Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.



Теоретические основы формирования грамматически правильной речи

Грамматический строй речи

1. Морфология.

а) Правильность употребления обиходных слов в речи2. Про­верьте:

– умение правильно употреблять несклоняемые имена существи­тельные.

Ипользуя словесное упражнение "Договори слово", предложите ребенку закончить предложение: "Маша любит играть на ..." (показ картинки с изображением пианино).

"У Вовы нет пуговиц на ..." (Показ картинки с изображением пальто).

"Вадик подошел к ..." (Показ картинки с изображением метро),

Проверьте правильность произношения слов "кофе", "какао", "кино".

– умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа.

Предложите в игровой форме ответить на вопрос: "Чего нет у Тани?" Воспитатель начинает фразу, а ребенок должен закончить ее. Например, "У Веры есть чулки, а у Тани нет ...(чулок)". Ре­бенок повторяет свою вторую часть предложения. "У Миши есть по­лотенце, а у Тани нет ... (полотенец). У Зины есть блюдца, а у Тани нет ...(блюдец). У Пети есть простыни, а у Тани нет ...(простынь)" и т.д. Или проведите игру "Чего не стало?". Слова для проверки: окно, дверь, стул, лампа, ручка, карандаш, чашка, кукла, медведь, стол. Отметьте, сколько из десяти предложенных слов ребенок назвал верно, в каких словах допустил ошибки.

– умение правильно согласовывать существительные среднего рода с прилагательными.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов при ответе на вопрос "Какое может быть ведро?" - "Большое, голубое, желез­ное" и пр.

Слова для проверки: яблоко, печенье, небо, варенье и др.

– умение правильно употреблять разноспрягаемые глаголы.

Предложите ребенку словесное упражнение "Докончи предложе­ние": "Я хочу петь, а Миша и Таня ...(хотят) петь. Я хочу учить­ся, а Миша и Таня ...? Я хочу играть, а Миша и Таня ...?"

Используя картинки, предложите ответить на вопросы: "Что делает мальчик? – Бежит (картинки с изображением бегущего мальчи­ка) . Что делают дети? - Бегут".

б) Словообразование. Проверьте:

– умение правильно образовывать слова при помощи суффиксов.

Предложите ребенку ответить на вопросы: "Куда кладут хлеб? - В хлебницу. - Куда кладут салфетки? - В салфетницу. - Куда кладут конфеты? - В конфетницу. - Куда кладут салат? - В салат­ницу. - Куда кладут масло? - В масленку. - Куда кладут соль? - В солонку".

Отметьте, знает ли ребенок, что слова образуются при помощи разных суффиксов. Предложите ему ответить на вопросы: "Как наз­вать человека, который играет на пианино? - Пианист. Как назвать человека, который катается на лыжах? - Лыжник. - Как назвать че­ловека, который учит детей? - Учитель. - Как иначе можно назвать белого зайчика? - Беляк. - Как иначе можно назвать черного ко­тенка? - Черныш".

Отметьте, какие ошибки допускают дети.

Предложите ребенку докончить такие фразы: "Ты говоришь громко, а Миша может говорить еще ...(громче)"; "Осенью холодно, а зимой еще ...(холоднее)"; "Сахар сладкий, а мед еще ...(сла­ще)".

Отметьте, как дети при помощи суффиксов образовывают прила­гательные сравнительной степени.

Покажите ребенку картинки и предложите ответить на вопросы: "Чей хвост? - Заячий. - Чья берлога? - Медвежья. - Чья нора? - Лисья".

Отметьте, какие ошибки допускают дети при употреблении и образовании притяжательных прилагательных.

– умение правильно образовывать слова при помощи окончаний.

Покажите ребенку картинки с изображением предметов разной величины, высоты, ширины, например: два яблока, два дома, две ленты и предложите ответить на вопросы: "Это яблоко больше, чем это? (Показ картинки.) Какое это яблоко? - Большое. - А это? - Маленькое"; "Этот дом выше, чем этот. (Показ картинки) Какой этот дом? - Высокий. А этот ниже, какой он? - Низкий"; "Эта лен­та шире, чем эта? (Показ картинки) Какая эта лента? - Широкая. - А эта уже, какая она? - Узкая".

Отметьте не только то, как дети образовывают слова при по­мощи окончаний, но и правильность согласования их в роде и числе.

– умение правильно образовывать слова при помощи приставок.

Предложите ребенку рассмотреть картинки с изображением мальчика, входящего и выходящего из дома, птицу влетающую и вы­летающую из клетки, и предложите ответить на вопросы.

