Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 19. Общая характеристика философии эпохи ВозрожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Источник: «История философии» В.В.Васильева, А.А.Кротова, Д.В.Бугая Три основные этапы философии Эпохи Возрождения: 1. Гуманизм (середина 14-до середины 15) 2. Неоплатонизм (середина 15-до первой трети 16) 3. Натурфилософия (остаток 16 в)
Гуманизм (сам термин ввел Цицерон, обозначая «человечность») -утверждение достоинства человека и его благородства Родоначальник: Франческо Петрарку. Характеристики: • восстановление и возвышение античного понимания добродетели, как доблести. Они перенесли добродетель на почву реальной жизни, требуя от человека наивысшего духовного и волевого напряжения. • Гражданственность; с рвением и усердием стремясь трудиться на благо государства • Благородство человека, его собственная добродетель. Оно выражало новый идеал человека и его достоинства. • Бессмертие. Бессмертно в человеке тоько то, что и при жизни было неподвластно времни и временному,-стремление к Истине,Благу,Красоте • Единообразие человеческой природы. Потенциальное равенство всех людей перед Богом • Оправдание человеческой природы; против догмата первородного греха. «Первородный грех смывается на самом попроге жизни и омлепительная чистота наполняет душу»
Гуманисты:Джаноццо Маннети, Поджо Браччолини, Пико делла Мирандола, Лоренцо Валла (Балла).
Неоплатонизм Николай Кузанский: • Диалектика Кузанца Окончательная Истина запредельная для разума, а наивысшая форма доступного ему знания есть постижение совпадения противоположностей. Бог высшее совпадение противоложностей. Он – их условие и вмещающее их единство, но совпадение их-это ворота, ведущие к сверхразумному созерцанию Бога. Высший метод познания-выявление противоположностей и сведение их в воедино • «Диалектическая теология»Бог абсолютный максимум-больше ничего не может быть (свойство Единого) и абсолютный минимум. Бог и Материя- 2 несводимых друг к другу начал. • Бог как единое. Абсолютный максимум есть единое. • Триединство Бога Триединство- наименование трех лиц Его, явл.антропоморфизацией(очеловечевание) Бога. • Бог как неиное «Ни субстанция, не сущее, ни что либо иное». Аналог платоновскому «Тождественное» • Бог и мир: «Пантеизм» «…Бог есть во всем и в то же время ничто из всего» Бог не был бы Богом вне отношения к его развёрнутому миру. Метафора: «Полководец без войска не полководец» • Присутствие Абсолюта в мире -Погруженность мира в Бога. Бог должен быть не только бесконечным Первоначалом, конечной целью, и бесконечно глубоким основанием каждой вещи. Если Бог в индивидуальности, то она теряет самостоятельное значение. В тождестве самой себе, в бытие самой себе-истина каждой вещи, ее абсолютность. • «Христология»Кузанца Все ограниченные предметы находятся мкжду максимумом и минимумом. Ни одна ограничеснаня вещь не может дойти до абс.макс.,мин., тк Он не может ни снизойти, ни довыситься до нее. Если достигается макс, то это переход в др род, так Макс.Абсолют-Бог. • Отношение мира и Бога:свертывание и развертывание Вся Вселенная есть развертывание Бога, тк в едином Боге свертнуто все. Этим понятиям не соотвествует никакие процессы во времени. Пр: Спираль. При кручении в разные стороны, он нисходит(мин. Абсолют)или восходит (макс.абсолют)в центр-абсолют. • Оправдание материи Материя – это Иное. Иному всегда чего-нибудь не достает, Иное есть слабость и делает слабым все, к чему примешивается. Неиное же-полная мощь. Неиное-Тождественное. Но для бытия необходимы и Иное и Неиное. • Космология Конечность и Бесконечность мира зависит от точки зрения. Мир как бесконечный существует в Боге. Однако(ну что за хрень) мир до конца не может быть бесконечным, тк тогда он был бы Богом. Поэтому мир беспредельный. Беспредельность-принципиальная незавершенность мира как процесса, а также любого процесса познания мира. Во вселенной нет единого центра (н и Солнце, ни Земля), кроме Бога.
