Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретические основы формирования грамматически правильной речи Грамматический строй речи 1. Морфология. а) Правильность употребления обиходных слов в речи2. Проверьте: – умение правильно употреблять несклоняемые имена существительные. Ипользуя словесное упражнение "Договори слово", предложите ребенку закончить предложение: "Маша любит играть на..." (показ картинки с изображением пианино). "У Вовы нет пуговиц на..." (Показ картинки с изображением пальто). "Вадик подошел к..." (Показ картинки с изображением метро), Проверьте правильность произношения слов "кофе", "какао", "кино". – умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа. Предложите в игровой форме ответить на вопрос: "Чего нет у Тани?" Воспитатель начинает фразу, а ребенок должен закончить ее. Например, "У Веры есть чулки, а у Тани нет...(чулок)". Ребенок повторяет свою вторую часть предложения. "У Миши есть полотенце, а у Тани нет... (полотенец). У Зины есть блюдца, а у Тани нет...(блюдец). У Пети есть простыни, а у Тани нет...(простынь)" и т.д. Или проведите игру "Чего не стало?". Слова для проверки: окно, дверь, стул, лампа, ручка, карандаш, чашка, кукла, медведь, стол. Отметьте, сколько из десяти предложенных слов ребенок назвал верно, в каких словах допустил ошибки. – умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными. Предложите ребенку назвать как можно больше слов при ответе на вопрос "Какое может быть ведро?" - "Большое, голубое, железное" и пр. Слова для проверки: яблоко, печенье, небо, варенье и др. – умение правильно употреблять разноспрягаемые глаголы. Предложите ребенку словесное упражнение "Докончи предложение": "Я хочу петь, а Миша и Таня...(хотят) петь. Я хочу учиться, а Миша и Таня...? Я хочу играть, а Миша и Таня...?" Используя картинки, предложите ответить на вопросы: "Что делает мальчик? – Бежит (картинки с изображением бегущего мальчика). Что делают дети? - Бегут". б) Словообразование. Проверьте: – умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов. Предложите ребенку ответить на вопросы: "Куда кладут хлеб? - В хлебницу. - Куда кладут салфетки? - В салфетницу. - Куда кладут конфеты? - В конфетницу. - Куда кладут салат? - В салатницу. - Куда кладут масло? - В масленку. - Куда кладут соль? - В солонку". Отметьте, знает ли ребенок, что слова образуются при помощи разных суффиксов. Предложите ему ответить на вопросы: "Как назвать человека, который играет на пианино? - Пианист. Как назвать человека, который катается на лыжах? - Лыжник. - Как назвать человека, который учит детей? - Учитель. - Как иначе можно назвать белого зайчика? - Беляк. - Как иначе можно назвать черного котенка? - Черныш". Отметьте, какие ошибки допускают дети. Предложите ребенку докончить такие фразы: "Ты говоришь громко, а Миша может говорить еще...(громче)"; "Осенью холодно, а зимой еще...(холоднее)"; "Сахар сладкий, а мед еще...(слаще)". Отметьте, как дети при помощи суффиксов образовывают прилагательные сравнительной степени. Покажите ребенку картинки и предложите ответить на вопросы: "Чей хвост? - Заячий. - Чья берлога? - Медвежья. - Чья нора? - Лисья". Отметьте, какие ошибки допускают дети при употреблении и образовании притяжательных прилагательных. – умение правильно образовывать слова при помощи окончаний. Покажите ребенку картинки с изображением предметов разной величины, высоты, ширины, например: два яблока, два дома, две ленты и предложите ответить на вопросы: "Это яблоко больше, чем это? (Показ картинки.) Какое это яблоко? - Большое. - А это? - Маленькое"; "Этот дом выше, чем этот. (Показ картинки) Какой этот дом? - Высокий. А этот ниже, какой он? - Низкий"; "Эта лента шире, чем эта? (Показ картинки) Какая эта лента? - Широкая. - А эта уже, какая она? - Узкая". Отметьте не только то, как дети образовывают слова при помощи окончаний, но и правильность согласования их в роде и числе. – умение правильно образовывать слова при помощи приставок. Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением мальчика, входящего и выходящего из дома, птицу влетающую и вылетающую из клетки, и предложите ответить на вопросы. "Что делает мальчик? - Входит в дом. Подходит к дому. Выходит из дома". "Что делает птица? - Влетает в клетку. Подлетает к клетке. Вылетает из клетки". – умение правильно образовывать слова при помощи приставки и суффикса. Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования таких слов: "Чтобы стакан было удобно держать его ставят куда? - В подстаканник". "Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают что? - Пододеяльник". "Гриб, который вырос под березой называют как? - Подберезовик. - А под осиной? - Подосиновик". – умение правильно образовывать слова путем словосложения. Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования сложных слов: "Если у куклы черные волосы, как ее можно назвать? - Черноволосая кукла". "Если у девочки голубые глаза. Как ее можно назвать иначе? - Голубоглазая девочка". "У куклы светлые волосы. Какая кукла? - Светловолосая".