"Что делает мальчик? - Входит в дом. Подходит к дому. Выхо­дит из дома".

"Что делает птица? - Влетает в клетку. Подлетает к клетке. Вылетает из клетки".

– умение правильно образовывать слова при помощи приставки и суффикса.

Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования таких слов: "Чтобы стакан было удобно дер­жать его ставят куда? - В подстаканник".

"Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают что? - Пододе­яльник".

"Гриб, который вырос под березой называют как? - Подберезо­вик. - А под осиной? - Подосиновик".

– умение правильно образовывать слова путем словосложения.

Предложите ребенку ответить на вопросы, предварительно дав образец образования сложных слов:

"Если у куклы черные волосы, как ее можно назвать? - Черно­волосая кукла".

"Если у девочки голубые глаза. Как ее можно назвать иначе? - Голубоглазая девочка".

"У куклы светлые волосы. Какая кукла? - Светловолосая".

 

2. Синтаксис.

В процессе наблюдения за речью детей в быту и на занятиях (при составлении описательных рассказов, рассказов из личного опыта, по картине) отметьте, какими типами предложений они поль­зуются: простыми (распространенными, нераспространенными), слож­ными (сложносочиненными, сложноподчиненными); каково соотношение количества простых и сложных предложений. Отметьте количество слов, употребляемых ребенком в простых и сложных предложениях; за счет каких членов (дополнения, определения, обязательства, сказуемого и пр.) предложение распространяется. Отметьте пра­вильность употребления союзов в сложных предложениях.

Установите, умеет ли ребенок одну и ту же мысль выражать разными словами. Произнесите фразу и предложите сказать ее ина­че, например: "Девочка играет с куклой, сидя на стуле. Как ска­зать по другому? - Девочка сидит на стуле и играет с куклой. Де­вочка, которая сидит на стуле, играет с куклой".

Отметьте правильность построения предложений. При затрудне­ниях предлагается образец. Задание дается в конце учебного года.

Проанализируйте речь детей с точки зрения грамматически правильного употребления слов, умения от исходной формы образо­вывать новые слова, изменять их; с точки зрения правильности построения разных типов предложений, употребления союзов в слож­ных предложениях. Составьте схему, в которой отметьте, какие грамматические ошибки дети допускают в самостоятельной речи и сколько таких детей; отметьте умение детей правильно образовы­вать и изменять слова (умеют, испытывают трудности, не умеют), пользоваться в речи разными типами предложений.

 

 

 

Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в разных возрастных группах детского сада.

Задачи: помочь детям практически освоить морфологическую систему языка (число, падеж), помочь в овладении синтаксической стороны русского языка, дать знания детям, о некоторых способах словообразования.

 

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Раздел грамматики Возраст детей
3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
Морфология Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за. Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные. Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существитель-ными.
Словообразование Употребляют существительные в форме ед., мн. ч., существительные, обозначающие животных и их детенышей, форму мн.ч. существительных в род. п. (ленточек) Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют эти существительные в им., род. п. (котята - котят), правильно используют форму мн.ч. род.п. существительных (яблок). Образуют форму мн. ч. существительных обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу) Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова
Синтаксис Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении. Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью. Используют предложения разных видов.

 

Понятие "дидактическая игра", ее структура, особенности. Специальные игры и упражнения для усвоения детьми дошкольного возраста грамматических форм. Классификация грамматических игр.

Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их обучения. Дидактические игры используются в работе с детьми дошкольного возраста для решения многообразных речевых задач, в том числе и для формирования грамматического строя речи русского и белорусского языков. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Большинство исследователей выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

- дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;

-игровые правила;

- игровые действия;

окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляя их внимание на выполнение конкретной задачи.

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Подведение итогов проводится сразу по ее окончанию. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи, в зависимости от возраста детей.

Работа по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста осуществляется во всех возрастных группах с использованием дидактических игр и упражнений. Содержание игр определяется возрастом детей и программными требованиями.

Игры могут быть предметные и словесные. Игры предметного характера( с использованием игрушек, предметов и картинок) в большинстве используются в младшем и среднем дошкольном возрасте, словесные( построены на словах и действиях играющих) игры чаще используются педагогом в старшем дошкольном возрасте. Обязательное требование к наглядному материалу: он должен быть знаком детям, оформлен эстетически, вызывать конкретные образы, будить мысль. Перед игрой игрушки рассматриваются, словарь детей активизируется за счет названий цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ним совершать.

Диагностическое исследование развития грамматического строя речи детей.

