Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 10. Аристотель учение о четырёх причинах и теория познанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Четыре первоначала, или высшие причины:
1) материальная причина (отвечающая на вопрос «Из чего?»); Материя - бесформенное и неопределённое вещество, «то, что само по себе не обозначается ни как определённое по существу, ни как определённое по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее». Такова «первая материя». Во-вторых, материя в более широком смысле - это «то, из чего вещь состоит», и то, «из чего вещь возникает»);
2) формальная причина («Что это есть?», когда форма активно проявляет себя); Ключом к пониманию формы (морфэ) Аристотеля является отождествление ее с сутью вещи, с сущью бытия вещи. Форма - не всякое общее начало, а минимально общее, и притом такое, которое соответствует самостоятельно существующим вещам. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность»,- подчёркивает Аристотель (VII, 7)
3) действующая, или производящая, причина («Откуда начало движения?», она раскрывает источник движения, источник превращения возможности в действительность); У Аристотеля выражается термином 'энтелехия'; Энтеле́хия - внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат, осуществление целенаправленного процесса
4) целевая, или конечная, причина («Ради чего?», цель движения). У Аристотеля понятие цели, которое на уровне науки того времени никак не могло быть раскрыто конкретно, сводится к понятию стремления к благу. Но это благо не потустороннее, как у Платона, не благо вообще, а конкретное благо как завершение и осуществление конкретной потенции (возможности), ее энтелехия. В понятии «того, ради чего», в понятии цели как самоосуществления, отождествляемого с благом. Вещь обычно обладает всеми четырьмя причинами. Например, причинами статуи являются и ваятельное искусство, и медь: первое - как источник движения, вторая - как материя. Но действуют и формальная причина, и целевая. Скульптор, создавая статую, придаёт ей форму, которую он имел в голове как цель, определявшую все его действия - не стихийные, а целеустремлённые, а в случае успеха при реализации цели в материале - и энтелехиальные. Все четыре причины извечны. В 'Метафизике' сказано: «Все причины должны быть вечными» (VI, 1). Материальная причина несводима к другим. А формальная, движущая и целевая причины фактически сводятся к одной. Четыре причины распадаются на две группы: на материю и «совечную» ей формально-движуще-целевую причину. Тем самым «первая философия» оборачивается теологией. Аристотель так подытоживает своё учение о первых началах и высших причинах в «Метафизике»: 'О причинах речь может идти в четырёх смыслах: одной такой причиной мы признаем сущность и суть бытия...; другой причиной мы считаем материю и лежащий в основе субстрат; третье - то, откуда идёт начало движения; четвёртой - причину, противолежащую [только что] названной, а именно - 'то, ради чего' [существует вещь] и благо (ибо благо есть цель всего возникновения и движения) ' (I, 3). При этом разъясняется, что суть бытия - основание, почему вещь такова, как она есть, основание, восходящее в конечном счёте к понятию вещи как некоторой причине и началу.
Теория познания. Познание по Аристотелю (семинар):
• Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.(С помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер.)
• Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. Аристотель является и основоположником логики. Задача познания состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.
• В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надёжными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.
• Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1. знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2. убеждение в том, что это свойство — существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы — категорическим силлогизмом.
Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины. Система научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды, а именно категории, к которым сводятся остальные роды сущего. Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.011 с.) |