Документация логопеда в группе детей с онр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документация логопеда в группе детей с онр



Для успешной результативной работы логопеду помимо профессионализма и целого ряда личностных качеств необходимо владеть умением правильно и грамотно вести документацию.

Это позволит эффективно и рационально планировать ход коррекционного обучения с учетом речевых нарушений детей, их физиологических и психологических особенностей, четко фиксировать этапы логопедического обследования. Ведение документации позволяет специалисту отражать содержание логопедических занятий, как индивидуальных, так и фронтальных, подгрупповых, планировать совместную работу логопеда, воспитателей и родителей, а также подводить итоги проведенной логопедической работы.

Умение правильно оформлять документацию поможет логопеду реально, с максимальной точностью оценивать результативность коррекционно-педагогического процесса обучения и, судя по итогам, намечать в дальнейшем наиболее эффективные приемы работы с детьми.

Документация логопеда должна включать медицинские заключения, с которыми ребенок поступает в группу: заключение МППК, логопедическую характеристику от логопеда поликлиники; заключения психоневролога, оториноларинголога, офтальмолога, ортодонта.

На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) логопед оформляет пять видов документации:

- речевую карту на каждого ребенка;

- перспективный и календарный план работы;

- индивидуальные тетради на каждого ребенка;

- тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда;

- годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Речевая карта заполняется логопедом на каждого ребенка группы в течение первых двух недель по результатам логопедического обследования (с 1 по 15 сентября). В карту вносятся ошибки и недочеты, допущенные детьми при выполнении заданий, обязательно записываются образцы детской речи с ее лексико-грамматическими и фонетическими ошибками (например: Ярослав Ж., 5,5 лет, составление рассказа по сюжетной картинке: «Гехохька. Ханки. Хнек. Гом хкоик. Майхик х паухами. Хобака. Хахахик кам». — Девочка. Санки. Снег. Дом стоит. Мальчик с палками (лыжи). Собака. Снеговик там).

По окончании обследования оформляется логопедическое заключение в соответствии с психолого-педагогической (ОНР, второй уровень речевого развития) и клинико-педагогической (дизартрия) классификациями и составляется перспективный план индивидуальной работы с ребенком на период обучения. Образец речевой карты дан на с. 39 — 43 настоящей книги.

В конце учебного года в речевой карте необходимо отметить итог логопедической работы: какие дефекты в произношении и аграмматизмы в речи еще имеют место, какие стороны речевого процесса требуют закрепления или уточнения. В заключении даются рекомендации для дальнейшего обучения.

Следующий вид документации логопеда — перспективное и календарное планирование.

Перспективное планирование в группе общего недоразвития речи представлено в пособии Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» (М., 1993).

В соответствии с перспективным планом логопед обязан вести календарный план, в котором отражается ежедневная работа — фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. К фронтальным занятиям при календарном планировании обязательно должен прилагаться конспект или развернутый план с указанием темы, цели, основных этапов занятия. Индивидуальные занятия с детьми (не менее семи человек) также планируются каждый день. В календарном плане в разделе «Индивидуальная работа с детьми» должны указываться:

- фамилия и имя ребенка;

- тема индивидуального занятия;

- содержание занятия (вписывается в индивидуальную тетрадь ребенка).

Приведем примерный образец календарного планирования на один день в группе для детей с ОНР (первый год обучения).

25 сентября.

1. Фронтальное занятие по формированию произношения. Тема «Звуки а—у».

Цель: уточнить и закрепить артикуляцию звуков а и у, учить выделять звуки в начале слова.

План занятия

Организационный момент.

Уточнение артикуляции звуков any (отгадывание по беззвучной артикуляции).

Развитие фонематического слуха (выделение звука а из ряда звуков, выделение звука у).

Анализ звукового ряда (ау, у а).

Физкультминутка (упражнение на координацию речи с движением).

Выделение звука а или у в начале слова {Алик, утка, антенна, ухо, автомат, улитка, айва, утюг, аптека, улей).

Развитие слухового внимания (выполнение двухступенчатой инструкции типа: «Подойди к окну, возьми альбом»).

Итог занятия.

2. Индивидуальная работа с детьми.

Миша Ф., Оля Р., Света К. — подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука с.

Вася Ш., Лена В. — постановка звука л.

Ярослав В., Вера К. — автоматизация звука в в словах.

Примерно один раз в две недели логопед должен планировать консультации для родителей, подготовить и провести четыре родительских собрания, приурочивая их к началу учебного года и к каждому периоду обучения.

