Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактические игры на совершенствование синтаксической стороны речи.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Скажи по-другому» Цель: упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями. Ход игры: Воспитатель называет детям предложение, например: «В лесу мы увидели расцветшую черемуху», - и предлагает сказать по-другому. Возможные ответы детей: - В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела. - В лесу мы увидели цветущую черемуху. Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие название зверей, которых дети видели в лесу или зоопарке. - В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку. - В лесу мы видели белку, она прыгала с ветки на ветку. - В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку. «Светофор» Цель: В доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений, помочь им соотносить слова в предложении с демонстрируемыми игрушками и действиями, побуждать ребят к самостоятельному обороту отбору словесного материала для включения его в предложение. Наглядный материал: транспорт – игрушки, настольный светофор. Ход игры: Воспитатель создает на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрестке по сигналу светофора. Когда на светофоре «загорается» красный свет, воспитатель говорит: «На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились». «Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился». «Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают предложения, практически осваивая эти конструкции. Воспитатель показывает новый эпизод: на светофоре зеленый свет. Задает детям вопрос: «О чем и как вы скажете?» Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям. «Телефон» Цель: Совершенствовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения. Ход игры: Дети друг другу говорят что- то, спрашивают о чем-то, а потом о сказанном составляют предложения: - Петя сказал, что сегодня плохая погода. - Ирина попросила, чтобы я дал ей краски. - Толя ответил, что у него нет книги. «Скажите правильно» Цель: учить детей на слух определять правильно составленные предложения. Ход игры: Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу: - Кате подарили книгу, потому что у нее был день рождения, потому что у нее был день рождения. - У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу. - Взошло солнце, потому что стало тепло. - Стало тепло, потому что взошло солнце. - Грачи прилетели, потому что пришла весна. - Пришла весна, потому что прилетели грачи. - Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий. - День был жаркий, потому что ребята пошли купаться. «Наоборот» Цель: Учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет. Наглядный материал: игрушки. Ход игры: Воспитатель создает игровую ситуацию, изображает сюжет на магнитофоне. (Белка везёт на санках матрешек. Матрёшки везут белку.). И дает образец высказывания: - Сначала белка везла на санках матрешек, а потом матрешки катали на санках белку. - После того как белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её. - Когда белка покатала матрешек на санках, матрешки стали катать её. Затем предлагают детям новый сюжет (Медведь везет на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку. Кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя.). Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя. «На остановке» Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины. Наглядный материал: на столе педагога размещается транспорт (троллейбус, автобус, трамвай); остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная); несколько кукол. Ход игры: Воспитатель на примере поясняет детям, о чем и как следует говорить: «На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе- до кукольного театра. Снегурочке захотелось съездить на каток, а Буратино – в кукольный театр. Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?» (Кукол расставляет на названных остановках.) Образец ответа: «Снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришел на автобусную остановку, так как автобус довезет его до кукольного театра». Вопросы детям: - Почему же Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную? Дети проговаривают предложение по образцу воспитателя. «Дополни предложение» Цель: Упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причинами. Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа: - Мы поливаем цветы на клумбах, потому что… (для их роста нужна влага). - Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что… (на улице зима). - Деревья и кусты покрылись инеем, потому что… (стало холодно). - На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… (наступила поздняя осень). - Мы пришли на участок с лопатами для того, чтобы…. - Коля взял игрушку для того, чтобы…. И так далее. Дидактические игры по словообразованию
«Чей голос». Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных. Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок. Ход игры: В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.
«Большое и маленькое». Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных с помощью суффиксов –чик, -ик. Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.). Ход игры: Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов.
«Назови меня ласково». Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, называть предметы, животных ласково. Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж. Ход игры: Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
«Магазин одежды». Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет. Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые. Ход игры: Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
«Что из чего, какое?». Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов. Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.) Ход игры: Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».
«Угадай-ка». Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе. Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята). Ход игры: Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра?» (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем» (тигрята).
«День рожденья Пуха». Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи. Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д. Ход игры: Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами, (детям предлагается назвать детенышей свиньи, поросятами)». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 2925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.008 с.) |