Церковь и христианское государство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковь и христианское государство



II.2.а. Церковь и государство в правление Константина I Великого (306-337 гг.)

Первый период истории Церкви завершается эпохой жесточай­ших гонений Диоклетиана, Максимина и Галерия (303—311 гг.). Новая эпоха наступает вскоре после вступления на римский престол святого равноапостольного императора Константина I Великого.

Император Константин Великий (полное имя — Флавий Валерий Константин) родился 27 февраля 273/4 г. в городке Наисс (провин­ция Дакия). Его отцом был римский имперский наместник в Дакии (в 305—306 гг. август Запада) Констанций I Хлор, а матерью — про­стая женщина, дочь трактирщика Елена. Когда Констанций был на­значен цезарем при августе Запада Максимиане Геркулии (293 г.), ему пришлось развестись с матерью Константина и жениться на падче­рице Максимиана Феодоре. После этого Констанций отправился к войскам в Германию, а молодой Константин остался служить им­перии на Востоке сначала под началом имп. Диоклетиана, а в 305 г., после отречения Диоклетиана, перешёл на службу к его преемнику Галерию.

Константин с юности отличался умом, силой и демонстрировал большие способности к наукам. В африканских войнах Диоклетиа­на и персидских Галерия он проявил себя мужественным воином и дослужился до звания воинского трибуна первого разряда.

В 305 г. после отречения Максимиана августом Запада стал Кон­станций Хлор. После смерти последнего в 306 г. британские легионы провозгласили императором его сына. Так Константин фактически становится августом Запада (правда, потребовался ещё год, чтобы этот титул признал и правитель Востока Галерий).

После смерти Галерия в 311 г. августом Востока становится Вале­рий Лициниан Лициний (311-324 гг.).

В 312 г. Константин пересекает с войсками Альпы и начинает войну против Марка Аврелия Валерия Максенция, который был братом жены Константина Фаусты и сыном казнённого в 310 г. (не исключе­но, что по приказу Константина) бывшего августа Максимиана. Максенций был женат на дочери самого Галерия Максимилле и считал себя легитимным претендентом на пост августа Запада. Ещё в 306 г., сразу после отречения своего отца, он захватил власть в Риме и провозгласил себя августом. Разумеется, Константин мог лишь до поры до времени терпеть присутствие в столице опасного соперника.

По сообщению Евсевия, именно тогда посреди ясного дня Кон­стантину явился на небе сотканный из света крестообразный сим­вол с надписью «Сим побеждай» (Жизнь Конст. I, 28—29). За этим видением последовало ночное явление Константину самого Господа Иисуса Христа, Который повелел ему использовать знак креста для защиты от врагов. Тогда Константин приказывает изготовить воинское зна­мя — лабарум, точно передающее виденный им символ, и начинает войну. 28 октября 312 г. в битве на Мильвиевом (иначе — Мульвиевом) мосту через Тибр узурпатор Максенций гибнет, а Кон­стантин воцаряется в Риме. Вместо того чтобы оставаться под защитой Аурелианских городских стен, Максентий вышел из города и устремился в бой на противника, находившегося по другую сторону Тибра. Это была такая необъяснимая глупость с военной точки зрения, что Константин принял свою победу в битве у Мильвийского моста в 312 г. как очевидный знак благорасположения Божества.

 В начале 313 г. Константин и Лициний издают знаменитый Ми­ланский эдикт, дающий христианам полную свободу исповедовать свою веру и уравнивающий христианство в правах с традиционным римским язычеством и другими культами. Тем самым достигалась лояльность христиан по отношению к государственной власти и устранялась почва для непримиримых конфликтов между Церковьюи государством.

Согласно Миланскому эдикту, христианам возвращались ото­бранные у них во время гонений храмы и другая недвижимость, а но­вые хозяева получали от государства компенсацию.

Начиная с 316 г. отношения между августами Константином и Лицинием последовательно ухудшались. Наконец Константин, по­лучив сведения о заговоре, составленном против него людьми Лици­ния, объявляет последнему войну. В ряде сражений армия Лициния потерпела поражение. В отместку Лициний начал на Востоке гоне­ния на христиан. В 324 г. Лициний терпит решающие поражения под Адрианополем во Фракии и Хрисополем в Вифинии, после чего сдаётся на милость победителя. Константин становится единоличным правителем империи.

