Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 20 линия рационализма в философии нового времениСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные имена: Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц Познание начинается с разума – основное отличие от эмпиризма. Ratio - разум. Рене Декарт. Философия, выведенная из самого себя. Его философия это пронесение через свою личность и постановка на самом себе экспериментов, недоверие к книжным (схоластическим) знаниям, наука – в себе и в великой книге мира. Сущность вещей постигается разумом, а не опытом, так как опыт может изменяться полностью, а сущность – оставаться прежней – так, воск в опыте представлен как холодный, твердый и белый, с запахом, но при нагревании теряет все свои свойства, т.е. полностью исчезает предыдущий опыт, но сущность остается, значит, познавать воск (и всё остальное) нужно разумом. Сущность вещей в их протяженности. Декарт родился и долгое время прожил во Франции. После переезда в незнакомые ему Нидерланды считал, что он заново формирует себя в этой новой среде. «Второе рождение» предполагает, что человек рождается по своей воле, формирует сам себя, без навязываемых воспитанием привычек, мнений. Декарт занимался науками: математикой, физикой. Пришел к выводу, что философия существует много веков, что чем только не занимались философы, но к истине так никто и не пришел. Причина - «Расшатался фундамент», и перестройку нужно начинать с самого себя. Метод Декарта. Научное знание едино, и изучать сразу всё гораздо разумней, ни одна наука не существует в отрыве от прочих. Изучать науки следует, подражая математике. Нужна «всеобщая математика», изучающая «порядок и меру», все объекты, подчиненные им, можно изучать одним и тем же методом, при этом знания вне этого универсального метода бесполезны. Истина об объекте, полученная этим методом, будет самым полным знанием об этом предмете. Геометрическая аналогия: все научные знания могут быть выстроены в одну (очень длинную) цепь умозаключений. Познавать объекты нужно в определенной последовательности. Метафизика – первая философия, изучающая первые начала человеческого познания. Предыдущая метафизика не была наукой, потому что была бесполезна. Различные суждения об одном и том же говорит об общей неправоте, т.к. истина одна, причина которой – неверный метод схоластического аристотелизма. Новая метафизика даст человеку власть над природой, а не умствования без цели. Формальная логика может лишь передавать известные знания и не годится для добычи новых. Вырабатывает новый метод. Четыре правила метода Метод – совокупность достоверных правил для установления истины и расширения научного познания: 1) Истинно только очевидное 2) Проблему нужно делить на части для ее решения 3) В исследовании идти от простого к сложному 4) Составлять полные перечни для исключения перечней Метод Декарта исключает недостоверные и сомнительные положения из науки. Структура философии – дерево, чьи корни – метафизика, ствол – физика, ветви – прочие науки (три главные – медицина, механика и этика). В эмпиризме – «всё в разуме взято из чувств», Декарт – Бог и душа не могут быть взяты из чувств. Декарт использует метод сомнения. Что стоит усомниться во всем? Например, есть ли Бог? Существует ли мир вокруг нас? Человек ли я? Ответы на многие вопросы усваиваются человеком до достижения «полного обладания» разумом, отсюда берутся все предрассудки, которых можно избежать, если подвергать сомнению всё. Единственное, что не может быть подвергнуто сомненью – само сомненье. Cogito ergo sum – мыслю, значит, существую. Сомнение – методологическая база. Важно применять сомнение только к теории, но не к практическому поведению. Конечная цель – достижение уверенности в теоретических знаниях. Бог. Рассуждения Декарта: в каждом из нас есть идея Бога. Как объяснить появление в нашем сознании идеи бога? Декарт не считает, что человек сам создал эту идею. Человек, который не так совершенен, как Бог, не может создать идею совершеннее самого себя. Бог – духовное мыслящее существо, источник всякой истины, условие наличия истины. Идея Бога внесена в наше сознание Богом. Бог – это абсолютное мышление, совершенное мышление. Бог и человек воспринимаются как мышление. Деизм постулирует, что бог творит мир, Декарт продолжает мысль: да, Бог творит мир, но управляет ли он им? Механицизм – мир как механизм, как часы. Часовщик единожды создал их и дальше часы работают сами, точно так же и Бог создал мир, но дальше мир существует без его вмешатлеьства, т.