Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал
Логопедический кабинет по площади и размещению должен соответствовать требованиям инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждений и Положению о детских садах для детей с недостатками развития. В оборудование логопедического кабинета должно входить: большое настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков); маленькие индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка; детские столы (не менее четырех) и стулья (6—10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам; большой рабочий стол для логопеда; шкафы для пособий и литературы; навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая — приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок); фланелеграф; магнитофон для записи речи детей. Кабинет логопеда должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы. Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение. 1. Пособия для обследования: слуха, интеллекта. 2. Пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики, неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций). 3. Пособия для обучения грамоте. Для обследования и развития речевых и неречевых процессов логопеду необходимо иметь в рабочем кабинете следующие учебные и наглядные пособия: Филичева Г. Б., Каше Г.А. Дидактический материал по исправлению недостатков речи. — М., 1989; Соловьева О. И. Альбом по развитию речи «Говори правильно». — М., 1975; Соколенке Н.И. «Посмотри и назови» — дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М., 1997; Третьякова Т. С. Играем и учимся. — М., 1991; Дурова Н.В. Ступеньки грамоты. — М., 1996; Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. — М., 1994; Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М., 1998. Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь разнообразные предметы, игрушки, дидактические игры. Представим примерный перечень пособий с указанием их назначения.
1. Для обследования и развития слуха: - набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, барабан, металлофон, свисток и др.); - поющие игрушки — петушок, птичка; - красивые яркие игрушки (кукла, мишка, машина, часы, зайка и др.). 2. Для обследования и развития интеллекта: - «почтовый ящик» — коробка с прорезями и набором геометрических фигур; - разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2, 3, 4, 6 частей; - игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов; - пирамидки из 4 — 8 колец; - набор матрешек и кубиков разной величины и цвета; - счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов: елочек, грибочков, шишек, счетных палочек); - изображение контуров предметов и их частей; - наборы карточек, помогающих выработать обобщающие понятия; - игра «Сравни и отличи»: наборы картинок типа «девочка — кукла», «самолет — птица»; - игра «Бывает — не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями — корова на дереве — в дупле и т.п. 3. Для обследования и развития фонематических процессов: «Что услышал, что увидел»: картинки-слова, близкие по звуковому составу: рак — лак — мак — бак; дом — ком — лом — сом; «Семафор» — набор предметных картинок, карточки-сигналы, которые дети показывают, услышав правильный вариант слова: «вакон» — «факон» — «вагом» — вагон; схема слова — бумажная полоска, разделенная на три части, обозначающие начало, середину и конец слова (для определения позиции звука в слове). 4. Для развития словаря: «Большие и маленькие» — набор картинок, игрушек, изображающих животных и их детенышей; «Что забыл нарисовать художник?» — набор картинок, изображающих предметы и части предметов; «Скатерть-самобранка» — набор предметных картинок с изображением различных продуктов питания; «Зоологическое лото» — картинки с изображением домашних, диких животных, животных жарких стран, Севера; «Наша квартира» — набор предметов кукольной мебели или соответствующие картинки; «Чудесный мешочек» — набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики, собранных в яркий матерчатый мешочек;