Источник: учебник («Философия» Кириленко,Шевцов) Эпоха 14-17 века. Философия противостоит системе схоластического знания. Поклонение обычаю заменяется культом удачи. У Боккаччо, Саккетти, Джованни мораль всех новел: скрытый грех наполовину прощен. Новое качество культуры- гуманизм. Гуманизм- качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Гуманисты-аристократия духа; их этико-философской доминантой является стремление к синтезу духовности. Мысль Эпохи Возрождения направлена на постижение самого человека и его отношений с миром. Божество не отрицалось, но земное заслоняло его. Черта Эпохи Возрождения-деперсонализация Бога: либо он растворен в природе («природа есть Бог в вещах» Дж.Бруно), либо мир погружен в Бога (Н.Кузанский).Такой пантеизм и гилозоизм наделял природу способностью к бессознательному творчеству. Философы: 1. Николай Кузанский (1401-1464) В основе лежит божественное бытие-потенциал как абсолютная возможность всего, которая парадоксальным образом есть и действительность. Любая вещь существует благодаря своей оформленности. Бог как сущность этого мира, как чистая духовность есть форма всех возможных форм, бытие всякой возможности. Форме форм как беспредельному пределу соответсвует не эмпирическая единичность, но «абсолютная единичность всех единичностей». «Человек может познать иное, только полностью отрешившись от себя». То есть когда человек отказывается от собственного я, он способен к творчсетву. Жизнь не дается готовой, она богата возможностями, которыми можно воспользоваться «во имя Бога». Учение Кузанского можно сравнить с синергетикой-«философия нестабильности»-творчество в ситуации устойчивой неустойчивости личности, живущей в земном мире.
2. Джордано Бруно (1548-1600) Важнейшее утверждение- природа бесконечна. Бесконечное могущество Бога не может ограничиться созданием конечного мира. Идея бесконечности Вселенной: любое небесное светило можно рассматривать в качестве центра мироздания, потому что он находится везде и –нигде. Формообразующее активное начало имеет своим источником материю, которая развивается через закономерности, появляющиеся из единого субстанционального принципа через многочисленные диалектические переходы, борьбу противоположностей, являющихся результатом деятельности «мировой души». Понимание природы как единства противоположностей.
Философы Возрождения нацелены на познание суть вещей. Философия природы стремится распространить свое влияние не только на построение картины мира, но и на саму опытную основу знания, поэтому мистически трактуемый опыт переплетается с реальными знаниями.
3. Пико делла Мирандола Мечтал показать единство платоновской и аристотелевской древнегреческой философии, но так и не сделал. Его философия – обобщение античной христианской, арабской мысли, также еврейской и восточной мистики. Разрушая божественный детерминизм средневековья, Высвобождал волю человека, награждал ее свободой. Эти учения в пр-ии «Речь о достоинстве человека». Человек-связующее звено между материей и духом; он может возвыситься до Бога или же упасть на дно. Природа человека неопределенна. Высшее предназначение его – нсладиться величием мироздания. Достижение такого счастья невозможно без философии. Достоинство человека проявляется только в свободной деятельности разума на путях науки и знания. Цель для философа-поиск истины. М искал его (ключ, метод к постижению «логоса», тк поиски истины покоились на убеждении в единстве и универсальности логоса).в символике кабаллы, в мистике пифагореизма, в античной и средневековой мысли. Космологичские иеди просматриваются в произведении «О Сущем и Едином», «Гептапл». Бог как некое единство и абстрактная целостность присутствует повсюду и не локализован. Бог непознаваем. Душа человека равнозначна по своей рациональной сущности душе мира.
Середина 16 века-первые признаки краха ренессанских надежд. Пантеистическое мироощущение способствовало утверждению идеи о нераздельности души и тела, личности и индивидуальности. Вместо царства Бога выдвигалась идея «царства человека». Человек-деятель, творец, созидатель.
