Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 17. Проблема доказательства бытия Бога в средневековой философииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Существует шесть доказательств: одно от Ансельма Кентерберийского (дедуктивный метод) и пять от Фомы Аквинского (индуктивный метод). Доказательство Ансельма Кентерберийского а) утверждаем, что бог есть само совершенство б) задаемся вопросом о том, что совершеннее: нечто существующее или нечто несуществующее? в) отвечаем, что нечто существующее совершеннее чего-либо несуществующего потому, что оно существует г) приходим к выводу, что бог существует, поскольку бог есть само совершенство (а), а всё, что наиболее совершенно относится к разряду вещей существующих (в)
Доказательства Фомы Аквинского: 1. Доказательство через движение (кинетическое доказательство): а) наш чувственный опыт убеждает нас в том, что в мире есть нечто движимое б) нечто движимое может двигаться только потому, что когда-то было двинуто чем-то другим в) это нечто другое, что двинуло объект из пункта б), тоже может быть двинуто чем-нибудь г) цепочкой таких рассуждений приходим к тому, что должно быть что-то такое, что может двинуть нечто иное, но не может быть двинуто само– это нечто и есть бог 2. Доказательство через производящую причину: а) всё появляется из чего-то б) в конце концов должно существовать такое звено, которое что-то произвело, но ничем не было произведено – это и есть бог 3. Доказательство через необходимость: - должны существовать только необходимости (богу), все остальные вещи могут либо существовать, либо не существовать; если бы необходимого не было, то с того момента, когда ни одной вещи не существовало, не появилось бы ни одной вещи и, соответственно, сейчас бы ничего не было 4. Доказательство от иерархии ступени совершенствования: - все измерения ориентированы на эталон; любая оценка возможна исходя из некого Абсолюта; без эталона, которого мы не замечаем в мире, мы бы не смогли рассуждать что одни вещи более и менее благие, истинные, благородные, нежели другие. 5. Доказательство через целевую причину: «Мы видим, что нечто, лишенное познавательной способности, а именно природные тела, действуют ради цели, что очевидно из того, что они всегда или почти всегда действуют одним и тем же образом, так, что стремятся к тому, что является [для них] лучшим. Поэтому ясно, что они движутся к цели не случайно, а намеренно. Но то, что лишено познавательной способности, может стремиться к цели только в том случае, если оно направляемо кем-то познающим и мыслящим. Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом».
Билет 18. Проблема универсалий в средневековой философии. Эта проблема - одна из центральных в схоластике, она связана с христианским догматом о троичной сущности Бога и доказательством бытия Бога. Ансельм Кентерберийский (1033-1109) глубоко разработал онтологическое доказательство бытия Бога. Согласно Ансельму, у человека есть мысль о Существе, выше которого нет - мысль о Боге. Если у человека есть мысль о Боге, то Бог есть и в действительности. Потому что бытие существа, выше которого нет, может находиться только в действительности. Ведь если наивысшее находится только в уме, оно уже не является наивысшим. Следовательно, мысль и бытие тождественны - что есть в мысли, то есть и в бытие. Однако в мысли у нас есть "общие идеи" (как у Платона) или общие понятия блага, мудрости, красоты и тд. Ансельм утверждает, что общие понятия - универсалии - тоже существуют реально. Отсюда и термин, принятый для этого направления - реализм. По теории реализма, общее (универсалии) имеет самостоятельное существование. Например, Бог - реально существующее общее. Возражение против такого понимая общего выдвинул Росцелин. Росцелин полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а общего (унверсалий) реально не существует. Универсалии - общее понятие, это слова и даже звуки голоса - номена. Отсюда и термин, принятый для этого направления - номинализм. Когда мы говорим о людях и видах вещей, мы совершаем умственное отвлечение. Таким образом, общее - субъективное порождение ума, отвлечение. Росцелин свое учение применил к догмату о Троице. Если есть только единичное, то Троица либо состоит из трех отдельных лиц, либо это три названия одного реально существующего лица. в 1902г. учение Росцелина было объявлено еретическим. Ученик Росцелина - Пьер Абеляр (1079-1142) - пытался применить реализм и номинализм в своем учении, которое назвал концептуализм. Абеляр воспроизвел некоторые черты критики Аристотеля теории идей Платона. Общее, считал Абеляр, не существует реально вне вещей. Общее (универсалии) существует только в уме (концептуально), но не в виде самостоятельных идей. Вместе с тем, поскольку наш ум реален, то и общее реально (относительно ума).
Вопрос о Троице предлагал решить следующим образом: три лица Троицы - три атрибута (качества) Бога: могущество, мудрость и слабость. Вместе они образуют совершенное Существо. Тогда получалось, что Абеляр сводит Троицу к существованию одной личности. Такое воззрение также было признано еретическим. Окончательно проблема номинализма и реализма была решена только Фомой Аквинсиким.
Билет 19. Общая характеристика философии эпохи Возрождения. Ренессанс или Возрождение - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего, в Италии, занимает период с 14 по 16 вв.) Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение "истинной" христианской духовности переосмысливаются христианские традиции, появляются ревностные хранители христианства, такие, как монах Джироламо Савонарола во Флоренции, резко протестующие против роскоши папства, зовущие к возрождению первоначального апостольского христианства. Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Теперь в центр исследований поставлен не Бог, а человек. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор интересуются местом человека в мире, его свободой и судьбой. Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек - это природное существо. Отсюда и другая особенность философии и культуры эпохи возрождения - секуляризация - освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают всецело рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе. (Коперник, Галилей, Бруно и др.) Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества и не спорить об определениях. Большинство из них опираются на ум и разум, а не интуицию и открвение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 984; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.012 с.) |