Социальная характеристика семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная характеристика семьи



Изучив социальную характеристику семьи, логопед может сделать вывод о ее эмоциональной атмосфере. Влияние эмоциогенных факторов на психомоторику, развитие речи детей логопеду необ im58ходимо учитывать, если он хочет создать оптимальные условия для их нормальной учебной деятельности. По мнению В.А.Аверина, нет ни одного ребенка, который бы не реагировал на действие эмоциогенных факторов.

У некоторой части детей, находящихся в эмоционально неблагополучной обстановке, продуктивность деятельности практически не изменяется, другие же оказываются вообще неспособными к какой-либо деятельности. Страдает вся система их взаимоотношений с окружающими. Для 26 % детей из таких семей характерен пассивно-оборонительный тип взаимоотношений с родителями. У ребенка отсутствует вера в возможность установления эмоциональной близости с родителями, его внутренний мир закрыт для взрослых.

В семьях с атмосферой конфликтов и скандалов тип реакции ребенка на эмоциональную напряженность можно назвать активно-оборонительным. Дети воспроизводят зеркально стиль отношений в семье. Поведение таких детей характеризуется излишней возбудимостью, конфликтностью, агрессивностью, неумением идти на компромиссные решения, дети не умеют сдерживать свои эмоции, любые замечания, адресованные им, вызывают агрессивный отпор.

На поддержку со стороны родителей дети не рассчитывают, они готовы к наказаниям; порицания, укоры принимают, затаиваясь и озлобляясь.

Третья группа детей, по исследованиям В.А.Аверина, отличаясь слабостью нервных процессов, в ответ на резкие, непосильные для них воздействия реагируют физиологическими нарушениями, такими, как энурез или заикание.

Эффективность коррекционных мероприятий, таким образом, будет прямо пропорциональна тому, насколько эмоциональная обстановка воздействует на разные аспекты психической деятельности ребенка и его отношения с родителями.

Второе родительское собрание проводится в конце сентября по результатам обследования (логопеда, психолога, воспитателей). На этом собрании родители знакомятся со знаниями, умениями детей по различным видам деятельности (математические представления, развитие речи, конструктивные и изобразительные навыки и т. д.), а также с требованиями программы массовой группы для детей данного возраста и с требованиями школы к умственному и психическому развитию детей к моменту поступления в I класс.

Логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий дома, по работе с индивидуальной тетрадью ребенка. (В приложении 8 даны образцы памяток для родителей по выполнению домашних заданий.)

Родители получают полную информацию об организации логопедической помощи их детям в условиях логопедической группы.

Многим родителям знакомство с результатами обследования дает истинное представление о речевом развитии их детей и значении работы логопедов и воспитателей. Некоторые из них проявляют обеспокоенность и активно включаются в коррекционно-воспитательный процесс, другие, к сожалению, предпочитают не замечать трудностей в развитии ребенка, его успехи и неудачи их не волнуют.

Третье собрание проводится в январе, когда родителей знакомят с итогами обучения детей за истекший срок. Это собрание может иметь форму деловой игры, круглого стола, родительской гостиной и т. п. Можно провести открытое занятие по звукопроизношению или занятие-развлечение (например, «Праздник звука л», если этот звук к этому времени введен в речь всех детей) или предложить родителям ответить на вопросы анкеты 2 или 3 (см. приложение 8), обсудить опыт работы отдельных семей по обучению и воспитанию детей.

Четвертое собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в мае), на нем даются рекомендации по закреплению полученных навыков правильной речи в летний период.

В подготовке родительского собрания могут участвовать родители, воспитатели.

Примерные этапы подготовки родительского собрания могут быть следующими.

1. Анкетирование по теме собрания.

Проводится за две-три недели до собрания, результаты анализируются, после чего используются в ходе собрания.

2.Подготовка выставок, конкурсов и т.п. по теме собрания.

3.Проведение заседания родительского комитета (за две-три недели, лучше за один месяц до проведения собрания), на котором утверждаются план и форма проведения собрания, распределяются обязанности членов родительского комитета по подготовке и проведению собрания.

Эти обязанности могут включать:

работу по оформлению помещения, где занимаются дети; организацию и подготовку анкет, тестов, обобщение опыта семейного воспитания и т. п.

