![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 17. Проблема доказательства бытия Бога в средневековой философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует шесть доказательств: одно от Ансельма Кентерберийского (дедуктивный метод) и пять от Фомы Аквинского (индуктивный метод). Доказательство Ансельма Кентерберийского а) утверждаем, что бог есть само совершенство б) задаемся вопросом о том, что совершеннее: нечто существующее или нечто несуществующее? в) отвечаем, что нечто существующее совершеннее чего-либо несуществующего потому, что оно существует г) приходим к выводу, что бог существует, поскольку бог есть само совершенство (а), а всё, что наиболее совершенно относится к разряду вещей существующих (в)
Доказательства Фомы Аквинского: 1. Доказательство через движение (кинетическое доказательство): а) наш чувственный опыт убеждает нас в том, что в мире есть нечто движимое б) нечто движимое может двигаться только потому, что когда-то было двинуто чем-то другим в) это нечто другое, что двинуло объект из пункта б), тоже может быть двинуто чем-нибудь г) цепочкой таких рассуждений приходим к тому, что должно быть что-то такое, что может двинуть нечто иное, но не может быть двинуто само– это нечто и есть бог 2. Доказательство через производящую причину: а) всё появляется из чего-то б) в конце концов должно существовать такое звено, которое что-то произвело, но ничем не было произведено – это и есть бог 3. Доказательство через необходимость: - должны существовать только необходимости (богу), все остальные вещи могут либо существовать, либо не существовать; если бы необходимого не было, то с того момента, когда ни одной вещи не существовало, не появилось бы ни одной вещи и, соответственно, сейчас бы ничего не было 4. Доказательство от иерархии ступени совершенствования: - все измерения ориентированы на эталон; любая оценка возможна исходя из некого Абсолюта; без эталона, которого мы не замечаем в мире, мы бы не смогли рассуждать что одни вещи более и менее благие, истинные, благородные, нежели другие. 5. Доказательство через целевую причину: «Мы видим, что нечто, лишенное познавательной способности, а именно природные тела, действуют ради цели, что очевидно из того, что они всегда или почти всегда действуют одним и тем же образом, так, что стремятся к тому, что является [для них] лучшим. Поэтому ясно, что они движутся к цели не случайно, а намеренно. Но то, что лишено познавательной способности, может стремиться к цели только в том случае, если оно направляемо кем-то познающим и мыслящим. Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом».
Билет 18. Проблема универсалий в средневековой философии. Эта проблема - одна из центральных в схоластике, она связана с христианским догматом о троичной сущности Бога и доказательством бытия Бога. Ансельм Кентерберийский (1033-1109) глубоко разработал онтологическое доказательство бытия Бога. Согласно Ансельму, у человека есть мысль о Существе, выше которого нет - мысль о Боге. Если у человека есть мысль о Боге, то Бог есть и в действительности. Потому что бытие существа, выше которого нет, может находиться только в действительности. Ведь если наивысшее находится только в уме, оно уже не является наивысшим. Следовательно, мысль и бытие тождественны - что есть в мысли, то есть и в бытие. Однако в мысли у нас есть "общие идеи" (как у Платона) или общие понятия блага, мудрости, красоты и тд. Ансельм утверждает, что общие понятия - универсалии - тоже существуют реально. Отсюда и термин, принятый для этого направления - реализм. По теории реализма, общее (универсалии) имеет самостоятельное существование. Например, Бог - реально существующее общее. Возражение против такого понимая общего выдвинул Росцелин. Росцелин полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а общего (унверсалий) реально не существует. Универсалии - общее понятие, это слова и даже звуки голоса - номена. Отсюда и термин, принятый для этого направления - номинализм. Когда мы говорим о людях и видах вещей, мы совершаем умственное отвлечение. Таким образом, общее - субъективное порождение ума, отвлечение. Росцелин свое учение применил к догмату о Троице. Если есть только единичное, то Троица либо состоит из трех отдельных лиц, либо это три названия одного реально существующего лица. в 1902г. учение Росцелина было объявлено еретическим. Ученик Росцелина - Пьер Абеляр (1079-1142) - пытался применить реализм и номинализм в своем учении, которое назвал концептуализм. Абеляр воспроизвел некоторые черты критики Аристотеля теории идей Платона. Общее, считал Абеляр, не существует реально вне вещей. Общее (универсалии) существует только в уме (концептуально), но не в виде самостоятельных идей. Вместе с тем, поскольку наш ум реален, то и общее реально (относительно ума).
Вопрос о Троице предлагал решить следующим образом: три лица Троицы - три атрибута (качества) Бога: могущество, мудрость и слабость. Вместе они образуют совершенное Существо. Тогда получалось, что Абеляр сводит Троицу к существованию одной личности. Такое воззрение также было признано еретическим. Окончательно проблема номинализма и реализма была решена только Фомой Аквинсиким.
Билет 19. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Ренессанс или Возрождение - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего, в Италии, занимает период с 14 по 16 вв.) Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение "истинной" христианской духовности переосмысливаются христианские традиции, появляются ревностные хранители христианства, такие, как монах Джироламо Савонарола во Флоренции, резко протестующие против роскоши папства, зовущие к возрождению первоначального апостольского христианства. Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Теперь в центр исследований поставлен не Бог, а человек. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор интересуются местом человека в мире, его свободой и судьбой. Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек - это природное существо. Отсюда и другая особенность философии и культуры эпохи возрождения - секуляризация - освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают всецело рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе. (Коперник, Галилей, Бруно и др.) Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества и не спорить об определениях. Большинство из них опираются на ум и разум, а не интуицию и открвение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.236.206 (0.012 с.) |