Реализация гражданской дееспособности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация гражданской дееспособности



Государства, Автономной Республики Крым,

Территориальных громад

Государство, Автономная Республика Крым и территориаль­ные громады осуществляют гражданскую дееспособность через свои органы и представителей.

Чаще указанные социально-публичные образования реализу­ют свою гражданскую дееспособность через органы, действующие в пределах компетенции, определенной законом.

Так, в соответствии со ст. 170 ГК Украины государство приоб­ретает и осуществляет гражданские права и обязанности через органы государственной власти в пределах их компетенции, ус­тановленной законом.

Например, управление государственным имуществом от лица народа осуществляет соответственно Верховная Рада Украины и местные Советы народных депутатов Украины, а также уполно­моченные ими государственные органы. Государственные органы, уполномоченные управлять государственным имуществом, реша­ют вопрос о создании предприятий и определении целей их дея­тельности, реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью доверенного им государственного имущества и прочие правомочия в соответ­ствии с законодательными актами Украины (ст. 33 Закона Укра­ины «О собственности»). Бюджетными средствами распоряжают­ся финансовые органы, поэтому именно они наиболее часто выс­тупают в качестве органов, уполномоченных для участия в гражданских правоотношениях, в частности, при выпуске госу­дарственных займов, предоставлении кредитов и т.п.

Государство принимает участие в гражданских правоотноше­ниях не как отдельно взятое единое целое, а как совокупность органов различных уровней, которые являются независимыми друг от друга и выступают как самостоятельные участники граждан­ско-правовых отношений.

Так, Фонд государственного имущества Украины в соответ­ствии с Временным положением о Фонде государственного иму­щества Украины, утвержденным Постановлением Верховной Рады Украины от 21 мая 1997 года, является государственным орга­ном, осуществляющим государственную политику в сфере прива­тизации государственного имущества, выступает арендодателем имущественных комплексов, являющихся общегосударственной собственностью. Фонд, соответственно, наделен рядом полномо­чий по реализации правосубъектности государства в гражданских правоотношениях. Так, Фонд изменяет в процессе приватизации организационно-правовую форму предприятий, находящихся в общегосударственной собственности, путем преобразования их в открытые акционерные общества; осуществляет полномочия соб­ственника в отношении доли акций акционерных обществ, кото­рые не были реализованы в процессе приватизации, несет риск (ответственность) в пределах указанной доли; продает имущество, находящееся в общегосударственной собственности в процессе его приватизации, включая имущество ликвидированных предприя­тий и объектов незавершенного строительства; заключает согла­шения с посредниками по организации подготовки к приватиза­ции и продаже объектов приватизации; выступает арендодате­лем имущества целостных имущественных комплексов предприятий, организаций, их структурных подразделений, явля­ющихся общегосударственной собственностью, дает разрешение предприятиям, организациям на передачу в аренду имуществен­ных комплексов, их структурных подразделений; принимает участие в создании общих предприятий, в уставный фонд которых передается имущество, являющееся общегосударственной собствен­ностью; представляет интересы Украины за границей по вопро­сам, касающимся защиты имущественных прав государства.

В соответствии с Положением о Государственном казначей­стве, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Ук­раины от 31 июля 1995 г., Главное управление Государственного казначейства организовывает и осуществляет исполнение госу­дарственного бюджета, исходя из принципа единого казначейско­го счета; осуществляет управление доходами и расходами госу­дарственного бюджета, осуществляет операции с имеющимися бюд­жетными средствами, в том числе в иностранной валюте, в пределах учета доходов и расходов государственного бюджета; осуществ­ляет по доверенности Кабинета Министров Украины и Минфина операции с другими средствами, находящимися в распоряжении Правительства Украины; осуществляет вместе с Национальным банком и Минфином управление государственным внутренним и внешним долгом и производит их обслуживание в соответ­ствии с действующим законодательством.

Порядок управления корпоративными правами, принадлежа­щими государству, определен Указом Президента Украины от 21 февраля 2000 года «О Национальном агентстве Украины по уп­равлению корпоративными правами» и Постановлением Кабине­та Министров Украины от 15 мая 2000 года «Об управлении кор­поративными правами».

Аналогичным образом осуществляется гражданская дееспо­собность Автономной Республики Крым.

Территориальные громады приобретают и осуществляют гражданские права и обязанности через органы местного само­управления в пределах их компетенции, установленной законом.