Индивидуальные тетради заводятся логопедом на каждого ребенка. Для удобства можно использовать общие тетради в 96 листов. Тетрадь должна оформляться красочно, совместно с воспитателем и родителями, с привлечением посильной помощи ребенка. В ней записываются индивидуальные задания.

Основное содержание записи должно включать:

- дату проведения индивидуального занятия;

- задания для развития фонематического слуха;

- артикуляционные упражнения;

- упражнения на формирование правильного произношения;

- упражнения для развития лексико-грамматических представлений;

- упражнения для развития связной речи;

- упражнения для развития неречевых процессов.

В течение недели по индивидуальным тетрадям с детьми занимаются воспитатели, в выходные дни тетради отдают родителям для закрепления и повторения материала за истекшую неделю.

Образец записи заданий в индивидуальной тетради ребенка может быть следующим.

21 сентября.

1. Ежедневно выполнять следующие упражнения комплекса артикуляционной гимнастики: «Домик», «Грибок», «Маляр», «Барабанщик», «Гармошка».

2. Провести игру «Посмотри и назови». Ребенку предлагаются в определенном порядке картинки, названия которых ему следует повторить в той же последовательности: дом, диван, кот, танк; бант, кит, мак, банка.

3.Автоматизировать звук с в слогах, использовать игру «Песенка насоса»: с-с-с-а, с-С'С-о, с-с-с-у, с-с-с-ы.

4. Провести игру «Назови первый звук в слове»: автомат, апельсин, Умка, уши.

5.Провести игру «Что растет на грядке?». Сделать соответствующие рисунки, назвать картинки.

6.Провести игру «Закончи предложение и повтори»: Я выдергиваю... (морковь). Я срезаю... (капусту). Я срываю... (огурец). Я выкапываю... (картофель).

7. Составить рассказ по сюжетной картинке «Дети собирали урожай».

8. Являясь одним из видов документации логопеда, индивидуальная тетрадь вместе с тем служит стимулом поддержания интереса дошкольника к логопедическим занятиям и наглядной иллюстрацией для родителей динамики речевых возможностей их ребенка в процессе коррекционного обучения.

Тетрадь для вечерних занятий воспитателя по заданиям логопеда — пример совместной работы логопеда и воспитателя.

Ежедневно в конце рабочего дня логопед вписывает в тетрадь для вечерних занятий задания для коррекционной работы с детьми. Количество детей, занимающихся вечером с воспитателем, не превышает шести.

В тетради записываются дата проведения занятий, задания логопеда и анализ работы, проведенной воспитателем. В последней записи логопед указывает, насколько успешно был усвоен материал детьми, какие трудности встретились при выполнении заданий. Все виды заданий, предлагаемых ребенку на вечерних занятиях, должны быть знакомы детям.

В вечерние занятия воспитателя включаются упражнения:

- по отработке артикуляционных упражнений;

- для автоматизации поставленных звуков;

- на повторение скороговорок, поговорок, стихотворений, текстов, ранее отработанных логопедом;

- для развития фонематического слуха;

- по формированию лексико-грамматической стороны речи. Логопед не должен включать в вечерние занятия воспитателя

упражнения по постановке звуков.

Примерный образец заданий для вечерних занятий может быть следующим:

28 сентября.

1.Ваня Р., Даша К. — вырабатывать направленную воздушную струю (упражнения «Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш»).

2.Наташа Б., Артем И. — автоматизировать звук с в чистоговорке:

Са-са-са — вот летит оса; су-су-су — отгоню осу; сы-сы-сы — вот и нет осы.

3.Леня П., Юля Ч. — закрепить употребление относительных прилагательных по теме «Фрукты». Игра «Вкусный сок» (яблочный, апельсиновый, виноградный, сливовый, грушевый).

4. Годовой отчет логопеда — это отчет об эффективности работы логопеда за год, который представляется старшему логопеду округа. Содержание годового отчета включает следующие данные:

- фамилия, имя и отчество логопеда, речевой диагноз детей, входящих в группу, год обучения;

- дата комплектования группы;

- количество детей, поступивших в группу, с указанием диагноза каждого из них;

- количество выпущенных детей (всего; с хорошей речью; со значительным улучшением; без значительного улучшения);

- учреждение, куда рекомендовано направить ребенка (общеобразовательная школа, массовый детский сад, Коррекционный класс, речевая школа, вспомогательная школа);

- количество детей, оставленных в логопедической группе, с каким диагнозом;

- количество детей, выбывших в течение года по разным причинам (указание причины).

Итак, наличие основных видов документации является обязательным условием работы логопеда в группе; правильность ее ведения оценивается представителями сектора логопедии округа или города и является одним из решающих моментов при определении квалификационного разряда логопеда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 691; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.24 (0.018 с.)