всю жизнь.

Григорий Богослов в своём похвальном (надгробном) слове Ва­силию Великому (Ога1. ХЫП) восторженно и красноречиво описы­вает и эту дружбу, и научные занятия в Афинах. «Нами водили, — го­ворит он, - равные надежды и в деле самом завидном - в учении. Но далека была от нас зависть, усерднейшими же делало соревнование. Оба мы стремились не к тому, чтобы кому-либо из нас самому стать первым, но каким бы образом уступить первенство друг другу, пото­му что каждый из нас славу друг друга почитал собственной славой. Казалось, что одна душа [в обоих] имеет два тела... Что касается до уроков, то мы любили не столько приятнейшие, сколько совершен­нейшие... Нам известны были две дороги: одна — это первая и пре­восходнейшая — вела к нашим священным храмам и тамошним учи­телям; другая — это вторая и неравного достоинства с первой — вела к наставникам наук внешних. Другие же дороги - на праздники, в зрелища, в народные стечения, на пиршества - предоставляли мы желающим».

Около 356 г., несколько ранее Григория, Василий Великий по­кинул Афины, возвратился в Каппадокию, где некоторое время тру­дился адвокатом. Скоро он отказался от карьеры, обещавшей ему мирской успех, и ступил на путь аскетической жизни. На него оказал сильное влияние в этом отношении его друг и соратник Евстафий, который был аскетом и проповедовал особо строгие формы монаше­ства. Около 356 г. Евстафий был избран митрополитом Севастии — главного города провинции Малая Армения.

Около 357 г. Василий принял крещение от епископа Кесарийского Диания и вскоре после вступления в Церковь был зачислен в клир в чине чтеца. В следующем году он последовал за Евстафием Севастийским в Сирию, затем совершил путешествие в Египет. Про­ведя некоторое время в Александрии, Василий посетил монашеские центры на севере Египта и вернулся в Каппадокию. Это путешествие заняло целый год.

По возвращении из путешествия на родину будущий святитель отправился в родовое имение Анниса, где уже несколько лет подви­зались его сестры Эмилия и Макрина Младшая. Здесь он перебрался на противоположный берег р. Ирис, на расстояние трёх дней пути, в место, где прежде нёс монашеский подвиг его брат Навкратий. Пло­дом отшельничества Василия стало составление сборника фрагмен­тов из сочинений Оригена «Филокалия» («Добротолюбие») и «Мона­шеских правил».

Вступивший на Кесарийскую кафедру в 362 г. еп. Евсевий, желая иметь своим помощником человека сведущего и уважаемого, руко­положил Василия в пресвитера. Это совершилось помимо воли са­мого Василия. Так же как и Григорий Богослов, он предпочитал мо­нашеское уединение. В Кесарии скоро проявились его незаурядные пастырские качества, и он обрел уважение и любовь не только про­стых жителей города, но и многих избравших подвиг монашества.

Однако вскоре для православия настало трудное время. Имп. Валент, вставший на сторону ариан, направился в июле 365 г. в окру­жении арианских епископов в Кесарию, чтобы принудить Кесарийскую Церковь подписать так называемую Ариминскую вероисповедную формулу (см. выше, с. 423).

Кесария обрела достойного заступника в лице пресвитера Васи­лия, сумевшего тем самым вернуть себе доверие правящего архие­рея, с которым до того у него были натянутые отношения. Василий Великий стал для него советником и помощником. С этого времени пресвитер Василий явился фактическим вождём Кесарийской Церк­ви и в течение остального времени епископства Евсевия развил са­мую широкую и плодотворную деятельность в руководстве общиной, устроении церковной дисциплины, насаждении монашества и аске­тизма и в постоянном проповедничестве. На этот период приходится значительная часть его проповедей и толкований.

В 370 г. умер Кесарийский епископ Евсевий, и на его место, не­смотря на сильное противодействие со стороны некоторых еписко­пов, был избран Василий. Невозможно было сделать лучшего выбо­ра для столь важной кафедры. Василий всё имел для этого: личную святость, обширное образование, красноречие, глубокое знание христианского учения и административный талант. Свт. Афанасий Александрийский с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии епископа — истинного служителя Божия.