к. Бог – совершенное мышление, а человек – несовершенное, и потому чудеса (т.е. вмешательства бога в функционирование мира) заставляют сомневаться в мире. Бог не вмешивается в работу мира только потому, что уважает созданные им же законы и мышление человека, и поэтому невмешательство не противоречит всемогуществу Бога. Отвергается существование неделимых субъединиц материи, предлагается существование корпускул, делимых до бесконечности Три закона механического движения: 1) Состояние тела неизменно без внешнего влияния 2) Любое движение стремится быть прямолинейным 3) Столкновение двух тел приводит к потере более сильным телом части движения Также Декарт выделял три типа частиц: огня (мелкие и быстрые), воздуха (средние), земли (массивные и медленные). Субстанция. По Декарту, субстанция дуалистична, т.е. существуют две субстанции 1) материальная, обладает свойством протяженности 2) духовная, обладает свойством мышления. Эти две субстанции независимы друг от друга и соединяются только в человеке. Взаимодействие их скрыто от людского мышления, и изучать бесполезно. Духовное начало в человеке детектируется наличием у него речи. Вопрос познания. Как человек познает мир? Познание начинается с разума. Как с разума можно начать познание? Откуда в нас берутся идеи, через которые мы познаем мир? По Платону, идеи – врождены. По Августину, идеи врождены Богом и освящаются им. По Декарту (базировавшемуся на Августине), идеи вложены Богом, но озарены светом разума, природы (intuitus), а не светом Бога. Интуиция – первый шаг познания, отчетливое понимание ума. Затем из этих идей мы искусственно выводим частные заключения (дедукция – выведение). Дедукция характеризуется последовательным движением понятий. Интуиция дает понимание исходных принципов знания, дедукция – отдаленные их следствия. Чередуя их, создается вся система научного знания. Метод Декарта - гипотетико-дедуктивный метод. Основные труды: «Рассуждение о методе» (1637) – оно и есть «Размышления о первой философии» (1641) – угадайте, о чём там «Первоначала философии» (1644) – не сильно креативен в плане названии был Ренатик Картезианцы (Рене Декарт = Renatus Cartesius) – последователи Декарта. Спиноза и Лейбниц – представители рационализма с иными взглядами на вопросы субстанции. Бенедикт Спиноза предлагает определить понятие субстанции. Substanzia causa sue: Субстанция – это причина самой себя. Дуализм Декарта Спинозой рассматривается как частный случай монизма Спинозы. Во всем есть только Бог, все остальное – его атрибуты, количество которых нам не дано – мы знаем лишь о двух, которыми и являются протяженность и мышление. Модус – случайное проявление бога. Пантеизм – всё есть Бог. Бог – это природа. Бог – это ближайшая причина мира. Бог управляет этим миром, но Бог не мог создать самого себя и потому вечен он сам и вечен мир. Случайности – несовершенства познания, Бог как единственная субстанция определяет совершенную предопределенную природу вещей. Отвергает телеологию: у природы нет целей, цели – предрассудки. Модусы – то, что существует в другом и представлено через другое, все вещи мира – это модусы атрибутов Бога. В отличие от Декарта, полагал причиной ложности идей чувственное познание, а не волю. Лейбниц – механицизм. Бог создает мир, но не управляет им. Бог не мог создать никакого другого мира, кроме того, что создал: «Наш мир есть наилучший из всех возможных миров». Если бы Бог создал что то лучшее, он создал что-то, равное себе. Оправдание Бога за все зло, что есть в мире. Субстанция. Плюралист – признает множество субстанций. Главная субстанция – Бог. Монады – единицы субстанции, субстанция – множество монад. Монады никак не сообщаются друг с другом. Гармония природы, таким образом, предустановлена, т.е. Бог вложил в монады программы развития на много лет вперед таким образом, что они все, в процессе развития, прекрасно гармонируют друг с другом. Эти программы сочетаются идеальным образом друг с другом. Деист, Бог не может совершать чудеса, т.к. чудо – исправление несовершенного творения, а Бог не мог создать что-то несовершенное. Врожденные идеи. В нашем сознании врожденными являются не идеи, а принципы их возникновения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.36.215 (0.009 с.) |