Этапы проведения собрания включают:

1. Выступления ведущего, воспитателей, педагогов — специалистов в определенной области.

2. Выступления, магнитофонные записи образцов речи детей.

3. Показ открытых занятий или их фрагментов.

4. Анализ выступлений детей и обмен опытом родителей.

5. Обсуждение анкет. Выводы специалистов.

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации.

Они бывают фронтальные и индивидуальные.

im60 Фронтальные проводятся один раз в месяц, например в третью среду месяца. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на весь период обучения или целый учебный год, при необходимости она может меняться. Перед очередной консультацией, за одну-две недели, родители могут ознакомиться (информацию можно найти в специальной папке) с вопросами, выносимыми на консультацию, предложить свои для обсуждения. Приведем здесь примерный перечень тематических консультаций:

- готовность детей к звуковому анализу;

- постановка и автоматизация отдельных групп звуков;

- обучение детей с ОНР рассказыванию;

- обучение грамоте детей с ОНР.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению логопеда или по просьбе родителей один раз в неделю, в определенный день. В этот день логопед работает во второй половине дня. На этих консультациях он демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима со стороны родителей на данном этапе обучения.

Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопровождаются показом открытых занятий. Родители имеют право посещать занятия логопеда и воспитателей в течение всего периода обучения и могут слышать, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка и других детей.

Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

На родительских собраниях и консультациях логопед дает рекомендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций с предметами в домашних условиях.

Родители во время занятий с детьми имеют более широкие возможности дать им опыт практического наблюдения. Дети в домашних условиях не только на глаз и на ощупь определяют, например, форму, размер, цвет, твердость или мягкость предметов; если предмет знакомства — пищевые продукты, они могут попробовать их на вкус, убедиться в сочности одних овощей и фруктов и несочности других, ощутить разницу в затрате мышечных усилий при пережевывании различных видов пищи — принять непосредственное участие в любом из предложенных предметных действий.

Преимущества непосредственного опыта очевидны и при наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, снежная крупа, иней, наст), которые трудно или невозможно видеть в часы занятий.

Родители получают также информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнения санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома.

Большим удобством в работе является возможность использовать карточки с заданиями, материал для которых собран в результате многолетней работы. Карточки помогают родителям активнее участвовать в процессе обучения, более грамотно включаться в коррекционную программу воздействия на речевой дефект. Родители в них находят домашнее задание, с их помощью выбирают наглядный материал для закрепления лексики и грамматики, а также отвечающие теме сюжетно-ролевые игры, определяют режимные моменты, которые позволяют использовать данный материал.

Описанные в настоящем разделе формы работы с родителями эффективно применяются логопедами в течение ряда лет, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте понятие «социальная характеристика семьи».

2.Охарактеризуйте типы неправильного семейного воспитания.

3.Каковы основные направления работы логопеда с родителями?

4.Конкретизируйте тематику и этапы подготовки и проведения родительских собраний.

5.Перечислите и охарактеризуйте формы наглядной информации для родителей.


Приложения

Приложение 1 Программа по спецкурсу «общее недоразвитие речи» для специальных педагогических (дефектологических) отделений средних и высших учебных заведений

Обсуждена и утверждена на кафедре логопедии факультета коррекционной педагогики МПГУ.

Автор-составитель — кандидат педагогических наук Г. Р. Шашкина.

Под редакцией профессора Е. В. Оганесяна.

Пояснительная записка

Курс «Общее недоразвитие речи» относится к циклу дисциплин, дающих студентам знания и умения по организации коррекционной работы в группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушениями речи.

Курс состоит из двух разделов, включающих лекционные, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Усвоение содержания курса опирается на знание студентами основ анатомии, физиологии, патологии человека, невропатологии и нейрофизиологии, специальной психологии, логопедии.

На практических занятиях в процессе изучения содержания и форм коррекционной работы у студентов формируется умение самостоятельно организовывать коррекционно-педагогическую работу в группе для детей с общим недоразвитием речи специального дошкольного образовательного учреждения. Студенты учатся определять структуру нарушения звукопроизношения и состояние фонематического восприятия, особенности лексико-грамматического строя речи, связной речи у детей с общим недоразвитием речи, планировать коррекционно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста.

