Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 13. Философия эпикурейцевСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эпикурейцы - последователи философа Эпикура (341-270 до н.э.). Организовал в Афинах философскую школу - «Сады Эпикура». Философы возвращаются к натурфилософии. Эпикур опирается на идеи Демокрита- существуют только атомы и пустота. Система Эпикура охватывает все части тогдашней философии: онтологию (физику), теорию познания (логику), учение о морали и государстве (этику). Наибольший общественный резонанс вызывала прославившая Эпикура этика. Этика Эпикура гедонистическая. Для Эпикура цель философии - счастье человека. Человек боится смерти, судьбы, загробной жизни, страданий. В то же время он стремится к удовольствиям. Способом избежать страха и получать только удовольствие Эпикур считал познание - «Невозможно жить сладко, не живя разумно»(с). Любое удовольствие должно быть сопряжено с разумом. Смысл философии для Эпикура - познавая природу Вселенной, ее законы, законы человеческого ума, общества, человек обретет спокойствие и счастье. Живя разумно, человек живет нравственно и справедливо, что и составляет удовольствие. Отсутствие страдания - это и есть удовольствие. Однако чтобы человек был счастлив, удовольствия должны быть умеренными, ограничиваться разумом. Градация удовольствия – классификация потребностей. Потребности – естественные и не естественные. Естественные – от природы (сон, голод и тп.), не естественные – не даны природы (эстетические, признания и тп.). Не естественные удовольствия Эпикур считает неправильными. «не всех страдания надо избегать и не ко всем удовольствиям стремиться». Таким образом удовольствия – необходимые и не необходимые. Стремиться нужно только к естественным и только необходимым удовольствиям. Должно присутствовать отсутствие излишеств. Эпикура можно назвать умеренным человеком. Эпикур утверждал: 1. мир познаваем умом человека 2. познание мира приводит к счастью в реальной жизни 3. условием достижения счастья является постижение себя самого, своей души Эпикур был атеистом, но верил, что боги существуют, но они ни к чему не стремятся, так как они уже совершенны. А люди стремятся к тому, чтобы быть самодостаточными. Вывод, богам нет никакого дело до людей. Ни Боги, н общество не могут обеспечить счастья индивиду, поскольку счастье лежит в самом человеке. Высшее счастье состоит в духовных наслаждениях, в жизни личности, избегающей увлечения политикой и общественными делами. Смерть: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, потому что когда мы есть, мы существуем, то смерти нет, а когда приходит смерть – уже нет нас». Надо стремиться ко всем естественным и необходимым удовольствиям, избегать не естественные и не необходимые, не бояться богов и смерти – рецепт счастья. Аполитичность Эпикура контрастирует с политической деятельностью других философов. Учение Эпикура было сильно упрощена, искажено поверхностными сторонниками школы - так называемыми эпикурейцами. В отличии от серьезных последователей Эпикура (Тит Лукреций Кар), эти продолжатели довели мысль Эпикура до противоположности. Эпикурейцами называют людей, видящих цель жизни в умножении чувственных удовольствий, отрицали существование Богов, идеалов и моральных ценностей. Это не имеет ничего общего с философией Эпикура, который проповедовал эвдемонизм и атараксию (отсутствие страдания и безмятежность духа). Билет 14. Философия стоиков. Стоицизм -одна из знаменитых школ античности. Основатель стоицизма - Зенон Китионский (333-262 до н.э.). - Вел занятия в Афинах в галерее - портике (от греч. "стоя", отсюда пошло название направления). Зенон впоследствии взял себе прозвище "Зенон-стоик". Другие греческие стоики: Клеанф (последователь Зенона), Хрисипп. К Римским стоикам относятся: Сенека (вельможа), Эпиктет (раб, затем вольноотпущенный), Марк Аврелий (император). Таким образом, можно выделить 3 этапа стоицизма: 1. Древняя Стоя: 3-2 вв. до н.э. - Зенон, Клеанф, Хрисипп. 2. Средняя Стоя: конец 2 - середина 1 в. до н.э. - Панеций, Посидоний. 3. Поздняя Стоя: 1-2 вв. н.э. - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Всех этих мыслителей объединяет интерес к человеку, личности, проблеме отношения божественного и человеческого, посмертного существования души. Главная задача философии у стоиков - исцеление нравственных недугов, воспитание добродетели. Главное в стоицизме - умеренность. 4 основных порока для стоиков: безрассудство, несправедливость, незнание меры и трусость. 4 основных добродетели для стоиков: мужество, рассудительность, справедливость, умеренность. Поздняя Стоя: внимание направлено на психологию личности и нравственные вопросы. Здесь "совесть" рассматривается как функциональное понятие морали, "воля" - как механизм морального поступка. Развиваются представления о виновности и греховности человеческой природы. Человек, даже мудрец, которому ранее предписывалась безгрешность - всегда греховное существо, безгрешен же только Бог. Сенека выдвигает идею равенства людей перед Судьбой, перемещая внимания на личностные заслуги человека. Истинная ценность человека - в его добродетели, которая не зависит от происхождения. Благородство духа зависит только от личностной направленности и ее воли. Другая идея Сенеки - социальный и моральный прогресс возможен на основе любви к ближним, стремлении к истине и духовного смирения. Вводится понятие божественного провидения, которое заботится о людях и установило мировой порядок. Следовательно в мире все бренно и преходящею Нетленна только душа человека и ее ценности. Главная ценность души - любовь к другим людям, она внушена человеку Богом. Философ здесь - нравственный проповедник, лучше друних понимающий волю Бога. Адиафора (с греч. безразличное) - обозначение явлений, безразличных с точки зрения добра и зла, не входящих в добродетели и пороки. Примером адиафоры является здоровье. (Что бы плохого или хорошего ни происходило, нельзя радоваться или огорчаться).Стоики (в отличии от Эпикура) - детерминисты - видят взаимосвязь и взаимообусловленность происходящих процессов и явлений) Атараксия (с греч. невозмутимсть) - душевное спокойствие, достигается мудрецом и, по мнению стоиков, лежит через апатию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.207 (0.009 с.) |