В это время Церковь переживала тяжёлые гонения со стороны власти в лице Валента, поддержавшего арианство. Сторонники никейской веры терпели изгнания, конфискацию имущества, разного рода принуждения, поставления на кафедры сторонников лжеуче­ния, казни священнослужителей (в гавани г. Никомидия в 370 г. был сожжён корабль с 80 пресвитерами), осквернение алтарей. Кесария находилась на пересечении главных дорог Малой Азии, поэтому её подчинение религиозной политике императора было делом чрезвы­чайной важности для государства.

Главной задачей деятельности св. Василия была защита православной веры и восстановление церковного мира и единства. В Восточной Церкви в царствование Валента (364—378 гг.) господ­ство принадлежало арианам, которые по главному вопросу о боже­стве Сына Божия разбились на несколько партий. Одни утверждали подобосущие Сына и Отца (омиусиане), другие полностью отрицали всякое подобие (аномеи), третьи говорили лишь о подобии Отцу, не вдаваясь в тонкости богословия (омии).

Тогда же стали возникать споры и о Св. Духе, причем не только ариане, но и некоторые из православных с крайним опасением отно­сились к решительной постановке учения о Божестве и единосущии Св. Духа. При разнообразии догматических воззрений и партийных интересов, при взаимных опасениях и подозрениях всякого рода об­щения между восточными епископами было слишком мало. При Ва­ленте православным епископам не разрешалось проводить соборы, поэтому им трудно было выяснять взаимные отношения и опреде­лить действительное число сторонников Никейского исповедания.

В таких условиях церковной жизни для поддержания и утверж­дения православия на Востоке необходимо было прежде всего выяс­нить действительное положение дел, рассеять общее недоверие вос­точных епископов друг к другу, создать почву для взаимообщения и единения православных. Выполнение этой задачи и принял на себя св. Василий, обнаружив при этом большой такт и величайшую снис­ходительность по отношению к заблуждавшимся по неведению, что­бы по неосторожности не оттолкнуть никого от союза с Церковью, и в то же время с величайшим мужеством защищая истинное учение от покушений на его чистоту со стороны еретиков.

Свт. Василий, как защитник православия, всю свою жизнь оста­вался предметом ненависти и всевозможных интриг арианствующих еретиков, и только любовь жителей спасала его от насилия с их сторо­ны, принуждая иной раз самих гонителей искать у него же спасения себе от ярости народа. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал православных, лишённых своих пастырей, утверждал их веру и терпение, призывал к мужеству, возбуждал надежды на луч­шее будущее. В связи с этим направлением деятельности св. Васи­лия находится большое количество его писем к Церквам, епископам, клиру, частным лицам.

В 378 г. имп. Валент был убит в сражении с готами под Адриано­полем. В последние месяцы его жизни преследование православных уменьшилось. Его преемники - на Западе Грациан, а на Востоке Фео­досии I — утвердили религиозную свободу. В Константинополе пра­вославные, подавленные в течение 30 лет, в конце 378 г. обратились к Григорию Богослову, прося возглавить эту кафедру. Посоветовав­шись со свт. Василием, он дал им положительный ответ.

Вскоре после этого, 1 января 379 г., свт. Василий скончался в воз­расте 49 лет на девятом году епископского служения. Перед самой смертью он нашёл в себе силы, чтобы произнести прощальное слово и рукоположить самых близких учеников. Последними словами свя­тителя были: «В руце Твои предаю дух мой» (Пс. XXX, 6).

Свт. Григорий Богослов. Друг свт. Василия Великого, свт. Григорий Богослов является классическим автором для православной триадо­логии (прежде всего в своих пяти словах «О богословии»). Как и свт. Василий, Григорий впитал всё классическое языческое образование, однако, в отличие от своего друга, он был человеком более созер­цательного склада, не склонным активно участвовать в церковно-политических делах. Поставленный епископом г. Сасим, он в 379 г. вынужден был возглавить православных Константинополя до того момента, когда его точка зрения на церковные дела разошлась с мне­нием столичного клира и отцов II Вселенского Собора. Тогда он был вынужден покинуть Константинополь и прожить оставшиеся годы в уединении. Его литературное наследие обширно, изысканно и раз­нообразно по темам и жанрам. Кроме слов, составленных по разным поводам (в свое оправдание, против врагов Церкви, на праздники, в похвалу и честь разным лицам, о богословии), он написал множество писем и стихов, из которых особенно примечательны стихи автобио­графического содержания, показывающие в свт. Григории мягкую и чувствительную натуру.

