Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карточка 11. Согласные звуки

Поиск

1. Скажи, какие звуки называются согласными. (При произнесении согласных звуков на пути воздушной струи образуется преграда.)

2. Скажи, чем образуется преграда. (Губами, зубами, языком.)

3. Назови пройденные согласные звуки. (77 — тк.)

4. Скажи, чем похожи и чем различаются эти звуки. (Все они согласные, глухие; различие в том, как образуется преграда: п — губами, т — кончиком языка, к — спинкой языка.)

Карточка 12. Звуки п — т — к

1. Повтори звуки пт — к. Назови слова со звуками п, т, к (3 — 4 слова на каждый звук) по картинкам в тетрадке.

2. Определи последний звук в словах: мак, кот, веник, паук, кит, потоп, бант, индюк.

3. Запомни и повтори: па — ката; ката — па; ко — mo no; акan — am.

4. Определи (отхлопай) количество слогов в слове: кабина, батон, туфли, пеликан, конь, пони, панама, пулемёт, ток. (В слове пеликан — 3 слога: 1-й — пе, 2-й — ли, 3-й — кан.)

5. По картинкам (в тетрадке) составь простые предложения из трех слов. (Паук плетет паутину. Паук, паутина — опорные слова.)

6. 6. Повтори скороговорки: Купи кипу пик.

От топота копыт пыль по полю летит. За гиппопотамом по пятам Топает гиппопотам.

Карточка 13. Звук х

1. Звук х — согласный, твердый, глухой (произносим без голоса). Когда произносим звук х, рот полуоткрыт, губы в положении следующего гласного, кончик языка опущен вниз, спинка языка сближается с мягким нёбом. Произнеси звук х 2 — 3 раза.

2. Определи позицию звука х в словах: мох, хлеб, хобот, петух, пух, хомяк, мех, хоккей (дети делают иллюстрации к этим словам-названиям).

3. Сделай звуковой анализ обратного слога: ах, ух, ох.

4. Закрепи звук х в произношении. Игра «Один —много». Образец: походпоходы. Слова: муха, кухня, яхта, петух, хомяк, мех, монах.

5. Объясни пословицы:

Делано наспех, сделано на смех. Поспешишь, людей насмешишь. Хоть ноги длинные у спеха, но не доводят до успеха.

6. Выучи скороговорку:

Хохотуньи хохотали: Хи-хи-хи да ха-ха-ха, Хохотали: ха-ха-ха, Увидали петуха.

Карточка 14. Звук хь

1. Звук хь — согласный, мягкий (произносим ласково), глухой (произносим без голоса). Преграда для воздушной струи — спинка языка, прижатая к нёбу. Когда произносим звук хь, рот полуоткрыт, губы в улыбке, кончик языка опущен вниз и прижат за нижними зубами; спинка языка прижимается к нёбу. Произнеси звук хь 2 — 3 раза.

2. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук хь в словах: халат, кот, хитрый, голубь, муха, хек, кино, гири, хобот, голова, кит, мухи, ухо, петухи, кеды, гамак, духи.

3. Послушай внимательно и повтори. (Выделенные слоги подчеркни интонационно.) Хи — хи — хи. Хи — хи — хи. Хе — хе —хе. Хе — хе — хе.

4. К выделенным в задании 2 словам-названиям подбери или сделай рисунки в тетрадке, определи позицию звука хь в словах.

5. Закрепи звук хь в произношении слов. Игра «Много — один». Образец: мухимуха. Слова: петухи, вдохи, выдохи, папахи.

im66 im68. Выучи чистоговорку:

Хи-хи-хи, Хи-хи-хи, В поле пели петухи.

Карточка 15. Звук ль

1. Звук ль — согласный, мягкий. Когда мы произносим звук ль, губы улыбаются, кончик языка прижимается к альвеолам за верхними зубами. Произнеси звук ль 2 — 3 раза.

2. Подбери или нарисуй в тетради картинки к словам-названиям со звуком ль.

3. Определи позицию звука ль в словах: филин, лимон, ель, уголь, малина, лейка, медаль, билет, лента, пальто.

4. Закрепи звук ль в произношении. Игра «Чего (кого) не стало». Образец: оленинет оленей. Слова: плиты, вафли, валенки, поляны, тюльпаны, блины.

5. Составь предложения (по картинкам) со словами из задания 3 — «Что у кого?»: У Лены лейка (лимон, лента и т.д.). У Коли пальто (уголь, медаль).

6. Выучить скороговорку:

Мы еле, еле

Поймали налима на мели.

Карточка 16. Звук й

1. Звук й — согласный, мягкий, звонкий. При произнесении звука й губы улыбаются, кончик языка внизу за зубами, спинка языка выгибается дугой. Воздушная струя теплая, короткая. Произнеси звук й 2 — 3 раза.

2. Подбери и приклей или нарисуй картинки к словам-названиям со звуком й.

3. Определи позицию звука в словах: йод, йога, йогурт; чай, май, соловей, воробей, дуй, пей, мой; майка, лайка, балалайка, сойка.

