Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 2. Предфилософия Древней Греции. Мифология и философияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Существует три основных взгляда на происхождение философии в Древней Греции: 1) Мифогенная концепция – космогония (происхождение мира) в философии произошел из древнегреческой мифологии, так как боги из мифов символизируют природные начала 2) Гносеогенна концепция происхождения философии – философия как и мифология появляется из протознания. 3) Гносеомифогенная концепция – в мифологии мы встречаемся с метафизическими вопросами, а протознание – источник этических норм в философии Мифология. Систематизаторами древнегреческой религии выступили Гомер («Илиада» - спор Агамемнона и «Одиссея» - похождения царя Итаки) и Гесиод. Если Гомер – полулегендарная фигура, то Гесиод - реальное лицо. Гесиод жил в 8-7 вв до н э. Он автор поэм «Теогония» и «Труды и дни», посвященной брату Гесиода Персу. Гомер считает, что отцом всего является Океан, а мать – Тефия. Океан не управляет миром. У Гесиода мы читаем, что вначале был Хаос. Хаос – зияние, бездна. Независимо от Хаоса возникает Гея, Эрос (любовь) и Тартар. Хаос рождает Эос и Ньюкти (день и ночь),которые рождают эфир и гемер. Гемеры рождают мойр: Клофо, Лахезис и Антропу. Гея родила Урана (небо), Понта (море) и нимф. Затем, разделив ложе с Ураном: 12 титанов (Океан, Коя и Фебу, Гипериона и Тею, Иопета и Фемиду, Мнемосину, Крона и Рею, Тефию и Напета), сторуких (Котт, Бриарей и Гиес) и киклопов. Гиперион и Тея рождают Гелиос (солнце), Эос (утренняя заря) и Селену (луна). Иопет и Фемида рождают Прометея, Эпиметея и Атланта ________________________________________________________________________ Крон оскопил Урана. «Небо теперь бесплодно». Уран сослан в Тартар, пока Уран летел, он предрек Крону смерть от своих сыновей. Крон съел: Гестию, Аида, Посейдона, Геру, Деметру. Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень. Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле, но куреты помешали ему найти младенца и когда Зевс плакал, они стучали копьями о щиты, чтобы Кронос не услышал плач маленького Зевса. Когда Зевс вырос, он начал войну с отцом. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключён в Тартар. Зевс нанес Крону удар и Крон ушел в прошлое, тогда из него вышли дети, сделавшись олимпийскими богами (Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мёртвых и Посейдона — богом морей). Титаномай – простершие руку. Атлант не перешел на сторону Зевса. Первая жена Зевса Мнемосина (память). Прометей предсказал, что от этого брака будет сын сильнее Зевса. Зевс проглотил беременную Мнемосину, и из его головы вышла Афина. _______________________________________________________________________
Одна из версий происхождения людей принадлежит Платону. По его теории, люди появляются при Зевсе, когда он поручает Прометею и Эпиметею создать живые существа на земле. Эпиметей создает прекрасный и гармоничный мир существ, в котором лишь люди оказываются обделенными и обреченными на смерть. Увидев этот недостаток, Прометей крадет мудрость у Афины и огонь с Олимпа и дает их людям. За этот поступок Прометей был наказан богами: прикован к скале, на которую каждый день прилетал орел клевать печень Прометея, - но Геракл освободил Прометея. В наказание людям Зевс приказал Гефесту создать первую женщину – Пандору (пан - всё). Пандора стала женой Эпиметея, который рассказал ей про ларец, который нельзя открывать. В отсутствии Эпиметея Пандора открыла ларец, выпустив неисчислимые беды и оставив на дне надежду.
Гесиод в поэме выделяет пять поколений людей. Он считает, что люди появились в золотой век Крона. Они не старели, не болели, не трудились. Зевсу не понравились золотые люди, и он их истребил. Серебряные люди сто лет взрослели, не трудились, затем старели и умирали. Их Зевс тоже истребил. Медные люди рождались в доспехах, у них появилась зависть и война, они сами друг друга истребили. На смену медным людям пришли герои, такие как Персей, Геракл, Одиссей, Тесей, Орфей, Ахиллес, Герои были истреблены в ходе Троянской войны. Железный век – наш и Гесиода. Люди деградируют, правда не живет средь них, исчезнит почтительность к отцам, любовь и брат пойдет на брата, среди них не живет закон. Гесиод верит, что железный век кончиться и все вернется на круге своя.