В отличие от свт. Василия Великого, богословие свт. Григория оказывается более выверенным и обоснованным. Так, ипостасные свойства у него формулируются со всей возможной конкретностью: «нерождённость», «рождение» и «исхождение». Все эти качества указывают на образ бытия ипостасей. У свт. Василия находим иные определения — «отечество», «сыновство», «святыня» или «освящаю­щая сила». Они звучат более библейски, но менее точно.

Далее, у свт. Григория с особой силой выделено учение о единона­чалии (монархии) Отца в Св. Троице: Отец - есть начало и причина бытия других ипостасей. В этом вопросе свт. Григорий более других приближается к свт. Афанасию, которому, кстати, только он и сказал похвальное слово. Важно, что и к Павлину Антиохийскому свт. Григо­рий не питал выраженной неприязни. А в своей троической терми­нологии наряду со словом «Ипостась» он мог использовать и термин «Лицо». Так что из новоникейцев, как кажется, он более других бли­зок к старшему поколению никейцев.

В вопросе о Св. Духе свт. Григорий проявляет характерную для него принципиальность, открыто называя Его Богом. В полемике с духоборцами свт. Григорий Богослов высказывает идею о постепен­ности божественного откровения в зависимости от подготовленности воспринимающих его: «дело в том, что Ветхий Завет ясно про­поведовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание» (ел. 31 «О Св. Духе»).

Сет. Григорий Нисский. Если свт. Василий Великий прежде всего видится активным церковным политиком, организатором и полеми­стом, а свт. Григорий Богослов - оратором и поэтом, то свт. Григорий Нисский был, можно сказать, мыслителем-философом и мистиком. В истории его репутация оказалась подпорчена по причине заим­ствованных им (надо думать, от Оригена) мнений об очистительном огне и всеобщем восстановлении (ср. оригеновский апокатастасис). Однако на II Вселенском Соборе его православие не ставилось под сомнение.

Из всех каппадокийцев свт. Григорий Нисский — наиболее си­стематичный мыслитель. Так, он предпринял ещё одну попытку по­сле Оригена («О началах») и «Огласительных бесед» свт. Кирилла Иерусалимского дать целостный обзор христианского учения, на­писав «Большое огласительное слово». Но наиболее классической для восточного богословия стала антропология свт. Григория, изло­женная в сочинении «Об устроении человека».

Уже названия его работ («К Авлавию о том, что не три бога», «Слово против Ария и Савеллия», «Слово о Святом Духе против македониан-духоборцев») указывают на тот круг проблем, который был актуален для этого мыслителя. Признание трёх Ипостасей Бога вело к обвинению каппадокийцев в троебожии, поэтому их важней­шей задачей стало доказательство единства этих Ипостасей, что и делает свт. Григорий, основываясь на платоновском реализме (гипостазировании) общих понятий: единая Сущность Божия, будучи общей, является тем не менее реальной, а не абстрактной. В триадологии для свт. Григория Нисского характерны аналогии возжже­ния трёх светильников: одного через другой посредством третьего, а также произнесения человеком слова вместе с дыханием. Говоря о происхождении Св. Духа, он употребляет выражение «через Сына», и такое происхождение, насколько можно понять, относится имен­но к имманентной Троице, а не к домостроительному ниспосланию Св. Духа.

 

Контрольные вопросы по теме

1. Кратко охарактеризуйте роль свт. Афанасия Александрийского в борьбе за утверждение в Церкви Никейского Символа веры.

2. Какой — положительной или отрицательной — была роль императоров Кон­станта и Констанция в церковных делах? Обоснуйте свою оценку приме­рами.

3. Кратко опишите порядок соборного принятия арианами четырёх Сирмий-ских и Ариминской вероисповедных формул. Почему императорская власть на Востоке (а с 350 г. и на Западе) всячески поддерживала ариан?

4. Охарактеризуйте вероисповедные различия в среде ариан между омиусиана-ми, аномеями и омиями.

5. Охарактеризуйте богословские взгляды свт. Афанасия Александрийского на сущность Отца, Сына и Св. Духа.

6. Кратко опишите жизнь и труды сет. Василия Великого по защите правосла­вия против арианской ереси.