4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: май, майка.

5. Составь слово из слогов: вей, ло, со; ба, лай, ка, ла; гурт, йо; ро, бей, во.

6. Закрепи звук й в произношении. Игра по картинкам «Чего у нас нет?»: йоднет йода и т.д.

7. По картинкам составь предложения. Сосчитай слова в каждом предложении.

8. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Чайник, на, стоит, стол. Лайка, кота, лает, на, громко. На, соловей, поет, ветка. Какое короткое слово (предлог) встречается во всех предложениях?

9. Запомни чистоговорку:

Ехали мы, ехали, До ели доехали,

Ель мы объехали

И дальше поехали.

Карточка 17. Звук б

1. Звук б — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука б губы крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая; произносится с голосом. Произнеси звук 5 2 — 3 раза.

2. Подбери в тетради рисунки к словам-названиям со звуком б.

3. Определи позицию звука б в словах: бык, бак, балкон, бутылка, батон, автобус, глобус, бант, ботинки, банка, бусы, банан, будильник, хобот, собака, соболь, бумага, азбука, кабан.

4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: бант, бусы, батон.

5. Составь слово из слогов: ка, бул; ки, со, ба; бан, ба, ра; ба, шка, бу.

6. Закрепи произношение звука б. Игра «Назови ласково». Образец", бантбантик. Слова: банан, бык, балкон, бутылка, буква, бумага, банка.

7. Составь по картинкам 5 — 6 предложений. Сосчитай, сколько слов в предложении.

8. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Бабушка, поставить, в, банка, шкаф. Банан, в, пакет, лежать. Собака, спать, в, будка. В, азбука, есть, много, буквы.

9. Запомни чистоговорку:

Бан-бан-бан-бан — по лесу идет кабан.

Бы-бы-бы-бы — на поляне есть дубы.

Бу-бу-бу-бу — сидит дятел на дубу.

Бо-бо-бо-бо — все мы любим «би-ба-бо».

Карточка 18. Звук д

1. Звук д — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука д губы округлены, кончик языка ударяется за верхними зубами, голос образуется, воздух выходит толчком. Произнеси звук д 2 — 3 раза.

2. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком д.

3. Определи позицию звука д в словах: дом, дым, дыня, два, дуга, душ, Даша; звезды, фундук, солдат, ладонь, гнездо, бидон, посуда.

4. Выполни звуко-слоговой анализ слов: домик, судак, дымок, бидон.

5. im71Составь слово из слогов: зды, звё; дыш, лан; до, блю; я, ды, го; до, ста; ка, дуд; дат, сол.

6. Закрепи звук д в произношении. Игра «1, 2, 5»: 1 дом2 дома5 домов. Слова: дыня, Даша, звезда, солдат, ладонь, гнездо, бидон, судак.

7. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Самолет, лететь, над, дом. Даша, любить, есть, дыни. Звезды, гореть, на, небо. Судак, плавать, в, река.

8. Запомни чистоговорку:

Да-да-да, да-да-да — моет руки нам вода.

Ды-ды-ды, ды-ды-ды — мы не можем без воды.

До-до-до, до-до-до — моем мы лицо водой.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду — сильно на руки подуй.

Карточка 19. Звук г

1. Звук г — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука г губы округлены, кончик языка отодвигается назад, корень языка поднимается к нёбу. Голос образуется, воздушная струя сильная, короткая. Произнеси звук г 2 — 3 раза.

2. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком г.

3. Определи позицию звука г в словах: гуси, губы, гамак, голуби, газета, губка, гвозди; вагон, нога, бумага, книга, иголка, кегли, попугай; магазин, гвоздика.

4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: вагон, бумага, голуби, гамак, газета.

5. Составь слово из слогов: си, гу; бы, гу; мак, га; и, ка, гол; по, гай, пу; бу, га, ма; ма, зин, га.

6. Закрепи звук г в произношении. Игра «Голубая, голубой, голубые». Слова: гамак, голубь, вагон, попугай, газета, губка, книга, гвоздика.

7. Запомни рассказ. Скажи, сколько слов в каждом предложении. Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га\» Галя гусей не боится. Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали.

Карточка 20. Звук с

1. Звук с — согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука с губы улыбаются, широкий кончик языка прижат за нижними зубами, боковые края языка плотно прижаты к боковым зубам, спинка языка поднята и вогнута у альвеол, воздушная струя холодная. Произнеси звук с 3 — 4 раза медленно и четко.

2. Подбери рисунки в тетради к словам-названиям со звуком с.

3. Определи позицию звука с в словах: санки, носки, весы, лес, автобус, добавка, лиса, сумка, кактус, стакан, бусы.

4. Сделай звуковой анализ слога са.

5. Раздели слова на части (слоги), отхлопывая: сад, косы, са — ни, ананас, самолет, но —сок.