Во всех своих битвах с Лицинием Константин использовал уже упомянутый нами лабарум — воинское знамя с символом креста и монограммой Христа, состоящей из букв X и Р. При этом он не по­терпел ни одного поражения. Для Константина и его соратников это стало неопровержимым доказательством превосходства христиан­ского Бога над всеми языческими богами.

Сразу после победы над Лицинием Константин основывает на месте старого города Византии у пролива Босфор новую столицу — Константинополь. Город получает новые крепостные стены, водо­провод, в нём строится царский дворец, форум, красивые обще­ственные здания. Новая столица отстраивается Константином как христианский город, свободный от языческого наследия. Освящение новой столицы произошло в 330 г. Фактически с этого времени появляются формальные основания говорить о зарождении на Востоке новой формы Римской империи, получившей в историографии Нового времени особое название — Византия.

Религиозные реформы Константина Великого. Константин сохранил в своих руках административные рычаги для управления религиозной жизнью в государстве. Не являясь фор­мально членом Церкви (крещение Константин принял лишь перед кончиной), император был координатором всех культов в империи и сохранил за собой титул ропп/ех тахтш — верховного жреца Юпи­тера. Вместе с тем, по свидетельству Евсевия Кесарийского, близко его знавшего, император смотрел на себя, как на служителя Божия, получившего власть для того, чтобы привлечь род человеческий на служение «священнейшему закону», т.е. христианской вере. Он даже называл себя «епископом внешних». Иными словами, Константин уподоблял своё служение служению епископа, который заботится о Церкви извне, а не изнутри.

Константин первым из римских императоров принял целый ряд законов в пользу христианской Церкви. Ниже приведены важней­шие из них.

1. Согласно Миланскому эдикту и последующим законам, Церк­ви возвращено отобранное у неё имущество (однако личное имуще­ство христиан возвращено не было).

2. Христианским общинам отпущены крупные субсидиии на со­держание лиц, посвятивших себя Богу, т.е. вдов и аскетов; вдовы и сироты принимаются под особое покровительство общества. Духо­венство освобождено от общественных обязанностей и уплаты на­логов.

3. Епископам переданы некоторые функции от гражданских судов. Впоследствии епископ был приравнен к государственному чиновнику (магистрату), в случае перенесения дела по требованию одной из сторон на суд епископа его решение было окончатель­ным.

4. Церковь получила право наследования по завещанию.

5. (Теоретически) отвергнута казнь через распятие на кресте.

Император запретил ставить клейма на лица преступников, т.к. лицо отражает образ Божий.

6. В 321 г. воскресенье официально признано религиозным празд­ником и днем отдыха.

7. Вопреки политике прежних императоров, отменены законы имп. Августа против безбрачия. Отменён конкубинат (внебрачное сожительство), не признаются права детей, рождённых вне брака, ужесточаются основания для развода. Введены суровые кары за ши­роко распространённое в Древнем мире похищение женщин с целью брака.

8. Константин отменил заключе­ние в тюрьму и уголовные преследования недоимщиков. Узаконена государственная помощь больным, нищим и другим категориям со­циально незащищённых лиц.

9. Преследуются пытки и убийство рабов их хозяевами; при передаче рабов в другие руки запрещено разлучать членов одной се­мьи. Язычникам и иудеям запрещалось под угрозой крупного штра­фа иметь рабов-христиан, а за обрезание раба-христианина хозяину-иудею грозила смертная казнь (Евсевий. Жизнь Конст. IV, 27).

Помимо законодательной деятельности Константин много зани­мался строительством храмов. Так, в Иерусалиме им была украшена пещера Гроба Господня и построена роскошная базилика Воскресе­ния Спасителя, в Константинополе воздвигнут храм св. Апостолов. Дворец своей второй жены Фаусты (Латеранский дворец) император отдал римским епископам. Построенная там базилика св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano) стала собором Рима, а дворец оставался резиденцией пап до 1308 г., когда они переехали в Ватикан.