Дополнительная литература по теме

Аримино-Селевкийский собор (без авт.) // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 228-229.

Асмус В., прот. Евномий // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 181-183.

Зайцев Д.В. Валент и Урсакий // ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 525-527.

ЗайцевД.В., РумянцевД.С. Евдоксий // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 133-135.

Захаров Т.Е. Вторая сирмийская формула: исторический контекст и бого­словское содержание // Вестник древней истории. 2010. № 2. С. 149-165.

Лукашевич А.А. Евстафий Антиохийский // ПЭ. Т. XVII. М., 2008. С. 286-293.

Михайлов П.Б. Василий Великий // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 131-146, 150-169.

Фокин А.Р. Афанасий I Великий // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 22-41.

Шмалий В., свящ. Аномеи // ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 471-473.

Шмалий В., свящ. Арианство // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 221-225.

Шмалий В., свящ. Аэтий // ПЭ. Т. IV. М., 2002. С. 232-233.

Ястребов А., свящ. Евсевий, еп. Кесарии Палестинской // ПЭ. Т, XVII. М., 2008. С. 252-267.

 

Билет 5.

Второй Вселенский собор в Константинополе в 381 году: источники и литература. Вопрос о замещении Константинопольской кафедры. Догматическая деятельность Второго Вселенского собора. Вопрос о Никео-Цареградском символе веры.

 

II Вселенский Собор. С гибелью покровителя арианствующих церковных партий имп. Валента в битве с готами при Адрианополе 9 августа 378 г. еретики лишились поддержки со стороны государ­ственной власти. В январе 379 г. на пере­говорах Грациана с военачальником Феодосием последний был на­значен императором (августом) Востока и, видимо, сразу же занялся организацией Вселенского Собора.

После этого в своём знаменитом Фессалоникийском эдикте 380 г. Феодосии прямо предписал всей Церкви веровать так, как веруют папа Римский Дамас / и Пётр II Александрийский. В том же эдикте было провозглашено «единое Божество Отца и Сына и Святого Духа в равном величестве и в Пресвятой Троице». Тем самым православ­ная триадология впервые была официально сформулирована импе­ратором (правда, без упоминания термина «ипостась»). После этого догматические решения II Вселенского Собора фактически были предопределены.

В обстоятельствах созыва и проведения II Вселенского Собора самым тесным образом переплетается богословская и церковно-политическая проблематика. В сфере догматики вопрос стоял об уточнении Никейского Символа веры специальными формулами о Св. Духе (напомним, что в Никейском символе природа Св. Духа была обойдена молчанием). Кроме того, необходимо было оконча­тельно определить отношение Церкви к многочисленным арианским и другим субординационистским течениям, возникшим после 325 г. В области церковной администрации также необходимо было ре­шить ряд спорных вопросов. Во-первых, к 381 г. в Антиохии было два православных епископа: сет. Мелетий, бывший на кафедре с 360 г. с перерывами, и Павлин, поставленный западным еп. Люцифером Калаританским при под­держке Рима. Нужно было решить, как уврачевать это разделение.

Во-вторых, необходимо было решить вопрос о столичном ар­хиепископе. Безусловно, среди православных наивысшим бого­словским авторитетом пользовался сет. Григорий Богослов, однако каноничность его перевода на кафедру Константинополя (379 г.) была поставлена под сомнение Петром Александрийским, который в 381 г., пользуясь поддержкой Рима, самовольно назначил столич­ным архиепископом своего ставленника Максима Киника. Таким об­разом, Александрийская кафедра по-прежнему ощущала своё пре­восходство и высший авторитет на Востоке и активно соперничала с Константинополем.

Открытие Собора Феодосии назначил на май 381 г. На первых заседаниях председательствовал виднейший представитель новоникейской триадологии Мелетий Антиохийский. Из 150 отцов, явив­шихся на Собор, почти половина были сторонниками Мелетия. В их числе были сам архиепископ Константинопольский сет. Григорий Богослов, а также сет. Кирилл Иерусалимский, сет. Григорий Нисский, сет. Амфилохий Иконийский. Были также приглашены 36 епископов-македониан, однако они вскоре покинули столицу, так и не достиг­нув примирения с Церковью, после чего были осуждены Собором.

