Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гражданская правоспособность государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Принципы участия государства и Украинского народа в гражданских правоотношениях определены в Конституции Украины — Основном законе государства. Государство может иметь личные неимущественные права, но лишь те, которые не противоречат его сущности, как социально-публичного образования, субъекта публичного права. Государство является субъектом имущественных отношений. В частности, оно может быть собственником имущества, которое находится в государственной собственности. Субъектом права общегосударственной собственности является государство в лице Верховной Рады Украины (ст. 32 Закона Украины «О собственности»). Законом (ст. 13 Конституции Украины) закреплено признание существования специфического субъекта отношений собственности — Украинского народа, имеющего исключительное право собственности на отдельные виды имущества, обеспечивающие существование государства и народа как такового, национальную безопасность и территориальную неприкосновенность государства. Государство также может быть субъектом общей собственности с участием других участников гражданских правоотношений. Государство может быть участником обязательственных отношений. Например, оно может быть участником договора поставки для государственных нужд, продавцом в договоре продажи с публичных торгов конфискованного имущества, продавцом в договоре приватизации государственного имущества, эмитентом и продавцом ценных бумаг, в частности, облигаций государственного займа, акций, приватизационных сертификатов, жилищных чеков и т.п. Особое место в обязательственных отношениях отводится государству как субъекту гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность может настать как за невыполнение гражданско-правовых обязательств, так и за деликтные обязательства, например, вред, причиненный принятием закона о прекращении права собственности на определенное имущество (ст. 1170 ГК Украины), вред, причиненный государственными органами (ст.ст. 1173-1175 ГК Украины), органами дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1176 ГК Украины). На государство возлагается обязанность по возмещению вреда в отдельных случаях, предусмотренных законом (например, ст. 1207 ГК Украины). Государство может приобретать отдельные права интеллектуальной собственности. Так, после окончания срока действия авторского права произведение становится общественным достоянием, и авторское право переходит к государству. Государство также может быть участником наследственных отношений (например, быть наследником по завещанию). Наряду с внутренними гражданскими отношениями государство может принимать участие и во внешнем обороте. Это имеет место в тех случаях, когда внешнеторговые отношения устанавливаются через торговые представительства Украины за границей и через иные специально уполномоченные органы. Права и обязанности в этом случае приобретает непосредственно государство, выступающее как субъект гражданского права (ст. 8 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности»). К таким гражданско-правовым отношениям относятся, например, международные концессионные договоры, инвестиционная деятельность, договоры внешнего займа и т.п. Однако, в тех случаях, когда договоры заключают государственные юридические лица от своего имени, последние выступают как участники соответствующего договора. Государство может создавать юридические лица публичного права. Так, в соответствии с Конституцией Украины, государством созданы такие органы, которые предназначены для выполнения поставленных перед ним задач и функций (Верховная Рада, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Верховная рада Автономной Республики Крым, воинские формирования (Вооруженные Силы Украины, другие воинские формирования, предназначенные для выполнения задач по гарантированию национальной безопасности и неприкосновенности государственной границы Украины, Конституционный Суд Украины). Правовой статус, порядок создания, деятельности и прекращения определяется Конституцией Украины, законами и другими законодательными актами. Государство может создавать также юридические лица частного права, выступая как самостоятельный учредитель или как учредитель наравне с другими субъектами гражданского права. Вместе с тем, государство не может создавать такие юридические лица, которые могут создаваться лишь физическими лицами или негосударственными юридическими лицами (например, общественные организации, политические партии и т.п.). Создавая юридические лица, государство наделяет их определенным имуществом и осуществляет контроль за их деятельностью. Государственным юридическим лицам публичного права государственное имущество предоставляется в полное хозяйственное ведение или передается в оперативное управление. При этом собственником такого имущества остается государство. В случае создания юридических лиц частного права государство передает им имущество в собственность, сохраняя право корпоративного управления этим имуществом. Занятие хозяйственной (предпринимательской) деятельностью непосредственно государством, территориальной громадой не допускается, поскольку это противоречит целям их существования. В случаях, указанных в законе, такая деятельность может осуществляться государственными и коммунальными органами и специально созданными для этой цели юридическими лицами. Автономная Республика Крым, в соответствии со ст. 134 Конституции Украины и со ст. 1 Конституции Автономной Республики Крым, утвержденной Законом Украины от 23 декабря 1998 г., является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению. Правовой