С нарушениями в развитии речевой функции у детей приходится встречаться разным специалистам: логопедам, психологам, дефектологам, школьным педагогам, работникам дошкольных учреждений разного профиля. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является общая недоразвитость речи (ОНР). Это состояние характеризуется общей несформированностью всех компонентов речевой системы, носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы. Ее эффективность зависит от умения правильно оценить структуру дефекта и степень выраженности нарушений входящих в нее компонентов. Таким образом, успешность устранения проблем развития грамматического строя речи зависит от правильного выбора диагностической работы с детьми с ОНР (III уровень).

При определении содержания психолого-педагогического обследования учитывают как общепринятые принципы всестороннего исследования речи детей, так и специфические.

1.Принцип комплексного изучения ребенка с речевой патологией позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития.

2.Реализация этого принципа осуществляют в трех направлениях:

а) анализ первичной документации, касающейся условий воспитания ребенка в семье и детском саду, раннего его речевого и психического развития; изучение медицинской документации, в которой отражены данные о состоянии нервной системы детей с общим недоразвитием речи, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуха, получаемом лечении и его эффективности;

б) психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста, проводимое с помощью широко известных экспериментальных методик, а также с применением модифицированной для дошкольного возраста нейропсихологической методики;

в) подробное логопедическое обследование, предусматривающее выявление навыков связной речи, объема пассивного и активного словаря, правильности грамматического оформления речи, степени сформированности фонетико-фонематических компонентов языка.

 

 

II. Принцип учета возрастных особенностей детей.

Этот принцип ориентирует на подбор лексического материала, методов и организации форм обследования в зависимости от возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Широко используют игровые ситуации, индивидуальные, малогрупповые и фронтальные формы обследования, педагогическое наблюдение за речевой активностью детей во время игр, прогулок и других режимных моментов.

III. Принцип динамического изучения детей с общим недоразвитием речи позволяет оценить тенденции нарушения речевого развития у детей с разной степенью выраженности патологии и возможности компенсации у детей с разным уровнем речевого недоразвития.

IV. Принцип качественного анализа результатов изучения ребенка с речевыми нарушениями является определяющим для выявления характера речевых нарушений у детей разных групп, что дало возможность определить основные направления коррекционной работы для устранения пробелов в речевом развитии детей.

Перечисленные принципы педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений являются научной основой и способствуют выбору наиболее оптимальных диагностических коррекционно-образовательных путей.

К диагностическим и коррекционным методикам предъявляются пребывания: материал и условия выполнения подбираются опираясь на максимальную доступность для детей по всем параметрам; в методики включается серия однотипных заданий, что исключает влияние случайных причин.

М.А.Поваляева предлагает диагностику развития грамматического строя речи, целью которой ставит выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.

С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.

Задание 1. Понимание грамматических структур.

Материал: 4 куклы, 10 фигурок животных, 1 кубик.

Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек (Например: уложи маленького ребенка спать; кошка поймана мальчиком и т.д.). Всего предлагается 10 предложений для понимания.

Задания выявляют, интерпретируют ли дети предложения исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции или ориентируются на последовательность названия понятий. (верные результаты - 1 балл, неверные - 0 баллов). Высшая оценка 10 баллов.

Задание 2: Образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных.

Материалы: 10 картинок с изображением животных и их детенышей.

Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?» необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей. (У лисы - лисята, у лисы много лисят, и др.).

Высшая оценка 20 баллов. Безошибочное употребление обеих форм - 2 балла; 1 балл - незначительное отклонение от нормы; 0 баллов - неверные ответы.

Задание 3. Конструирование предложений

Ребенку предлагаются три слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов (Например: дети, гулять, парк, аквариум, рыбка, плавать и др.). Высшая оценка 10 баллов, 2 балла - предложения сконструированы правильно; 1 балл - есть незначительные отклонения от правил; 0 баллов - не все слова использованы, есть нарушения правил.

Результаты выполнения заданий фиксируются и подвергаются анализу. После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка - 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов - среднему, менее 32 баллов - низкому уровню (Поваляева М.М.,2003)

Г.А.Волкова считает, что исследования грамматического строя речи следует начинать с исследования способностей словоизменения:

1. Изменения слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет …. Я протягиваю руку к ….. Я беру в руки …. Я рисую … Я мечтаю о красном ….

2. Преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа вомножественное.

Логопед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один или несколько предметов:

стол - столы

ухо - уши

лист - листья

пень - пни

кукла - куклы



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 1858; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.191.202 (0.014 с.)