Царствование Константина замечательно также обретением ве­личайшей христианской святыни - Честного древа Креста Господня. Согласно древнему преданию конца IV в., обретение было соверше­но в Иерусалиме св. равноап. Еленой, матерью Константина Великого, во время паломничества в Палестину около 326 г. На месте обрете­ния Елена велела воздвигнуть храм Гроба Господня. Ею также были сооружены христианские базилики в Вифлееме и на г. Елеон. Офи­циальное водружение новообретённого Креста Господня состоялось 17 сентября 334 г. (уже после смерти св. Елены) по случаю освящения базилики Гроба Господня, построенной у Голгофы. С этого события ведёт своё начало один из 12 главнейших христианских праздников — Воздвижение Креста Господня (см. ниже).

Новая идеология императорской власти. При Константине на­чинается формирование новой идеологии римской императорской власти. Согласно этой концепции, источником власти в империи яв­ляется Верховный Владыка - Бог. Разумеется, и раньше в империи роль богов (в частности, Весты и Юпитера) признавалась очень важ­ной, однако римляне никогда не видели в этих божествах источника государственной власти. Таким источником для них являлись только римский сенат и народ. Высшей ценностью для государства отныне становился Спа­ситель Иисус Христос. Император и Церковь были Его служителями и помощниками в деле духовного спасения подданных империи.

Однако не будем забывать, что юридически Церковь была все­го лишь одной из многих религиозных корпораций государства и, как таковая, должна была подчиняться императору. Действительно, в некоторых важных вопросах церковной жизни (процедура выбора епископов, созыв церковных соборов, определение территориаль­ных границ церковных округов, борьба с ересями и расколами) им­ператор обладал ключевыми административными полномочиями. Главенство императора в Церкви не противоречило догмату о том, что главой Церкви является Царь Небесный Иисус Христос — ведь христианский император был ни кем иным, как «другом Божиим» (Евсевий) и наместником Христа на земле. По этой причине Церковь с готовностью подчиняется императору как полномочному предста­вителю Христа и в то же время, в силу несовершенства человеческой природы, служит для императора и его подданных духовной руково­дительницей и совершительницей спасительных Таинств.

Евсевий Кесарийский в «Похвальном слове Константину» (335 г.) так формулирует обязанности христианского императора:

«Величайшее чудо и то, что столь великий василевс, как бы ис­толкователь воли Всецаря Бога, громогласно взывает ко всему миру, и приглашает всех пасомых им к познанию Сущего... Сей василевс, как мудрый кормчий, сидя на возвышении и держа в руках корми­ло, верно правит кораблем и при содействии благоприятного ветра, ведет всех своих подданных к безопасной и вожделенной пристани. А Бог, великий Царь, простирая к нему свыше десницу, делает его победителем всех врагов и противников, и укрепляет силу его цар­ствования... Он, т.е. правитель целого мира, Слово Божье, проходя­щее на всём, через всё и во всём видимом и невидимом. От Него-то и через Него заимствует образ верховного царствования сам друг Божий, василевс наш, и всем, что на земле подчинено его кормилу, управляет, подражая Всеблагому».

В другом месте Евсевий называет императора «образом» («ико­ной») самого Христа: «Василевс - один к одному, это образ единого Всецаря».

Однако Константин и особенно его преемники, беря от христианства идею божественной санкции верховной власти, оставались в доктринальных рамках римской имперской государственности. Римская традиция позднего принципата не допускала подчинения императо­ра никакой другой земной власти. Поэтому Константин не принимал св. Крещения вплоть до исхода своей земной жизни — ведь иначе, по взглядам того времени, он стал бы членом одной из государственных корпораций и взял бы на себя обязанность соблюдать её устав. Это, в свою очередь, означало ограничение абсолютной монархической власти василевса. Таким образом, свойственное Константину рим­ское правосознание не могло допустить такого юридического казуса, когда суверенный правитель государства подпадает под ограничения какой-либо государственной корпорации.

Однако, даже не получив св. Крещения, император мог прово­дить церковные преобразования — ведь он юридически и фактиче­ски являлся верховным правителем империи и всех существовавших в ней корпораций, в том числе религиозных. Таким образом, в силу старых римских традиций статус императора по отношению к Церк­ви был особым, отличным от статуса обычного человека.