статус Автономной Республики Крым определен Конституцией Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и другими нормативно-правовыми актами. Материальной основой участия Автономной Республики Крым 6 гражданском обороте является имущество (бюджетные и прочие материальные средства), принадлежащее ей и не закрепленное за созданными ею юридическими лицами публичного и частного права. Автономная Республика Крым, как и государство (Украина) может приобретать весь объем прав и обязанностей участника гражданских отношений, которые не противоречат ее сущности, как социально-публичного образования, наделенного властными и распорядительными функциями. Как и государство Украина, Автономная Республика Крым может иметь определенные неимущественные права, осуществлять принадлежащие ей вещные права, создавать юридические лица публичного и частного права, быть участником гражданских обязательств, наследовать по завещанию и т.п. Отличие Автономной Республики Крым от государства Украины, как участника гражданско-правовых отношений, состоит в невозможности самостоятельного установления собственной гражданской правосубъектности (Конституция Автономной Республики Крым утверждается законом Украины, принимаемым Верховной Радой Украины). Автономная Республика Крым не может выступать субъектом конфискации, реквизиции имущества и т.п. Территориальной громадой считаются жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр (ст. 1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»). Территориальная громада, как и иные социально-публичные образования, имеет гражданскую правосубъектность. Моментом ее возникновения является признание в установленном законом порядке существования административно-территориальной единицы. Территориальные громады могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для осуществления общих проектов или для общего финансирования (содержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений, создавать для этого соответствующие органы и службы (ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»). В данном случае бюджетные средства или имущество закрепляются за одной из территориальных громад, являющейся ответственной за осуществление такой деятельности. Возможно также создание юридического лица для обеспечения достижения общих интересов объединившихся территориальных громад. Материальной базой правосубъектности органов местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, естественные ресурсы, которые находятся в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, которые находятся в управлении районных и областных советов (ст. 142 Конституции Украины). Территориальная громада может выступать субъектом вещных правоотношений. Она является субъектом права коммунальной собственности (ст. 327 ГК Украины), может приобретать право собственности на бесхозную вещь (ч. 2 ст. 335 ГК Украины), находку (ч. 2 ст. 338 ГК Украины), бесхозное домашнее животного (ч. 2 ст. 341 ГК Украины), а также на наследство, признанное судом выморочным (ч. 3 ст. 1277 ГК Украины), и т.п. В соответствии со ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» сельские, поселковые, городские, районные в городах (в случае их создания) советы имеют преобладающее право на приобретение в коммунальную собственность помещений, сооружений, других объектов, расположенных на соответствующей территории, если они могут быть использованы для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей территориальных громад. Территориальная громада может выступать субъектом внешнеэкономической деятельности (ст. 3 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности»). Территориальные громады могут быть участниками договоров и иных гражданских обязательств, осуществлять эмиссию ценных бумаг и т.п. Так, совет или по его решению другие органы местного самоуправления в соответствии с законодательством могут выпускать местные займы, лотереи и ценные бумаги, получать ссуды из других бюджетов с их погашением до конца бюджетного года, а также получать кредиты в банковских учреждениях. Органы местного самоуправления могут в пределах, определенных законодательством, создавать коммунальные банки и прочие финансово-кредитные учреждения, выступать гарантами кредитов предприятий, учреждений и организаций, размещать принадлежащие им средства в банках других субъектов права собственности, получать проценты от доходов в соответствии с законом, с зачислением их в доходную часть соответствующего местного бюджета (ст. 70 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»). Территориальная громада может нести гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, а также за вред, причиненный органами и должностными, служебными лицами при выполнении возложенных на них должностных (служебных) обязанностей. Территориальные громады могут создавать юридические лица. Кроме того, муниципальное законодательство Украины определяет взаимоотношения органов местного самоуправления с юридическими лицами публичного и частного права, созданными территориальной громадой, а также с юридическими лицами, созданными другими учредителями. Так, отношения органов местного самоуправления с организациями, находящимися в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, строятся на принципах подчиненности, подотчетности и подконтрольности последних органам местного самоуправления, а отношения с другими юридическими лицами строятся на договорной и налоговой основе и на принципах подконтрольности в пределах полномочий, предоставленных органам местного самоуправления законом (ст.ст. 16, 17 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.242 (0.008 с.) |