Ст. 143 Конституции Украины предусматривает, что террито­риальные громады села, поселка, города непосредственно или че­рез образованные ими органы местного самоуправления управля­ют имуществом, находящимся в коммунальной собственности; образовывают, реорганизуют и ликвидируют коммунальные пред­приятия, организации и учреждения, а также осуществляют кон­троль за их деятельностью; решают другие вопросы местного зна­чения, отнесенные законом к их компетенции.

Органы местного самоуправления (например, соответствующе­го совета) считаются юридическими лицами публичного права и наделяются полномочиями, в пределах которых действуют само­стоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соот­ветствии с законом.

Органы местного самоуправления от имени и в интересах тер­риториальных громад в соответствии с законом осуществляют правомочия владения, пользования и распоряжения объектами права коммунальной собственности, могут передавать объекты права коммунальной собственности в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать их в аренду, продавать и покупать, использовать как залог, решать воп­росы их отчуждения, определять в соглашениях и договорах ус­ловия использования и финансирования объектов, которые при­ватизируются и передаются в пользование и аренду (ст. 60 Зако­на Украины «О местном самоуправлении в Украине»).

Так, в соответствии со ст. 26 Закона Украины «О местном са­моуправлении в Украине» к исключительной компетенции сель­ского, поселкового, городского совета относится вопрос принятия решений о выпуске местных займов; принятия решений о полу­чении займов из других местных бюджетов и источников, а так­же о передаче средств из соответствующего местного бюджета; принятия решений об отчуждении в соответствии с законом ком­мунального имущества; утверждения местных программ прива­тизации, а также перечня объектов коммунальной собственности, не подлежащих приватизации; определения целесообразности, по­рядка и условий приватизации объектов права коммунальной соб­ственности; решения вопросов о приобретении в установленном законом порядке приватизированного имущества, о включении в объекты коммунальной собственности имущества, отчужденного в процессе приватизации, договор купли-продажи которого в уста­новленном порядке расторгнут или признан недействительным, о предоставлении в концессию объектов права коммунальной соб­ственности, о создании, ликвидации, реорганизации и перепрофи­лировании предприятий, учреждений и организаций коммуналь­ной собственности соответствующей территориальной громады, а также реализуют другие полномочия.

Реорганизация или ликвидация действующих коммунальных дошкольных учебных заведений, а также дошкольных учебных заведений, созданных бывшими сельскохозяйственными коллек­тивными и государственными хозяйствами, допускается лишь с согласия территориальной громады (общего собрания) села, посел­ка, города или на основании результатов местного референдума.

Муниципальным законодательством также определены пол­номочия исполнительных органов сельских, поселковых, город­ских советов в сфере социально-экономического и культурного развития, управления коммунальной собственностью жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, об­щественного питания, транспорта и связи, в области строитель­ства, в сфере образования, здравоохранения, культуры, физкуль­туры и спорта, в области внешнеэкономической деятельности (ст.ст. 27-41 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»), определяющие, в частности, и участие указанных ор­ганов в гражданских правоотношениях.

Определенные полномочия могут возлагаться также и на от­дельных должностных лиц, наделенных соответствующей компе­тенцией в области гражданских отношений.

Сельский, поселковый, городской, районный в городе совет мо­жет наделять частью своих полномочий органы самоорганизации населения, передавать им соответствующие средства, а также мате­риальные и прочие ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, осуществлять контроль за их выполнением (ст. 16 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»).

Одним из элементов дееспособности государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад (так же, как и дее­способности физических и юридических лиц) является трансдее­способность, то есть возможность субъекта быть представителем другого участника гражданских отношений, а также возможность наделять полномочиями других субъектов гражданских отноше­ний на представительство собственных интересов.

Таким образом, государство, Автономная Республика Крым и территориальные громады могут выступать в гражданских отношениях не только непосредственно, но и через посредниче­ство других лиц — представителей.

Представителями государства, Автономной Республики Крым, территориальных громад по специальным доверенностям могут выступать физические и юридические лица, органы государствен­ной власти, органы власти Автономной Республики Крым и орга­ны местного самоуправления (ст. 173 ГК Украины).

Такое представительство может осуществляться на основании закона или договора (часть 3 ст. 237 ГК Украины, кстати, здесь упоминается только «закон» и значит другие «акты законода­тельства» формально под это не подпадают).

В случае, если представительство возникает на основании за­кона или иного акта законодательства органа государственной власти, органа Автономной Республики Крым, территориальной громады, то непосредственно этим законодательным актом на­значается представитель и определяется объем его полномочий.

В случае договорного представительства соответствующие от­ношения возникают на основании договора (поручения, трудово­го договора и т.п.), а объем полномочий представителя определя­ется договоренностью сторон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.244 (0.009 с.)