Этот порядок продолжался вплоть до св. имп. Феодосия I (379— 395 гг.), который первым из императоров крестился сразу по восше­ствии на престол, однако сохранил особый статус «епископа внеш­них», сложившийся ещё при Константине.

Эта схема с некоторыми модификациями сохранялась на протя­жении всей тысячелетней истории Восточной Римской империи — Византии. Церковь возносит за императора свои молитвы, император подавляет расколы и ереси, помогает Церкви материально, заботится о надлежащем исполнении ею своих функций. Между государством и Церковью существуют отношения союза и сотрудничества. Однако между ними нет равенства — император, подобно Христу, возглавля­ет Церковь земную и фактически управляет ею. Однако власть императора над Церко­вью ограничена и носит внешний (административный) характер, без права вмешательства в догматику (но это лишь до поры до времени), обрядность и церковный суд.

Константин I скончался на Пятидесятницу, 22 мая 337 г., в воз­расте 65 лет, приняв перед самой кончиной св. Крещение от главы Никомидийской кафедры еп. Евсевия. Похоронили его в Константи­нополе, в церкви св. Апостолов, ставшей после этого официальным местом упокоения византийских императоров. Консервативный римский сенат, по старому обычаю, тут же причислил покойного к сонму языческих богов, а Церковь уже в V в. — к лику святых.

Контрольные вопросы по теме

1. Какие эдикты римских императоров о веротерпимости по отношению к хри­стианам вам известны? Когда и кем они были изданы? Каково было их со­держание?

2. Каковы были причины обращения Константина ко Христу? Что такое лабарум?

3. Какие законы в пользу христианской Церкви были приняты при Константине?

4. Какова была новая идея римской государственности, впервые сформулирован­ная при Константине идеологом христианской монархии Евсевием Кесарийским

5. Почему Константин откладывал принятие св. Крещения вплоть до своей кончины?

Дополнительная литература по теме

Белякова Е.В. и др. Елена, равноап. // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 293-295.

Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской истори­ографической традиции (ГУ - начало IX в.) // Чичуров И.С. Избранные труды. К 60-летию Игоря Сергеевича Чичурова. М., 2007. С. 80-91 (Ев-севий Кесарийский о Константине Великом).

Шафф Ф. История христианской Церкви. Т. III. Никейское и посленикей-ское христианство. 311-590 гг. по Р.Х. СПб., 2007. С. 15-32 (Константин Великий).

 

II.2.б. Церковь и государство в IV - середине VI вв. Формирование христианской империи

Сыновья Константина, унаследовавшие от него власть в империи, продолжили церковную политику отца. Так, средний сын Константи­на имп. Констанций II (337—361 гг.) запрещает языческое «суеверие» и кровавые жертвы, отменяет разрешение на ночные жертвоприношеня, данное узурпатором Магненцием (23 ноября 353 г.), и даже вводит уголовное наказание за жертвоприношения (1 декабря 354 г., 19 февраля 356 г.). Им также издаются законы против «гаруспиков» (гадателей на внутренностях жертвенных животных), «математиков» (так называли тогда астрологов), прорицателей, «халдеев», магов (4 декабря 356 г., 25 января 357 г., 5 июля 358 г.). Эти законы, несмо­тря на терминологическую неопределённость, были направлены не на полное искоренение язычества, а лишь против крайних, уродли­вых форм традиционного языческого культа. Случаи закрытия или разрушения языческих храмов в 40-50 гг. IV в. были очень редки. Во время посещения Рима (356 г.) Констанций живо интересовался ста­ринными храмами, в которых продолжали совершаться языческие обряды, но уже без кровавых жертвоприношений.

Констанций II бесцеремонно вмешивался в церковные дела на стороне ариан, добивался вопреки воле своих соправителей — старшего брата Константина II (337—340 гг.) и младшего Константа 1 (337—350 гг.) - устранения свт. Афанасия Александрийского от церковных дел. В ответ на отказ отцов Медиоланского собора 355 г. осудить Афанасия, так как это противоречило канонам, импера­тор в сердцах сказал: «Чего я желаю, то пусть и считается каноном... Или повинуйтесь, или сами отправляйтесь в ссылку» (Афон. Алекс. Ист. ариан. XXXIII, 7). Епископы посоветовали ему не смешивать власть над империей с церковным управлением, однако осудить свт. Афанасия им всё же пришлось.