Римских легатов на Соборе не было, поскольку папа Дамас в это время сам намеревался созвать Вселенский Собор и ожидал, что восточные иерархи приедут в Рим. Этого, однако, не произошло - Вселенский Собор прошёл в Константинополе, куда римские лега­ты так и не были посланы.

После скоропостижной смерти Мелетия Антиохийского заседа­ния Собора возглавил Григорий Богослов. Несмотря на то что Рим и Александрия лоббировали на освободившуюся кафедру кандида­туру противника Мелетия — Павлина, большинство православных антиохийцев выступили в поддержку одного из пресвитеров Меле­тия - Флавиана. Свт. Григорий Богослов, выступавший за Павлина, подал в отставку с должности архиепископа столицы, и на его место, по предложению еп. Диодора Тарсского, был избран престарелый се­натор Нектарий, в то время ещё даже не получивший крещения. Под председательством нового архиеп. Нектария (381—397 гг.) Собор и за­вершился в июне 381 г. Имп. Феодосии / эдиктом от 30 августа 381 г. утвердил решения Собора.

Проведение II Вселенского Собора без преувеличения можно назвать эпохальным событием в истории Вселенской Церкви. Был разрешён конфликт Константинополя и Александрии, столичную кафедру занял устраивающий все стороны архиеп. Нектарий. В Ан­тиохии архиепископом стал Флавиан I — тем самым спор мелетиан и паулинистов также был разрешён (правда, Западная Церковь и здесь имела особое мнение — она осталась в общении с Павлином).

В каноническом послании Собора (позднее разделённом на 4 правила) кафедре Константинополя усваивается почётное второе место в иерархии Поместных Церквей после Римского папского престола (прав. 3). Этим ознаменовано сложение 5-членной систе­мы патриархатов (так называемой «пентархии») - Рим, Константи­нополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим.

Как показала дальнейшая история, Александрия не смирилась с утратой второго места в иерархии, ранее принадлежавшего ей. Не согласился с формулиров­кой 3 правила и Рим, поскольку возвышением кафедры Константи­нополя, не имевшей апостольского преемства, ставился под вопрос сам принцип апостольского происхождения важнейших кафедр - а значит, и принцип главенства в Церкви Римского престола св. ап. Петра, как первого среди апостолов. В самом деле, мотивом при­своения второго места столичной кафедре стало то, что Константи­нополь является «вторым» или «Новым Римом». Иными словами, критерий «апостоличности» кафедры был в 381 г. заменён критери­ем «столичности», с чем Старый Рим никак не мог согласиться. По причине этих фундаментальных расхождений экклесиологического характера Рим вплоть до XIII в. официально не признавал юридической силы за 3-м правилом II Вселенского Собора.

В сфере церковной догматики Собор подвёл итог длинной и слож­ной эпохе споров с арианами. Так, 1-м правилом Собора утвержда­ется верность Церкви вероопределению I Вселенского Собора и осуждаются ереси евномиан, аномеев, ариан (омиев) или евдоксиан, полуариан или духоборцев, савеллиан, маркеллиан, фотиниан, и апполинариан. С деятельностью II Вселенского Собора связано появление самого распространенного на Востоке Символа веры — Никео-Константинопольского.

Никео-Константинопольский Символ веры. На Соборе был принят новый Символ веры, необходимый для различных нужд Церкви: ис­поведания веры, Крещения, оглашения и др.

Согласно новейшим исследованиям, новый общецерковный Символ не был исправленной и дополненной версией прежнего, Никейского Символа, а был составлен заново на основе символа Иерусалимской Церкви. Никейский символ довольно долгое время существовал наряду с Константинопольским как авторитетное ис­поведание веры (так, прав. 7 III Вселенского Собора 431 г. запреща­ет составлять иной Символ веры, чем Никейский).

Основные формальные и содержательные отличия двух Симво­лов можно представить следующим списком:

1. Как некорректные, удалены слова «из сущности Отца». По­скольку божественной сущностью обладает каждое Лицо Троицы, то сказать «из сущности Отца» - это то же самое, что сказать, что Сын происходит из Своей собственной сущности.

2. Удалены слова Никейского символа о Христе: «(через Которого всё произошло...) как на небе, так и на земле», чтобы не давать по­вода считать Сына в духе платонизма Логосом-Демиургом, воспол­няющим дело Отца (Творца видимых и невидимых). Согласно этой формуле, Сын - это не второй Создатель-Демиург, а единоприродный соучастник Бога Отца в создании тварного мира.