6. Закрепи звук с в произношении. Игра «Скажи ласково». Образец: садсадик. Слова: лиса, самолет, лес, пояс, лист, сундук, сын.

7. Закончи предложения и повтори их целиком: Саня и Соня посадили... (сосну). В саду стоит высокая... (сосна). Скамейку поставили под... (сосну).

8. Выучи:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. Где снег, там и след.

Карточка 21. Звук сь

1. Звук сь — согласный, мягкий, глухой, свистящий. При произнесении звука сь губы улыбаются, кончик языка внизу, спинка языка касается нёба, воздушная струя холодная. Произнеси звук сь 3 — 4 раза медленно и четко.

2. Определи позицию (начало, середина, конец) звука сь в словах: семь, письмо, гусь, синька, сито, такси, кисель, тесёмка, василек, сетка, высь. Подготовь в тетрадке рисунки к этим словам-названиям.

3. Сделай звуковой анализ слога су.

4. Закрепи в произношении звук сь. Игра «Какой — какая —какое?» Синий, синяя, синее. Дети согласуют прилагательные с существительными, выбранными из задания 2.

5. Составь по картинкам предложения со словами: Сима, василек; Сёма, гусята; Вася, кисель; Люся, селедка.

6. Выучи стихотворение:

Мы сидим на лесенке, И поём мы песенки.

Карточка 22. Звук з

1. Звук з — согласный, твердый, звонкий, свистящий. Произносится так же, как звук с, только с голосом (спинка языка поднята к альвеолам, широкий кончик языка прижат внизу за зубами). Какая преграда для воздуха? Произнеси звук з 3 — 4 раза медленно и четко.

2. Определи позицию звука в словах: зонт, ваза, мозаика, зубы, язык, звонок, замок, азбука, гнездо. Слова оформи иллюстративно в тетрадке.

3. Раздели слова на слоги: за — пад, коза, за—но —за, музы —ка, фа — зан, зонт. im73 im75 Закрепи звук з в произношении. Игра «Чего (кого) не стало?». Образец: козынет коз. Слова: зонты, вазы, зубы, загадки, звуки, гнезда.

4. По картинкам составь предложения со словами, выбранными из задания 2. Игра «Что у кого?». У Зои... зонт, ваза и т.д. У Лизы... звонок, мозаика и т.д.

5. Выучи скороговорку:

Зонного зайку зовут Зазнайка.

7. Объясни выражение «знать на зубок. (Знать что-то очень хорошо.)

Карточка 23. Звук зь

1. Звук зь — согласный, мягкий, звонкий (произносим так же, как звук сь, только с голосом). Назови преграду для воздушной струи. (Спинка языка касается нёба.) Произнеси звук зь 3 — 4 раза медленно и четко.

2. Определи позицию (в начале, в середине слова) звука зь в словах: Зина, земля, изюм, земляника, газета, зима, музей, магазин, зяблик, обезьяна. Сделай иллюстрации в тетрадке.

3. Сделай звуковой анализ слова суп.

4. Закрепи в произношении звук зь. Игра «1, 2, 5». Согласуй числительные 1, 2, 5 со словами из задания 2 (кроме слов изюм, земля).

5. По картинкам составь предложения со словами из задания 2. Что (кого?) любит Зина! Зина любит землянику. И т.д.

6. Повтори:

Зи-зи-зи — сено отвези. Зе-зе-зе — сено дам козе.

Карточка 24. Звук ц

1. Звук ц — согласный, твердый, глухой, свистящий. При произнесении звука ц кончик языка ударяется о верхние зубы (т) и прячется за нижние зубы (с). Голос не образуется. Воздушная струя холодная, сильная, идет по середине языка. Произнеси звук ц 2 — 3 раза.

2. Сделай иллюстрации в тетради к словам-названиям со звуком ц. Определи позицию звука ц в словах: цыпленок, пуговица, цепь, цветы, улица, мыльница, птенцы, кольцо, цапля, заяц, овца, полотенце, мельница, синица, гусеница.

3. Сделай звуко-слоговой анализ слов: цветы, цапля.

4. Закрепи произношение звука ц. Игра «Таня и Танечка». Образец: у Тани голубое платье, а у Танечкиголубенькое платьице. Лексический материал: душистое мыло, теплое одеяло, вкусное угощение, письмо от бабушки.

5. Составь предложения по картинкам из 3—4 слов.

6. Запомни чистоговорку:

Ца-ца-ца-ца — на лугу стоит овца. Цы-цы-цы-цы — у синицы есть птенцы. Цо-цо-цо-цо — на столе у нас кольцо. Цу-цу-цу-цу — дам всем детям по кольцу.

Карточка 25. Звук ш

1. Звук ш — согласный, твердый, глухой, шипящий. При произнесении звука ш губы вытягиваются вперед, широкий кончик языка поднят вверх, воздушная струя теплая, рассеянная. Произнеси звук шЗ-4 раза медленно и четко.

2. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука ш в словах: шапка, шкаф, шайба, шуба, шина; кошка, мыши, машина, подушка, вишня; малыш, камыш, ландыш, шалаш.

