Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет16. Проблема соотношения веры и знания в философии Средних веков.

Поиск

Философия Средних веков (1 - 15в) развивается с учетом основных религиозных догм. Главное отличие средневековой европейской философии - ее сопряженность с проблемами христианства. Церковь в те времена - средоточие и центр духовной культуры и образования.

Философия выступала как служанка богословия, т.е., как дисциплина, подводящая к более важному знанию - теологическому (философскому). Подавляющее большинство философов того времени - представители духовенства. Основные проблемы философии также смыкались с богословскими (Например: сотворен мир Богом или существует сам по себе?, как сочетаются свобода воли и Божественное предопределение?). Такое сближение философии с религией называют сакрализацией философии. Таким образом, практически любые проблемы философии оказались связаны с религией.

Необходимо упомянуть про основные этапы средневековой философии - патристику и схоластику.

Патристика (2-8в.) (патер - отец - Отцы Церкви), представители - Василий Великий, Августин Блаженный, Тертуллиан, Григорий Нисский - разработчики основных догматов христианской религии и одновременно крупнейшие философы своего времени. Разделилась на

1. апологетику (рациональная защита истинности христианского учения от язычников) - Тертуллиан, Александрийская школа, Климент, Ориген

2. золотой век патристики (Августин Блаженный, Дионисий Ареопагид)

3. поздняя патристика

Основные проблемы патристики:

1. Тринитарная проблема. (Сущности Бога и его тройственности)

Решения:

Бог един и имеет три ипостаси- отец, сын и святой дух,

или же Богов трое,

или же Бог един и имеет одну ипостась.

2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян). 

Решения:

Тертуллиан - не видел общего в христианстве и язычестве. - истина только в христианстве.

Августин - верую, чтобы понимать: вера первична, необходима для спасения души. Разум здесь не мешает и не помогает.

Ансельм Контерберийский: Вера взывает, приводит к знанию и понимаю.

Фома Аквинский:предмет философии и теологии один, но методы постижения Бога у них разные.

3. Понимание истории как движения к определенной цели и определение этой цели.

4. Свобода воли человека и возможность спасения его души.

5. Проблема происхождения зла в мире, причины, по которой его терпит Бог.

Этап схоластики (9-14вв.) (схоластика - "школьная, учебная" философия, все кто занимался в то время философией и наукой были схоластиками =ученый теоретик) - продолжает проблему патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, в схоластике они уточняются. Представители: Фома Аквинский, Абеляр, Эриугена.

Этапы схоластики:

1. ранняя схоластика (Петор Абелляр)

2. зрелая схоластика

3. поздняя схоластика (Уильям Оккам)

Проблемы патристики были связаны с Божеством и тайной спасения. В схоластике на первый план выходят отношения разума и веры, религии и науки, вопрос соотношения общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался

1. с позиции номинализма (общее существует только в имени или в уме, реально существуют только единичные вещи)

2. с позиции реализма (общее существует реально в виде некой сущности).

Фома Аквинский предлагает свое решение:

общее существует вполне реально и не в уме, но и не в виде идей Платона. Общее- в Боге. Бог есть полнота события. проблема тринитарности тем самым решена, противоречия разрешаются. Общее-это бытие, созданное Богом. Моменты общего могут быть найдены в любой вещи. Существование единичных вещей связывает их в общее дело. Другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей в бытие через Бога нет.

Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности христианского учения не только верою, но и на рациональной основе с помощью науки - философии. Отсюда философия обретает статус науки, сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия больше не считается враждебной христианству, ей уделяется большое внимание, ряд положений переосмысливается.

Схоластика больше анализирует учения "Отцов Церкви", чем Священное писание. В это время влияние философии Платона падает и усиливается влияние Аристотеля с его четко выраженной позицией реализма и логическим мышлением.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.203 (0.006 с.)