Билет 17. Проблема доказательства бытия Бога в средневековой философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 17. Проблема доказательства бытия Бога в средневековой философии



Существует шесть доказательств: одно от Ансельма Кентерберийского (дедуктивный метод) и пять от Фомы Аквинского (индуктивный метод).

Доказательство Ансельма Кентерберийского

а) утверждаем, что бог есть само совершенство

б) задаемся вопросом о том, что совершеннее: нечто существующее или нечто несуществующее?

в) отвечаем, что нечто существующее совершеннее чего-либо несуществующего потому, что оно существует

г) приходим к выводу, что бог существует, поскольку бог есть само совершенство (а), а всё, что наиболее совершенно относится к разряду вещей существующих (в)

 

Доказательства Фомы Аквинского:

1. Доказательство через движение (кинетическое доказательство):

а) наш чувственный опыт убеждает нас в том, что в мире есть нечто движимое

б) нечто движимое может двигаться только потому, что когда-то было двинуто чем-то другим

в) это нечто другое, что двинуло объект из пункта б), тоже может быть двинуто чем-нибудь

г) цепочкой таких рассуждений приходим к тому, что должно быть что-то такое, что может двинуть нечто иное, но не может быть двинуто само– это нечто и есть бог

2. Доказательство через производящую причину:

а) всё появляется из чего-то

б) в конце концов должно существовать такое звено, которое что-то произвело, но ничем не было произведено – это и есть бог

3. Доказательство через необходимость:

- должны существовать только необходимости (богу), все остальные вещи могут либо существовать, либо не существовать; если бы необходимого не было, то с того момента, когда ни одной вещи не существовало, не появилось бы ни одной вещи и, соответственно, сейчас бы ничего не было

4. Доказательство от иерархии ступени совершенствования:

- все измерения ориентированы на эталон; любая оценка возможна исходя из некого Абсолюта; без эталона, которого мы не замечаем в мире, мы бы не смогли рассуждать что одни вещи более и менее благие, истинные, благородные, нежели другие.

5. Доказательство через целевую причину:

«Мы видим, что нечто, лишенное познавательной способности, а именно природные тела, действуют ради цели, что очевидно из того, что они всегда или почти всегда действуют одним и тем же образом, так, что стремятся к тому, что является [для них] лучшим. Поэтому ясно, что они движутся к цели не случайно, а намеренно. Но то, что лишено познавательной способности, может стремиться к цели только в том случае, если оно направляемо кем-то познающим и мыслящим. Следовательно, существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом».

 Билет 18. Проблема универсалий в средневековой философии.

Эта проблема - одна из центральных в схоластике, она связана с христианским догматом о троичной сущности Бога и доказательством бытия Бога.

Ансельм Кентерберийский (1033-1109) глубоко разработал онтологическое доказательство бытия Бога. Согласно Ансельму, у человека есть мысль о Существе, выше которого нет - мысль о Боге. Если у человека есть мысль о Боге, то Бог есть и в действительности. Потому что бытие существа, выше которого нет, может находиться только в действительности. Ведь если наивысшее находится только в уме, оно уже не является наивысшим.

Следовательно, мысль и бытие тождественны - что есть в мысли, то есть и в бытие. Однако в мысли у нас есть "общие идеи" (как у Платона) или общие понятия блага, мудрости, красоты и тд. Ансельм утверждает, что общие понятия - универсалии - тоже существуют реально. Отсюда и термин, принятый для этого направления - реализм.

По теории реализма, общее (универсалии) имеет самостоятельное существование. Например, Бог - реально существующее общее.

Возражение против такого понимая общего выдвинул Росцелин. Росцелин полагал, что в мире существуют только единичные вещи, а общего (унверсалий) реально не существует. Универсалии - общее понятие, это слова и даже звуки голоса - номена. Отсюда и термин, принятый для этого направления - номинализм. Когда мы говорим о людях и видах вещей, мы совершаем умственное отвлечение. Таким образом, общее - субъективное порождение ума, отвлечение.

Росцелин свое учение применил к догмату о Троице. Если есть только единичное, то Троица либо состоит из трех отдельных лиц, либо это три названия одного реально существующего лица.

в 1902г. учение Росцелина было объявлено еретическим.

Ученик Росцелина - Пьер Абеляр (1079-1142) - пытался применить реализм и номинализм в своем учении, которое назвал концептуализм. Абеляр воспроизвел некоторые черты критики Аристотеля теории идей Платона. Общее, считал Абеляр, не существует реально вне вещей. Общее (универсалии) существует только в уме (концептуально), но не в виде самостоятельных идей. Вместе с тем, поскольку наш ум реален, то и общее реально (относительно ума).

Вопрос о Троице предлагал решить следующим образом: три лица Троицы - три атрибута (качества) Бога: могущество, мудрость и слабость. Вместе они образуют совершенное Существо. Тогда получалось, что Абеляр сводит Троицу к существованию одной личности. Такое воззрение также было признано еретическим.

Окончательно проблема номинализма и реализма была решена только Фомой Аквинсиким.

 

Билет 19. Общая характеристика философии эпохи Возрождения.

Ренессанс или Возрождение - важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего, в Италии, занимает период с 14 по 16 вв.)

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение "истинной" христианской духовности переосмысливаются христианские традиции, появляются ревностные хранители христианства, такие, как монах Джироламо Савонарола во Флоренции, резко протестующие против роскоши папства, зовущие к возрождению первоначального апостольского христианства.

Главная особенность философии Ренессанса - антропоцентризм. Теперь в центр исследований поставлен не Бог, а человек. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор интересуются местом человека в мире, его свободой и судьбой.

Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек - это природное существо. Отсюда и другая особенность философии и культуры эпохи возрождения - секуляризация - освобождение от церковного влияния. Постепенно и проблемы государства, морали, науки перестают всецело рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Религиозные проблемы, касающиеся бытия Бога, добра и зла, спасения души, не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе. (Коперник, Галилей, Бруно и др.)

Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества и не спорить об определениях.

Большинство из них опираются на ум и разум, а не интуицию и открвение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.245.196 (0.007 с.)