Гражданская правоспособность государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гражданская правоспособность государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад.



Принципы участия государства и Украинского народа в граж­данских правоотношениях определены в Конституции Украины — Основном законе государства. Государство может иметь личные неимущественные права, но лишь те, которые не проти­воречат его сущности, как социально-публичного образования, субъекта публичного права.

Государство является субъектом имущественных отношений. В частности, оно может быть собственником имущества, которое находится в государственной собственности.

Субъектом права общегосударственной собственности являет­ся государство в лице Верховной Рады Украины (ст. 32 Закона Украины «О собственности»). Законом (ст. 13 Конституции Ук­раины) закреплено признание существования специфического субъекта отношений собственности — Украинского народа, име­ющего исключительное право собственности на отдельные виды имущества, обеспечивающие существование государства и народа как такового, национальную безопасность и территориальную не­прикосновенность государства.

Государство также может быть субъектом общей собственнос­ти с участием других участников гражданских правоотношений.

Государство может быть участником обязательственных от­ношений. Например, оно может быть участником договора по­ставки для государственных нужд, продавцом в договоре прода­жи с публичных торгов конфискованного имущества, продавцом в договоре приватизации государственного имущества, эмитентом и продавцом ценных бумаг, в частности, облигаций государствен­ного займа, акций, приватизационных сертификатов, жилищных чеков и т.п.

Особое место в обязательственных отношениях отводится го­сударству как субъекту гражданско-правовой ответственности. Гражданско-правовая ответственность может настать как за не­выполнение гражданско-правовых обязательств, так и за деликтные обязательства, например, вред, причиненный принятием за­кона о прекращении права собственности на определенное иму­щество (ст. 1170 ГК Украины), вред, причиненный государственными органами (ст.ст. 1173-1175 ГК Украины), органами дознания, до­судебного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1176 ГК Украины). На государство возлагается обязанность по возмещению вреда в отдельных случаях, предусмотренных законом (например, ст. 1207 ГК Украины).

Государство может приобретать отдельные права интеллек­туальной собственности. Так, после окончания срока действия авторского права произведение становится общественным досто­янием, и авторское право переходит к государству.

Государство также может быть участником наследственных отношений (например, быть наследником по завещанию).

Наряду с внутренними гражданскими отношениями государ­ство может принимать участие и во внешнем обороте. Это имеет место в тех случаях, когда внешнеторговые отношения устанавли­ваются через торговые представительства Украины за границей и через иные специально уполномоченные органы. Права и обязан­ности в этом случае приобретает непосредственно государство, вы­ступающее как субъект гражданского права (ст. 8 Закона Украи­ны «О внешнеэкономической деятельности»). К таким граждан­ско-правовым отношениям относятся, например, международные концессионные договоры, инвестиционная деятельность, договоры внешнего займа и т.п. Однако, в тех случаях, когда договоры зак­лючают государственные юридические лица от своего имени, пос­ледние выступают как участники соответствующего договора.

Государство может создавать юридические лица публичного права. Так, в соответствии с Конституцией Украины, государством созданы такие органы, которые предназначены для выполнения поставленных перед ним задач и функций (Верховная Рада, Пре­зидент Украины, Кабинет Министров Украины, Верховная рада Автономной Республики Крым, воинские формирования (Воору­женные Силы Украины, другие воинские формирования, пред­назначенные для выполнения задач по гарантированию нацио­нальной безопасности и неприкосновенности государственной гра­ницы Украины, Конституционный Суд Украины). Правовой статус, порядок создания, деятельности и прекращения опреде­ляется Конституцией Украины, законами и другими законода­тельными актами.

Государство может создавать также юридические лица част­ного права, выступая как самостоятельный учредитель или как учредитель наравне с другими субъектами гражданского права. Вместе с тем, государство не может создавать такие юридические лица, которые могут создаваться лишь физическими лицами или негосударственными юридическими лицами (например, обществен­ные организации, политические партии и т.п.).

Создавая юридические лица, государство наделяет их опреде­ленным имуществом и осуществляет контроль за их деятельно­стью. Государственным юридическим лицам публичного права государственное имущество предоставляется в полное хозяйствен­ное ведение или передается в оперативное управление. При этом собственником такого имущества остается государство. В случае создания юридических лиц частного права государство передает им имущество в собственность, сохраняя право корпоративного управления этим имуществом.

Занятие хозяйственной (предпринимательской) деятельностью непосредственно государством, территориальной громадой не до­пускается, поскольку это противоречит целям их существования. В случаях, указанных в законе, такая деятельность может осуще­ствляться государственными и коммунальными органами и спе­циально созданными для этой цели юридическими лицами.

Автономная Республика Крым, в соответствии со ст. 134 Кон­ституции Украины и со ст. 1 Конституции Автономной Республи­ки Крым, утвержденной Законом Украины от 23 декабря 1998 г., является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопро­сы, отнесенные к ее ведению. Правовой статус Автономной Респуб­лики Крым определен Конституцией Украины, Конституцией Ав­тономной Республики Крым и другими нормативно-правовыми актами.