3. Сделай звуко-слоговой анализ слов шкаф, штаны.

4. Составь слово из слогов: ка, шап; душ, по, ка; на, ши; дыш, лан; ши, ма, на; мы, ка, ши.

5. По картинкам измени слово. Игра «Один или много». Образец: шуба — шубы и т.д.

6. По картинкам составь предложения из 3 — 4 слов. Сосчитай, сколько слов в предложении.

7. Запомни чистоговорки:

Даша под душем Моет шею и уши.

Тише, мыши, не шумите, Кошку Машку не будите.

На окошке мошку Ловит лапкой кошка.

8. Запомни и объясни пословицы: Шила в мешке не утаишь.

Поспешишь — людей насмешишь.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Карточка 26. Звук ж

1. Звук ж — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука ж губы вытягиваются дудочкой, широкий кончик языка поднимается вверх. Голос образуется, воздушная струя теплая, сильная. Произнеси звук ж 2 — 3 раза медленно и четко.

2. Иллюстративно оформи в тетради слова со звуком ж.

3. Определи позицию звука ж в словах: жук, ужи, ежевика, жаба, ежи, пиджак, желуди, медвежонок, лыжи, ножи, художник, сапожник, одежда, жажда.

4. Сделай звуко-слоговой анализ слов: жук, лыжи.

5. Прохлопай слова, определи, сколько в них слогов: жаворонок, жеребенок, оранжерея, дирижер, этажерка, пирожное.

6. Закрепи звук ж в произношении. Игра «Кто у кого?». Образец: у лошадижеребенок, жеребята. У ежа —..., у ужа —..., у моржа....

7. Составь предложение правильно. Работа с деформированным предложением: Жук, летать, на, цветок. Уж, лежать, камушек, под. Морж, плыть, льдина, к. Еж, бежать, в, норка.

8. Запомни чистоговорку:

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!»

И жужжу, и жужжу.

Я живу, не тужу,

Я на ветке сижу.

Жук упал и встать не может —

Ждет он, кто ему поможет.

Карточка 27. Звук ч

1. Звук ч — согласный, глухой, мягкий, шипящий. При произнесении звука ч губы вытягиваются дудочкой, кончик языка поднимается снизу (т) вверх (ш), голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная. Произнеси звук ч 2 — 3 раза.

2. Подбери и приклей картинки к словам-названиям, определи позицию звука ч: чай, чайник, чайка, чашка, чулок, часы, мяч, бочка, пчелы, качели, печенье, мальчик, девочка, спички, врач, грач, кирпич.

3. Сделай звуко-слоговой анализ слов: чайка, бочка, качели.

4. Прохлопай трудные слова. Скажи, сколько слогов в словах: учитель, песочница, черёмуха, гречиха, читальня, булочка.

5. Закрепи звук ч в произношении. Игра «Назови ласково». Образец: мячмячик. Слова: ключ, чашка, пенёк, носок, блюдце, собака, белка, замок, ложка, стакан, кувшин.

6. Перескажи рассказ. Определи, сколько в нем предложений. Дедушка надел очки. Он читает книжку. Внучек сказал дедушке: «Дедушка, дай мне очки, я тоже хочу научиться читать книжки». Какая ошибка есть в рассказе?

7. Выучи чистоговорку:

Встретил ежонка бычок И лизнул его в бочок. Уколол свой язычок. А колючий ёж смеётся: — В рот не суй что попадётся!

Карточка 28. Звук щ

1. Звук щ — согласный, глухой, мягкий. При произнесении звука щ губы улыбаются, широкий кончик языка у верхних зубов, голос не образуется, воздушная струя теплая, рассеянная. Произнеси звук щ 3 — 4 раза медленно и четко.

2. Подбери рисунки к словам со звуком щ и наклей их в тетради. Определи позицию звука щ в словах: щука, щи, щегол, щипцы, щавель, щетка, щенок, щит, щепка, площадь, овощи, клещи, ящик, вещи, лещ, плащ, плющ, клещ.

3. Сделай звуко-слоговой анализ слов: щетка, щенок.

4. Прохлопай трудные слова: барабанщик, дрессировщик, крановщик, уборщица, экскаваторщик, регулировщик.

5. Закрепи звук щ в произношении. Игра «Ещё больше». Образец: силасилища. Слова: рука, нога, кулак, сапог, голос.

6. Составь предложения (4 — 5) по картинкам. Скажи, сколько слов в предложении.

7. Перескажи рассказ «В роще». Сосчитай, сколько в нем предложений. Весной в рощу прилетают щеглы. Щеглы ищут сучья и веточки для жилища. В гнездах щеглы выводят птенцов. Щеглята не умеют летать, они сидят и пищат. Щеглы носят им пищу.

8. Запомни чистоговорку:

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щётку в уголке.

Карточка 29. Звук л

1. Звук л — согласный, твердый. Какая преграда для воздушной струи? (Язык упирается в зубы.) Когда произносим звук л, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к верхним зубам. Произнеси звук л 3 — 4 раза медленно и четко.