4. Маккиавелли (1469-1527) Термин Фортуна- обстоятельства, в которых живет человек и скоторыми он должен бороться. Но фортуна властна над человеком лишь наполовину; результат зависит от человеческой энергии, таланта. Необходимо постоянно улучшать собственную природу. 5. Лоренцо Валла Этический принцип, отождествляющий наслаждение с полезностью, основывается на идее гармонии человека и природы, индивида и общества. Полезность – естественная цель действий человека, критерий его поступков. Основные иллюзии Возрождения- убеждение в величии человека, вера в рациональное объяснение красоты, попытка объединить религии. Однако единство Бога, человека, государства, искусства представляется невозможным. Гуманистический индивидуализм обернулся эгоизмом.
6. Мишель Монтень (1533-1592) Философская эссеистика его – осмысление Возрождения как неудачи и одновременно ренессансная попытка увидеть величие человека в его одиночестве, противоречивости, смертности. Предмет мысли- реальный человек. М. беспокоила тайна человеческой жизни. «Я хочу чтобы меня видели в простом, естественном виде, непринужденном и безыскусным, ибо я рисую не кого-ибо, а лишь самого себя»; Суть: это означает осуществление нового типа рефлексии, уходящей от умозрений в сторону жизненной философии, приподнимающей человека над повседневностьюя, помогающей ему найти собственные ориентиры в мире социальности. Произведение «Опыты»-исповедь автора. Аналогия с Августином «я наедине с собой перед Богом». У М. «я наедине с собой»-«Я» говорит о себе и выставляет себя на общее обозрение. Если «я» желает сказать нечто важное для других, то оно должно избавиться от собственных психологизмов, чтобы перейти в новое пространство «чистой мысли». Оно, «я», приподнимается над собой, противостоит себе и другим «я» У Сознательное недоговаривание в пр-иях, рассчитанное на знание посвященных. М.впервые обнаруживает последствия возрожденческой культуры как новой социальности-расхождение между тем, что приписано делать человеку и тем, чем он на самом деле является. Нет и не может быть окончательных ответов на смысло-жизненные вопросы. Каждый акт мысли, которая шаг за шагом достигает ясности, является философским актом. Критикует философию нового времени. Пытается сформулировать принцип новой жизненной философии: сужает содержание античной философии до вопросов актуального бытия человека, смысла его существования и судьба. Ясность мысли по его мнению расширяет границы индивидуального человеческого существования. Однако и человеку и обществу нужны границы: этими границами является величие природы. Идеалом человека, общества является природа. Также для него иедал «естественности»-желаемая картина будущего и принцип, следование которому автоматически снимет все проблемы складывающихся взаимоотношений. 7. Шекспир (на всякий случай) –анг.представитель Позднего Возраждения Он художественно осмысливает противоречивость, трагичность уже сложившихся отношений «человек-общество-государство». В его трагедиях («Король Лир») явно или нет присутствует природный космос: в нем отражено смутное ощущение того,что над личной жизнью, сознанием естественного человека высится еще какой-то всеопределяющий мир, в рамках которого герои действуют. Этот мир надличной воли есть сфера общественно-государственных связей, подчиняющих естественного человека нормативам государства. Его герои живут в 2 мирах: личном и общегосударственном. Однако они не различают этих миров. На закате Возрождения Шекспир показал существующий разлад между личной и общественной жизнью; и также показал, что разрубить связь между этими двумя-гибель.
8. А.Шефтсбери (1671-1713) (не уверена, что причастен к Э.В) Английский философ Всякий конфликт между 2 сферами говорит либо том, что общество несовершенно, либо о несовершенстве человека в себе самом.
Возрождение утвердилось в дуализме индивидуального и общественно-государственного, эмпирического и идеального, эмоционального и рационального.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Характеристики: • Гносеоцентризм • Ориентированность на познание, поиск начала • Познаваемость и разумность мира • Самобытность (без оглядки на Античность) • Познание природы • Человек и субъективность – центр и конечная цель изысканий Предпосылки возникновения: Реформация, раскол христианства Предпосылки двух направлений: проблема метода, нужен ли разуму опыт для открытия нового
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.014 с.) |