Материальной основой участия Автономной Республики Крым 6 гражданском обороте является имущество (бюджетные и про­чие материальные средства), принадлежащее ей и не закреплен­ное за созданными ею юридическими лицами публичного и част­ного права.

Автономная Республика Крым, как и государство (Украина) может приобретать весь объем прав и обязанностей участника гражданских отношений, которые не противоречат ее сущности, как социально-публичного образования, наделенного властными и распорядительными функциями.

Как и государство Украина, Автономная Республика Крым может иметь определенные неимущественные права, осуществлять принадлежащие ей вещные права, создавать юридические лица публичного и частного права, быть участником гражданских обя­зательств, наследовать по завещанию и т.п.

Отличие Автономной Республики Крым от государства Укра­ины, как участника гражданско-правовых отношений, состоит в невозможности самостоятельного установления собственной граж­данской правосубъектности (Конституция Автономной Республики Крым утверждается законом Украины, принимаемым Верхов­ной Радой Украины). Автономная Республика Крым не может выступать субъектом конфискации, реквизиции имущества и т.п. Территориальной громадой считаются жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, явля­ющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр (ст. 1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»).

Территориальная громада, как и иные социально-публичные образования, имеет гражданскую правосубъектность. Моментом ее возникновения является признание в установленном законом порядке существования административно-территориальной единицы.

Территориальные громады могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для осуществления общих проектов или для общего финансирования (содержания) коммунальных предприятий, орга­низаций и учреждений, создавать для этого соответствующие орга­ны и службы (ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправле­нии в Украине»). В данном случае бюджетные средства или иму­щество закрепляются за одной из территориальных громад, являющейся ответственной за осуществление такой деятельнос­ти. Возможно также создание юридического лица для обеспече­ния достижения общих интересов объединившихся территори­альных громад.

Материальной базой правосубъектности органов местного са­моуправления является движимое и недвижимое имущество, до­ходы местных бюджетов, другие средства, земля, естественные ре­сурсы, которые находятся в собственности территориальных гро­мад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, которые находятся в управлении районных и областных советов (ст. 142 Конституции Украины).

Территориальная громада может выступать субъектом вещ­ных правоотношений. Она является субъектом права коммуналь­ной собственности (ст. 327 ГК Украины), может приобретать пра­во собственности на бесхозную вещь (ч. 2 ст. 335 ГК Украины), находку (ч. 2 ст. 338 ГК Украины), бесхозное домашнее животно­го (ч. 2 ст. 341 ГК Украины), а также на наследство, признанное судом выморочным (ч. 3 ст. 1277 ГК Украины), и т.п.

В соответствии со ст. 60 Закона Украины «О местном самоуп­равлении в Украине» сельские, поселковые, городские, районные в городах (в случае их создания) советы имеют преобладающее право на приобретение в коммунальную собственность помеще­ний, сооружений, других объектов, расположенных на соответству­ющей территории, если они могут быть использованы для обеспе­чения коммунально-бытовых и социально-культурных потребно­стей территориальных громад.

Территориальная громада может выступать субъектом внеш­неэкономической деятельности (ст. 3 Закона Украины «О внеш­неэкономической деятельности»).

Территориальные громады могут быть участниками догово­ров и иных гражданских обязательств, осуществлять эмиссию ценных бумаг и т.п. Так, совет или по его решению другие органы местного самоуправления в соответствии с законодательством мо­гут выпускать местные займы, лотереи и ценные бумаги, получать ссуды из других бюджетов с их погашением до конца бюджетного года, а также получать кредиты в банковских учреждениях.

Органы местного самоуправления могут в пределах, определен­ных законодательством, создавать коммунальные банки и прочие финансово-кредитные учреждения, выступать гарантами креди­тов предприятий, учреждений и организаций, размещать принад­лежащие им средства в банках других субъектов права собствен­ности, получать проценты от доходов в соответствии с законом, с зачислением их в доходную часть соответствующего местного бюджета (ст. 70 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»).

Территориальная громада может нести гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам, а также за вред, при­чиненный органами и должностными, служебными лицами при выполнении возложенных на них должностных (служебных) обя­занностей.

Территориальные громады могут создавать юридические лица. Кроме того, муниципальное законодательство Украины оп­ределяет взаимоотношения органов местного самоуправления с юридическими лицами публичного и частного права, созданными территориальной громадой, а также с юридическими лицами, со­зданными другими учредителями. Так, отношения органов мест­ного самоуправления с организациями, находящимися в комму­нальной собственности соответствующих территориальных гро­мад, строятся на принципах подчиненности, подотчетности и подконтрольности последних органам местного самоуправления, а отношения с другими юридическими лицами строятся на дого­ворной и налоговой основе и на принципах подконтрольности в пределах полномочий, предоставленных органам местного само­управления законом (ст.ст. 16, 17 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.008 с.)