2. Определи позицию звука л в словах: лампа, вилка, пол, лодка, палатка, голубь, лук, мел, платье, облако, пенал, мыло, лавка, дятел. К словам-названиям подбери иллюстрации.

3. Сделай звуковой анализ слов лампа, стол.

4. Закрепи звук л в произношении. Игра «Какой — какая — какое?». Учись согласовывать прилагательные с существительными из задания 2. Образец: белый мел, белая палатка, белое облако.

5. Составь предложения по картинкам, отвечая на вопрос: Что делала Мила? Мила мыла ладони. Мила пила молоко. Мила полила лук. Мила одевала куклу.

6. Выучи:

Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы.

7. Повтори скороговорку 3 раза:

Колпак под колпаком, под колпаком колпак.

Карточка 30. Звук р

1. Звук р — согласный, твердый, звонкий. При произнесении звука р рот открыт, губы округлены, широкий кончик языка дро im78жит за верхними зубами, образуется голос, воздушная струя сильная, длительная. Произнеси звук/? 3 — 4 раза четко.

2. Подбери картинки, поместив их в тетради, к словам-названиям со звуком р. Определи позицию звука р в словах: рак, рама, рубашка, карандаш, барабан, роза, кукуруза, куры, шар, карта, груша, крыша, баран, шарф, тигр, топор, комар, пар.

3. Сделай звуко-слоговой анализ слов крыша, рубашка.

4. Прохлопай и объясни слова. Скажи, сколько в них слогов. Термометр, прожектор, проталины, оркестр, конструктор.

5. Закрепи звук р в произношении. Игра «Чего у нас нет?» (по картинкам).

6. Составь 5 — 6 предложений по картинкам. Сколько слов в предложении?

7. Запомни чистоговорку:

Ра-ра-ра-ра — высокая гора. Ры-ры-ры-ры — летят комары. Ро-ро-ро-ро — полное ведро. Ру-ру-ру-ру — скачет кенгуру.

8. Перескажи рассказ. Сосчитай, сколько в нем предложений. Ворона поймала рака. Рак попросил ворону: «Спой, ворона!» Ворона каркнула: «Кар-кар-кар\» Рак выпал и уполз.

Карточка 31. Звук рь

1. Звук рь — согласный, звонкий, мягкий. При произнесении звука рь губы улыбаются, кончик языка дрожит у верхних зубов, голос образуется, воздушная струя сильная. Произнеси звук/?ь 3—4 раза четко.

2. Сделай рисунки в тетради к словам-названиям со звуком рь. Определи позицию звука рь в словах: репа, рюкзак, редиска, букварь, календарь, моряк, зарядка, пряник, грелка, грибы, орехи, огурец, сирень, кресло, брюки, матрешка, грядка, абрикос, кастрюля.

3. Сделай звуко-слоговой анализ слов грибы, матрешка.

4. Упражняйся произносить звук ръ. Игра «Какой — какая?». Образец: береза — березовый сок, березовый лес; березовая ветка, березовая роща. Орех — варенье, скорлупа, куст. Гриб — соус, суп, дождь, пирог. Огурецкрем, рассол, салат. Абрикоссок, компот, варенье, крем, торт. Арбуз — корка, сок, варенье, семена.

5. Составь предложения по картинкам. Сколько слов в предложении?

6. Запомни чистоговорку:

Тридцать три вагона в ряд Тараторят, тарахтят.

Приложение 3 Речевой материал для автоматизации свистящих, шипящих и сонорных звуков

Автоматизация свистящих звуков (с, съ, з, зь, ц)

Занятие С-1

1. Артикуляционная гимнастика.

«Забор», «Кошка сердится», «Почистим зубы», «Горка», «Подуй на язык», «Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».

2. Упражнение «Насос».

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, подуть. Воздушная струя идет по середине языка, сильная и холодная.

3. Повтори четко и медленно звук с.

Ас-ас-ас — вот ананас. Ос-ос-ос — много ос. Ус-ус-ус — ягодный мусс. Ыс-ыс-ыс — вот мыс. Ис-ис-ис — конфета «Кис-кис».

4. Подбери картинки к словам и наклей в тетради (или нарисуй), назови их.

Ананас, мыс, много кос, много ос, квас, нос, автобус, глобус, мусс.

Занятие С-2

1. Артикуляционная гимнастика для звука с.

2. Упражнение «Насос» (язык внизу, за нижними зубами, губы улыбаются).

3. Повтори три раза, потянув звук с (четко и медленно).

Са-са-са — вот летит оса. Со-со-со — вот колесо. Су-су-су — книгу я несу. Сы-сы-сы — вот автобусы.

4. Наклей картинки (или нарисуй) и назови их.

Лиса, коса, оса, самокат, сани. Колесо, совы, соки, носок, кусок, сода. Носы, весы, косы, автобусы.

Занятие С-3

1. Артикуляционная гимнастика для звука с.

