Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессионально важные качества. Профессиограмма.

Поиск

Профессионально важные качества (ПВК) — это индивидуальные свойства человека, которые необходимы и достаточны для его реализации на нормативно заданном уровне и коррелируют хотя бы с одним основным результативным параметром (качеством, производительностью, надежностью). В функции профессионально-важных могут выступать не только собственно психические, но и внепсихические свойства субъекта — соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др. Например, элементарная «физическая сила и выносливость» — ярко выраженное ПВК многих видов деятельности.

Доказано, что для многих видов профессиональной деятельности необходимо различать те индивидуальные качества, которые «отвечают» за ее собственно исполнительскую часть, и те, которые необходимы для восприятия — приема профессионально-значимой информации.

Последние годы стало популярным составление профессиограм, которые учащиеся выполняют творчески, но все же по определенной структуре.

Профессиограмма - это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функ­ции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).

Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа (рис. 7.5.).

Рис. 7.5. Профессиограмма современного учителя

Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров следует отнести к началу ХХ века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.

Автор учебного пособия по управлению карьерой С.И.Сотникова считает,

профессиограмма должна иметь следующую структуру:

1. Общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности).

2. Подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста).

3. Типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей).

4. Санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда).

5. Медицинские противопоказания.

6. Квалификационный профиль

(общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности).

В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет (рис. 7 6.).

Рис.7.6. Примерная схема профессиограммы

Творческое задание

Предлагаем изучить профессиограмму торгового представителя и назвать ПВК необходимые только для этой профессии и универсальные профессионально важные качества.

ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

Содержание и основные операции (действия)

Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами (рис. 7.7.). Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной работе.

                                                                            

 

Рис. 7.7. Торговый представитель

Условия и характер труда

Работа строится по территориальному признаку, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.

Критерии эффективности:

1. Объем продаж

2. Отсутствие жалоб клиентов

3. Минимизация клиентов-должников

4. Максимальный охват всех торговых точек, имеющихся в районе

Знания

Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения клиентов, культура ведения переговоров на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах и услугах фирмы.

Умения и навыки

Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.

Интересы и склонности

Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.

Профессионально важные качества

Коммуникабельность, стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция (рис. 7.8.).

Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.

Медицинские противопоказания

Полиартрит, ревматизм, нарушение слуха, зрения, речи, невротические нарушения, атеросклероз, сильные внешние дефекты.

Рис. 7.8. Профессионально важные качества

Практическая работа «МОЯ ПРОФЕССИОГРАММА» Цель: научиться составлять профессиограмму своей будущей профессии. Задачи: 1. Изучи профессиограммы своих сверстников, предложенные учителем; 2. Сравни професссиограммы сверстников с профессиограммой торгового представителя, наведенной выше; 3. Составь профессиограмму своей будущей профессии; 4. Творчески оформи свою профессиограмму.  

 


Проверь себя

1. Что такое профессиограмма?

2. Какие качества называют ПВК?

3. Какие качества ты наибольше ценишь в профессии?

 

Творческое задание

Угадай о каких профессиях идет речь:

Ø? – гуманность, тактичность, интуиция, ответственность, точность собранность, сила воли, милосердие, жизнерадостность..

Ø? – честность, порядочность, эрудированность, знание законов, непредвзятость, информированность.

Ø? – терпение, собранность, информированность, коммуникабельность, точность, порядочность, тактичность.

Ø? – любовь к детям, гуманность, образованность, терпение, находчивость, эрудированность, коммуникабельность.

Подсказки: врач, юрист, экономист, учитель
.


При составлении учебника использована следующая литература и интернет источники:

1. Алгинин Б.Е. Кружок электронной автоматики: Пособие для руководителей кружков:М.:Просвещение, 1990. 

2. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии 8класс: Пособие для учителей и учащихся.М.: Школьная пресса 2005.

3. Богатырев А.Н. Электрорадиотехника: учебник для учащихся 8-9классов общеобразовательных учреждений-М.: Просвещение, 1996. 

4. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта.– [Текст]: М., 2003.

5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского

6. Газарян Спартак Суренович. Ты выбираешь профессию. - 2-6 изд., дораб. и доп. - М.:Мол.Гвардия, 1985 г.

7. Голуб Г.Б. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» – [Текст]: Самара, 2003.

8. Довгопол И.И., Иванова Т.А. – современные образовательные и педаг. технологии. – С.,мсп «Ната» 2006.

9. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988.

10.  Жураковская В.М., Симоненко В.Д. Десять творческих проектов для учащихся 7-9 классов,-Брянск: НИЦ "Октид" 1997.

11.  Ильин Е. П. Мотивация и мотивы — СПб: Издательство «Питер», 2000.

12.  Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991.

13.  Коноплева Н.П Секреты домашнего хозяйства: Книга для учащихся.-М.: Просвещение, 1997.

14. Кручинина Т.Г. Проектнаядеятельность. – Вестник НЛМ Международногодетского центра «Артек».-1998.-№1.

15. Левитес Д.Г. практика обучения: современныеобразовательные технологи. - М.; Воронеж, 1998.

16.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.Е.С.Полат. – М., 1999.

17.  Онищук В.А. Урок в современной школе - М., 2002.

18.  Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.

19.  Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.– [Текст]: М., 2003.

20.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2000.

21.  Практико - ориентированные проекты. Технология. 7-11классы /авт. - сост. В.П. Боровых. – Волгоград: Учитель, 2009.

22.  Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. по­собие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

23.  Селевко Г.К. Современныеобразовательные технологи.- М., 1998.

24.  Технология:8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-2-е издание, переработанное./(Б.А.Гончаров, Е.В.Елисеева и др.); под редакцией В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Граф,2011.-208с.:ил.

25. Технология. Обслуживающий труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 3-е издание, переработанное./(Н.В.Синица, О.В.Табурчак и др.); под редакцией В.Д.Симоненко.-М.:Вентана-Граф,2013.-176с.:ил.

26.  Трудовое обучение: 5-8 кл.: девочки: программа для общеобразоват. организаций / сост. Скляр В.Ф., Беликова И.Г., Денисенко А.Н., Козлова Е.М., Саяпина Т.А., Колисниченко В.Н., Лошак Л.В., Федюнина Е.А., Чишко П.Н., Золотая Л.В., Сиваченко Н.М., Болотина Е.С., Мальцева А.В., Живагина Л.В., Фоменко А.А. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2017. – 28 с.

 

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

1. http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2016/05/07/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-trudovogo

2. http://trudovik18.at.ua/index/idei_dlja_proektov/0

3. http://studbooks.net/1275927/pedagogika/metodicheskie_osobennosti_proektno_tvorcheskoy_deyatelnosti_urokah_trudovogo_obucheniya_uchaschihsya_nachalnoy

4. http://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vitalevna-agibalova/konspekt-uroka-tehnologi-v-8-klase-devochki-interer-zhilogo-doma.html

5. http://www.openclass.ru/node/167884

6. https://videouroki.net/razrabotki/obobshchenie-opyta-uchitelya-tekhnologii-po-teme-ispolzovanie-metoda-proektov-na-urokakh-tekhnologii.html

7. http://edufuture.biz/index.php?title=Электротехнические_работы_в_быту

8. https://www.google.com.ua/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%

9. https://www.slideshare.net/Olga-st/ss-46887303 http://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/kantstovaryi/istoriya-karandasha.html

10. http://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/kantstovaryi/istoriya-lastika.html

11. https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-izgotovlenie-izdeliya-iz-drevesini-1449863.html



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.141.69 (0.008 с.)