Констанций II, как и Константин Великий, принял св. Крещение незадолго до своей смерти (3 ноября 361 г.) от арианского еп. Евзоия Антиохийского (Созомен. Церк. ист. V, 1.6).

Проводимая Констанцием политика жёстких репрессий против язычников вызвала в их среде сопротивление и протест. Сменивший Констанция на престоле его двоюродный брат Юлиан (361—363 гг.), получивший за своё отречение от христианства прозвище Отступ­ник, поначалу объявил всеобщую религиозную терпимость и возвра­тил из ссылки православных епископов. Тем самым он рассчитывал вновь поссорить их с арианами и другими противниками Никейского символа веры. Вскоре, однако, Юлиан вновь обратился к языче­скому культу, а христианам запретил заниматься интеллектуальными профессиями и преподаванием грамматики, риторики, философии (Созомен. Церк. ист. V, И; Сократ. Церк. ист. III, 12-13). Краткий пе­риод языческой реакции при Юлиане закончился в 363 г. с гибелью последнего в персидском походе.

После этого императором стал Иовиан (363—364 гг.), который конфисковал земельную собственность языческих храмов и запре­тил языческие жертвоприношения, вновь распространившиеся при Юлиане.

Его преемник на Западе Валентиниан I (364—375 гг.) придерживал­ся принципа веротерпимости и, хотя был убежденным сторонником Никейской веры, воздерживался от вмешательства в вероучительные споры. Поэтому арианствующие противники никейского «единосущия» в его царствование занимали сильные позиции в Италии и префектуре Иллирик. Его брат и соправитель на Востоке Валент (364-378 гг.) покровительствовал противникам Никеи и предоставил полную свободу язычникам (Феодорит. Церк. ист. V, 20). Оба импе­ратора постановили, что обряды предков не считаются преступными (19 мая и 6 декабря 371 г.), запрещались лишь колдовство, астрология и ночные жертвоприношения (9 сентября 364 г. и 12 декабря 370 (или 373) г.). По праву считая себя главным борцом с ересями, Валент начал в 370 г. гонение на православных. В то время на Востоке именно православные были в меньшинстве, а ключевые кафедры, включая Никомидию и Константинополь, занимали умеренные ариане. Го­нение началось в Никомидии, потом охватило весь Восток, особен­но Сирию. Православную оппозицию Валенту возглавил еп. Кеса­рии Каппадокийской сет. Василий Великий. В 376 г. Валент изменил свою позицию, и в 377—378 гг. на свои кафедры возвратились ранее сосланные православные епископы. В 378 г. Валент погибает в битве с готами при Адрианополе (Фракия).

 

Билет 2.

Имп. Феодосий Великий и утверждение христианства государственной религией. Религиозная политика императоров Аркадия и Гонория. Политика невмешательства императора Феодосия Младшего. Религиозная политика при императорах до Юстиниана Великого.

 

Император Восточной империи св. Феодосии I Великий (379-395 гг.) сразу же полностью порывает с государственным языческим культом и крестится (хотя и в болезни) в Фессалонике у православ­ного еп. Асхолия, потребовав от него исповедания Никейской веры. 28 февраля 380 г. император издаёт от своего имени и от имени своих соправителей Грациана и Валентиниана знаменитый Фессалоникийский эдикт, в котором (ещё до II Вселенского собора) было провоз­глашено «единое Божество Отца и Сына и Святого Духа в равном величестве и в Пресвятой Троице». Наименование «кафолических христиан» закреплялось лишь за теми, кто верует как папа Римский Дамас и Пётр Александрийский.

Прибыв в 380 г. в Константинополь, император потребовал от близкого к арианству архиеп. Димофила признать единосущие Сына Отцу, но тот предпочёл отправиться в ссылку. 27 ноября 380 г. импе­ратор лично вводит в кафедральный храм св. Апостолов свт. Григория Богослова в качестве архиепископа Константинопольского. В этом же году появляются законы императора Запада Грациана (367-383 гг.), направленные против ариан.