2. Упражнение «Насос» (язык за нижними зубами, губы улыбаются).

3. Повтори 3 раза, потянув звук с.

Ста-сто-сту-сты;

сма-смо-сму-смы;

сна-сно-сну-сны;

ска-ско-ску-скы;

сва-сво-сву-свы.

4. Нарисуй или наклей картинки и назови их.

5. Стадион, мосты, кусты, аисты, весна, спальня, леска.

Занятие С-4

1. Упражнение «Насос».

2. Повтори чистоговорку.

У Сони сани едут сами.

3. Закончи предложения.

Десять дней Айболит не ест, не пьет и не... (спит).

К. Чуковский

Для зверей и для зверят Тоже нужен детский... (сад).

4. Запомни загадку.

Маленькое, сдобное, Колесо съедобное. (Бублик.)

Занятие С-5

1. Упражнение «Насос».

2. Закончи предложения.

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит... (слон).

Вдруг видят: стоит у колес Огромный взъерошенный... (пес).

С. Маршак

3. Подними руку (или хлопни в ладоши), если услышишь в слове звук с.

Стол, дерево, куст, трава, елка, лес, сорока, часы, ветка, гриб, стул.

4. Повтори рассказ. Ответь на вопросы.

В саду

В саду стоит скамейка. На скамейке сидят дед Семен, Света и Сева. В саду стоят стулья и стол. Света и Сева будут лепить из глины. Света вылепила стакан и сову. Сева вылепил аиста и автобус.

Что стоит в саду?

Кто сидит на скамейке?

Что будут делать Света и Сева?

Что вылепила Света?

Что вылепил Сева?

Саня и Соня

Это Саня, а это Соня. Саня несет тыкву. Соня снимает сливы. Саня любит тыкву и капусту. Соня любит сливы.

Света и Саня

Это Света, а это Саня. У Светы гольфы. У Сани носки. Света и Саня надевают сапоги и идут в лес.

Занятие СЬ-1

1. Определи место звука сь в словах. Гусь, лисенок, Сеня.

2. Повтори (игра «Эхо»).

Ась, ось, усь, есъ, ись, ся, се, сю, се, си, асся, оссе, усею, эссе, исси.

3. Четко произнеси.

Ась-ась-ась — у Сени мазь. Усь-усь-усь — у Симы гусь.

4. Найди слова со звуком сь. Выучи стихотворение.

Синее небо, синие тени, Синие ели — это весна! В синем лесу этот запах весенний Всех обитателей будит от сна.

Занятие 3-1

1. Артикуляционная гимнастика для звука з.

«Кошка сердится», «Почистим зубки», «Горка», «Подуй на язык с голосом», «Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».

2. Упражнение «Комар».

im81Улыбнуться, чуть-чуть приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, подуть на язык, подключив голос, холодная воздушная струя идет по середине языка.

3. Повтори медленно и четко слоги со звуком з.

Азма, азна, азба, азда; узма, узна, узба, узда; озма, озна, озба, озда; ызма, ызна, ызба, ызда.

4. Подбери картинки к словам и наклей их. Азбука, изба, поезда, гнездо.

Занятие 3-2

1. Артикуляционная гимнастика для звука з.

2. «Комар» (изолированное произнесение звука з).

Язык за нижними зубами, губы в улыбке, голосовые складки работают.

3. Повтори по три раза медленно и четко звук.

За-за-за, за-за-за — вот в саду стоит коза.

Зо-зо-зо, зо-зо-зо — вот у Зои светлый зонт.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу — Зою в саночках везут.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы — нет ни вазы, ни козы.

4. Нарисуй картинки или наклей готовые и назови их.

Ваза, зонт, зубы, козы. Коза, бизон, везут, вазы. Замок, зов. Мозаика, Зоя.

Занятие 3-3

1. Упражнение «Комар».

2. Повтори чистоговорки.

Зоя моет зайку в тазу.

У Зои азбука, у Зины звезда.

3. Закончи предложения.

Он и плачет, медведь, и ревет, Медвежат из болота... (зовет). К. Чуковский

Побежала мышка-мать, Стала утку в няньки... (звать). С. Маршак

4. Отгадай загадку, найди в отгадке звук з.

Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо.)

Занятие 3-4

1. Упражнение «Комар».

2. Отгадай загадки. Скажи, есть ли в отгадке звук з.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.) Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег.)

3. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук з.

Змей, куст, ваза, мост, елка, замок, изба, нос, звезда, гнездо, капуста.

4. Повтори рассказ, ответь на вопросы.

Зоя и Зина

Зоя и Зина лепят из глины. У Зои забавный зайка. У Зины обезьянка Загги. А это змейка и бизон. Они на подносе у вазы.

Что делают Зоя и Зина? Кто у Зои? Кто у Зины? Где змейка и бизон?

Занятие ЗЬ-1

1. Послушай и определи место звука зь в словах. Зима, обезьяна, Зина, корзина, зеркало.

