Сказка Кати С. «Мальчик-огурчик». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказка Кати С. «Мальчик-огурчик».



Жили-были в одном царстве-государстве старик со старухой. И не было у них детей. Посадили они семена, и вырос у них мальчик-огурчик. Маленький, хорошенький, крепкий, умный.

Старик со старухой налюбоваться на внука не могли. Он им помогал по хозяйству и по дому.

Правил этим царством-государством царь-помидор. Злой, жадный и толстый. Понравился царю-помидору дом старика и старухи, и решил он его отнять у них. Послал он своего генерала-тыкву к старику и старухе. Выгнал генерал старика и старуху из дома.

Плачет старуха, плачет старик, а мальчик-огурчик говорит: «Не плачь, дед, не плачь, бабка, я вам построю другой дом».

Построил мальчик-огурчик новый дом, да еще лучше прежнего.

Увидел царь-помидор новый дом, разозлился, да и лопнул от злости. А старик со старухой и мальчиком-огурчиком стали жить-поживать, да добра наживать.

Сказка Вики Л. «Про морковку и лук».

Жили на грядке лук и морковка. Морковка выросла и стала хвастаться: «Я самая красивая, я самая вкусная, я самая полезная, а ты, лук, горький, пахучий, от тебя одни слезы». Лук обижался, но молчал.

Но вот однажды на грядку пришла прожорливая коза и решила съесть морковку. А лук тут как тут. Оторвал он от себя несколько перышков и дал их козе, а та заплакала и убежала прочь и больше не возвращалась.

И морковка так обрадовалась, обняла луковку и сказала: «Лучок, ты самый полезный и добрый, ты спас меня». С тех пор морковка дружит с луком.

Сказка Яны П. «Год зайца».

Жил-был зайка в лесу. Всех боялся: волка, медведя, лису и других хищников. Пришла зима, стали звери готовиться к встрече Нового года, выбирать елку, готовить подарки друг другу.

Прилетела сорока из города, новость принесла, что этот Новый год — год зайца. Задумались звери. Лиса вспомнила, что не раз обижала зайку, да и другие тоже обижали. Решили они исправиться, положили под елку подарки для зайки: лиса — капусту, волк — морковку, белка — орешки, медведь — свой любимый мед — и пригласили зайца. Все звери извинились перед ним, подарили подарки, стали водить хоровод вокруг елки и зайки. Заяц был счастлив, доволен, весел и больше никого не боялся.

Дед Мороз приехал поздравить всех зверей, подарил вкусные подарки. Очень обрадовался Дед Мороз, что звери в Новый год такие дружные, и пожелал им всегда быть такими хорошими и никогда больше не обижать зайку.

Сочинение сказок активизирует мышление, воображение, речевую деятельность детей, при этом реализуются художественно-образные впечатления, полученные в процессе подготовки к рассказыванию.

Другим видом работы является драматизация, инсценировка сочиненных сказок. Участие в инсценировке активизирует словарь детей по определенной теме, развивает творческую фантазию, при этом развивается просодическая сторона речи, раскрепощается личность ребенка, дети обогащаются эмоционально.

Разыгрывание сказки требует совместного творчества детей, иногда совместных действий со взрослыми, если дети затрудняются продолжить или закончить сюжет или переходят к шаблонным фразам, шаблонному использованию персонажей.

Приведем пример планирования работы по придумыванию сказки «Как зайчонок торопился на новогоднюю елку».

1. С воспитателем дети вспоминают, какие дикие животные водятся в наших лесах, составляют рассказы-описания лисы, зайца, волка, белки, лося с использованием глагольной лексики: подкрадывается, выслеживает, петляет, ломится через кусты, навострил уши и т.д.

Повторяется и необходимый для описания повадок, характера диких животных словарь прилагательных: юркая, проворная, неуклюжий, свирепый и т.д. Воспитатель использует загадки, пословицы, поговорки по данной теме, например:

Хозяин лесной

просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка.)

Колючий недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

(Еж.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(Лиса.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось.)

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный?

(Волк.)

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

У страха глаза велики.

Шила в мешке не утаишь.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга — ищи, а найдешь — береги. Трусливый, как заяц. Хитрый, как лиса. Свирепый, как волк. Маленький, да удаленький.

2.На следующий день на индивидуальных занятиях с логопедом дети пересказывают рассказ Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал» со зрительной опорой.