3. Против староникейских взглядов Маркелла Анкирского для ука­зания на полноту божественной природы во Христе в Символ встав­лены слова: «прежде всех веков» и «Царству Которого не будет кон­ца». Сюда же относятся дополнения о «восседании Сына одесную Отца» и «приходе со славою» для суда над живыми и мёртвыми.

4. Против Аполлинария для указания на полноту человеческой природе во Христе добавлен догмат о «воплощении от Духа Святого и Марии Девы» и «вочеловечении». Добавлены также слова о рас­пятии, погребении и воскресении «в третий день, согласно Писа­ниям».

5. После слов «И в Духа Святого» добавлено богословие Св. Духа (пневматология): при этом Св. Дух хотя и не назван Богом (в целях компромисса с колеблющимися македонианами), однако использо­ванные формулировки о прославлении и поклонении Духу с Отцом и Сыном указывают на Его божественную природу.

6. В новом символе отсутствуют анафематизмы, зато из древних локальных символов добавлено исповедание веры «во единую Свя­тую, Соборную (Кафолическую) и Апостольскую Церковь», «единого Крещения» и надежды на «воскресение мёртвых и будущую веч­ную жизнь».

В такой редакции Символ веры получил стройную и система­тичную 12-членную форму:

1. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого;

2. и во единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданно­го, имеющего единую сущность с Отцом, через Которого всё сотворено;

3. ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком;

4. распятого ради нас при Понтии Пилате, страдавшего и по­гребённого;

5. и воскресшего в третий день, согласно Писаниям;

6. и взошедшего на небеса, и сидящего справа от Отца;

7. и вновь грядущего со славою судить живых и мёртвых, Цар­ству Которого не будет конца;

8. и в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцом и Сыном, вещавшего через пророков;

9. И во единую, Святую, Кафолическую и Апостольскую Цер­ковь.

10. Исповедую единственное Крещение во оставление грехов.

11. Чаю (с надеждой ожидаю) воскресения мёртвых

12. и будущей вечной жизни. Аминь (перевод мой. - Ред.).

После II Вселенского Собора в Церкви ещё долгое время продол­жал употребляться Никейский символ, пока его не вытеснил символ Никео-Константинопольский. Последний является официальным исповеданием Восточной (Православной) Церкви и в наши дни.

Контрольные вопросы по теме

1. Какие особенности терминологии отличали «новоникейское» богословие от «староникейского»?

2. Какие партии и течения существовали в Церкви перед II Вселенским Собо­ром? Какие из них были православными, какие были затем осуждены как ере­тические?

3. Опишите причины Атиохийской схизмы 362 г. На каком соборе и каким обра­зом была предпринята попытка уладить разногласия между антиохийцами?

4. В чём состояли основные тезисы ереси Аполлинария Лаодикийского, осуждён­ной П Вселенским Собором?

5. Каковы были предпосылки и задачи П Вселенского Собора? В какой степени они были решены?

6. Опишите ход II Вселенского Собора. Почему архиеп. Константинопольский сет. Григорий Богослов не мог председательствовать на первых заседаниях Собора?

7. Каковы были итоги II Вселенского Собора в сфере церковной администрации?

8. Каковы были итоги II Вселенского Собора в сфере церковной догматики?

Дополнительная литература по теме

Асмус В., прот., Цыпин В., прот. Вселенский II Собор // ПЭ. Т. IX. М., 2005. С. 580-588.

Максимович К.А. Личность и «космос» в поэзии Григория Богослова // Вест­ник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2009. Вып. 3 (27). С. 7-12.

Михайлов П.Б. Василий Великий // ПЭ. Т. VII. М., 2004. С. 131-146, 150-169.

Фокин А.Р. Григорий Нисский // ПЭ. Т. XII. М., 2006. С. 480-522.

Шмалий В., свящ. Аполлинарианство// ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 58—59.

Шмалий В., свящ. Аполлинарий Лаодикийский (младший) // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 61-62.

Шмалий В., свящ. Арианство // ПЭ. Т. III. М., 2001. С. 221-225.

 

 

Билет 6.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.091 с.)