2. Повтори слоги:

Зя-зе-зю-зи, аззя-оззе-эззе-уззю-ыззи.

3. Повтори чистоговорку.

У Зои коза, у Зины бузина.

Занятие Ц-1

1. Артикуляционная гимнастика.

«Пулемет» (т-т-т), «Качели», «Киска», «Сдуй ватку» (язык внизу, произнеси звук т).

2. Быстро и четко произнеси сочетание: т-с, т-с, т-с (ц).

3. Повтори слова, найди лишнее. Цыпленок, мельница, яйцо, цыплята.

4. Ответь на вопросы.

Чем мы вытираем лицо и руки? (Полотенцем.) Чем мы разрезаем бумагу? (Ножницами.) Что мы ставим в воду? (Цветь;.) Кто выводится из яйца? (Цыпленок.)

Повтори чистоговорки.

Цы-цы-цы-цы — есть хотят птенцы.

Ца-ца-ца — не велика птица синица, да умница.

Ца-ца-ца — из колодца вода льется.

Занятие Ц-2

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Послушай рассказ, ответь на вопросы, повтори (если в речиребенка поставлены звуки л и рь).

Цыпленок Цып

У мамы-курицы был цыпленок. Кто был у курицы? Его звали Цып. Как его звали? Мама-курица не велела цыпленку купаться. Но Цып был непослушным. Каким был Цып? Однажды цыпленок пошел купаться. Что сделал Цып? Вода была холодной, и Цып заболел. Какая была вода? Мама-курица позвала умную Цаплю. Кого позвала мама? Цапля дала Цыпу пилюлю. Что сделала Цапля? Цып обещал маме, что никогда не будет купаться в холодной воде. Что обещал маме Цып?

Занятие Ц-3

1. Закончи фразу.

Часто к озеру напиться Ходит рыжая... (лисица).

На даче в лесу были разные птицы: Сороки, стрижи, воробьи и... (синицы).

По ночам сове не спится. Ведь сова — ночная... (птица).

2. Послушай, есть звук ц или нет. Отбери картинки со звуком ц.

Сумка и блюдце; яйцо и осень; цыпленок и часы; индеец и чашка.

3. Повтори рассказ (если в речи ребенка есть звуки л и рь).

Цып

У мамы-курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Собирая цветы, Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.

4. Повтори вполголоса и громко (если в речи ребенка есть звуки л и рь).

Цу-цу-цу — дали нам по огурцу. Цы-цы-цы — Цып у мамы-курицы. Ца-ца-ца— у колодца нет конца.

Занятие Ц-4

1. Выучи загадку.

На цветке цветок

Пьет цветочный сок. (Бабочка.)

2. Выучи стихотворение (если в речи ребенка есть звуки мир).

Осень

Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется.

М. Ходакова

Автоматизация шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)

Занятие Ш-1

1. Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошадка», «Улыбка», «Дудочка», «Парашют».

2. Повтори слоги медленно и четко.

Аш — ошушишэш; шашо — шушишэ; ашшаошшоушшуэшшэ.

3. Повтори слова. Определи место звука ш в словах. Шуба, малыш, шина, машина, шишка.

Занятие Ш-2

1. Упражнение «Шина лопнула».

2. Повтори медленно и четко.

Шмашмошмушмэ; шкашкошку — шкэ; шташтошту — штэ; шпашпо — шпушпэ; шнашношнушнэ.

3. Подбери слово со звуком ш, подходящее по смыслу.

Прицепившись к задней шине, Уронила белка шишку, Мишка едет на... (машине). Шишка стукнула... (зайчишку).

Занятие Ш-3

1. Закончи фразу.

Ночью темень. Ночью тишь. Нет, твой голос нехорош,

Рыбка, рыбка, где ты... (спишь)? Слишком тихо ты... (поешь).

2. Произнеси чистоговорку четко (тихо, вполголоса, громко). Нашей Маше дали много каши.

3. Выучи загадку, четко произнося звук ш. Небольшие ножки и боится кошки. (Мышка.)

Занятие Ш-4

1. В каких словах слышишь звук ш?

Кошка спит, а мышку видит. Миша сегодня идет в школу. Бабушка купила шапку дедушке. Дедушка купил внуку машину. Поспешишь — людей насмешишь.

2. Послушай и повтори рассказ.

Наташа и мишка

У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабушка — шапочку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Миша. У Миши большая машина. Наташа и Миша посадили мишку в машину. Мишка едет на машине!

Занятие Ж-1

1. Артикуляционная гимнастика для подъема языка вверх.

2. Повтори слоги (сверху вниз и справа налево).

Жа — жожужижэ; жожужижэжа; жи — жэ — жа — око — жу; жэжа — жожу — жи.

3. Закончи фразу.

А рядом бегемотики Схватились за... (животики).

Как на тоненький ледок Выпал беленький... (снежок).

А слониха, вся дрожа, Так и села на... (ежа).

Занятие Ж-2

1. Упражнение «Жук жужжит».

