Дидактические игры на совершенствование синтаксической стороны речи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические игры на совершенствование синтаксической стороны речи.



«Скажи по-другому»

Цель:упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.

Ход игры:

Воспитатель называет детям предложение, например: «В лесу мы увидели расцветшую черемуху», - и предлагает сказать по-другому. Возможные ответы детей:

- В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела.

- В лесу мы увидели цветущую черемуху.

Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие название зверей, которых дети видели в лесу или зоопарке.

- В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.

- В лесу мы видели белку, она прыгала с ветки на ветку.

- В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.

«Светофор»

Цель:В доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений, помочь им соотносить слова в предложении с демонстрируемыми игрушками и действиями, побуждать ребят к самостоятельному обороту отбору словесного материала для включения его в предложение.

Наглядный материал: транспорт – игрушки, настольный светофор.

Ход игры:

Воспитатель создает на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрестке по сигналу светофора. Когда на светофоре «загорается» красный свет, воспитатель говорит: «На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились». «Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился». «Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают предложения, практически осваивая эти конструкции.

Воспитатель показывает новый эпизод: на светофоре зеленый свет. Задает детям вопрос: «О чем и как вы скажете?» Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям.

«Телефон»

Цель:Совершенствовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения.

Ход игры:

Дети друг другу говорят что- то, спрашивают о чем-то, а потом о сказанном составляют предложения:

- Петя сказал, что сегодня плохая погода.

- Ирина попросила, чтобы я дал ей краски.

- Толя ответил, что у него нет книги.

«Скажите правильно»

Цель:учить детей на слух определять правильно составленные предложения.

Ход игры:

Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу:

- Кате подарили книгу, потому что у нее был день рождения, потому что у нее был день рождения.

- У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу.

- Взошло солнце, потому что стало тепло.

- Стало тепло, потому что взошло солнце.

- Грачи прилетели, потому что пришла весна.

- Пришла весна, потому что прилетели грачи.

- Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий.

- День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

«Наоборот»

Цель:Учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет.

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры:

Воспитатель создает игровую ситуацию, изображает сюжет на магнитофоне. (Белка везёт на санках матрешек. Матрёшки везут белку.). И дает образец высказывания:

- Сначала белка везла на санках матрешек, а потом матрешки катали на санках белку.

- После того как белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её.

- Когда белка покатала матрешек на санках, матрешки стали катать её.

Затем предлагают детям новый сюжет (Медведь везет на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку. Кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя.).

Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя.

«На остановке»

Цель:упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

Наглядный материал:на столе педагога размещается транспорт (троллейбус, автобус, трамвай); остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная); несколько кукол.

Ход игры:

Воспитатель на примере поясняет детям, о чем и как следует говорить: «На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе- до кукольного театра. Снегурочке захотелось съездить на каток, а Буратино – в кукольный театр. Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?» (Кукол расставляет на названных остановках.)

Образец ответа:«Снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришел на автобусную остановку, так как автобус довезет его до кукольного театра».

Вопросы детям:

- Почему же Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?

Дети проговаривают предложение по образцу воспитателя.

«Дополни предложение»

Цель:Упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причинами.

Ход игры:

Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа:

- Мы поливаем цветы на клумбах, потому что… (для их роста нужна влага).

- Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что… (на улице зима).

- Деревья и кусты покрылись инеем, потому что… (стало холодно).

- На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… (наступила поздняя осень).

- Мы пришли на участок с лопатами для того, чтобы….

- Коля взял игрушку для того, чтобы…. И так далее.

Дидактические игры по словообразованию

 

«Чей голос».

Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных.

Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок,

корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок.

Ход игры:

В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.

 

«Большое и маленькое».

Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных с помощью суффиксов –чик, -ик.

Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов

(стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.).

Ход игры:

Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких

предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать

суффиксы в названии маленьких предметов.

 

 

«Назови меня ласково».

Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы

существительных, называть предметы, животных ласково.

Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж.

Ход игры:

Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).

 

 

«Магазин одежды».

Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от

существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет.

Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые.

Ход игры:

Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).

 

 

«Что из чего, какое?».

Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны,

образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов.

Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол,

кровать, стакан, банка, ложка и т. д.)

Ход игры:

Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».

 

«Угадай-ка».

Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в

единственном и множественном числе.

Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр –

тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята).

Ход игры:

Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается

картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а

кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один

тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем» (тигрята).

 

«День рожденья Пуха».

Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их

детенышей, использовать эти слова в речи.

Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со

слонятами, лиса с лисятами и т. д.

Ход игры:

Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами, (детям предлагается назвать детенышей свиньи, поросятами)». Мамы сели за стол пить

чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок

Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.011 с.)