В 382 г. под влиянием сет. Амвросия Медиоланского Грациан отка­зывается от титула понтифекс максимус, лишает коллегии жрецов и веста­лок в Риме всех привилегий и окончательно удаляет из сената язы­ческую статую Победы (впервые эта статуя была вынесена из сената ещё в 357 г., при Констанции II, однако возвращена при Юлиане). Так языческая религия была окончательно отделена от государства.

10 января 381 г. Феодосии запретил еретикам собираться в пре­делах городских стен Константинополя. Эдикты 2 мая 381 и 20 мая 383 г. лишали гражданских прав отступников от христианства. Ана­логичный эдикт был издан западным имп. Грацианом.

В том же 381 г. император собирает в Константинополе II Вселен­ский Собор, на котором было осуждено как еретическое учение Македония о Св. Духе, произошло окончательное утверждение никейского учения о единосущии Сына и Св. Духа Отцу и сформулирован в окончательном виде Символ веры.

Феодосии и в дальнейшем активно использовал свои законода­тельные полномочия для борьбы с еретиками. После II Вселенского Собора он опубликовал эдикт от 30 июля 381 г., в котором повто­рил распоряжение отбирать церкви у еретиков, а православными постановил считать тех, кто состоит в общении с архиеп. Нектари­ем Константинопольским, Тимофеем Александрийским, еп. Григорием Нисским, Диодором Тарсским и др. Неоднократные запреты собраний еретиков были направлены против ариан, евномиан, македониан, аполлинариан (см. ниже).

В 390 г. Амвросий наложил на Феодосия временное отлучение от Церкви за жестокое подавление беспорядков в Фессалонике. Импе­ратор подчинился. Впервые Церковь в лице Амвросия дала понять императору, что он не только обязан защищать интересы Церкви, но и соблюдать христианское человеколюбие по отношению к поддан­ным — в противном случае его ждёт церковное наказание.

Борясь с еретиками внутри Церкви, Феодосии I продолжал вести целенаправленную борьбу с язычеством, В 383—389 гг. рядом эдик­тов были вновь запрещены кровавые жертвы, на Востоке закрыто и разрушено большое число языческих храмов (Зосим. ГУ, 37.3; Феодорит. V, 18.14; V, 21.5-15 и др.). Наконец, эдиктами 391 и 392 гг. Феодо­сии запрещает все языческие обряды и посещения храмов, язычни­ки объявляются вне закона, их имущество подлежит конфискации. Особым эдиктом, изданным в Аквилее, запрещен языческий культ в Египте, после чего христиане Александрии во главе с архиеп. Феофилом (385—412 гг.) разрушили Серапеум — храм бога Сераписа. Так христианство получает статус единственной государственной рели­гии. С этого времени империя официально становится христианской.

В 393 г. состоялись последние Олимпийские игры, а знаменитая статуя Зевса Олимпийского работы Фидия была увезена из Олимпии в Кон­стантинополь.

При сыновьях Феодосия I империя окончательно разделяется на Западную и Восточную. На Востоке воцаряется Аркадий (395-408 гг.), на Западе - Гонорий (395—423 гг.). Сыновья Феодосия продолжили его церковную политику.

7 авг. 395 г. оба императора повторили запреты против язычников и еретиков, а год спустя отменили освобождение от налогов, которым пользовалось языческое жреческое сословие (7 дек. 396 г.). В 399 г. Гонорий запретил жертвоприношения, но при сохранении древних языческих храмов. Аркадий, наоборот, требовал их разрушения.

8 начале V в. имп. Аркадий принимает участие в соперничестве архиепископских кафедр Константинополя и Александрии. Низло­жение в 404 г. архиеп. Константинопольского свт. Иоанна Златоуста (398—404 гг.) стало актом императорской воли, утвердившей решение собора 30 египетских епископов во главе с Феофилом Александрий­ским (так называемый «собор под дубом» происходил в предместье Xалкидона, близ маленькой церкви, под дубом). Неправедное изгнание с архиепископского престола свт. Иоанна по наветам клеветников, непримиримая ненависть к Иоанну императрицы Евдоксии, ин­триги александрийцев и, в конце концов, ссылка Иоанна сначала в Армению, а потом на Северный Кавказ сильно омрачили церковно-государственные отношения начала V в.