В первом разделе «Введение в курс "Общее недоразвитие речи"» студенты знакомятся с основными теоретическими понятиями, историей возникновения термина «общее недоразвитие речи», контингентом группы для детей с общим недоразвитием речи.

Во втором разделе рассматривается методика работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

В этом разделе студенты знакомятся с содержанием работы логопеда в группе, особенностями организации и средствами коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), моделируют фронтальные и индивидуальные логопедические занятия по преодолению общего недоразвития речи.

Каждый раздел включает контрольные и практические задания, необходимые для осуществления самостоятельной работы студентов.

Курс решает следующие задачи:

1. Дать основные понятия об общем недоразвитии речи, об особенностях речи детей с разным уровнем речевого развития.

2. Представить психолого-педагогическую характеристику и клиническую типологию детей с общим недоразвитием речи.

3. Раскрыть методику работы логопеда в группе для детей с общим недоразвитием речи ДОУ.

4. Дать студентам практические навыки и умения по планированию и проведению коррекционно-педагогической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тематический план курса «Общее недоразвитие речи»

I раздел. Введение в курс

Тема 1. Предмет и задачи курса.

Тема 2. Естественно-научная основа понятия «общее недоразвитие речи».

Тема 3. История развития понятия «общее недоразвитие речи».

Тема 4. Методы исследования.

Тема 5. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР.

Тема 6. Клиническая типология детей с ОНР.

Тема 7. Особенности фонетико-фонематической стороны речи при ОНР.

Тема 8. Особенности лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР.

Тема 9. Характеристика связной речи детей с ОНР.

II раздел. Организация работы логопеда в группе для детей с ОНР

Тема 10. Обследование речи детей с ОНР.

Тема П. Документация логопеда в группе для детей с ОНР.

Тема 12. Программы обучения и воспитания детей с ОНР.

Тема 13. Особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения и развитию фонематического восприятия у детей с ОНР.

Тема 14. Методика обучения грамоте дошкольников с ОНР.

Тема 15. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.

Тема 16. Коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ОНР.

Тема 17. Планирование и проведение фронтальных занятий по формированию звуковой культуры и развитию фонематического восприятия у детей с ОНР в старшей группе детского сада (IIIуровень речевого развития).

Тема 18. Планирование и проведение фронтальных занятий по обучению грамоте детей с ОНР в подготовительной к школе группе.

Тема 19. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.

Тема 20. Планирование и проведение фронтальных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР.

Тема 21. Взаимосвязь в работе логопеда и педагогов ДОУ.

Тема 22. Работа логопеда с родителями детей с ОНР.

Тема 23. Дидактический материал для работы по преодолению общего недоразвития речи детей.

Содержание курса «Общее недоразвитие речи»

I раздел. Введение в курс

Тема 1. Предмет и задачи курса.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Понятие об общем недоразвитии речи, о контингенте детей с общим недоразвитием речи. Цели и задачи курса. Использование общедидактических принципов при коррекции общего недоразвития речи.

Тема 2. Естественно-научная основа понятия «общее недоразвитие речи».

Учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова об условно-рефлекторных связях, образовании динамического стереотипа. Понятие о речевой функциональной системе. Понятие о речедвигательном и речеслуховом анализаторах.

Тема 3. История развития понятия «общее недоразвитие речи».

Развитие вопроса о структурных нарушениях речи до 60-х гг. Термины клинической классификации, их характеристика. Введение термина «общее недоразвитие речи», теория уровней речевого развития (Р.Е.Левина); понятие о четвертом уровне речевого развития (Т.Б.Филичева).

Тема 4. Методы исследования.

Методы анализа литературных данных. Педагогические методы (открытое, скрытое, непрерывное, дискретное, отсроченное наблюдения).

Социологические методы — анкета, анализ взаимодействия, метод самооценки.

Экспериментальные методы — естественный и лабораторный эксперименты.

Диагностика состояния звукопроизношения, фонематического слуха и фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Традиционная в логопедии карта обследования речи.

Тема 5. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования психических процессов у детей с ОНР: памяти, внимания, воображения. Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения детей с ОНР. Состояние интеллекта. Отношение к окружающим и к своему дефекту.

Тема 6. Клиническая типология детей с ОНР.

Характеристика контингента группы детей с ОНР с точки зрения клинического подхода к дефекту: дети с моторной алалией; с дизартрией; с неврологическими синдромами; неосложненным вариантом ОНР (Е.М.Мастюкова).