2. Где слышишь звук ж (в начале, середине или конце слова)? Жук, ежик, ежевика, Женя.

3. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук ж.

Жук, жаба, шуба, ножик, зайка, зубы, ежата, чашка, медвежонок, кубики, ежевика, шина, собака, цапля, Женя.

4. Произнеси чистоговорку медленно и шепотом, быстро и громко.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа — убежали два ежа. Жу-жу-жу, жу-жу-жу — маме кофту я вяжу.

Занятие Ж-3

1. Четко произнеси, выучи.

Песенка жука Я веселый майский жук, А зовут меня Жу-жу. — Почему зовут Жу-жу? Потому что я жужжу.

Д. Берсенев

2. Где слышишь звук ж?

Ежик лежит под елью. Женя шьет кукле новую шубу и жилет.

3. Послушай, повтори рассказ (если в речи ребенка есть звук л).

Женя и ежата

Однажды Женя пошел в лес за желудями. Женя искал желуди и нашел жука. Он побежал за жуком и увидел ежа с ежатами. Ежата увидели Женю и убежали под елку.

Занятие Ч-2

1. Закончи фразу.

Сверху солнышко печет, А горы все выше, а горы все круче, Внизу реченька... (течет). А горы уходят под самые... (тучи).

2. Где слышишь звук ч?

Танечка, тина, бабочка, Дина, сачок, ключ, цапля, очки, тетерев, качели, артист, бочка, ночь, ветка, дочка.

3. Произнеси чистоговорку шепотом и вполголоса.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча — нет у Танечки ключа. Чу-чу-чу, чу-чу-чу — дам я вам по куличу.

Занятие Ч-З

1. Упражнение «Кузнечик»: ч-ч-ч.

2. Запомни загадки, повтори.

У дома начинается, Что такое перед нами:

У дома и кончается. (Дорога.) Две оглобли за ушами,

Упадет — не плачет На глазах по колесу

Ножек нет, а скачет. (Мячик.) И седельце на носу? (Очки.)

3. Послушай и повтори рассказ (если есть в речи ребенка звуки л и р).

На даче

Летом Женя и Жанна жили на даче. Они любили пить чай с булочками и печеньями. Днем Женя и Жанна бежали на речку. Женя ловил удочкой и сачком рыбу, а Жанна играла с мячом и обручем.

Занятие Ч-4

1. Игра «У кого какая посуда?» (если в речи ребенка есть звуки л и рь).

У большой Гали есть стол и стул, а у маленькой Кати — столик и стульчик. У Гали тарелка, а у Кати.... У Гали ложка, а у Кати...

У Гали блюдце и чашка, а у Кати....

2. Послушай, запомни, повтори стихотворение.

Бычок

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу. Ох, доска кончается, сейчас я упаду.

А. Барто

3. Повтори стихотворение по частям.

Бычок

Принесли нам для бычка

Полведерка молочка.

Но бычок сказал нам: «Му-у-у!

Молочко мне ни к чему.

Я уже большой бычок,

Дайте мне травы пучок».

А. Береснев

Занятие Ч-5

(для тех детей, у кого в речи есть звуки лир)

Послушай и повтори стихотворения.

Наша Маша

Стала Маша подрастать. Надо дочку воспитать. Есть у Маши дочка — Ей скоро полгодочка.

А. Барто

Ежик

Дождик вылился из тучки, Вымыл ежику колючки. Еж доволен: сыт, умыт, На кроватке сладко спит. Г.Лагздынь

Песочная страна

Течет в стране песочной А справа возле речки, Песочная река, Где круче бережок,

Построен дом высотный Пекут в песочной печке Из желтого песка. Песочный пирожок.

Н. Дилакторская

Занятие Щ-1

1. Артикуляционная гимнастика для звука щ.

2. Повтори медленно и четко.

Ащ, ощ, ущ, ищ, ыщ; ощ, ущ, ищ, ыщ, ащ; ущ, ищ, ыщ, ащ, ощ; ищ, ыщ, ащ, ощ, ущ; ыщ, ащ, ощ, ущ, ищ.

3. Где слышишь звук щ! Щенок, клещи, овощ.

4. Закончи фразу.

Лучше, мама, не пищи, Я сегодня сбилась с ног,

Ты мне няньку... (поищи). У меня пропал... (щенок).

Занятие Щ-2

1. Упражнение «Змея шипит: щ-щ-щ».

2. Повтори медленно и четко.

Ща-що, щу-щи, що-щу, щи-ща, щу-щи, ща-що, щи-ща, що-щу.

3. Повтори чистоговорки.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща — Коля ходит без плаща. Щи-щи-щи, щи-щи-ши — ищем мы щавель на щи. Щи-щи-щи, щи-щи-щи — для ухи нужны лещи.

4. Закончи фразу.

На дверях висел замок, Как у нашей дочки

Взаперти сидел... (щенок). Розовые... (щечки).

Занятие Щ-3

(если в речи ребенк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.132 (0.012 с.)