«Скажи наоборот» — набор картинок, к которым подбираются антонимы; «Что растет на грядке?» — муляжи или предметные картинки с изображением овощей; «Вкусный сок» — набор картинок, изображающих различные фрукты, картинка с изображением стакана с соком; «На воде, в воздухе, на суше» — картинки с изображением транспорта; «Наша семья» — изображение членов семьи, выполняющих различные действия: бабушка вяжет, мама варит обед и т.п.; «Кто как передвигается?» — набор картинок с изображением птиц, животных, насекомых; «Кто как голос подает?» — набор картинок с изображением птиц, животных; «Кто что делает?» — набор картинок с изображением людей разных профессий. 5. Для развития грамматического строя речи: «Как Вася одевался» — дидактическая кукла с предметами одежды, обуви, головных уборов в соответствии с сезонами или соответствующие картинки (употребление существительных в винительном падеже ед. и мн. числа); «Что с чем?» — картинки, изображающие предметы (например, ключ, замок, молоток, тарелка), необходимые в быту (употребление существительных в творительном и родительном падежах); «Что кому нужно?» — наборы картинок, изображающих людей разных профессий и орудия их труда (употребление существительных в дательном падеже); «Волшебный сундучок» — картинки с изображением одного, двух, пяти различных предметов (согласование существительных с числительными 1, 2, 5); «Исправь Незнайку» — набор опорных слов-карточек, картинки — символы предлогов (составление грамматически правильного предложения); im29«Кто чем питается?» — наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма (употребление существительных в творительном падеже); «Кто чем защищается?» — картинки, изображающие животных, птиц и части тела (употребление существительных в творительном падеже); «Кто у кого?» — картинки с изображением животных, птиц и их детенышей (употребление существительных в родительном падеже, составление сложносочиненных предложений); «Что из чего?» — набор картинок с изображением предметов без какой-либо детали (употребление существительных ед. и мн. числа в родительном падеже). 6. Для развития связной речи: - серии последовательных сюжетных картинок от простых по содержанию (2 — 3) до более сложных (3 — 5); - сюжетные картинки представляющие определенные лексические темы; - схемы для составления описательных рассказов; - опорные сигналы для рассказов; - атрибутика для драматизации диалогов. 7. Для формирования правильного произношения: - набор звуков-символов; - серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонематическим группам: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие, твердые и мягкие; - альбомы Н.И.Соколенко, А.И.Богомоловой, Н.В.Новоторцевой, Г. А. Каше, В. В.Коноваленко для формирования правильного звукопроизношения; - серии картинок С. С. Большаковой «Работа логопеда с дошкольниками» для отработки слоговой структуры слов. 8. Для развития дыхания и голоса: - набор вертушек, султанчиков; - набор искусственных цветов («Цветочный магазин»); - бумажные кораблики, емкость для воды («Кораблики»); - сложенные из бумаги легкие птички. 9. Для развития мелкой моторики:
- кнопочная мозаика; трафареты различной сложности; пирамидки; - пособие «Зашнуруй ботинок» — ботинок со шнуровкой; - пособие «Собери бусы» — набор больших деревянных бус с отверстиями для шнура, шнур; - пособие «Пришей пуговицу» — деревянные пуговицы больших размеров, набор шнурков разного цвета; - пособие «Запасы на зиму» — большие трафареты, изображающие ежа, белку, с отверстиями для продевания шнурков, набор мелких плоскостных предметов (грибы, шишки, яблоки, груши, орехи) с отверстиями для шнурков; - счетные палочки в пеналах (2 — 3 набора). 10. Для обучения грамоте: - азбуки, буквари по количеству детей; демонстрационная азбука; - кассы букв и слогов по количеству детей; наборы слоговых таблиц для чтения; набор карточек-слов; - пеналы со схемами слов и предложений; звуковые линейки; - «окошки» — ленты для чтения; набор фишек, карточек; набор ребусов, кроссвордов, шарад. 11. Для развития неречевых процессов: - развивающая игра Б.П.Никитина «Сложи квадрат»; - набор картинок для выделения четвертого лишнего; - набор картинок для выделения видовых и родовых понятий; - набор предметных картинок — отгадок к загадкам; - набор геометрических форм «Найди такую же фигуру»; - набор предметных, сюжетных картинок, отличающихся несколькими деталями «Найди отличия»; - набор сюжетных картинок с реальными и вымышленными ситуациями «Бывает — не бывает». Контрольные вопросы и задания 1.Назовите основные виды документации логопеда. 2.Перечислите документы, с которыми ребенок поступает в логопедическую группу. 3.Какие существуют виды планирования коррекционного обучения? 4.Представьте содержание календарного планирования на один день в группе для детей с ОНР. 5.Перечислите виды заданий, которые логопед должен включать в вечерние логопедические занятия воспитателя. 6.Назовите основные разделы программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. 7.Выделите основные задачи коррекционного обучения детей с ОНР 5 — 7 лет. 8.Перечислите оборудование логопедического кабинета. 9.Какой дидактический материал необходим для обследования и развития речи? 10.Приведите примеры дидактических пособий для развития неречевых процессов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.017 с.) |