2. Синтаксис. В процессе наблюдения за речью детей в быту и на занятиях (при составлении описательных рассказов, рассказов из личного опыта, по картине) отметьте, какими типами предложений они пользуются: простыми (распространенными, нераспространенными), сложными (сложносочиненными, сложноподчиненными); каково соотношение количества простых и сложных предложений. Отметьте количество слов, употребляемых ребенком в простых и сложных предложениях; за счет каких членов (дополнения, определения, обязательства, сказуемого и пр.) предложение распространяется. Отметьте правильность употребления союзов в сложных предложениях. Установите, умеет ли ребенок одну и ту же мысль выражать разными словами. Произнесите фразу и предложите сказать ее иначе, например: "Девочка играет с куклой, сидя на стуле. Как сказать по другому? - Девочка сидит на стуле и играет с куклой. Девочка, которая сидит на стуле, играет с куклой". Отметьте правильность построения предложений. При затруднениях предлагается образец. Задание дается в конце учебного года. Проанализируйте речь детей с точки зрения грамматически правильного употребления слов, умения от исходной формы образовывать новые слова, изменять их; с точки зрения правильности построения разных типов предложений, употребления союзов в сложных предложениях. Составьте схему, в которой отметьте, какие грамматические ошибки дети допускают в самостоятельной речи и сколько таких детей; отметьте умение детей правильно образовывать и изменять слова (умеют, испытывают трудности, не умеют), пользоваться в речи разными типами предложений.
Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада. Задачи: помочь детям практически освоить морфологическую систему языка (число, падеж), помочь в овладении синтаксической стороны русского языка, дать знания детям, о некоторых способах словообразования.
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Понятие "дидактическая игра", ее структура, особенности. Специальные игры и упражнения для усвоения детьми дошкольного возраста грамматических форм. Классификация грамматических игр. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их обучения. Дидактические игры используются в работе с детьми дошкольного возраста для решения многообразных речевых задач, в том числе и для формирования грамматического строя речи русского и белорусского языков. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты: - дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей; -игровые правила; - игровые действия; окончание игры, подведение итогов. Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи. Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы. Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей. Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями. Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера(с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные(построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать. Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей. С нарушениями в развитии речевой функции у детей приходится встречаться разным специалистам: логопедам, психологам, дефектологам, школьным педагогам, работникам дошкольных учреждений разного профиля. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общая недоразвитость речи (ОНР). Это состояние характеризуется общей несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Ее эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. Таким образом, успешность устранения проблем развития грамматического строя речи зависит от правильного выбора диагностической работы с детьми с ОНР (III уровень). При определении содержания психолого-педагогического обследования учитывают как общепринятые принципы всестороннего исследования речи детей, так и специфические. 1.Принцип комплексного изучения ребенка с речевой патологией позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. 2.Реализация этого принципа осуществляют в трех направлениях: а) анализ первичной документации, касающейся условий воспитания ребенка в семье и детском саду, раннего его речевого и психического развития; изучение медицинской документации, в которой отражены данные о состоянии нервной системы детей с общим недоразвитием речи, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуха, получаемом лечении и его эффективности; б) психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста, проводимое с помощью широко известных экспериментальных методик, а также с применением модифицированной для дошкольного возраста нейропсихологической методики; в) подробное логопедическое обследование, предусматривающее выявление навыков связной речи, объема пассивного и активного словаря, правильности грамматического оформления речи, степени сформированности фонетико-фонематических компонентов языка.
II. Принцип учета возрастных особенностей детей. Этот принцип ориентирует на подбор лексического материала, методов и организации форм обследования в зависимости от возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Широко используют игровые ситуации, индивидуальные, малогрупповые и фронтальные формы обследования, педагогическое наблюдение за речевой активностью детей во время игр, прогулок и других режимных моментов. III. Принцип динамического изучения детей с общим недоразвитием речи позволяет оценить тенденции нарушения речевого развития у детей с разной степенью выраженности патологии и возможности компенсации у детей с разным уровнем речевого недоразвития. IV. Принцип качественного анализа результатов изучения ребенка с речевыми нарушениями является определяющим для выявления характера речевых нарушений у детей разных групп, что дало возможность определить основные направления коррекционной работы для устранения пробелов в речевом развитии детей. Перечисленные принципы педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений являются научной основой и способствуют выбору наиболее оптимальных диагностических коррекционно-образовательных путей. К диагностическим и коррекционным методикам предъявляются пребывания: материал и условия выполнения подбираются опираясь на максимальную доступность для детей по всем параметрам; в методики включается серия однотипных заданий, что исключает влияние случайных причин. М.А.Поваляева предлагает диагностику развития грамматического строя речи, целью которой ставит выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений. Задание 1. Понимание грамматических структур. Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик. Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком и т.д.). Всего предлагается 10 предложений для понимания. Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции или ориентируются на последовательность названия понятий. (верные результаты - 1 балл, неверные - 0 баллов). Высшая оценка 10 баллов. Задание 2: Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных. Материалы: 10 картинок с изображением животных и их детенышей. Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?» необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей. (У лисы - лисята, у лисы много лисят, и др.). Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм - 2 балла; 1 балл - незначительное отклонение от нормы; 0 баллов - неверные ответы. Задание 3. Конструирование предложений Ребенку предлагаются три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.). Высшая оценка 10 баллов, 2 балла - предложения сконструированы правильно; 1 балл - есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов - не все слова использованы, есть нарушения правил. Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка - 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов - среднему, менее 32 баллов - низкому уровню (Поваляева М.М.,2003) Г.А.Волкова считает, что исследования грамматического строя речи следует начинать с исследования способностей словоизменения: 1. Изменения слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет …. Я протягиваю руку к ….. Я беру в руки …. Я рисую … Я мечтаю о красном …. 2. Преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа вомножественное. Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один или несколько предметов: стол - столы ухо - уши лист - листья пень - пни кукла - куклы
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.180 (0.01 с.) |