По дороге в причерноморский г. Питиунт (ныне Пицунда), не выдержав тягот пути, престарелый Иоанн Златоуст скончался. В 438 г. его останки по распоряжению архиеп. Прокла были пере­несены в Константинополь, и сам имп. Феодосии II перед ракой с мощами святителя молил его о прощении своих родителей.

Между тем борьба с язычеством и ересями в империи продолжа­лась. На Западе эдиктом Гонория от 25 ноября 407 г. языческие храмы Северной Африки лишались государственных субсидий, статуи изымались, алтари уничтожались. В 415 г. действие этого за­кона было распространено на все остальные провинции. Эдиктом 408 г. из числа придворных Гонория исключены нехристиане. В 418 г. по просьбе епископов Африки Гонорий начинает преследование еретиков-пелагиан.

Преемник Аркадия на Востоке Феодосии II Младший (408-450 гг.)

несколько смягчил строгость антиязыческих законов — так, эдиктом от 8 июня 423 г. смертная казнь для язычников была заменена ссыл­кой с конфискацией, запрещено преследование иудеев и лояльных язычников.

Важную роль в систематизации римского права и государствен­ного законодательства о Церкви сыграл изданный в 438 г. Кодекс Феодосия, в котором были собраны и систе­матизированы императорские законы (конституции) начиная с Константина I. Кодекс делился на 16 тематических книг, подразде­лявшихся на титулы, внутри которых отдельные конституции рас­полагались в хронологическом порядке. В XVI книге Кодекса поме­щены законы, касающиеся Церкви. Тем самым впервые в истории христианская Церковь получила публично-правовой статус в рамках кодификации римского права (правда, законы о Церкви пока ещё не имели приоритетного значения в системе публичного права, потому для них была отведена последняя книга Кодекса).

Первый титул XVI книги посвящён общим вопросам христиан­ской веры; в него вошло всего четыре императорских конституции, из которых самая известная — вторая конституция титула, знамени­тый Фессалоникийский эдикт Феодосия I от 380 г.;

второй титул посвящен христианским епископам и клирикам;

третий — монахам;

четвертый - догматическим спорам в рамках христианской Церкви;

пятый — различным ересям и еретикам;

шестой — запрету повторного крещения;

седьмой - вероотступникам;

восьмой — иудеям;

девятый - запрету иудеям владеть рабами-христианами;

десятый — языческим верованиям;

одиннадцатый — различным религиозным вопросам.

Правивший после Феодосия II св. Маркиан (450-457 гг.) в целом придерживался принципа невмешательства в церковные дела. Впро­чем, он стал инициатором IV Вселенского Собора 451 г. в Халкидоне, собранного для пересмотра решений «разбойничьего» собора 449 г.

Вступление на престол Льва I (457—474 гг.) впервые сопрово­ждалось коронацией императора церковным иерархом. Этот обряд (правда, не в церкви) совершил патриарх Константинополя свт. Ана­толий (449—458 гг.). Данный символический акт стал ярким свиде­тельством превращения империи в подлинно христианскую державу, где духовная и светская власти действуют в полном согласии друг с другом и нуждаются во взаимной поддержке.

Ранее римские императоры не венчались на царство, а лишь поднимались солдатами на щите и получали от войска почётный знак отличия — особое ожерелье. Первоначально им­ператорские коронации проводились в Евдоме (греч."Ербоц.оу, т.е. «Седьмой» — военный лагерь на седьмом милевом столбе от центра столицы), затем на ипподроме. Первая собственно церковная коро­нация в храме Св. Софии была проведена над имп. Константам II при его вступлении на престол в 641 г.

После Льва I некоторое время царствовал непопулярный в на­роде имп. Зинон.

В царствование Зинона тихо прекратила своё существование Западная Римская империя. Последний римский император Ромул Августул был низложен в 476 г. вождём германских наёмников Одоакром. В Италии образовалось германское королевство. На Востоке это событие осталось практически незамеченным - ведь старый Рим давно утратил своё величие и, постоянно осаждаемый варварами, влачил весьма жалкое существование. Отныне Римская империя правила на Востоке, оставив Запад и Северную Африку во власти варварских германских племён - готов, аламанов, франков, бургундов и вандалов.