Тема 7. Особенности фонетико-фонематической стороны речи при общем недоразвитии речи.

Нарушение произношения звуков речи (виды нарушений). Нарушения произношения, дыхания и фонации при дизартрическом компоненте. Особенности нарушения произношения при ринолалии и ринофонии. Особенности произношения при моторной алалии.

Понятие о фонематическом слухе, фонематическом восприятии, фонемном анализе и синтезе (Н.В.Дурова). Степени фонетико-фонематического недоразвития у детей с ОНР.

Тема 8. Особенности лексико-грамматической стороны речи детей с ОНР.

Понятие о словарном запасе и грамматическом строе, развитие их в онтогенезе. Характеристика нарушений лексико-грамматической стороны речи у детей с разным уровнем речевого развития.

Тема 9. Характеристика связной речи детей с ОНР.

Понятие о связной речи, развитие ее в онтогенезе. Особенности связной речи детей с ОНР: характеристика умений составлять пересказы и рассказы по серии сюжетных картин, по сюжетной картинке, описание предмета или явлений, характеристика творческого рассказывания.

Контрольные вопросы и задания

По теме 1.

1.Дайте определение понятию «общее недоразвитие речи».

2.Определите основные цели и задачи логопеда по коррекции общего недоразвития речи.

3.Выделите обучающие, воспитательные и коррекционные задачи работы в группе для детей с ОНР.

4.Каковы основные общедидактические принципы работы по преодолению общего недоразвития речи?

По теме 2.

1.Раскройте понятие «речевая функциональная система».

2.Определите понятия речедвигательного и речеслухового анализа торов.

3.Расскажите о строении и функциях периферического отдела речедвигательного анализатора.

4.Дайте характеристику коркового отдела речевой функциональной системы.

По теме 3.

1.Осветите взгляды отечественных логопедов, дефектологов, лингвистов и психологов на проблему системных речевых нарушений.

2.Охарактеризуйте основные взгляды дефектологов на вопрос о нарушении звукопроизношения с точки зрения клинико-педагогического аспекта проявления дефекта.

3.Раскройте принцип феноменологического подхода к дефекту, которого придерживаются представители психолого-педагогического направления в логопедии (Р.Е.Левина, Т.Б.Фомичева, Г.А.Каше).

По теме 4.

1.Дайте сравнительную характеристику педагогических и социологических методов исследования.

2.Определите основные различия естественного и лабораторного экспериментов.

3.Определите основные принципы обследования звукопроизношения и фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи и связной речи у детей с ОНР.

4.Назовите виды дидактического материала, используемого для проведения обследования речи детей с ОНР.

По теме 5.

1.Каковы характерные особенности памяти, внимания и восприятия детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

2.Определите особенности эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

3.Опишите особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

4.Определите характер самооценки и отношение к своему дефекту детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

По теме 6.

1.Охарактеризуйте детей с моторной алалией (анамнестические данные, особенности произношения и восприятия фонем, речевые симптомы и неречевые особенности).

2.Дайте характеристику детей с дизартрией (данные анамнеза, раннее речевое развитие, особенности дыхания, голоса и артикуляции, речь как система в целом).

3.Опишите особенности речи и психических процессов у детей с неврологическими синдромами.

4.Представьте анализ речевых, психологических и поведенческих особенностей у детей с неосложненным вариантом ОНР.

По теме 7.

1.Раскройте основные виды нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

2.Дайте характеристику состояния произносительной стороны речи у детей с дизартрическим компонентом.-

3.Определите характерные особенности нарушения звукопроизношения у детей с ринолалией и ринофонией.

4.Опишите особенности произносительной стороны речи у детей с алалией.

5.Определите состояние фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

6.Охарактеризуйте уровни сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

По теме 8.

1.Дайте характеристику понятий «словарный запас» и «грамматический строй».

2.Опишите особенности становления лексико-грамматической стороны речи в онтогенезе.

3.Охарактеризуйте особенности словаря и грамматического строя у детей с разным уровнем речевого развития.

По теме 9.

1 Что понимается под связной речью?

2.Как развивается и формируется связная речь в онтогенезе?

3.Дайте характеристику связной речи у детей с разным уровнем речевого развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.057 с.)