Аид – это царство мертвых, которым правит Аид. Оно находится недалеко под землей и в него легко можно спуститься (Орфей, Тесей). Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей умершей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, и они согласились отпустить Эвридику. Однако, выводя её из царства мёртвых, Орфей по пути оглянулся на неё, чем нарушил поставленное ему богами условие, и Эвридика навсегда осталась там. В Аиде течет пять рек: мрачная и ужасная река страданий Стикс, река забвения Лета, Флегетон, Ахерон и река плача Кокитос. Гидра с 50 пастями сторожит ворота в Тартар из Аида. Выход из царства мертвых охраняет трехглавый пес Цербер. Сизиф, однажды улизнувший из мира мертвых, бесконечно катит в гору камень, который всякий раз скатывается вниз, не достигнув вершины. Тантал стоит покалено в воде, но не может утолить жажду, он видит над собой виноград, но не может дотянуться до него; лишь мучимый жаждой и голодом он вечно страдает в Аиде.
Орфизм. Еще одним источником древнегреческой мудрости является орфизм. Это мистическое учение связано с мифическим певцом и поэтом Орфеем. Орфики верили в воздаяние после смерти (также есть элементы метемпсихоза), бессмертие души («заточённой» в «темницу» тела), раздвоенность человеческой природы на доброе (естество Загрея-Диониса) и злое (естество растерзавших его титанов) начала. Первоначально орфизм воспринимался как сугубо низовой народный культ и осмеивался различными философскими школами, впоследствии его элементы использовались неоплатонизмом для создания собственной систематизированной космологии. Учение орфиков пришло в упадок ещё в античности, оставив после себя очень малое количество свидетельств. Один из героев орфизма – Лин, обучавший Геракла игре на кифаре. Однажды он побил Геракла, и Геракл нанес Лину смертельный удар кифарой. Лин считает, что было время, когда все вещи были вместе и каждая вещь была частью Целого. Наступит время, когда снова всё будет одно. И так по кругу из чего следует, что бытие неуничтожимо. Боги произошли из хаоса. Первоначалом в орфизме служит первовода. Из воды рождается Геракл – двуглавый дракон Время, Адростея (неизбежность), Земля, Небо и Крон. Во время царства Зевса говорится, что Зевс вступает в брак с Деметрой – богиня плодородия, которая рождает Персифону. Аид похищает Персифону, когда та собирает цветы на лугу. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом. Но Зевс вступает в брак и с Песифоной, и рождается Дионис. Законная жена Зевса Гера насылает титанов на Диониса, и они его раздирают. Зевс находит сердце Диониса, вступает в брак с земной Селеной и Дионис родился вновь. Дионис изпепеляет титанов и из пепла рождаются люди. Сома есть семо. Царь Мидас хотел знать истину, которую можно найти у Диониса. Он гонялся за Силеном – спутником Диониса, и поймал его. Силен научил Мидаса, что «не родиться есть высшее счастье для человека, а самое ближайшее к нему (счастию) – как можно скорее умереть».
Житейская мудрость. Наконец, источником предфилософского знания послужила житейская мудрость, выражавшаяся в гномах семи мудрецов. Фалес Милетский (640 – 545 гг. до н.э): «Старше всего – бог, ибо он вечен. Прекраснее всего – мир, ибо в нем все согласовано и стройно. Больше всего пространство, ибо в нем мир, а в мире все остальное. Разумнее всего время, ибо оно всему учит. Неотъемленнее всего – надежда, ибо она есть у тех, у кого больше ничего нет. Полезнее всего – добродетель, вреднее всего – порок. Сильнее всего – неизбежность, ибо она над всем властвует. Легче всего мера, ибо без нее даже удовольствие бывает в тягость. Мудрее всего Бог, ибо он не рожден. Быстрее всего мысль, ибо она все оббегает» и «Ни за кого не ручайся» Хелон Спартанский: «Познай самого себя» (Nosce te ipsum) – изречение на вратах Дельфийского храма Афинскому законодателю Солону принадлежат гномы: «мера есть наилучшее» (изречение на вратах Дельфийского храма), «главное в жизни - конец», «ничего сверх меры». А также советы в государственном управлении, например, когда Солона просили, почему он не издает закон об отцеубийцах, Солон ответил: «Чтобы он не потребовался». Поэт Питтак Метиленский учил: «Трудно стать хорошим», «Что тебя возмущает в ближнем, не делай сам». Общественный деятель Биант Приенский высказывал: «Худших везде большинство» Тирану Клеобулу Линдскому принадлежит известный гном «Мера превыше всего» Тирану Периандру Коринфскому – изречение «Сдерживай свой гнев».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.109 (0.01 с.) |