3.Во второй половине дня дети с воспитателем придумывают диалоги для действующих лиц этого рассказа, выясняют, что рассказ становится сказкой, стараются придумать для получившейся сказки зачин и концовку.

4.На следующем занятии дети придумывают сказку «Как зайчонок торопился на новогоднюю елку». Детям предлагается придумать, кто из действующих персонажей будет чинить препятствия зайчонку, кто будет ему помогать, как добро в конце концов победит зло, как зайчонок простит хитрого лисенка, свирепого волчонка и попросит Деда Мороза дать и им подарки и пригласить их в общий дружный хоровод.

5.Вечером или на занятии по изодеятельности дети иллюстрируют сказку своими рисунками.

6.Работа над сказкой завершается изготовлением книжки.

7.Дети получают задание рассказать сказку родителям, бабушке, дедушке, братьям, сестрам.

8.Сказку предлагается инсценировать.

9.Инсценировку сказки показывают детям младшей группы.

10. Сказка инсценируется с помощью кукол. Предложенная система работы над сказкой, придумывание продолжения сказки, использование рисунков, готового текста способствуют успешному формированию навыков самостоятельного рассказывания с элементами творчества.

Работа над сказкой продолжается дома — родители активно включаются в процесс, используя карточки-задания с текстами литературных произведений, что помогает закрепить изучаемый материал.

Данные приемы способствуют повышению уровня речевого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку как к учебному предмету. Речь детей становится более осознанной, более произвольной. У них появляется опыт сознательного анализа языкового материала, так как задания логопеда требуют не только наглядно-образного, но и словесно-логического мышления.

У детей закрепляются и становятся устойчивыми навыки самостоятельной работы. Они овладевают умением сравнивать и обобщать. Умеют вербализовать производимые учебные действия и отдельные виды деятельности в форме развернутых связных высказываний. В целом учебная деятельность детей становится осознанностью, мотивированностью и произвольностью. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, у них формируется готовность к социальному взаимодействию.

Контрольные опросы и задания

1.Какие принципы положены в основу коррекционной работы по развитию звуковой культуры речи и фонематического восприятия у детей с ОНР?

2.Перечислите основные задачи коррекционного обучения детей с ОНР (первый год обучения).

3.Выделите задачи первого периода индивидуальных занятий по произношению (первый год обучения).

4.Назовите последовательность, в которой рекомендуется давать специальные упражнения для развития слоговой структуры слова.

5.Определите задачи второго периода фронтальных занятий по произношению (первый год обучения).

6.Раскройте содержание коррекционной работы по формированию произношения в третьем периоде обучения (первый год).

7.Перечислите основные задачи по формированию произношения у детей с ОНР на втором году обучения.

8.Каковы основные направления работы по формированию произношения у детей с ОНР на втором году обучения?

9.Охарактеризуйте содержание первого периода коррекционной работы по развитию звуковой культуры речи и фонематического восприятия у детей с ОНР (второй год обучения).

10.Назовите четыре ступени подготовки детей к звуковому анализу слова.

11.Назовите три традиционно выделяемые формы нарушения в каждой группе звуков.

12.Какие нарушения произношения называются фонетическими?

13.Какие нарушения произношения называются фонематическими?

14.Дайте определение уровня неправильного произношения.

15.Перечислите этапы коррекционной работы по формированию произношения у детей.

16.Раскройте содержание работы подготовительного этапа по постановке звуков.

17.Какие методы и приемы используются при постановке звуков?

18.Назовите последовательность автоматизации отрабатываемого звука.

19.Кто создал научную основу звукового метода обучения грамоте?

20.В чем заключаются причины трудностей в овладении грамотой детей с ОНР?

21.Дайте определение готовности ребенка к обучению грамоте. Раскройте содержание звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте.

22.Осветите систему обучения грамоте дошкольников с ОНР.

23.Определите основные задачи коррекционной работы по развитию речи детей I уровня речевого развития.

24.Какова специфика работы по формированию речи у детей II уровня речевого развития?

25.Раскройте содержание коррекционной работы по развитию лексико-грамматических представлений у детей II уровня речевого развития.

26.Опишите систему работы по формированию связной речи.

27.Приведите примеры заданий по формированию навыка построения различных типов предложений, используя методические рекомендации Л.Н.Ефименковой.

28.Каким основным видам рассказывания обучают детей с ОНР?

29.Каковы приемы формирования умений составлять рассказы с элементами творчества?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.02 с.)