Наследовавший Зинону и продолживший его политику имп. Ана­стасий I (491-518 гг.), затем Юстин I (518-527 гг.) лавируют между православными и монофизитами, добиваясь компромисса. 

 

Вселенские Соборы.

  Вселенский Собор — это особый (чрезвычайный) церковный инсти­тут, высший вероучительный, законодательный и судебный орган Все­ленской Церкви, руководимый Св. Духом. По сложившейся традиции, решения Вселенских Соборов приравниваются к богодухновенному Писанию.

Важнейшими признаками Вселенского Собора в Древней Церкви являются:

1) его чрезвычайный характер;

2) участие в нём всех локальных Церквей и патриархатов;

3) решение вопросов, имеющих важность для всей Церкви;

4) санкция со стороны императорской власти;

5) последующее признание обязательной силы решений Собора для всей Церкви.

Состав Вселенских Соборов. Основной действующей единицей, имеющей голос на Соборе, был глава церковной парикии — епископ. Епископы обычно состав­ляли партии, группирующиеся вокруг видных митрополитов, напри­мер епископа Александрийского. Поскольку с первой половины V в. За­пад не подчинялся Константинопольскому императору, присутствие на Соборах западных епископов было минимальным, что в какой-то степени уравновешивалось авторитетом папских легатов, которые представляли Западную Церковь. Присутствовали на Соборе также члены низшего клира и миряне, часто в составе свиты епископов. Императоры не всегда присутствовали на Соборах, чаще дела вели их представители. В заседаниях Соборов принимали участие и пред­ставители столичной знати. Никто, кроме епископов, не имел права участвовать в голосовании, однако миряне и низшие клирики могли оказывать существенное влияние на ход соборных слушаний.

Постепенно, вместе с распространением монашества и усилени­ем его роли, всё больший вес на Соборах приобретают монахи.

Также на Вселенских соборах часто решались канонические во­просы, связанные с церковным управлением, дисциплиной и обря­дом.

Билет 3.

Первый Вселенский собор в Никее в 325 году: Состав, ход заседаний и решения Никейского собора. Первая стадия борьбы с арианством после Никейского собора: за преобладание в Кафолической Церкви. Борьба против защитников никейской веры – Евстафия, Афанасия и Маркелла. Ссылки свт. Афанасия и попытки ариан заменить никейскую веру новыми формулами.

 

П.4.а. Христианская триадология между 318 и 325 гг. Возникновение арианства.

Первые века христианскогоо богословия так и не внес­ли ясности в центральный вопрос вероучения, а именно: как соот­носятся между собой Отец, Сын и Св. Дух? Божественная природа Отца в Церкви никогда не подвергалась сомнению, а вот с природой Сына и Духа полной ясности не было. Осуждение ереси монархианства Савеллия и Павла Самосатского (см. выше) не решило этого вопроса в полной мере, поскольку для оформления доктрины и пре­дотвращения дальнейших недоразумений была необходима точная богословская терминология. Однако в III в. условий для её создания (а главное - принятия всей Церковью) ещё не было. Такие условия возникают уже в новый период церковной истории, в начале IV в. Поводом для активизации богословской рефлексии внутри Церкви послужила ересь александрийского пресвитера Ария.

Личность и богословские взгляды Ария. Арий был человеком, заме­чательным во многих отношениях. К его безусловным достоинствам можно отнести строгий христианский аскетизм, дар проповедниче­ства, умение задушевными беседами и логической аргументацией убеждать и располагать к себе людей. Арий в среде пресвитеров был величиной 1-го ранга. Ученый-диалектик (по Созомену,διαλεκτικωτατος), κрасноречивый проповедник, высокого роста худощавый старик (γερων) β аскетической простой одежде, чинного и строгого поведения (даже враги не сочинили о нем ничего худого), он был кумиром многих своих прихожан, особенно женщин, точнее — диаконис и девственниц, представлявших собою многочисленную организацию.

На выборах епископа Александрии в 311 г. Арий баллотировал­ся вместе со своим сопресвитером Александром и проиграл ему. Сет. Александр (312-326 или 328 гг.) из уважения к Арию дал ему в окормление церковь, которой он сам управлял до своего избрания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.08 с.)